§ 14. Адвокатский документ. Адвокатские запросы, ходатайства и жалобы как основные информационные средства адвоката
Деятельность, которая осуществляется в соответствии с процессуальными требованиями, установленными законом, относится к процессуальной.
Адвокатская деятельность может быть как процессуальной, так и непроцессуальной. Исходя из этого, структура информационного поля адвоката состоит из совокупности различных факторов и формируется различными способами.
Главным стержнем в процессуальной и непроцессуальной (организационной) профессиональной деятельности адвоката является адвокатский документ.
Документ (от лат. documentum — образец, свидетельство, доказательство, любой материальный объект) в целом — это облеченный в письменную форму акт, удостоверяющий наличие фактов определенного значения.
Юридический документ, составленный адвокатом, должен содержать идентификацию адвоката, его составившего.
Адвокатские документы существуют в письменной и электронной форме.
Адвокатские документы могут быть многоуровневыми. Так, адвокатские документы одного, скажем первоначального уровня (адвокатский запрос, ходатайство, жалоба, справка, выписки, ксерокопии и т. п.) формируют адвокатские документы более высоких уровней (адвокатское досье или производство). Последнее же, в свою очередь, становится основой для реализации адвокатом правозащитных функций в целом, например в виде подготовки новых ходатайств (например, о прекращении дела), но уже другого уровня. То есть мы видим спиралеобразную динамику развития адвокатских документов. Итоговым (наивысшим) уровнем адвокатского документа является адвокатский архивный документ, то есть документ, по которому выполнение профессиональных действий адвокатом приостановлено либо прекращено.
189
МОДУЛЬ І
Отдельно можно выделить особый вид «рабочих» адвокатских документов таких, как различные планы и типовые «заготовки» юридических документов (адвокатские проекты).
Адвокатский документ представляет собой информацию на материальном носителе, имеющую юридическую силу, он должен соответствовать форме, установленной законодательством для того вида документа, который
составляет адвокат.
Обязательство адвоката по составлению юридического документа считается невыполненным до тех пор, пока его подача не повлечет за собой тех юридических последствий, для наступления которых он был составлен.
Все адвокатские документы характеризуются совокупностью трех составляющих: 1) физическая и организационно-правовая регистрация поступившей к адвокату информации, связанной с его профессиональной деятельностью; 2) форма представления адвокату информации (например, выдача справки, ответ на запрос, письменное заявление или пояснение); 3) активизация адвокатской деятельности по оказанию правовой помощи и защиты (реализация адвокатского документа).
Таким образом, адвокатский документ в широком смысле — это материальный объект, содержащий в зафиксированном виде информацию, оформленную в установленном порядке, имеющий в соответствии с действующим законодательством правовое значение.
Информация, содержащаяся в адвокатском документе удостоверяет факты, имеющие значение для юридического дела, и относится к конфиденциальной, отсюда содержание адвокатского документа в полном объеме охватывается категорией адвокатская тайна.
Адвокатские документы в своем большинстве требуют совершения ряда определенных процессуальных процедур для придания им юридической силы, особенно в уголовном процессе.
Итак, в более узком значении предлагается следующее определение адвокатского документа как информационного объекта, составленного адвокатом в интересах или по просьбе клиента (доверителя) либо полученного адвокатом от третьих лиц в результате его профессиональной деятельности по осуществлению защиты и оказанию правовой помощи доверителям и сохраняющийся на материальных носителях данных (бумага, кино- и фотопленка, CD. DVD и т. п.) с записанной на нем информацией, предназначенной для ее передачи во времени и пространстве.
Одной из наиболее эффективных форм получения информации является адвокатский запрос, то есть изложенное в письменной форме и обязательное для исполнения требование адвоката в орган государственной власти
190
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
и управления, орган местного самоуправления, правоохранительные органы, их должностным лицам, предприятия, учреждения или организации, независимо от форм собственности и подчинения, или их руководителю (руководящему органу), объединения граждан или физических лиц (далее — «адресаты адвокатского запроса») о предоставлении сведений, справок, характеристик или иных документов (их заверенных копий), предметов, которые могут быть доказательствами в судебном деле, или заключений, официальных разъяснений либо официального ответа по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Теперь адвокат вправе, представляя права и законные интересы своих доверителей, запрашивать и собирать иным способом справки, характеристики и иные документы и сведения, необходимые для оказания юридической помощи. При этом круг собираемых сведений не ограничен. Государственные органы, общественные объединения, а также иные организации, куда обращается адвокат, обязаны выдавать ему запрошенные документы или их заверенные копии. Что касается других форм сбора информации, то в Законе они не оговорены, а значит, предполагается, что если такая процедура не противоречит Закону, то всякая полученная адвокатом информация, всякое сведение должны быть приняты тем органом, для которого они собраны.
Основные направления деятельности адвоката по обеспечению общественных информационных отношений заключаются в следующем: 1) установление консенсуса (согласия) в информационных общественных отношениях, согласованности норм информационного законодательства; 2) защита правомерного поведения участников информационных отношений, профилактика и борьба с правонарушителями в этой сфере правоотношений; 3) участие в обеспечении информационной безопасности граждан, их объединений, общества и государства как составляющей национальной безопасности Украины; 4) участие в защите информации от утечки, несанкционированного доступа, уничтожения, подделки, модификации, искажению независимо от технологии обработки.
Статья 19 ЗУ «О доступе к публичной информации» (2011), регламентирует оформление запросов на информацию. Так, запрос на информацию — это просьба лица к распорядителю информации, предоставить публичную информацию, находящуюся в его владения. Запрашивающий имеет право обратиться к распорядителю информации с запросом на информацию независимо от того, касается эта информация его лично или нет, без объяснения причины подачи запроса. Запрос на информацию может быть индивидуальным или коллективным. Запросы могут подаваться в устной, письменной или иной форме (по почте, факсу, телефону, электронной почте) по выбору запрашивающего. Письменный запрос подается в произвольной форме.
191
МОДУЛЬ 1
По установленому в данном Законе правилу запрос на информацию должен содержать: 1) имя (наименование) запрашивающего, почтовый адрес или адрес электронной почты, а также номер средства связи, если таковой имеется; 2) общее описание информации или вид, название, реквизиты или содержание документа, по которому запрашивается, если спрашивающему это известно; 3) подпись и дату при условии представления запроса в письменной форме.
С целью упрощения процедуры оформления письменных запросов на информацию адвокат (как и любое другое лицо) может подавать запрос путем заполнения соответствующих форм запросов на информацию, которые можно получить у распорядителя информации и на официальном веб-сайте соответствующего распорядителя. Указанные формы должны иметь краткую инструкцию по процедуре подачи запроса на информацию, ее получение и т. д.
В случае если по уважительным причинам (инвалидность, ограниченные физические возможности и т. д.) конкретный человек не может подать письменный запрос, он должен оформить ответственное лицо по вопросам запросов на информацию, обязательно указав в запросе свое имя, контактный телефон, и предоставить копию запроса для подачи другим лицом. Последним может быть как адвокат, так и наоборот адвокат может предоставлять оформление запросов другим лицам (в том числе помощникам адвоката).
На законодательном уровне установлен срок рассмотрения запросов на информацию. Так, распорядитель информации должен предоставить ответ на запрос на информацию не позднее пяти рабочих дней со дня получения запроса. В случае если запрос на информацию касается информации, необходимой для защиты жизни или свободы лица, в отношении состояния окружающей среды, качества пищевых продуктов и предметов быта, аварий, катастроф, опасных природных явлений и других чрезвычайных событий, которые произошли или могут произойти и угрожают безопасности граждан, ответ должен быть предоставлен не позднее 48 часов со дня получения запроса.
Ссылка отдельных руководителей учреждений и организаций на положення Закона Украины «Об информации» в предыдущей редакции как на основание отказа в предоставлении ответов на адвокатские запросы является необоснованным и неправомерным, о чем было указано в специальном разъяснении Высшей квалификационной комиссии адвокатуры от 21.03.2008 г.
Иногда в адвокатской деятельности требуется получить информацию по запросам в крайне сжатые сроки. Новый закон содержит соответствующую
192
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
норму, указывая, что ходатайство о срочной обработке запроса должно быть обоснованным. Более того, в случае ecjlH запрос касается предоставления большого объема информации или требует поиска информации среди большого количества данных, распорядитель информации может продлить срок рассмотрения запроса до 20 рабочих дней с обоснованием такого продления О продлении срока распорядитель информации сообщает спрашивающего в письменной форме не позднее пяти рабочих дней со дня получения запроса
Фактические документально подтвержденные расходы адресата адвокатского запроса по предоставлению ответа на него, в том числе на подготовку и передачу (пересылку) сведений, документов (копий документов) заключения, официальных разъяснений и другой информации по запросу адвоката, должны быть возмещены адвокатом — автором запроса
По общему правилу, закрепленному в новом Законе «О доступе к публичной информации», информация по любому запросу предоставляется бесплатно. Но в то же время, в случае если удовлетворение запроса на информацию предусматривает изготовление копий документов объемом более 10 страниц, запрашивающий обязан возместить фактические расходы на копирование и печать. Размер фактических расходов определяется соответствующим распорядителем на копирование и печать в пределах граничных норм, установленных Кабинетом Министров Украины. В случае если распорядитель информации не установил размер платы за копирование или печать, информация предоставляется бесплатно
При предоставлении лицу информации о себе и информации, представляющей общественный интерес, плата за копирование и печать не взимается
Нужно учитывать, что все письменные обращения адвоката являются информационным запросам, но не все могут считаться адвокатскими запросами (например, к иностранным организациям или к отдельным категориям физических лиц).
Адвокату нужно учитывать, что распорядитель информации имеет право отказать в удовлетворении запроса в следующих случаях: 1) распорядитель информации не обладает и не обязан в соответствии с его полномочиями, предусмотренными законодательством, владеть информацией относительно которой запрашивается; 2) информация, относящаяся к категории информации с ограниченным доступом; 3) лицо, подавшее запрос на информацию, не оплатило фактические расходы, связанные с копированием и печатью; 4) не соблюдены требования к запросу на информацию, предусмо-тренных законом.
Ответ распорядителя информации 0 том, что информация может быть получена запрашивающим из общедоступных источников, или ответ не по
193
МОДУЛЬ 1
существу запроса считается неправомерным отказом в предоставлении информации.
Распорядитель информации, который не владеет запрашиваемой информацией, но которому по статусу или характеру деятельности известно или должно быть известно, кто ею владеет, обязан направить этот запрос надлежащему распорядителю с одновременным уведомлением об этом запрашивающего. В этом случае отсчет срока рассмотрения запроса на информацию начинается со дня получения запроса должным распорядителем.
В отказе в удовлетворении запроса на информацию должно содержаться: 1) фамилия, имя, отчество и должность лица, ответственного за рассмотрение запроса распорядителем информации; 2) дата отказа; 3) мотивированное основание отказа; 4) порядок обжалования отказа; 5) подпись.
Отказ в удовлетворении запроса на информацию предоставляется в письменной форме.
Отсрочка в удовлетворении запроса на информацию допускается в случае, если запрашиваемая информация не может быть предоставлена для ознакомления в предусмотренные настоящим Законом сроки в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы. Решение об отсрочке доводится до сведения запрашивающего в письменной форме с разъяснением порядка обжалования принятого решения.
Таким образом, в адвокатской деятельности в равной степени используются два понятия «информационный запрос» и «адвокатский запрос» в равной степени. Данные понятия не являются тождественными, а соотносятся как целое и часть.
Таким образом, подведем итог, что адвокатским запросом является изложенное в письменной форме, обязательное для выполнения требование адвоката к органам государственной власти и управления, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, их должностных лиц, руководителей предприятий, учреждений или организаций, независимо от форм собственности и подчинения, объединений граждан, физический лиц (по их согласию) о предоставлении сведений, справок, характеристик или других документов (их удостоверенных копий) или предоставление официальных разъяснений или официального ответа по вопросам, отнесенных к их компетенции.
Безосновательное непредоставление сведений, документов (копий документов), предметов или другой информации либо не предоставление мотивированного ответа на адвокатские информационные запросы, а также предоставление неполной или неточной информации или не всех документов (копий документов), или предметов по формальным признакам может образовывать состав административного правонарушения. Учитывая по-
194
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
добный подход мы присоединяемся к предложениям и законодательным инициативам о внесении соответствующих изменений, в частности дополнить Кодекс Украины об административных правонарушениях ст. 185".
Решения, действия или бездействие распорядителей информации могут быть обжалованы к руководителю распорядителя, вышестоящий орган или суд.
Запрашивающий имеет право обжаловать: 1) отказ в удовлетворении запроса на информацию; 2) отсрочка удовлетворения запроса на информацию; 3) непредоставления ответа на запрос на информацию; 4) предоставление недостоверной или неполной информации; 5) несвоевременное предоставление информации; 6) невыполнение распорядителями обязанности обнародовать информацию в соответствии с требованиями Закона; 7) иные решения, действия или бездействие распорядителей информации, нарушивших законные права и интересы запрашивающего.
Обжалование решений, действий или бездеятельности распорядителей информации в суд осуществляется в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Украины.
Ответственность за нарушение этого законодательства о доступе к публичной информации несут лица, виновные в совершении таких нарушений: 1) непредоставление ответа на запрос; 2) непредоставление информации по запросу; 3) безосновательный отказ в удовлетворении запроса на информацию; 4) необнародования информации в соответствии с требованиями Закона; 5) предоставление или обнародование недостоверной, неточной или неполной информации; 6) несвоевременное предоставление информации; 7) необоснованное отнесение информации к информации с ограниченным доступом; 8) неосуществление регистрации документов; 9) умышленное сокрытие или уничтожение информации или документов.
Лица, по мнению которых их права и законные интересы нарушены распорядителями информации, имеют право на возмещение материального и морального вреда в порядке, определенном гражданским законодательством.
Нарушения гарантированных законом профессиональных прав адвоката, в том числе путем непредоставления необходимой информации, влечет за собой ответственность должностных лиц вплоть до уголовной.
Итак, определим, что структура информационного поля адвоката в современных условиях состоит из трех основных видов: 1) устные информационные источники (объяснения физических лиц, устные заявления и ответы должностных лиц, конфиденциальные сообщения); 2) письменные информационные источники (документальные, процессуальные, непроцессуальные, публикации); 3) электронные информационные источники (видео-,
195
МОДУЛЬ 1
аудио-, телематериалы, цифровое фото, оптические носители, Интернет, корпоративные компьютерные сети, отдельные компьютеры и т. п.).
Кроме информационного запроса, действенными способами, которые позволяют адвокату выполнять свои профессиональные обязанности, являются ходатайства и жалобы, что имеет важнейшее информационно-правовое значение.
Средством участия адвоката в доказывании, содействии познавательной деятельности конкретного правоохранительного органа и лица, которые ведут уголовный процесс, а также достижения цели защиты является право их заявлять. Это право защитником может и должно быть реализовано при наличии недостатков или нарушений закона в процессе проведения досудебного следствия по уголовному делу.
С помощью ходатайств защитник доводит до сведения следователя или прокурора свою позицию о доказанности обвинения, обоснованности предъявленного обвинения, целесообразности конкретных процессуальных решений. Защитник вправе заявлять различные ходатайства без ограничения их числа. Однако, при формулировке своих вопросов, адвокатам следует прислушаться к одному из негласных основополагающих принципов в практической деятельности советских адвокатов — «Не зная ответа, не ставь вопрос».
Одно и то же ходатайство может быть заявлено следователю неоднократно. Так при правовой позиции невиновности в совершении инкриминируемого преступления логичным представляется заявление ходатайства о прекращении уголовного дела в отношении подзащитного по крайне мере два раза: в момент предъявления обвинения и по окончании досудебного следствия.
Ходатайство адвоката-защитника — это официальное письменное или устное обращение к лицу, уполномоченному осуществлять уголовно-процессуальную деятельность и принятие решений по делу, направленное на защиту прав и законных интересов подозреваемого (обвиняемого). Ходатайства защитника предварительно должны согласовываться с подзащитным и подаваться непосредственно следователю или прокурору.
Форма ходатайства адвоката подразумевает в первую очередь, что оно должно касаться предмета доказывания по конкретному делу: события преступления (времени, места, способа и других обстоятельств расследуемого деяния); виновности обвиняемого в его совершении, формы вины, мотивов и целей совершенного преступления; отягчающих, смягчающих и иных обстоятельств, которые влияют на степень и характер общественной опасности совершенного преступления; обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого; характера и размера ущерба, причиненного преступле-
196
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
нием и др. Что же касается участия адвоката-защитника при назначении и проведении экспертиз, то действующее процессуальное законодательство не дает ему такой реальной возможности. Поэтому мы поддерживаем предложения относительно реального расширения прав адвоката при назначении судебных экспертиз.
Гак, например, защитник в своих ходатайствах на различных этапах досудебного следствия может ставить вопросы об истребовании и приобщении к материалам уголовного дела документов и предметов, вызове и допросе в качестве свидетелей дополнительных лиц, проведении очных ставок, назначении и проведении судебных экспертиз и других следственных действий.
Адвокат может сам решать, какую из форм обращения к следователю с замечанием ему избрать. Это может быть устное замечание. Оно может быть и письменным, составленным на отдельном листе бумаги. В каком бы виде замечание от защитника не поступило, следователь, а также суд обязаны будут занести каждое из таковых в протокол.
Следователь обязан в срок не позднее трех суток рассмотреть по существу ходатайство защитника и удовлетворить его, если обстоятельства, об установлении которых заявлено в ходатайстве, имеют значение для дела, или вынести мотивированное постановление в случае полного или частичного отказа в его удовлетворении. О результатах рассмотрения ходатайства следователь обязан уведомить защитника, а также подозреваемого (обвиняемого), если они поддерживали данное ходатайство. Мы согласны с мнением тех авторов, которые считают недопустимым ходатайства, не исключающих возможности ухудшения положения подзащитного.
Если обвиняемый конкретно указывает адвокату на их конфиденциальных встречах о тех или иных причинах, которые послужили поводом для определенных событий, а отказ от дачи таких показаний следователю удерживает его нежелание разглашать интимные стороны жизни, то адвокат не вправе заявлять такие ходатайства. Если обвиняемый хочет, то он может из плоскости конфиденциальности это вывести самостоятельно, дав официальные показания следователю, которые уже будут занесены в протокол. Вот тогда адвокат сможет в своих ходатайствах учитывать уже не «тайную исповедь» своего клиента, а процессуальные источники.
Защитник вправе обжаловать любые действия и решения следователя и прокурора, которые, по его мнению, являются необоснованными и незаконными, причиняют вред законным интересам подозреваемого (обвиняемого). Действия следователя могут быть обжалованы прокурору как непосредственно, так и через следователя, которому и подается соответствующая жалоба. Следователь обязан в течение суток направить жалобу прокурору со своими пояснениями по существу поступившей жалобы. Все ходатайства
197
МОДУЛЬ 1
обвиняемого и его защитника должны быть рассмотрены следователем в срок не более трех суток. На постановление судьи о продлении срока или отказе в продолжении срока содержания под стражей прокурором, подозреваемым, защитником в апелляционном порядке на протяжении трех дней со дня его вынесения может быть подана апелляция. Постановление следователя о прекращении дела может быть обжаловано адвокатом прокурору в 7-дневный срок со дня получения письменного сообщения или копии постановления. Рассмотрим содержание жалобы адвоката: 1) процессуальные нарушения (не таким образом предоставлена санкция; без понятых или понятыми были приглашены заинтересованные лица); 2) ночью — если не было оснований для этого, возможно, днем; 3) изъятие во время обыска предметов (большее количество, чем нужно, уничтожены материальные ценности); 4) не прочитан всем лицам протокол обыска; 5) нахождение при обыске многих посторонних должностных лиц, не вписанных в протокол (как правило, десятки милиционеров; должны: участники, специалисты, эксперты, охрана, конвой, руководство); 6) нарушение во время обыска чего-то (материальных ценностей, морального). Сегодня в профессиональной деятельности адвоката приобретает потребность эффективное применение высоких технологий. Согласно ст. 6 Закона Украины «Об адвокатуре» при выполнении своих обязанностей по предоставлению правовой помощи адвокат имеет право применять научно-технические средства в соответствии с действующим законодательством.
Будет существенным упрощением считать, что главная особенность формирования высокотехнологической культуры адвоката ограничивается информационной поддержкой адвокатской деятельности. Это, безусловно, важный аспект, но в современных условиях приоритетным направлением становится как раз обратная сторона, а именно — юридическая поддержка процесса развития высоких технологий и правовое обеспечение трансфера технологиям (лицензии и договоры уступки).
Возможно, в этом месте кто-либо заметит, что адвокат не предоставляет юридическую помощь «процессу развития» — он пытается отстоять интересы определенных лиц, которые обращаются к нему за такой помощью. Потому субъектами процесса инновационного развития являются физические и юридические лица, деятельность которых полностью или частично осуществляется в сфере высоких технологий, и которые сталкиваются с проблемами, которые должны разрешаться в юридической плоскости. Более того, исторический опыт свидетельствует о высоком уровне вероятности угрозы возникновения негативных последствий, которые могут иметь проявления в различных формах. Основным слабым звеном остается несовершенство механизма государственной поддержки. А вот, как раз наоборот, подобная псевдоподдержка, к сожалению, может проявляться как на инди-
198
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
видуальном уровне (от ежедневных проверок, налогового давления к организации тенденциозного уголовного преследования), так и на системном (принятие несовершенных законов и других нормативных актов).
Отсюда адвокат должен знать содержание основных информационных прав и свобод, закрепленных текущим законодательством, механизм их реализации; особенности правового статуса отдельных видов информации (массовой, статистической, научно-технической, официально документированной, информации с ограниченным доступом и др.).
В завершении укажем, что такое новое уникальное полномочие адвоката, как адвокатское расследование позволяет не только вырабатывать линию защиты либо иной правовой помощи, но и подкреплять ее предметами и документами, которые могут быть признаны вещественными или иными доказательствами, т. е. собственной доказательственной базой, сила которой равна силе доказательств, в частности собираемых следствием в уголовном процессе. Об адвокатском расследовании далее еще состоится разговор, но сейчас хотелось бы отметить, что институт адвокатского расследования базируется главным образом на таком документе, как адвокатский запрос — одно из действенных средств по сбору недостающих данных.
При этом адвокатский запрос направляется бесплатно. Еще одной особенностью является то, что направление адвокатского запроса рассматривается как самостоятельный вид юридической помощи.
Информационные нагрузки в деятельности адвоката связаны со сложностью заданий, которые ему приходится решать, с учетом большого количества различных, подчас противоречивых факторов.
Подводя итоги в целом, еще раз отметим, что система разносторонних знаний, профессиональных умений и информационных навыков юриста, в том числе в сфере высоких технологий, осведомленность в различных особенностях информационных и информационно-правовых отношений, используемых для обеспечения видов юридической деятельности и предоставления современных правовых услуг в информационном обществе и составляет основное содержание информационной культуры адвоката [7; 8; 9; 10; 18; 21; 29; 80; 120; 121; 132; 133; 134; 165; 174; 219; 222; 224 и др.].
Ключевые слова
Документ, юридический документ, адвокатский документ, запрос на информацию, адвокатский запрос, ходатайство адвоката-защитника, жалоба адвоката.
199
МОДУЛЬ 1
'Если бы не было дурныхлюдей, не было бы хороши^ юристов.
Чарльз Фик&нс (1812-1870), английский писатель
- § 2. Особенности становления и развития адвокатской деятельности в различных странах
- § 3. История отечественной адвокатуры
- § 4. Историко-правовой анализ термина «адвокат». Квалификационные требования к адвокатам в Украине
- § 6. Основные виды и организационные формы адвокатской деятельности. Клиент и доверитель
- §8. Социальные права, гарантии и адвокатов
- § 10. Принципы адвокатской деятельности
- § 11. Политическая культура адвоката как элемент профессионализма адвоката. Информационные (цифровые) права и свободы
- § 12. Электронная юриспруденция и цифровая юстиция. Информационная компетентность адвоката в условиях развития высоких технологий
- § 13. Информационная культура адвоката и основные компоненты формирования его имиджа. Маркетинговые приемы в адвокатской деятельности
- § 14. Адвокатский документ. Адвокатские запросы, ходатайства и жалобы как основные информационные средства адвоката
- § 15. Основы адвокатской этики. «Сделки с правосудием»
- § 16. Проблемы рекламы адвокатской деятельности
- § 17. Ошибки адвоката
- § 18. Конфиденциальность, адвокатская тайна и допрос адвоката
- § 1. Защитная функция адвокатуры как правовая традиция. Защита от обвинения как особый вид адвокатской деятельности. Заключение соглашения об оказании правовой помощи. Адвокат свидетеля
- § 2. Полномочия адвоката на досудебном
- § 3. Источники информации адвоката-защитника. Посещение адвокатами учреждений по исполнению наказаний. Полиграф
- § 4. Организационно-тактические начала планирования защиты
- § 5. Особенности организации адвокатом защиты по делам о дтп. Оценка адвокатом выводов судебных экспертиз
- § 8. Адвокат в судебном процессе. Судебный этикет и актерская культура адвоката при рассмотрении уголовных дел
- § 9. Роль и задачи адвоката-защитника в судебных дебатах
- § 10. Роль и задачи адвоката в апелляционном и кассационном производствах
- § 11. Адвокатское досье и электронное адвокатское производство
- § 12. Электронный архив адвоката
- § 13. Электронные юридические консультации. Интернет-адвокаты и фриланс-адвокаты
- § 14. Бизнес-адвокаты, адвокат-консалтинг
- § 16. Адвокат в административном
- § 17. Церковное право и церковные адвокаты
- § 18. Военное право и развитие военной юстиции. Военные адвокаты Украины и рф. Военно-морские адвокаты сша
- § 19. Патентные поверенные и налоговые
- § 20. Будущее украинской адвокатуры: новые направления адвокатской деятельности и перспективы развития инновационных адвокатских технологий
- I. Гражданское, семейное, жилищное, трудовое, земельное и гражданское процессуальное законодательство Украины
- II. Хозяйственное, хозяйственно-процессуальное и административно-процессуальное законодательство
- III. Административное, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Украины
- II. Правила адвокатской этики
- III. Конституционное законодательство
- IV. Гражданское право
- V. Гражданско-процессуальное законодательство
- VI. Уголовное право
- VII. Уголовно-процессуальное законодательство
- VIII. Хозяйственное законодательство
- IX. Законодательство о труде
- X. Жилищное законодательство
- XI. Семейное законодательство
- XII. Законодательство об административных правонарушениях и административное судопроизводство
- XIV. Законодательство об окружающей среде (земельное, водное,