logo search

Семья религиозного и традиционного права

Семью религиозного права отличает:

  1. признание божественного происхождения права, главный творец права – Бог;

  2. религиозные источники права, религиозно-нравственные нормы;

  3. переплетение юридических норм с религиозными, философскими и моральными постулатами;

  4. отсутствие деления на частное и публичное;

  5. нормативно-правовые акты, законодательство имеют вторичное значение;

  6. судебная практика в собственном смысле слова не является источником права;

  7. право во многом основано на идее обязанностей, а не прав человека.

К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

Мусульманская правовая семья

Мусульманское право – это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии – исламе.

Мусульманская правовая система сложилась в Аравии в X в. Сейчас на нашей планете проживает свыше 800 млн мусульман. Примерно в 30 странах мира ислам признан государственной религией.

Особенности мусульманского права:

  1. специфика религиозной основы – ислам;

  2. специфика источников права (Коран, Сунна, иджма, кияс);

  3. это "право юристов", т. к. было создано учеными-богословами;

  4. отсутствие систематизации права – это право церкви, право общины верующих;

  5. господство концепции теологического общества, где государство играет роль служителя религии;

  6. суровость, особая строгость наказаний.

Религиозная основа права – ислам. В большинстве арабских стран применение положений шариата закреплено в качестве конституционной нормы. Так, в ст. 2 Конституции Кувейта 1962 г., в ст. 3 Конституции Судана 1973 г. записано, что мусульманское право является "основным источником законодательства". Это конституционное положение реализуется во многих отраслях права, и прежде всего в области гражданского, брачно-семейного, наследственного, а в ряде стран и в области уголовного права.

Источники права. Источниками права являются религиозные тесты. Они изложены в Коране, иджме, киясе. Коран (священная книга мусульман) состоит из 114 глав, или сур. Сунна – собрание около 2–3 тысяч преданий "хадисов", об указаниях и поступках Мухаммеда. Иджма – решения по правовым вопросам, принятые четырьмя калифами-сподвижниками Мухаммеда. Кияс – решения, выводы, заключения, сделанные мусульманскими юристами-богословами по аналогии с Кораном, сунной и иджмой.

Наряду с письменным правом, шариатом ("путь следования"), в мусульманских странах действует и обычное право – адаты.

Право юристов. Мусульманское право представляет собой яркий пример "права юристов". Оно было создано учеными-богослова­ми. Юридическая наука, а не государство играет роль законодателя, мнение специалиста имеет нормативно-обязательное значение. При рассмотрении дела судьи никогда не обращаются к Корану или Сунне. Вместо этого он ссылается на правоведа, авторитет которого общепризнан.

К чертам мусульманского права относятся: архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации.

Индусское право

Индусское право – это религиозная правовая система, право общины, исповедующей индуизм в Индии и других странах Юго-Восточной Азии и Африки.

В настоящее время индусское право распространяется на 300–350 млн индусов. Подавляющее большинство их проживает в республике Индия. Большая часть остальных индусов представлена национальными меньшинствами в Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки (Танзания, Уганда, Кения).

Особенности индусской правовой системы:

  1. индуизм – религиозная основа;

  2. деление общества и права на касты, группы сословия;

  3. обычное право;

  4. судебный прецедент и законодательство есть, но источником права не являются. Даже когда есть закон, судья не должен применять его по всей строгости;

  5. допускается широкое усмотрение при применении права;

  6. при отсутствии нормы судья разрешает дело по совести, справедливости;

  7. специфичность санкций: наиболее строгим наказанием является отлучение от той или иной группы;

  8. правительству разрешено законодательствовать.

Индусская система права – одна из древнейших в мире. Веды – сборники религиозных индийских песен, молитв, гимнов и предисловий, созданных в далекой древности, во II тысячелетии до н. э. и даже раньше, – содержат тексты, в которых отдельные строки можно истолковать как правила поведения. Правда, хотя индусы и считают веды божественным откровением и источником религии и права, их практическое влияние на духовную жизнь индусского общества было весьма незначительным.

Основу индуизма составляет учение о перевоплощении душ и кастовом делении общества. Согласно этому учению, все хорошие и плохие поступки человека, совершаемые им на земле, создают основу его будущего существования, определяемую моральными качествами истекшей жизни.

В отличие от христианства, иудаизма и мусульманства, которые обосновывают идею равенства всех перед Богом, индуизм исходит из идеи, что люди с момента рождения разделены на социальные иерархические группы (касты), каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей, особую мораль. Члены касты подчиняются своду правил, регулирующих их поведение в общении друг с другом и, что еще важнее, по отношению к членам других каст.

Традиционно выделяются четыре большие группы: брахманы (первоначально священнослужители), кшатрия (воины), вайшья (торговцы) и шудра (слуги и ремесленники).

Переход из одной касты в другую был невозможен, невзирая на служебные успехи, богатство и политическую власть. Каждая каста не должна быть запятнана контактами с некоторыми предметами, общением с представителями низших каст. Нарушение этих правил влекло за собой правовые последствия, признание в судебном порядке (например, признание в определенных случаях недействительным брака между членами разных каст, определение правового положения детей от таких браков и т. д.).

На основе Конституции Индии 1950 г. к настоящему времени отменены все правила об ответственности за нарушение норм кастовой принадлежности. Но многие индусы, особенно в сельской местности, все еще придерживаются традиционных правил поведения. До сих пор редки среди них браки между членами разных каст, особенно если женщина принадлежит к более высокой касте.

Не часто и вдовы вторично выходят замуж, хотя в 1956 г. было отменено правило индусского права, согласно которому такой брак признавался недействительным, а дети от него – незаконнорожденными.

Семья традиционного права

К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.

Особенности семьи традиционного права:

  1. доминирующие место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и преподаваемые из поколения в поколение;

  2. обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических представлений, сложившихся естественным путем и признанных государствами;

  3. обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;

  4. нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя в последнее время их принимается все больше и больше;

  5. судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника прав;

  6. судебная власть руководствуется идеей применения, восстанав­ливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;

  7. юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ.