logo
Konstitutsionnoe_pravo_RF

9.1. Выражение инициативы проведения референдума Российской Федерации

Инициатива проведения референдума принадлежит не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме (при этом на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не более 50 тысяч из них), Конституционному Собранию, уполномоченному вынести проект новой Конституции на всенародное голосование, а также федеральным органам государственной власти в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации и ФКЗ «О референдуме» (ч.1 ст.14 ФКЗ №5).

Для реализации инициативы проведения референдума, принадлежащей гражданам Российской Федерации, участники референдума должны образовать инициативную группу по проведению референдума. Инициативная группа по проведению референдума должна состоять из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов Российской Федерации. В каждую региональную подгруппу инициативной группы по проведению референдума должно входить не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории того субъекта Российской Федерации, где образована региональная подгруппа (ч.1,2 ст.15 ФКЗ №5).

Граждане Российской Федерации, выдвинувшие предложение об образовании инициативной группы по проведению референдума, не позднее чем за пять дней до дня проведения собрания участников референдума для решения вопроса об образовании региональной подгруппы уведомляют в письменной форме избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации о месте и времени проведения собрания, а также о вопросе референдума (ч.3 ст.15 ФКЗ №5).

Собрание региональной подгруппы проводится на территории того субъекта Российской Федерации, где находится место жительства участников референдума, принимающих участие в собрании (ч.4 ст.15 ФКЗ №5). Собрание региональной подгруппы правомочно, если в нем принимают участие не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории того субъекта Российской Федерации, где проводится собрание. Подписи указанных участников референдума в протоколе их регистрации на собрании региональной подгруппы удостоверяются нотариально (ч.5 ст.15 ФКЗ №5). На указанном собрании вправе присутствовать представитель избирательной комиссии того субъекта Российской Федерации, на территории которого проводится данное собрание, а также представитель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (ч.6 ст.15 ФКЗ №5).

В случае поддержки предложения об образовании инициативной группы по проведению референдума и вопроса референдума собрание региональной подгруппы принимает решение о создании региональной подгруппы, а также решения: об утверждении формулировки вопроса референдума; об образовании инициативной группы по проведению референдума; о назначении из числа членов региональной подгруппы уполномоченных представителей региональной подгруппы (ч.7 ст.15 ФКЗ №5). На собрании региональной подгруппы ведется протокол, в котором должны быть отражены также решения, принимаемые на собрании (ч.8 ст.15 ФКЗ №5). Решение собрания региональной подгруппы считается принятым, если за него проголосовало более половины участников собрания (ч.9 ст.15 ФКЗ №5).

После проведения и принятия соответствующих решений уполномоченные представители региональной подгруппы обращаются в избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации с ходатайством о регистрации региональной подгруппы, в котором указывается формулировка вопроса референдума, которая утверждена на собрании региональной подгруппы (ч.10 ст.15 ФКЗ №5).

К ходатайству о регистрации региональной подгруппы должны быть приложены: протокол собрания региональной подгруппы, а также протокол регистрации участников референдума на собрании региональной подгруппы; доверенности, оформленные на уполномоченных представителей региональной подгруппы; список членов региональной подгруппы и уполномоченных представителей региональной подгруппы в печатном и машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации; письменные заявления членов региональной подгруппы о согласии быть членами инициативной группы по проведению референдума (ч.11 ст.15 ФКЗ №5).

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, получив ходатайство о регистрации региональной подгруппы, незамедлительно уведомляет Центральную избирательную комиссию Российской Федерации о вопросе референдума, указанном в ходатайстве. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение 10 дней со дня первого такого уведомления проверяет соответствие вопроса (вопросов) референдума требованиям, установленным ФКЗ «О референдуме», и принимает соответствующее решение (ч.13 ст.15 ФКЗ №5).

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в свою очередь в течение 15 дней со дня получения ходатайства о регистрации региональной подгруппы проверяет соответствие ходатайства и приложенных к нему документов требованиям ФКЗ «О референдуме», и принимает решение о регистрации региональной подгруппы либо об отказе в регистрации региональной подгруппы (ч.14 ст.15 ФКЗ №5).

Если Центральная избирательная комиссия Российской Федерации устанавливает несоответствие вопроса референдума требованиям, установленным ФКЗ «О референдуме», то мотивирует это в своем заключении, которое утверждается решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и незамедлительно доводится до сведения всех избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. После получения этого заключения избирательные комиссии субъектов Российской Федерации не вправе регистрировать региональные подгруппы, обратившиеся с ходатайством о регистрации в целях реализации инициативы проведения референдума по данному вопросу (ч.16 ст.15 ФКЗ №5).

После регистрации избирательной комиссией субъекта Российской Федерации региональной подгруппы иная региональная подгруппа, утвердившая на своем собрании такую же по смыслу или содержанию формулировку вопроса (вопросов) референдума, не может быть зарегистрирована этой же комиссией до окончания процедур по реализации инициативы проведения референдума по данному вопросу (данным вопросам) (ч.18 ст.15 ФКЗ №5).

В случае регистрации региональных подгрупп более чем в половине субъектов Российской Федерации уполномоченные представители указанных региональных подгрупп вправе на своем собрании принять решение об обращении в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума и вопроса референдума и обратиться с указанным ходатайством в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не позднее чем через два месяца со дня регистрации первой региональной подгруппы. На данном собрании также принимаются решения о назначении из числа участников собрания уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума и ее уполномоченных представителей по финансовым вопросам (ч.19 ст.15 ФКЗ №5).

В ходатайстве инициативной группы должны быть указаны формулировка вопроса референдума и наименования субъектов Российской Федерации, в которых зарегистрированы региональные подгруппы и на территориях которых предполагается сбор подписей участников референдума, а также наименования соответствующих иностранных государств, на территориях которых предполагается сбор подписей участников референдума (ч.20 ст.15 ФКЗ №5). К ходатайству инициативной группы прилагаются документы, предусмотренные ФКЗ «О референдуме».

Если Центральная избирательная комиссия Российской Федерации установит соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям ФКЗ «О референдуме», она в течение 10 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума, регистрирует ее уполномоченных представителей, в том числе уполномоченных представителей по финансовым вопросам, а также выдает инициативной группе по проведению референдума регистрационное свидетельство и извещает об этом избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, зарегистрировавшие региональные подгруппы, а также МИД РФ (ч.22 ст.15 ФКЗ №5). Если же Центральная избирательная комиссия Российской Федерации принимает решение об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума, ей выдается мотивированное постановление, после чего процедуры по реализации инициативы проведения референдума прекращаются (ч.24 ст.15 ФКЗ №5).

Инициативная группа по проведению референдума, зарегистрированная Центральной избирательной комиссией, обязана собрать в поддержку инициативы проведения референдума не менее двух миллионов подписей участников референдума. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей участников референдума, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей осуществляется среди участников референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может составлять более 50 тысяч (ч.1 ст.17 ФКЗ №5).

Сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума осуществляется в течение 45 дней со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума (ч.2 ст.17 ФКЗ №5). Право сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума принадлежит исключительно членам инициативной группы по проведению референдума, входящим в региональную подгруппу, зарегистрированную избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется сбор подписей (ч.3 ст.17 ФКЗ №5). Подписи в поддержку инициативы проведения референдума могут собираться только на территориях тех субъектов Российской Федерации, избирательными комиссиями которых были зарегистрированы региональные подгруппы. Подписи в поддержку инициативы проведения референдума собираются посредством их внесения в подписные листы (ч.4 ст.17 ФКЗ №5).

После завершения сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, но не позднее даты окончания срока сбора подписей, указанной в регистрационном свидетельстве, инициативная группа по проведению референдума подсчитывает количество собранных подписей по каждому субъекту Российской Федерации, на территории которого проводился сбор подписей, количество подписей участников референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации, а также общее количество собранных подписей. По результатам подсчета составляется протокол об итогах сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, который подписывается уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума (ч.1 ст.18 ФКЗ №5).

Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок по субъектам Российской Федерации, по каждому иностранному государству, в котором проводился сбор подписей, протокол об итогах сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, а также первый финансовый отчет инициативной группы по проведению референдума об использовании средств фонда референдума передаются уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не позднее 18 часов по московскому времени дня, в который истекает срок сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума (ч.2 ст.18 ФКЗ №5).

Количество подписей участников референдума может превышать необходимое количество подписей не более чем на 5 процентов (ч.4 ст.18 ФКЗ №5).

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение 30 дней со дня приема подписных листов и соответствующих документов проверяет соблюдение порядка сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, оформления подписных листов, достоверность сведений об участниках референдума, содержащихся в подписных листах, и их подписей, а также соблюдение инициативной группой по проведению референдума порядка финансирования своей деятельности и правил проведения агитации по вопросам референдума (ч.1 ст.19 ФКЗ №5).

Проверке подлежит не менее 40 процентов подписей от необходимого для реализации инициативы проведения референдума количества подписей участников референдума и соответствующих им сведений об участниках референдума, содержащихся в подписных листах (ч.4 ст.19 ФКЗ №5).

По окончании проверки составляется итоговый протокол, который подписывается членом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса и представляется Центральной избирательной комиссии Российской Федерации для принятия решения (ч.16 ст.19 ФКЗ №5).

По итогам проверки Центральная избирательная комиссия Российской Федерации принимает решение о результатах выдвижения инициативы проведения референдума (ч.1 ст.20 ФКЗ №5).

В случае, если количества достоверных подписей участников референдума достаточно для назначения референдума и при этом количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило менее 5 процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации указывает это в своем решении о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Данное решение Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем через пять дней со дня его принятия направляет Президенту Российской Федерации и одновременно уведомляет о своем решении палаты Федерального Собрания Российской Федерации (ч.2 ст.20 ФКЗ №5).

В случае, если количества достоверных подписей участников референдума недостаточно для назначения референдума либо если количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило 5 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации указывает это в своем решении о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. После принятия данного решения процедуры по реализации инициативы проведения референдума прекращаются (ч.3 ст.20 ФКЗ №5).