logo
Konstitutsionnoe_pravo_RF

§ 12. Светское государство

Светское государство в том виде, в каком оно трактуется Конституцией необходимо рассматривать в качестве альтернативы теократическому государству и наличию государственной религии.

Теократическое государство характеризуется подавляющем влиянием догматов определенной религии на духовную сферу общества. Фактически религиозные правила можно сравнить по значению с официальной идеологией в тоталитарном государстве. Система законодательства, а также правоприменительная практика в теократическом государстве основываются на постулатах государственной религии. Нормативные акт или управленческое решение, противоречащее государственной религии, не могут быть приняты. Зачастую религиозные тексты непосредственно используются в качестве в качестве источника права.

Кроме того, теократическое государство характеризуется непосредственным участием духовенства в политической жизни, контролем духовенства за светской властью. Формы такого контроля могут быть самыми разнообразными. В Саудовской Аравии духовные деятели (улемы) должны поддержать важнейшие решения короля и Правительства. Политические системы абсолютных монархий Персидского залива в значительной степени основаны на сложившемся балансе власти и интересов между правящими домами и религиозными кругами этих государств.

В Исламской республике Иран система более сложная: помимо светских властей – парламента (меджлиса) и президента, избираемых на всеобщих выборах, существуют законодательно закрепленные институты влияния шиитского духовенства на принятие важнейших политических решений: Совет экспертов, Совет стражей исламской революции, Совет по соблюдению Конституции.

Определение государства как теократического характеризует сложившийся в стране политический режим и не зависит от формы государственного устройства или формы правления. Теократическое государство в любом случае является тоталитарным, о чем свидетельствует наличие общеобязательных религиозных правил, пронизывающих все стороны жизни государства и общества, существенные ограничения прав и свобод и наличие властных полномочий у религиозных организаций и религиозных деятелей.

Закрепление религии в качестве государственной означает признание государством особой роли одной или нескольких конфессий в жизни общества. Как правило, такая конфессия является наиболее распространенной в государстве. При этом государственная религия в современном мире не является общеобязательной и само по себе не умаляет свободу вероисповедания. Наличие общеобязательной религии характерно для теократических государств.

Наличие государственной религии означает, что одна или несколько конфессий пользуются разного рода привилегиями и преимуществами. Государство прямо или косвенно финансирует приходы и иные религиозные структуры, либо оказывает им существенную финансовую помощь (дотации, гранты, налоговые льготы, содержание религиозных учебных заведений, строительство культовых сооружений).

К вопросу государственной религии существует два основных подхода.

Наличие государственной религии свидетельствует о значительном общественном влиянии какой-либо конфессии, когда государство вынуждено строить с ней особые отношения. Существует существенная специфика взаимоотношений церкви и государства в католических странах. В частности, законодательно закрепляется особая роль католицизма, практикуется также заключение конкордатов - специальных договоров между католической церковью и светскими властями государств. Такие соглашения закрепляют не только права и привилегии католической церкви, основы ее отношений с государством. Признание особой роли католицизма необходима не церкви, которая по факту имеет влияние на общество, а государству, которое путем переговоров и уступок добивается от церкви невмешательства в дела светской власти.

На правовую и политическую систему государства Израиль значительное влияние оказывает иудаизм как религия и соответствующие иудейские организации.

Необходимо отметить, что Израиль, и значительная часть католических государств являются демократическими, что свидетельствует об отсутствии прямой взаимосвязи между влиянием религии в обществе и политическим режимом государства.

Иной подход существует в скандинавских странах. Религиозные структуры лютеранской церкви интегрированы в государственный аппарат, что свидетельствует о желании светских властей влиять на духовную сферу общества, препятствовать вмешательству религиозных деятельней в политическую сферу. Кроме того, государственное финансирование церкви носит характер поддержки традиционной культуры и уклада жизни.

В России проблема влияния церкви на политическую жизнь отсутствует.

quest10В статье 14 Конституции Российской Федерации закреплены основы взаимоотношений государства с духовной сферой общества. Установлено, что Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Принцип светского государства означает отсутствие влияния государства на деятельность религиозных конфессий, прямого или косвенного подчинения религиозных организаций государству. Кроме того, исключено участие религиозных организаций в деятельности органов власти, в принятии политических и управленческих решений.

Влияние христианской и других религий на российские общество, государство, правовую систему существует, однако оно носит опосредованный характер, связанный с гуманистическими основами вероучения основных конфессий. В гуманистических основах современного российского государства практически невозможно вычленить религиозную составляющую.

Принцип светского государства является традиционным для нашей страны и восходит к Декрету об отделении церкви от государства и школы от церкви 1918 года.

В настоящее время ни одна религиозная конфессия не обладает влиянием на общество, достаточным для вмешательства в политику государства на федеральном или региональном уровне.

В связи с этим отсутствие государственной или обязательной религии означает не защиту государства от религиозного влияния, а защиту духовной сферы общества от вмешательства со стороны государства, гарантию от превращения религиозных организаций в составную часть государственного аппарата. По существу, принцип светского государства является гарантией свободы вероисповедания.

Согласно Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее ФЗ №125) религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей (ч.1 ст.6)

Существуют два вида религиозных общественных объединений: религиозные группы и религиозные организации.

Религиозная группа – это добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей (ч.1, 3 ст.7 ФЗ №125).

Фактически, религиозная группа – это совокупность верующих, совместно реализующих свое субъективное право – свободу вероисповедания. Объединение в религиозную группу не налагает на верующих каких-либо обязательств и ограничений. Государство, вводя понятие религиозной группы, признает религиозные общины независимо от их численности субъектами права. Это особенно актуально для отдельных течений христианства, считающих недопустимыми любые отношения с государством, в том числе получение государственной регистрации.

Граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления (ч.2 ст.7 ФЗ №125). Данное уведомление не влечет необходимость государственной регистрации религиозной группы или приобретения ею статуса юридического лица.

Религиозная организация может быть образована не менее чем 10 гражданами Российской Федерации и иными лицами, постоянно и на законных основаниях проживающими на территории Российской Федерации. При этом учредители религиозной организации должны быть объединены в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией (ч.1 ст.8, ст. 9 ФЗ №125). Необходимо отметить, что таким подтверждением может быть как уведомление о начале деятельности, так и любой другой любой документ, из которого следует, что религиозная группа в данной местности существовала.

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.

Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении (ч.3 ст.8 ФЗ №125).

Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций (ч.4 ст.8 ФЗ №125).

По инициативе централизованной религиозной организации местная религиозная организация может быть создана до истечения пятнадцатилетнего срока, если имеется подтверждение о ее вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией (ч.6 ст.8 ФЗ №125).

Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них (ч.5 ст.8 ФЗ №125).

Публицистическое понятие «традиционные конфессии» не имеет правового содержания. «Традиционными» могут называться конфессии, имеющие свои централизованные организации, то есть исторически (во всяком случае более 15 лет) осуществляющие свою деятельность на территории России. Кроме того, в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» прямо упоминается христианство, ислам, буддизм, иудаизм, которые, наряду с другими религиями составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России.

Конституция Российской Федерации провозглашает светским государством и гарантирует, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:

Государство вправе предоставлять религиозным организациям налоговые и иные льготы (ч.3 ст.4 ФЗ №125).

quest11Допускается оказание религиозным организациям финансовой, материальной и иной помощи исключительно в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании (ч.3 ст.4 ФЗ №125).

Данное правило, в частности, означает, что государство не вправе финансировать строительство культовых сооружений, а также оказывать прямую бюджетную поддержку религиозным организациям. Впрочем, вполне допустимо выделение религиозным организациям земельных участков или зданий на льготных условиях. В данном случае речь идет не о поддержке какой-либо конфессии или о признании очевидного факта, что религиозные организации занимаются некоммерческой и общественно-полезной деятельностью и к ним нельзя предъявлять те же критерии, что и к коммерческим организациям.

Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии (ч.4 ст.4 ФЗ №125). Изложенные правила, впрочем, не означают, что государственным и муниципальным должностным лицам запрещено публично демонстрировать свое отношение к религии или участвовать в религиозных обрядах. Должностным лицам запрещено при исполнении должностных (служебных) обязанностей навязывать окружающим свое отношение к религии (в том числе пропагандировать атеизм). Не запрещено также выделение в зданиях органов власти специальных помещений для совершения религиозных обрядов.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение:

Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений (ч.6 ст.4 ФЗ №125).

По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях (ч.7 ст.4 ФЗ №125). В частности, Рождество Христово является общегосударственным праздником и нерабочим днем.

Контрольные вопросы:

Каково значение закрепления в Конституции РФ основ конституционного строя?

  1. Назовите две основные группы основ конституционного строя, выделяемые по критерию внешней или внутренней характеристики государства и государственной власти.

  2. Классифицируйте формы народного представительства по способу формирования представительного органа.

  3. Какие вопросы могут быть вынесены на референдум субъекта Российской Федерации?

  4. Кто и в каком порядке уполномочен назначать референдум Российской Федерации?

  5. Какие признаки политической партии являются и доктринальными, и легальными?

  6. Какова цель деятельности политической партии?

  7. Запрещено ли государственным служащим быть членами политических партий?

  8. Каковы общие полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за деятельностью политических партий?

  9. В чем заключается сущность принципа светского государства?

  10. Какую помощь государство вправе оказывать религиозным организациям?