§ 11. Модели конституционного контроля
Ядро правовой охраны конституции – конституционный контроль: особая функция специальных уполномоченных государственных органов, определенным образом включенных в систему разделения властей, по обеспечению соответствия конституции иных нормативных актов. В этом контексте конституционный контроль рассматривается как важнейшее средство обеспечения реального существования конституционализма (Кравец, И.А. Формирование российского конституционализма: проблемы теории и практики. М.: Изд-во ЮКЭА, 2002. С.286), как деятельность, заключающаяся в ограничении власти и разрешении конституционных конфликтов (Бланкенагель, А. Теория и практика конституционного контроля в ФРГ // Сов. государство и право. 1989. № 1. С.102). Вместе с тем, такое понимание конституционного контроля – не единственное: в рамках социалистической модели организации власти конституция и конституционный контроль не связываются с разделением властей, а функция осуществления контроля за исполнением конституции, как и ее толкования, возлагается на высший орган государственной власти, концентрирующий в своих руках всю полноту власти – принятие законов, их исполнение и контроль за исполнением. Так, например, в КНР указанной деятельностью занимаются Всекитайское собрание народных представителей (п.2 ст.62 Конституции КНР 1982 г.) и его Постоянный комитет (п.1 ст.67 Конституции КНР). Данный широкий подход к трактовке конституционного контроля выходит за рамки специального понимания конституционного контроля как средства обеспечения конституционализма.
Виды конституционного контроля разграничиваются прежде всего в зависимости от способов осуществления и юридического значения принимаемого решения:
конституционный надзор: осуществляется как за проектами нормативных актов, так и за принятыми актами (своего рода «мониторинг законодательства»); состоит в выявлении несоответствия (противоречия) конституции и обращении с соответствующим представлением (заключением) в орган, издавший акт, либо в вышестоящий орган или суд, где и принимается решение по существу;
судебный конституционный контроль: по замечанию Н.В. Витрука, «самостоятельный вид государственно-властной контрольной деятельности в специализированной форме конституционного правосудия» (Витрук, Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс: Учеб. пособие. М.: Закон и право, 1998. С.30), т.е. осуществляется в рамках конституционного судопроизводства, который выделяется как самостоятельный вид судопроизводства (наряду с иными видами судопроизводства – как, например: гражданским, административным, уголовным) и охватывается также понятиями «конституционная юстиция» или «конституционное правосудие»; связан с рассмотрением специальной категории дел конституционного характера и принятием окончательного решения о конституционности (неконституционности) акта (иногда также о конституционности или неконституционности действий должностных лиц либо процедур в рамках реализации процесса привлечения к конституционно-правовой ответственности). При этом выделение самостоятельного вида конституционного судопроизводства еще не означает, что оно всегда обязательно осуществляется специальными судебными органами конституционного правосудия, как это полагает С.Э. Несмеянова (Несмеянова, С.Э. Конституционный судебный контроль в Российской Федерации: проблемы теории и практики. Екатеринбург: УрГЮА, 2004. С.32)
Исторически сложилось две основных организационных модели судебного конституционного контроля (СКК), которые существуют и до сих пор /организационные модели отличаются по способу организации СКК, характеру органов, осуществляющих конституционный контроль, их месту в системе государственных органов и судебных органов, объему и характеру полномочий/:
СКК, осуществляемый судам общей юрисдикции, и прежде всего Верховным Судом (американская модель: ее появление связывается с 1803 годом, когда Верховным Судом США было рассмотрено дело «Марбэри против Мэдисона» и установлена неконституционность закона; данная модель получила распространение, помимо США, в Мексике, Канаде, Бразилии, Аргентине, Норвегии, Дании, Индии, ЮАР, Чаде, Мавритании и др.);
СКК, осуществляемый специальным судебным органом (европейская модель - модель Кельзена и Эйзенмана - представлена в Австрии, Германии, Италии, Бельгии, Турции), отличается не только специально учреждаемыми судебными (или квазисудебными) органами, но и сочетанием абстрактного и конкретного конституционного контроля, особыми юридическими последствиями (фактическая юридическая отмена акта, признанного неконституционным, в результате утраты им силы).
Одной из модификаций европейской модели СКК является конституционный контроль, осуществляемый квазисудебным органом (например, Конституционный Совет во Франции – специальный несудебный орган конституционного контроля с целевым назначением, обладающий однако правом объявлять акты противоречащими Конституции и признавать их недействительными, а также проверять итоги выборов и аннулировать их результаты). «Французская» модель конституционного контроля представлена также в некоторых странах, исторически близких Франции (Алжир).
Таким образом, существование основных моделей СКК не исключает их развития, модификации с учетом национальной специфики отдельных государств, характера их государственного устройства и особенностей правовой системы. Соответственно, можно предположить дальнейшее развитие приведенной выше классификации, выделение новых моделей конституционного контроля.
В зависимости от характера объекта конституционного контроля (нормативный акт или его проект), а также времени проведения контроля, различаются соответственно предварительный (предупредительный, первичный) и последующий (репрессивный) конституционный контроль. В российской и зарубежной литературе до сих пор ведутся дискуссии относительно природы и допустимости предварительного конституционного контроля: как он сочетается с принципом разделения властей? Не подменяет ли орган конституционного контроля при осуществлении предварительного конституционного контроля парламент?
По форме или способу проведения конституционный контроль разграничивается на абстрактный (проверка конституционности акта вне связи с конкретным делом и конкретным применением этого акта) и конкретный конституционный контроль (связан и обусловлен применением акта в конкретном деле, к конкретным обстоятельствам). Соответственно, абстрактный конституционный контроль может быть и предварительным, и последующим, тогда как конкретный конституционный контроль всегда последующий.
В литературе встречаются и иные классификации:
по содержанию конституционного контроля: проверяется конституционность процедуры (формальный КК), проверяется конституционность содержания норм (материальный КК);
по степени обязательности проведения конституционного контроля: факультативный (проводится только в случае, если имеется соответствующая инициатива уполномоченного субъекта); обязательный (уполномоченный субъект обязан обратиться с инициативой проведения конституционного контроля);
по способу организации органов конституционного контроля (конституционной юстиции): централизованный (сосредоточен в органе, действующем на общегосударственном уровне) и децентрализованный (осуществляется органами, действующими в частях государства) (См. подр.: Несмеянова, С.Э. Конституционный судебный контроль в Российской Федерации: проблемы теории и практики. Екатеринбург: УрГЮА, 2004. С.42-44).
- Тема 1. Конституционное право как отрасль права и как наука
- § 1. Предмет конституционного права
- § 2. Метод конституционного права
- § 3. Конституционно-правовые нормы
- § 4. Конституционно-правовые отношения
- § 5. Структура отрасли конституционного права
- § 6. Место конституционного права в системе отраслей права
- § 7. Источники конституционного права. Особенности источников конституционного права рф
- § 8. Конституционно-правовая ответственность
- § 9. Конституционно-правовые санкции
- § 10. Наука конституционного права
- § 11. Соотношение понятий «конституционное» и «государственное» право
- § 12. Актуальные проблемы и тенденции развития науки конституционного права
- Тема 2. Конституция Российской Федерации
- § 1. Теоретические подходы к пониманию конституции
- § 2. История и теоретические предпосылки возникновения конституции
- § 3. Сущность и значение конституции: теории сущности конституции
- § 4. Виды конституций
- § 5. Теория свойств и функций конституции. Свойства и функции Конституции Российской Федерации 1993 года
- § 6. Особенности структуры и содержания Конституции Российской Федерации
- § 7. История конституционного развития России
- 7.1. Дореволюционный этап конституционного развития России
- § 8. Правопреемство рф в отношении ссср и рсфср
- § 9. Понятие механизма правовой охраны конституции. Правовая охрана Конституции рф 1993 г.
- § 10. Порядок пересмотра, внесения поправок и изменений в Конституцию рф
- § 11. Модели конституционного контроля
- § 12. Конституционный контроль в рф, его особенности
- Тема 3. Основы конституционного строя Российской Федерации
- § 1. Понятие конституционного строя и основ конституционного строя
- § 2. Виды основ конституционного строя. Конституционные основы взаимоотношений государства, общества и личности и конституционные основы организации и осуществления государственной власти
- 2. Группу принципов, отражающих форму государства и устройство государственной власти, составляют:
- § 3. Демократическая государственность и народовластие. Виды и формы народовластия. Прямое народовластие и народное представительство
- § 4. Понятие и виды референдумов в теории конституционного права
- § 5. Виды референдумов в Российской Федерации
- § 6. Принципы подготовки и проведения референдумов
- § 7. Требования к вопросам, выносимым на референдум
- § 8. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума
- § 9. Порядок выражения инициативы, назначения и проведения кампании всероссийского референдума
- 9.1. Выражение инициативы проведения референдума Российской Федерации
- 9.2. Назначение референдума Российской Федерации
- 9.4. Юридическое значение решения, принятого на референдуме
- § 10. Идеологическое и политическое многообразие. Правовой статус общественных объединений
- § 11. Особенности правового статуса политических партий
- § 12. Светское государство
- Тема 4. Основы правового статуса личности в Российской Федерации
- § 1. История возникновения и теоретические взгляды на права человека
- § 2. Принципы правового регулирования и реализации прав человека
- § 3. Понятие, юридические свойства и классификация прав и свобод человека и гражданина. Источники правового регулирования прав человека
- § 4. Личные и политические права и свободы человека и гражданина
- § 5. Экономические, социальные и культурные права
- § 6. Конституционные обязанности человека и гражданина
- § 7. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. Общая характеристика конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина
- § 8. Защита прав и свобод человека и гражданина в условиях особых правовых режимов (чрезвычайного и военного положения)
- § 9. Институт гражданства рф. Понятие, правовая природа, значение и признаки гражданства
- Тема 5. Федеративное устройство России
- § 3. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти рф и субъектов рф и формы его реализации
- Тема 6. Свободные выборы как способ формирования органов власти в Российской Федерации. Избирательное право
- § 2. Принципы избирательного права: принципы реализации избирательных прав или принципы участия в выборах
- § 3. Статус субъектов избирательных правоотношений. Избирательные объединения. Избирательные комиссии: статус, порядок формирования, полномочия, принципы деятельности и порядок работы
- § 4. Финансирование выборов
- § 5. Особенности выборов Президента рф, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания рф, органов государственной власти субъектов рф и органов местного самоуправления
- § 6. Обжалование нарушений избирательного законодательства и ответственность за его нарушение
- Тема 7. Институт главы государства в Российской Федерации
- § 1. Понятие и виды глав государств. История президентуры в России
- § 2. Место Президента рф в системе органов власти
- § 3. Полномочия Президента
- § 4. Срок полномочий. Основания и порядок прекращения полномочий Президента рф
- § 5. Гарантии осуществления полномочий Президента. Социальные гарантии Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий
- § 6. Акты Президента рф
- § 7. Органы, обеспечивающие деятельность главы государства в рф. Совет Безопасности рф. Администрация Президента
- Тема 8. Законодательная власть в Российской Федерации
- § 1. Понятие, функции и место законодательных органов власти в системе разделения властей
- § 2. Организация работы Государственной Думы и Совета Федерации: структура, порядок работы, заседания
- § 3. Понятие и виды актов, принимаемых законодательными органами власти. Понятие и особенности правовой природы закона, требования к его форме и содержанию. Акты палат парламента
- § 4. Конституционно-правовой статус законодательных (представительных) органов власти субъектов рф, его особенности
- § 5. Правовая природа депутатского мандата. Виды мандатов
- Тема 9. Исполнительная власть в Российской Федерации
- § 1. Система федеральных органов исполнительной власти
- § 2. Организация исполнительной власти в субъектах рф
- § 3. Место исполнительной власти в системе разделения властей. Единство системы исполнительной власти
- § 4. Конституционно-правовой статус Правительства. Функции и полномочия, состав и порядок формирования Правительства
- § 5. Организация работы Правительства. Взаимодействие Правительства с другими органами. Правовые акты Правительства
- Тема 10. Конституционные принципы организации судебной власти и конституционное правосудие в Российской Федерации
- § 1. Организация судебной системы России: принципы и структура. Принципы осуществления правосудия
- § 2. Конституционный Суд рф как орган судебной власти и его роль в обеспечении правовой охраны Конституции рф
- § 3. Направления деятельности Конституционного Суда рф, пределы его компетенции. Категории дел, рассматриваемые Конституционным Судом рф
- § 4. Порядок формирования Конституционного Суда рф, структура и организация деятельности. Статус судей
- § 5. Правила конституционного судопроизводства. Особенности производства по отдельным категориям дел
- § 6. Решения Конституционного Суда рф: значение, юридическая сила, порядок исполнения. Правовые позиции Конституционного Суда рф, их юридическое значение
- § 7. Конституционные (уставные) суды субъектов рф: место в судебной системе и системе органов государственной власти
- Тема 11. Конституционные основы организации местного самоуправления
- § 1. Понятие и содержание местного самоуправления
- § 2. Соотношение государственной власти и местного самоуправления. Сочетание государственной и общественной природы в местном самоуправлении
- § 3. Субъекты права на осуществление местного самоуправления
- § 4. Понятие и признаки муниципальных образований
- § 5. Типы муниципальных образований. Принципы создания муниципальных образований и критерии разграничения муниципальных образований различных типов
- § 6. Принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации
- Ситуация 1.
- Ситуация 2.