logo search
Konstitutsionnoe_pravo_RF

§ 4. Конституционно-правовой статус законодательных (представительных) органов власти субъектов рф, его особенности

В соответствии с п. «н» ч.1 ст.72 Конституции РФ установление общих принципов организации государственной власти относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов власти, установленными федеральным законом. (ч.1 ст.77 Конституции РФ). Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти РФ» (с последующими изменениями и дополнениями) (В дальнейшем – федеральный закон № 184-ФЗ) закрепил общие принципы, на основании которых каждый субъект РФ устанавливает статус своего законодательного (представительного) органа государственной власти. Такое правовое регулирование позволяет, с одной стороны, создать в каждом субъекте легитимный орган государственной законодательной власти, обладающий основными признаками, присущими таким же органам в других субъектах РФ, что обеспечивает возможность равноправия субъектов РФ в отношениях с Федерацией. Кроме того, это является залогом равноправия граждан РФ, в частности, в области их политических прав и свобод, таких как право на участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранными в органы государственной власти. С другой стороны, субъекты РФ имеют возможность определить конституционно-правовой статус своих законодательных органов с учетом исторических, социальных и иных особенностей в рамках общих принципов, закрепленных федеральным законом.

Ст.4 федерального закона № 184-ФЗ установила, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.

Субъект РФ вправе самостоятельно определять наименование, численность депутатов (в т.ч. работающих на профессиональной основе) и внутреннюю структуру своего законодательного органа: будет этот орган однопалатным или двухпалатным. Так, ст.26 Устава Ленинградской области (Принят Законодательным собранием Ленинградской области 26 июня 2001 года) с изменениями от 20 декабря 2002 г., 1 ноября 2004 г.) (Вестник Правительства Ленинградской области 2001. № 8.) установил, что в состав Законодательного Собрания Ленинградской области входит 50 депутатов.

Аналогичную норму применительно к Законодательному Собранию города содержит ст. 23 Устава Санкт-Петербурга, (принятого 14 января 1998 г.) (с изменениями от 28 февраля 1998 г., 11 сентября 2000 г., 23 февраля, 22 июня 2001 г., 6 июня 2002 г., 24 июня, 10 октября, 30 декабря 2003 г., 22 октября 2004 г., 2, 7 июня, 12 июля 2005 г., 20 ноября 2006 г., 4 июня 2007 г.) (Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 1998 №2.). Ст. 33 Устава г. Москвы (в ред. Законов г. Москвы от 13.07.2001 N 32, от 06.11.2002 N 54, от 19.03.2003 N 17, от 22.10.2003 N 61, от 14.07.2004 N 51, от 15.02.2006 N 11, с изм., внесенными определением Верховного Суда РФ от 27.11.2001 N 5-г01-149) установила численный состав Московской городской Думы – постоянно действующего высшего и единственного органа законодательной (представительной) власти в количестве 35 депутатов.

Высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Башкортостан является Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан. В соответствии со ст. 67 Конституции Республики Башкорстан оно состоит из 120 депутатов. (в ред. Законов РБ от 03.11.2000 N 94-з, от 03.12.2002 N 369-з, от 15.06.2006 N 322-з).

Федеральный закон, однако, установил правило, что не менее 50 процентов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (в двухпалатном органе - не менее 50 процентов депутатов одной из палат) должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями.

Депутаты избираются гражданами РФ, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом. Депутатом может быть избран гражданин РФ, обладающий в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ пассивным избирательным правом. Выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ.

В течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации, судьей, замещать иные государственные должности РФ, субъекта РФ и муниципальные должности, если иное не предусмотрено федеральным законом. Депутат, избранный в составе списка кандидатов не вправе выйти из депутатского объединения (фракции). Он может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран. Несоблюдение указанных требований влечет за собой досрочное прекращение депутатских полномочий.

В случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Депутат вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением им своих полномочий.

Конституция (устав) субъекта РФ устанавливает срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, но этот срок не может превышать пяти лет, что служит гарантией прав и свобод граждан России, установленных ст.32 Конституции РФ.

Федеральный закон устанавливает и некоторые процедурные правила работы законодательных органов РФ с целью обеспечения демократических начал в их деятельности в связи с тем, что ст. 1 Конституции РФ провозгласила Россию в качестве демократического государства. К числу таких норм относятся следующие: во-первых, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является правомочным, если в состав указанного органа избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. Во-вторых, депутаты, избранные в составе списков политических партий, входят в депутатские объединения (во фракции). В депутатские объединения (во фракции) могут входить также депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам. В-третьих, правомочность заседания законодательного (представительного) органа субъекта РФ определяется законом субъекта РФ, при этом заседание не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Правомочное заседание должно проводиться не реже одного раза в три месяца. В четвертых, вновь избранный законодательный (представительный) орган субъекта РФ собирается на первое заседание в установленный конституцией (уставом) субъекта РФ срок, который не может превышать тридцать дней со дня его избрания. В-пятых, заседания законодательного органа субъекта РФ являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта РФ, законами субъекта РФ, а также регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности.

Ст. 5 федерального закона № 184-ФЗ устанавливает полномочия законодательного (представительный) орган государственной власти субъекта РФ. Он принимает конституцию субъекта РФ и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта РФ; принимает устав субъекта РФ и поправки к нему; осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ; осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ. К числу вопросов, обязательно регулируемых в законодательном порядке, относятся: утверждение бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ и отчета об их исполнении; установление порядка выборов в законодательный орган государственной власти субъекта РФ и в органы местного самоуправления; установление административно-территориального устройства субъекта РФ; установление системы исполнительных органов государственной власти субъекта РФ и др.

Реализация контрольных полномочий законодательными (представительными органами государственной власти субъекта РФ

Законодательный орган субъекта РФ осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ. В целях осуществления финансового контроля орган законодательной власти субъекта РФ создает специальный орган государственного финансового контроля, который в соответствии со ст. 157 Бюджетного кодекса РФ осуществляет контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовит заключение на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проводят экспертизу проектов соответствующих бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства.

В Ленинградской области таким органом является Контрольно-счетная палата, действующая на основании закона Ленинградской области от 9 февраля 2005 г. N 3-оз "О Контрольно-счетной палате Ленинградской области" (Ве6стник Правительства Ленинградской области 2005 №6). В Санкт-Петербурге контрольно-счетная палата действует на основе закона Санкт-Петербурга от 26 мая 1995 г. N 57-8 "О контрольно-счетной палате Санкт-Петербурга" (с изменениями от 24 января 1997 г., 10 июля, 29 декабря 2000 г., 24 мая 2001 г., 18 октября 2004 г.) (Вестник Законодательного Собрания Санкт –Петербурга 1995 № 9.).

Расходы на обеспечение деятельности законодательного органа субъекта РФ предусматриваются в бюджете субъекта РФ отдельно от других расходов, что является материальной гарантией независимости этого органа, с одной стороны, от федеральных органов государственной власти, а, с другой стороны, от органов исполнительной власти самого субъекта Федерации.

Особенности законодательной процедуры в субъектах РФ

Федеральный закон № 184-ФЗ закрепил некоторые общие правила, касающиеся законодательной деятельности представительных органов субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) (в дальнейшем – высшее должностное лицо субъекта РФ), представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта РФ право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта РФ.

Ст. 36 Устава г. Москвы устанавливает, что право законодательной инициативы принадлежит депутатам, комиссиям Московской городской Думы и фракциям в Московской городской Думе, Мэру Москвы, Прокурору города Москвы, представителю от Московской городской Думы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представительным органам местного самоуправления, а также гражданам, реализующим право гражданской законодательной инициативы в порядке, установленном законом города Москвы. Право законодательной инициативы в Московской городской Думе принадлежит также Председателю Московского городского суда, Председателю Арбитражного суда города Москвы, Уставному суду города Москвы, Уполномоченному по правам ребенка в городе Москве по вопросам их ведения.

Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга принадлежит депутатам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, объединениям депутатов (фракциям) Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и органам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Губернатору Санкт-Петербурга, представительным органам местного самоуправления, почетным гражданам Санкт-Петербурга, являющимся гражданами Российской Федерации и проживающим на территории Санкт-Петербурга. (ст.31 Устава Санкт-Петербурга)

Законопроекты, внесенные высшим должностным лицом субъекта РФ, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств субъекта РФ, рассматриваются законодательным органом субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ либо при наличии заключения указанного лица. Эти правила, характеризующие участие высшего должностного лица субъекта РФ в законодательном процессе, являются важной гарантией соблюдения принципа разделения властей, установленного ст. 10 Конституции РФ

Конституция (устав) субъекта РФ, поправки к ней (к нему) принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов. Законы субъекта РФ принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законом, а постановления - большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Проект закона субъекта РФ рассматривается законодательным органом субъекта РФ не менее чем в двух чтениях. В двухпалатном законодательном такой закон считается одобренным второй палатой, если за него проголосовало более половины от установленного числа членов этой палаты. В случае отклонения принятого закона палатой, к полномочиям которой относится одобрение законов субъекта РФ, отклоненный закон субъекта Российской Федерации считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов палаты, принявшей закон.

Ст.8 федерального закона № 184-ФЗ установила, что законы субъекта РФ, принятые законодательным органом субъекта РФ, направляются этим органом для обнародования высшему должностному лицу субъекта РФ, которое обязано обнародовать конституцию (устав), закон субъекта Российской Федерации, удостоверив обнародование закона путем его подписания или издания специального акта, либо отклонить закон в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта РФ и не должен превышать четырнадцать календарных дней. Отклоненный закон возвращается в законодательный орган с мотивированным обоснованием его отклонения. Этот закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов. В этом случае закон подлежит обнародованию в установленный срок. Конституция (устав) и закон субъекта РФ вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта РФ по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

Взаимодействие законодательного (представительного) органа власти субъекта РФ с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и его руководителем (высшим должностным лицом субъекта РФ)

Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случае:

а) принятия указанным органом решения о самороспуске в порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъекта РФ;

б) роспуска указанного органа высшим должностным лицом субъекта РФ по основаниям, предусмотренным п. 2 и п.2.1. ст.9 федерального закона № 184-ФЗ;

в) вступления в силу решения суда субъекта РФ о неправомочности данного состава депутатов законодательного органа, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

г) роспуска указанного органа в порядке и по основаниям, которые предусмотрены п.4 п.4.1 ст.9 федерального закона № 184-ФЗ.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного органа субъекта РФ в случае принятия данным органом конституции (устава), закона, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения, указанным в ст.ст. 71 и 72 Конституции РФ, конституции (уставу) субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный орган субъекта РФ не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.

Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного органа также в случае, если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что избранный в правомочном составе законодательный орган в течение трех месяцев подряд не проводил заседание.

Президент РФ выносит своим Указом предупреждение законодательному органу субъекта РФ в случае, если судом установлено, что законодательный орган в течение шести месяцев (или иного установленного судом срока) в пределах своих полномочий не исполнил решение суда о внесении изменений или отмене нормативно-правового акта, противоречащего федеральному законодательству и это повлекло за собой создание препятствий для реализации закрепленных Конституцией РФ и федеральным законодательством полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушению прав и свобод человека и гражданина, прав и охраняемых законом интересов юридических лиц. Если в течение трех месяцев со дня вынесения Президентом РФ такого предупреждения указанный орган не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, Президент РФ вправе распустить законодательный орган субъекта РФ. Срок, в течение которого Президент РФ вправе вынести предупреждение или принять решение о роспуске указанного органа, не может превышать один год со дня вступления в силу решения суда.

Президент РФ вправе распустить законодательный орган субъекта РФ также в случае отклонения им дважды кандидатуры на пост высшего должностного лица субъекта РФ, представленной Президентом РФ либо непринятия законодательным органом субъекта РФ соответствующего решения в установленный законом срок. (п. 4.1. ст.9 федерального закона № 184-ФЗ).

В соответствии с федеральным законодательством установлены принципы взаимодействия законодательного (представительного) органа государственной власти и органов исполнительной власти субъекта РФ.

Гражданин РФ наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ по представлению Президента РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ. Постановлением Конституционного суда РФ от 21.12.2005 N 13-П положения пункта 2 статьи 18, который предусматривает данные правила, признаны не противоречащими Конституции РФ.

Предложение о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ вносится Президентом РФ не позднее, чем за 35 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ. Перед этим проводятся соответствующие консультации по данному вопросу. В соответствии с федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия, список кандидатов которой по результатам выборов в законодательный орган субъекта РФ был допущен к распределению депутатских мандатов и получил по итогам распределения наибольшее число депутатских мандатов, вправе инициировать рассмотрение указанным органом предложения Президенту РФ о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ. Предложение политической партии, поддержанное большинством голосов от числа избранных депутатов законодательного органа субъекта РФ, оформляется соответствующим решением указанного органа и направляется Президенту РФ.

Законодательный орган субъекта РФ рассматривает представленную кандидатуру в течение 14 дней со дня ее представления. Решение о наделении гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов законодательного органа субъекта РФ. В случае, если конституцией (уставом) субъекта РФ предусмотрен двухпалатный законодательный орган, решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов каждой из палат.

В случае отклонения представленной кандидатуры Президент РФ вносит повторное предложение в течение семи дней.

В случае двукратного отклонения представленной кандидатуры (представленных кандидатур) Президент РФ проводит консультации, по результатам которых он вправе внести предложение о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ, назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ, распустить законодательный орган субъекта РФ.

Законодательный орган субъекта РФ по представлению Президента РФ принимает решение о досрочном прекращении полномочий высшего должностного лица субъекта РФ в случаях, указанных в п.п. «д», «е», «ж», «з», «и» п. 1 ст.19 федерального закона № 184-ФЗ. (признания высшего должностного лица субъекта РФ судом недееспособным или ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления умершим; вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; его выезда за пределы России на постоянное место жительства; утраты им гражданства РФ, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства).

Законодательный орган субъекта РФ вправе выразить недоверие высшему должностному лицу субъекта в случае:

Решение законодательного органа субъекта РФ о недоверии высшему должностному лицу субъекта РФ принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов. В двухпалатном законодательном органе субъекта РФ решение о недоверии принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов каждой из палат. Принятое решение направляется на рассмотрение Президента РФ для решения вопроса об отрешении высшего должностного лица субъекта РФ от должности. Решение Президента РФ об отрешении высшего должностного лица субъекта РФ от должности влечет за собой отставку возглавляемого им высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

В соответствии с конституционным принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ и высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуя в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития субъекта РФ и в интересах его населения. Правовые акты высшего должностного лица субъекта РФ и органов исполнительной власти субъекта РФ направляются в установленный законом срок в законодательный орган субъекта РФ, который вправе обратиться к органам, издавшим эти акты с предложением о внесении в них изменений и (или) дополнений, либо об их отмене, а также вправе обжаловать их в судебном порядке или порядке обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о их соответствии Конституции РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе обратиться в законодательный орган субъекта РФ с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в его постановления либо об их отмене, а также вправе обжаловать их в судебном порядке.

Законодательный орган субъекта РФ направляет высшему должностному лицу субъекта РФ планы законопроектной работы и проекты законов субъекта Российской Федерации. На заседаниях законодательного органа субъекта РФ вправе присутствовать с правом совещательного голоса руководители органов исполнительной власти субъекта РФ. На заседаниях органов исполнительной власти субъектов РФ вправе присутствовать депутаты законодательного органа субъекта РФ.

Законодательный орган субъекта РФ может принимать участие в формировании высшего исполнительного органа субъекта РФ, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц, а также в согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом. Формы такого участия устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта РФ, а в отношении руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти также федеральным законом.

Он вправе выразить недоверие должностным лицам, в назначении которых он принимал участие, если иное не предусмотрено конституцией (уставом) субъекта РФ. Принятие решения о недоверии указанным руководителям влечет немедленное освобождение их от должности или иные последствия, установленные конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ. В соответствии с п.3 ст.30 Устава Санкт-Петербурга Законодательное собрание дает согласие на назначение вице-губернаторов Санкт-Петербурга и также может выразить им недоверие. К ведению Государственного Собрания Республики Башкортостан в соответствии со ст. 71 Конституции Республики Башкорстан относится согласование назначения на должность Премьер-министра Правительства республики.

Органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ взаимодействуют также по вопросам участия в законодательной деятельности на федеральном уровне. Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения после их внесения в Государственную Думу направляются в законодательные и высшие исполнительные органы субъектов РФ для представления ими в тридцатидневный срок отзывов на эти законопроекты. Если законодательные и высшие исполнительные органы более чем одной трети субъектов РФ выскажутся против принятия соответствующего федерального закона, по решению Государственной Думы создается согласительная комиссия. При этом отзыв органов государственной власти субъекта РФ считается положительным в случае, если законодательный и высший исполнительный органы субъекта РФ выскажутся за принятие данного проекта федерального закона. Отзыв считается отрицательным, если оба государственных органа выскажутся против принятия данного законопроекта. Если мнения этих государственных органов субъекта РФ разделились, следует считать, что их мнение не выражено. Проекты указанных выше федеральных законов, принятые Государственной Думой в первом чтении, направляются в законодательные органы субъектов РФ для представления поправок в тридцатидневный срок. До истечения этого срока рассмотрение указанных законопроектов во втором чтении не допускается.

Споры между законодательным органом субъекта РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ по вопросам осуществления их полномочий разрешаются в соответствии с согласительными процедурами, предусмотренными Конституцией РФ, конституцией (уставом) и законом субъекта РФ, либо в судебном порядке.