§ 7. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. Общая характеристика конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина
В широком смысле конституционные гарантии представляют собой правовые установления конституционного уровня, обеспечивающие защиту прав человека от произвола. В узком смысле конституционные гарантии представляют собой правовые средства реализации и защиты прав личности.
Конституционные гарантии подразделяются на общие гарантии и гарантии правосудия. К общим относятся: самозащита, государственная защита прав и свобод человека и гражданина, судебная защита, международная защита прав человека. К специальным гарантиям относятся: принципы-гарантии, процессуальные права, права-гарантии, запреты-гарантии.
Принципы-гарантии, процессуальные права, права-гарантии, запреты-гарантии
Принципы-гарантии являются основополагающими конституционными установлениями задающими общий режим охраны прав и свобод личности. К этим принципам относятся: принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, принцип равноправия, принцип не отчуждаемости прав и свобод человека и принадлежности ему от рождения, принцип признания прав и свобод личности в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, принцип ограничения прав и свобод человека правами и свободами других людей, принцип гражданства, принцип ограничения прав и свобод только федеральным законом и в целях установленных Конституцией.
Важное значение в механизме обеспечения прав и свобод личности имеют установленные Конституцией РФ процессуальные права человека: право на юридическую помощь, право на пересмотр приговора, право на судебную защиту, право на рассмотрение дела в том суде, к подсудности которого по процессуальному законодательству оно отнесено и др.
К категории прав гарантий относятся, право на возмещение вреда нанесенного незаконными действиями государства; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом другие права, затрагивающие социальную сферу и сферу деятельности административных органов.
Право на защиту. Право на самозащиту
Право на защиту складывается из ряда материальных и процессуальных прав. Особо следует здесь отметить такие правовые возможности личности, образующие содержание права на защиту, как право на самозащиту, право на защиту со стороны государства, право на судебную защиту, право на юридическую помощь и пр.
Наиболее эффективным средством защиты прав человека является право на самозащиту. Государство не вправе лишать личность такой возможности, хотя такие попытки со стороны государства предпринимаются в условиях авторитарных и тоталитарных режимов. Содержание данного права образуют возможности личности защитить свои права и свободы всеми способами не запрещенными законом, а закон предъявляет гражданину, реализующему свое право на самозащиту, требование соразмерности предпринимаемых мер защиты угрозе, исходящей от других лиц.
Внесудебные способы защиты прав и свобод: право на обращение с жалобой; право на индивидуальные и коллективные трудовые споры; право на помилование и смягчение наказания
В соответствии со статьей 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Обращение гражданина с жалобой это его возможность задействовать административные механизмы защиты своих прав и свобод. Жалоба представляет собой форму обращения гражданина по поводу нарушенных прав, свобод или законных интересов. Жалоба имеет своим предметом требование обращенное в адрес государственных органов и должностных лиц, порождающее у последних обязанность предпринять все необходимые меры в рамках своей компетенции по защите прав и свобод личности.
Что касается права на индивидуальные и коллективные трудовые споры, то оно дает возможность личности отстаивать свои законные интересы в сфере трудовой деятельности. Данное право признается Конституцией РФ (ч. 4 статьи 37), что является важнейшей гарантией реализации человеком своего права на труд.
Коллективный трудовой спор представляет собой неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения условий коллективного договора.
Индивидуальный трудовой спор, по сути, является неурегулированным разногласием между работником и работодателем по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора, о котором заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Порядок реализации рассматриваемого права регулируется трудовым законодательством.
В соответствии с частью 3 статьи 50 Конституции РФ каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания.
Помилование – это освобождение от наказания или его замена другим, более мягким наказанием. Осужденный праве только об этом просить, а право осуществлять помилование принадлежит Президенту РФ. Отказ в просьбе о помиловании не может быть обжалован.
Право на государственную защиту прав и свобод человека и гражданина
Государственная защита прав и свобод человека и гражданина является одной из функций демократического государства. При этом указанная защита может проявляется в следующих правовых и организационных аспектах: законодательное закрепление прав и свобод человека и гражданина, а также гарантий их осуществления, в том числе в сфере функционирования исполнительной власти; возможность судебной защиты прав и свобод; возможность административного обжалования органов исполнительной власти; специфические формы государственного контроля в системе исполнительной власти (например, контроль Президента РФ за законностью актов Правительства РФ; прокурорский надзор за соблюдением органами исполнительной власти нормативных правовых актов; функционирование института омбудсмена (уполномоченного по правам человека).
Президент РФ как гарант прав и свобод человека и гражданина
В соответствии со статьей 80 Конституции РФ Президент РФ является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Указанная функция реализуется с помощью разнообразных организационных и правовых средств, с помощью которых можно выделить следующие. Во-первых, сам Президент в своей деятельности обязан соблюдать права и свободы граждан и руководствоваться Конституцией РФ. Во-вторых, Президент вправе требовать от всех органов государственной власти соблюдения прав и свобод граждан и неуклонного соблюдения Конституции. В-третьих, Президент вправе отменить акты органов исполнительной власти, непосредственно ему подчиненных по мотивам несоответствия Конституции и нарушения прав и свобод человека и гражданина, либо приостановить их действие до решения вопроса соответствующим судом. В-четвертых, Президент с помощью кадровой политики может влиять и контролировать деятельность государственных органов в области соблюдения прав и свобод человека. В-пятых, глава государства может изложить свое видение ситуации с правами и свободами человека и гражданина в ежегодном послании Федеральному Собранию РФ, тем самым ориентировав указанный орган в заданном ключе.
Уполномоченный по правам человека: правовая природа института, порядок назначения, функции и полномочия. Омбудсмены в регионах России
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации – конституционно-правовой институт, учрежденный в целях обеспечения гарантий государственной зашиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. В своей деятельности Уполномоченный по правам человека как должностное лицо независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам, а руководствуется лишь Конституцией РФ, а также Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», законодательством РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права. Уполномоченный по правам человека назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. На указанную должность назначается лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Указанное должностное лицо назначается на должность сроком на 5 лет с момента принесения им присяги. Уполномоченный по правам человека назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием в порядке специальной процедуры, закрепленной в Федеральном конституционном законе.
К функциям Уполномоченного по правам человека относятся: содействие (способствование) восстановлению нарушенных прав граждан, совершенствование законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитие международного сотрудничества в области прав человека, правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
При осуществлении своей деятельности Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, в частности, жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
Должность уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации учреждается на основании Конституции РФ, Федерального конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и принятых на их основе законов субъектов Российской Федерации. Указанные должности создаются в целях в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан в субъектах Российской Федерации, их соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, их должностными лицами.
Так должность Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге учреждена на основе Закона Санкт-Петербурга «Об Уполномоченном по правам человека в Санкт-Петербурге». В соответствии с указанным Законом Санкт-Петербурга Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге избирается на должность Законодательным Собранием Санкт-Петербурга. Основными задачами Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге являются:
организация и осуществление контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге, их должностными лицами;
содействие восстановлению нарушенных прав граждан;
содействие совершенствованию законодательства Санкт-Петербурга в части соблюдения прав человека;
информирование жителей Санкт-Петербурга о положении в области обеспечения и защиты прав и свобод человека;
содействие совершенствованию механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
содействие координации деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Санкт-Петербурге.
Право на судебную защиту
<QUEST11< FONT>Право на судебную защиту на конституционном уровне закреплено в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации и заключается в том, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом судебной защите подлежат любые права и свободы, закрепленные в нормативных правовых актах, а указанное право гарантируется не только гражданину Российской Федерации, но и иностранцу или лицу без гражданства.
Конституционно гарантированное право на судебную защиту выступает в виде правоотношения, на одной стороне которого находится лицо, обратившееся за зашитой, а на другой – суд, обязанный рассмотреть жалобу этого лица и принять законное и обоснованное решение. (Права человека. Учебник для вузов. Отв. Ред. Е.А.Лукашева. Москва, 1999. С. 317). Всякое заинтересованное лицо является субъектом процессуального права на обращение в суд, но участником процессуального отношения оно становится только после того, как в результате его инициативы это правоотношение возникло и сконструировалось в виде определенного набора прав и обязанностей между подавшим жалобу, соответствующим судом и другими лицами, участвующими в деле.
Международная защита прав человека
Международная защита прав человека базируется на действующих международных договорах (как универсальных, так и региональных) в области международного публичного права.
Первым в истории международных отношений международным договором, который заложил основы широкого развития сотрудничества государств в сфере прав человека явился Устав Организации Объединенных Наций. Указанный акт обязывает государства развивать международное сотрудничество в целях содействия всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии (п. «C» ст. 55).
Иным комплексным документом в сфере прав человека, разработанным ООН, является Билль о правах человека, который в настоящее время включает в себя: Всеобщую декларацию прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах; второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни.
Старейшей региональной организацией по защите прав человека на европейском континенте является Совет Европы. 4 ноября 1950 года в Риме его членами была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу 3 сентября 1953 года. В указанной конвенции содержится часть прав и свобод, закрепленных во всеобщей декларации и Пактах о правах человека. Однако основное достоинство созданной системы заключается в том, что она постоянно развивается и дополняется новыми документами. Дополнительные протоколы к Конвенции включили в систему европейской защиты практически весь перечень гражданских и политических прав. На основании Конвенции функционирует важнейший институт защиты прав человека – Европейский Суд по правам человека, который наделен полномочиями по рассмотрению жалоб как государств, так и отдельных лиц.
- Тема 1. Конституционное право как отрасль права и как наука
- § 1. Предмет конституционного права
- § 2. Метод конституционного права
- § 3. Конституционно-правовые нормы
- § 4. Конституционно-правовые отношения
- § 5. Структура отрасли конституционного права
- § 6. Место конституционного права в системе отраслей права
- § 7. Источники конституционного права. Особенности источников конституционного права рф
- § 8. Конституционно-правовая ответственность
- § 9. Конституционно-правовые санкции
- § 10. Наука конституционного права
- § 11. Соотношение понятий «конституционное» и «государственное» право
- § 12. Актуальные проблемы и тенденции развития науки конституционного права
- Тема 2. Конституция Российской Федерации
- § 1. Теоретические подходы к пониманию конституции
- § 2. История и теоретические предпосылки возникновения конституции
- § 3. Сущность и значение конституции: теории сущности конституции
- § 4. Виды конституций
- § 5. Теория свойств и функций конституции. Свойства и функции Конституции Российской Федерации 1993 года
- § 6. Особенности структуры и содержания Конституции Российской Федерации
- § 7. История конституционного развития России
- 7.1. Дореволюционный этап конституционного развития России
- § 8. Правопреемство рф в отношении ссср и рсфср
- § 9. Понятие механизма правовой охраны конституции. Правовая охрана Конституции рф 1993 г.
- § 10. Порядок пересмотра, внесения поправок и изменений в Конституцию рф
- § 11. Модели конституционного контроля
- § 12. Конституционный контроль в рф, его особенности
- Тема 3. Основы конституционного строя Российской Федерации
- § 1. Понятие конституционного строя и основ конституционного строя
- § 2. Виды основ конституционного строя. Конституционные основы взаимоотношений государства, общества и личности и конституционные основы организации и осуществления государственной власти
- 2. Группу принципов, отражающих форму государства и устройство государственной власти, составляют:
- § 3. Демократическая государственность и народовластие. Виды и формы народовластия. Прямое народовластие и народное представительство
- § 4. Понятие и виды референдумов в теории конституционного права
- § 5. Виды референдумов в Российской Федерации
- § 6. Принципы подготовки и проведения референдумов
- § 7. Требования к вопросам, выносимым на референдум
- § 8. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума
- § 9. Порядок выражения инициативы, назначения и проведения кампании всероссийского референдума
- 9.1. Выражение инициативы проведения референдума Российской Федерации
- 9.2. Назначение референдума Российской Федерации
- 9.4. Юридическое значение решения, принятого на референдуме
- § 10. Идеологическое и политическое многообразие. Правовой статус общественных объединений
- § 11. Особенности правового статуса политических партий
- § 12. Светское государство
- Тема 4. Основы правового статуса личности в Российской Федерации
- § 1. История возникновения и теоретические взгляды на права человека
- § 2. Принципы правового регулирования и реализации прав человека
- § 3. Понятие, юридические свойства и классификация прав и свобод человека и гражданина. Источники правового регулирования прав человека
- § 4. Личные и политические права и свободы человека и гражданина
- § 5. Экономические, социальные и культурные права
- § 6. Конституционные обязанности человека и гражданина
- § 7. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. Общая характеристика конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина
- § 8. Защита прав и свобод человека и гражданина в условиях особых правовых режимов (чрезвычайного и военного положения)
- § 9. Институт гражданства рф. Понятие, правовая природа, значение и признаки гражданства
- Тема 5. Федеративное устройство России
- § 3. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти рф и субъектов рф и формы его реализации
- Тема 6. Свободные выборы как способ формирования органов власти в Российской Федерации. Избирательное право
- § 2. Принципы избирательного права: принципы реализации избирательных прав или принципы участия в выборах
- § 3. Статус субъектов избирательных правоотношений. Избирательные объединения. Избирательные комиссии: статус, порядок формирования, полномочия, принципы деятельности и порядок работы
- § 4. Финансирование выборов
- § 5. Особенности выборов Президента рф, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания рф, органов государственной власти субъектов рф и органов местного самоуправления
- § 6. Обжалование нарушений избирательного законодательства и ответственность за его нарушение
- Тема 7. Институт главы государства в Российской Федерации
- § 1. Понятие и виды глав государств. История президентуры в России
- § 2. Место Президента рф в системе органов власти
- § 3. Полномочия Президента
- § 4. Срок полномочий. Основания и порядок прекращения полномочий Президента рф
- § 5. Гарантии осуществления полномочий Президента. Социальные гарантии Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий
- § 6. Акты Президента рф
- § 7. Органы, обеспечивающие деятельность главы государства в рф. Совет Безопасности рф. Администрация Президента
- Тема 8. Законодательная власть в Российской Федерации
- § 1. Понятие, функции и место законодательных органов власти в системе разделения властей
- § 2. Организация работы Государственной Думы и Совета Федерации: структура, порядок работы, заседания
- § 3. Понятие и виды актов, принимаемых законодательными органами власти. Понятие и особенности правовой природы закона, требования к его форме и содержанию. Акты палат парламента
- § 4. Конституционно-правовой статус законодательных (представительных) органов власти субъектов рф, его особенности
- § 5. Правовая природа депутатского мандата. Виды мандатов
- Тема 9. Исполнительная власть в Российской Федерации
- § 1. Система федеральных органов исполнительной власти
- § 2. Организация исполнительной власти в субъектах рф
- § 3. Место исполнительной власти в системе разделения властей. Единство системы исполнительной власти
- § 4. Конституционно-правовой статус Правительства. Функции и полномочия, состав и порядок формирования Правительства
- § 5. Организация работы Правительства. Взаимодействие Правительства с другими органами. Правовые акты Правительства
- Тема 10. Конституционные принципы организации судебной власти и конституционное правосудие в Российской Федерации
- § 1. Организация судебной системы России: принципы и структура. Принципы осуществления правосудия
- § 2. Конституционный Суд рф как орган судебной власти и его роль в обеспечении правовой охраны Конституции рф
- § 3. Направления деятельности Конституционного Суда рф, пределы его компетенции. Категории дел, рассматриваемые Конституционным Судом рф
- § 4. Порядок формирования Конституционного Суда рф, структура и организация деятельности. Статус судей
- § 5. Правила конституционного судопроизводства. Особенности производства по отдельным категориям дел
- § 6. Решения Конституционного Суда рф: значение, юридическая сила, порядок исполнения. Правовые позиции Конституционного Суда рф, их юридическое значение
- § 7. Конституционные (уставные) суды субъектов рф: место в судебной системе и системе органов государственной власти
- Тема 11. Конституционные основы организации местного самоуправления
- § 1. Понятие и содержание местного самоуправления
- § 2. Соотношение государственной власти и местного самоуправления. Сочетание государственной и общественной природы в местном самоуправлении
- § 3. Субъекты права на осуществление местного самоуправления
- § 4. Понятие и признаки муниципальных образований
- § 5. Типы муниципальных образований. Принципы создания муниципальных образований и критерии разграничения муниципальных образований различных типов
- § 6. Принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации
- Ситуация 1.
- Ситуация 2.