§ 2. Организация работы Государственной Думы и Совета Федерации: структура, порядок работы, заседания
Представительным и законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации (ст. 94 Конституции). Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы (ч. 1 ст. 95 Конституции РФ). Обе палаты парламента выражают волю многонационального народа России. Однако при формировании каждой из палат эта воля находит различное проявление. В формировании Государственной Думы воля всего российского народа находит прямое выражение (депутаты избираются на основе прямого, равного и всеобщего избирательного права при тайном голосовании). <OPENTEST1< FONT>Совет Федерации формируется иным образом: в него входят по два представителя от каждого субъекта РФ. Организация работы палат парламента во многом определена порядком их формирования и возложенными на них полномочиями.
Каждая из Палат Парламента утверждает специальным постановлением Регламент своей работы.
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»)
В соответствии с ч. 1 ст. 99 Конституции РФ Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Это проявляется в следующем:
а) полномочия Совета Федерации не ограничены каким-либо сроком, что определяется порядком его формирования: замена членов Совета Федерации происходит как, правило, в связи с обновлением органов государственной власти субъектов РФ, что происходит в каждом субъекте РФ в свой срок. В связи с особым порядком формирования Совет Федерации не может быть распущен.
б) срок полномочий Государственной Думы ограничен четырьмя годами (ч. 1 ст. 96 Конституции РФ), однако, моментом прекращения полномочий Государственной Думы прежнего созыва считается момент начала работы Государственной Думы нового созыва (ч. 4 ст. 99 Конституции РФ): таким образом, обеспечивается постоянный характер деятельности Государственной Думы, не допускается ситуация отсутствия законодательной власти. В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы, т.е. ее роспуска Президентом РФ, Конституция РФ предусматривает немедленное назначение выборов в Государственную Думу. Конституционный Суд РФ установил, что в силу статей 10 и 11 Конституции РФ, исходя из установленной ею системы сдержек и противовесов, никакие органы государственной власти не вправе осуществлять, а тем более присваивать не принадлежащие им конституционные полномочия. В случае роспуска Государственной Думы и назначения новых выборов, как это предусмотрено статьями 84 (пункт "б"), 109 (части 1 и 2), 111 (часть 4) и 117 (части 3 и 4) Конституции РФ, конституционные полномочия, принадлежащие Государственной Думе, не могут осуществляться ни Президентом Российской Федерации, ни другой палатой Федерального Собрания - Советом Федерации. Превентивное значение названных конституционно-правовых последствий возможного роспуска Государственной Думы заключается в том, что они призваны удерживать Президента РФ и Государственную Думу от необоснованных конфликтов, препятствующих согласованному функционированию и взаимодействию органов государственной власти. Конституционно значимые правовые последствия роспуска Государственной Думы заключаются в том, что с момента роспуска она не может принимать законы, а также осуществлять в заседаниях палаты иные полномочия. Такие конституционно-правовые последствия соответствуют цели роспуска Государственной Думы и обусловлены тем, что приведший к нему конфликт подлежит разрешению путем избрания нового состава Государственной Думы на основе свободных выборов как высшего непосредственного выражения власти народа (Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1999 г. № 15-П «По делу о толковании статей 84 (пункт «б»), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации»)
Регламенты Палат предусматривают сессионную работу – две сессии: осеннюю и весеннюю.
г) депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации работают на профессиональной постоянной основе (ч. 3 ст. 97 Конституции РФ; ч.1 ст.6 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 8 мая 1994 г.) Палаты Федерального Собрания заседают, как правило, раздельно (ст. 100 Конституции РФ). Совместные заседания проводятся только для заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. Никаких совместных решений Палаты Федерального Собрания на таких заседаниях не принимают. Порядок деятельности Палат Парламента определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, постановлениями Палат и их Регламентами.
Деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов. Заседания Совета Федерации проводятся открыто. В случаях, предусмотренных Регламентом, палата может проводить закрытые заседания.
Структура Совета Федерации не допускает создания формализованных фракций, парламентских объединений. Это связано с тем, что члены Совета Федерации представляют в парламенте, прежде всего, свои регионы.
Ст. 9 Регламента Совета Федерации установила, что органами Совета Федерации являются:
Совет палаты;
комитеты Совета Федерации;
комиссии Совета Федерации.
Совет Федерации также избирает должностных лиц Палаты - Председателя Совета Федерации, его заместителя, председателей комитетов и комиссий и их заместителей. Председатель Совета Федерации и заместители Председателя Совета Федерации избираются из числа членов Совета Федерации тайным голосованием на срок своих полномочий в Совете Федерации. Представители от одного субъекта Российской Федерации не могут быть одновременно избраны на эти должности.
Председатель Совета Федерации:
а) созывает заседания Совета Федерации, в том числе внеочередные;
в) ведет заседания палаты;
г) подписывает постановления Совета Федерации;
д) приводит к присяге лиц, назначенных на должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации и Генерального прокурора Российской Федерации;
е) ведает внутренним распорядком деятельности палаты в соответствии с полномочиями, предоставленными ему настоящим Регламентом;
ж) осуществляет иные полномочия, установленные Регламентом Палаты.
Председатель Совета Федерации издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции.
В соответствии со ст.ст. 21 и 22 Регламента образуется постоянно действующий орган - Совет палаты для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности Совета Федерации. В состав Совета палаты входят Председатель Совета Федерации, заместители Председателя Совета Федерации, председатели комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации, которые обладают правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом палаты.
Совет Федерации образует комитеты Совета Федерации из числа членов палаты. Комитеты Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты. Совет Федерации, в частности, образует комитеты по конституционному законодательству, по правовым и судебным вопросам, по делам Федерации и региональной политике, по вопросам местного самоуправления, по обороне и безопасности, по бюджету и целый ряд других. Помимо комитетов Совет Федерации создает ряд постоянных комиссий таких, как комиссии по информационной политике, по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации, по национальной морской политике, по культуре и др. Каждый член Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации и его заместителей, обязан состоять в одном из комитетов. Член Совета Федерации может быть членом одного комитета и не более двух комиссий палаты. Персональный состав комитета, комиссии Совета Федерации утверждается палатой.
Комитеты и постоянные комиссии образуются для разработки базовых, концептуальных предложений по реализации конституционных полномочий Совета Федерации, предварительного рассмотрения одобренных Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, принятых Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации федеральных законов, а также других вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации. Совет Федерации может создавать также временные комиссии для решения конкретного вопроса (например, согласительные комиссии с Государственной Думой по конкретному закону, не одобренному Советом Федерации).
Комитеты и комиссии осуществляют свою деятельность на принципах гласности и свободного обсуждения вопросов. Заседания проводятся, как правило, открыто. Однако, комитет, комиссия могут принять решение о проведении закрытого заседания в случаях, предусмотренных законом. Комитет, комиссия организуют проведение парламентских слушаний, «круглых столов», конференций, семинаров и иных мероприятий по вопросам своего ведения с участием членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных учреждений, средств массовой информации, экспертов и т.д.
Председатель Совета Федерации, Совет палаты, комитет, комиссия могут создавать для подготовки конкретных вопросов, подготовки и проведения парламентских слушаний рабочие группы с привлечением членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, а также ученых и других специалистов с правом их выезда в субъекты Российской Федерации.
Заседания Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц на протяжении весенней и осенней сессии.
Первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации подлежат:
а) послания и обращения Президента Российской Федерации;
б) проекты актов Совета Федерации по вопросам, относящимся к ведению Совета Федерации в соответствии с частью 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации;
в) проекты законов РФ о поправках к Конституции РФ, одобренные Государственной Думой; федеральные конституционные законы, одобренные Государственной Думой; федеральные законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции РФ;
г) предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ;
д) предложения о направлении запросов Совета Федерации в Конституционный Суд РФ.
Решения Совета Федерации принимаются открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным. Голосование осуществляется с использованием электронной системы или бюллетенями. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией РФ и Регламентом Палаты. По процедурным вопросам (перерыв в работе, прекращение прений и т.п.) решение принимается большинством голосов членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем одной четвертью голосов от общего числа членов Совета Федерации.
Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению. По общеполитическим и социально-экономическим вопросам он может выступать с заявлениями, обращениями, принимаемыми в том же порядке, что и постановления палаты.
На заседание Совета Федерации в рамках «правительственного часа» могут быть приглашены Председатель и члены Правительства РФ, Генеральный прокурор РФ, Председатель Центрального банка РФ, Председатель Центральной избирательной комиссии РФ, руководителей иных федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей государственных внебюджетных фондов. Председатель Правительства РФ приглашается на заседание палаты не реже одного раза в год.
<QUEST4< FONT>В соответствии со ст. 79 Регламента Совета Федерации по вопросам, рассмотренным в рамках «правительственного часа» могут быть приняты следующие решения: об обращении к Президенту РФ и к Правительству РФ; о поручении Счетной палате РФ; о рекомендации Правительству РФ; о принятии информации приглашенного должностного лица к сведению. Совет Федерации вправе направить парламентский запрос Совета Федерации Председателю и членам Правительства РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ, иным должностным лицам по вопросам, входящим в их компетенцию, с соблюдением требований о недопустимости вмешательства в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность. Устный ответ на парламентский запрос Совета Федерации должностное лицо дает на ближайшем заседании Совета Федерации или в установленный палатой срок.. Письменный ответ на парламентский запрос Совета Федерации должностное лицо направляет в Совет Федерации не позднее чем через 15 дней со дня его получения, если иной срок не установлен Советом Федерации. В соответствии с частью 3 статьи 101 Конституции РФ Совет Федерации по вопросам своего ведения проводит открытые и закрытые парламентские слушания. Они могут проводиться совместно с комитетами, комиссиями Государственной Думы, парламентами иностранных государств. По итогам парламентских слушаний могут быть приняты рекомендации и иные документы.
<QUEST5< FONT>Обеспечение деятельности Совета Федерации осуществляет Аппарат Совета Федерации, обладающий правами юридического лица.
Материалы открытых парламентских слушаний освещаются в средствах массовой информации. Материалы закрытых парламентских слушаний предназначаются только для членов Совета Федерации и представителей государственных органов, которые принимали в них участие.
Совет Федерации проводит различного рода форумы, «круглые столы», конференции, семинары и иные мероприятия по вопросам ведения палаты. Совет Федерации использует и такие формы работы как проведение Дней Совета Федерации в субъектах РФ и Дней субъектов РФ в Совете Федерации.
Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов.
Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, депутаты образуют фракции и депутатские группы. Фракции и депутатские группы обладают равными правами, определенными настоящим Регламентом.
Депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данного депутатского объединения, именуется фракцией и подлежит регистрации независимо от числа ее членов. Депутаты Государственной Думы, не вошедшие во фракции, вправе образовывать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 55 депутатов Государственной Думы.
Председатель Государственной Думы, первые заместители Председателя Государственной Думы и заместители Председателя Государственной Думы избираются из числа депутатов Государственной Думы.
Председатель Государственной Думы:
а) ведет заседания палаты;
б) ведает вопросами внутреннего распорядка палаты в соответствии с Конституцией Российской Федерации и полномочиями, предоставленными ему настоящим Регламентом;
в) организует работу Совета Государственной Думы;
г) осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы;
д) назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Государственной Думы;
е) представляет палату во взаимоотношениях с Президентом РФ, Советом Федерации, Правительством РФ, субъектами РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, Генеральным прокурором РФ и др. государственными органами, с общественными объединениями, а также с парламентами иностранных государств и международными организациями;
ж) участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом РФ в соответствии со статьей 85 (часть 1) Конституции РФ для разрешения разногласий между органами государственной власти;
з) подписывает постановления Государственной Думы;
и) издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции;
к) осуществляет иные функции, установленные Регламентом палаты.
Совет Государственной Думы создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. Членами Совета Государственной Думы с правом решающего голоса являются Председатель Государственной Думы, первые заместители Председателя Государственной Думы и заместители Председателя Государственной Думы. В работе Совета могут принимать участие с правом совещательного голоса председатели комитетов Государственной Думы.
Совет Государственной Думы:
а) формирует проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию;
б) принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию;
в) формирует проект календаря рассмотрения вопросов Государственной;
г) формирует проект порядка работы очередного заседания Государственной Думы;
д) созывает по предложению Президента РФ, по требованию депутатского объединения, поддержанному не менее чем одной пятой голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, или по предложению Председателя Государственной Думы внеочередные заседания палаты и определяет даты их проведения;
е) назначает соответствующий комитет Государственной Думы ответственным за подготовку законопроекта, внесенного в Государственную Думу законодательной инициативы, к рассмотрению Государственной Думой;
ж) принимает решение о проведении парламентских слушаний;
з) одобряет проект сметы расходов на содержание Государственной Думы на текущий финансовый год;
и) решает иные вопросы организации работы Государственной Думы в соответствии с настоящим Регламентом.
В соответствии со статьей 101 (часть 3) Конституции РФ Государственная Дума образует из числа депутатов палаты комитеты Государственной Думы (далее также - комитеты).
Комитеты Государственной Думы:
а) вносят предложения по формированию проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию и проекта календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой;
б) осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой;
в) осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной Думы и проектов документов, которые принимаются или утверждаются постановлениями Государственной Думы;
г) осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы;
д) рассматривают и исполняют поручения Совета Государственной Думы;
е) организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания;
ж) дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;
з) проводят анализ практики применения законодательства;
и) решают иные вопросы, установленные Регламентом палаты.
Государственная Дума образует следующие комитеты по конституционному законодательству и государственному строительству; по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству; по труду и социальной политике; по бюджету и налогам; по обороне; по безопасности; по международным делам и др. Комитеты образуются на срок, не превышающий срока полномочий Государственной Думы данного созыва. Комитеты, как правило, образуются на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений.
Численный состав каждого комитета определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты.
В состав комитета не может быть избран Председатель Государственной Думы. Каждый депутат Государственной Думы, за исключением Председателя Государственной Думы, обязан состоять в одном из комитетов Государственной Думы. Депутат Государственной Думы может быть членом только одного ее комитета.
В соответствии со статьей 101 (часть 3) Конституции Российской Федерации Государственная Дума образует из числа депутатов палаты комиссии Государственной Думы (далее - комиссии). Государственная Дума образует Комиссию по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений.
<QUEST6< FONT>В соответствии со статьей 99 Конституции Российской Федераций Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат Государственной Думы. В дальнейшем до избрания Председателя Государственной Думы или его заместителя заседания Государственной Думы могут вести поочередно представители депутатских объединений по согласованию между ними.
На своем первом заседании Государственная Дума открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы избирает:
а) Счетную комиссию Государственной Думы;
б) Временную комиссию Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы;
в) Временный секретариат Государственной Думы.
г) Председателя Государственной Думы, его заместителей.
Заседания Государственной Думы проводятся открыто, гласно и освещаются в средствах массовой информации. По решению палаты на ее заседания могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты.
Государственная Дума может принять решение о проведении закрытого заседания. Решение о проведении закрытого заседания принимается большинством голосов от числа депутатов Государственной Думы, принявших участие в голосовании. Запрещается проносить на закрытое заседание Государственной Думы и использовать в ходе закрытого заседания фото-, кино- и видеотехнику, средства телефонной связи и радиосвязи, а также средства звукозаписи и обработки информации. Сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, обсуждаемые на закрытом заседании Государственной Думы, разглашению и распространению не подлежат.
Как правило, одна неделя каждого месяца во время сессии предназначается для работы депутатов Государственной Думы с избирателями.
В порядке работы Государственной Думы предусматривается время для ответов должностных лиц на вопросы депутатов Государственной Думы (далее – «правительственный час»). Государственная Дума вправе пригласить на «правительственный час» федеральных министров, иных должностных лиц. Депутаты Государственной Думы вправе задать вопросы приглашенным должностным лицам. По результатам обсуждения Государственная Дума может дать профильному комитету поручение подготовить проект постановления Государственной Думы.
Заседание Государственной Думы начинается с регистрации присутствующих на заседании депутатов Государственной Думы, которую проводит председательствующий. Заседание Государственной Думы является правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов палаты. Депутат Государственной Думы обязан присутствовать на ее заседаниях. О невозможности присутствовать на заседании палаты депутат Государственной Думы заблаговременно информирует руководителя депутатского объединения, либо председателя комитета, комиссии, либо Председателя Государственной Думы.
Государственная Дума вправе направить парламентский запрос Председателю Правительства РФ, другим членам Правительства РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. По вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц, без вмешательства в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность. Должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании палаты) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса или в иной, установленный Государственной Думой срок.
Письменный ответ на парламентский запрос оглашается председательствующим на заседании палаты.
Депутат Государственной Думы вправе направить запрос Председателю Правительства РФ, другим членам Правительства РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка Российской Федерации, иным государственным органам и органам местного самоуправления и должностным лицам по вопросам, входящим в их компетенцию. Запрос депутата Государственной Думы направляется им самостоятельно и не требует оглашения на заседании палаты.
Заседания Государственной Думы проводятся в соответствии с разработанной Советом Государственной Думы примерной программой законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию.
В соответствии со статьей 101 (часть 3) Конституции Российской Федерации Государственная Дума по вопросам своего ведения проводит парламентские слушания. На парламентских слушаниях обсуждаются вопросы, отнесенные к ведению Государственной Думы Конституцией РФ. Парламентские слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации, общественных объединений и общественности. Парламентские слушания могут заканчиваться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу.
Решения Государственной Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным. Голосование на заседании Государственной Думы осуществляется с использованием электронной системы подсчета голосов или без использования указанной электронной системы. При проведении открытого голосования с использованием электронной системы подсчета голосов депутат вправе получить список с результатами поименного голосования.
Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Российской Федерации. По процедурным вопросам решение принимается большинством голосов депутатов, принявших участие в голосовании. Свое право на голосование депутат осуществляет лично. Соблюдение требования о необходимости личного голосования депутата Государственной Думы как существенный элемент надлежащего порядка принятия федеральных законов является обязательным. При использовании для голосования электронной системы допускается передача депутатом своего голоса другому депутату Государственной Думы в связи с отсутствием на заседании Государственной Думы по уважительным причинам на основании заявления на имя Председателя Государственной Думы..
Государственная Дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов палаты, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Порядок внесения, рассмотрения и принятия Государственной Думой федеральных законов устанавливается Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и Регламентом Государственной Думы. Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами Государственная Дума принимает постановления по следующим вопросам:
а) об одобрении проекта закона Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федерального конституционного закона, о принятии федерального закона;
б) о даче согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
в) о недоверии Правительству Российской Федерации;
г) о доверии Правительству Российской Федерации;
д) о назначении на должность и об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
е) о назначении на должность и об освобождении от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации и половины состава ее аудиторов;
ж) о назначении на должность и об освобождении от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
з) об объявлении амнистии;
и) о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации;
к) о запросе в Конституционный Суд Российской Федерации;
л) о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации;
м) о парламентском запросе;
н) по другим вопросам своей компетенции.
Государственная Дума вправе принимать большинством голосов от общего числа депутатов заявления, обращения и парламентские запросы, которые оформляются постановлением палаты
Правовое и организационное обеспечение деятельности Государственной Думы осуществляет Аппарат Государственной Думы.
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. № 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» Совет Федерации, формирует на паритетных началах с Государственной Думой соответствующую комиссию, а по завершении ее работы утверждает ее итоговый доклад.
Конституционно-правовой статус Счетной палаты РФ
В целях осуществления контроля за исполнением федерального бюджета в соответствии с 5.ст 101 Конституции РФ Федеральное Собрание образует специальный орган финансового контроля – Счетную палату Российской Федерации. Статус Счетной палаты определяется федеральным законом от 11.01.1995 года № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Статья 1 этого федерального закона определяет, что Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.
Конституционный Суд РФ, исследуя вопрос о статусе Счетной палаты РФ, указал, что «Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации принимает федеральный бюджет, определяет в нем суммы государственных доходов и расходов и контролирует его исполнение. Парламентский контроль за исполнением федерального бюджета является неотъемлемой конституционной формой осуществления Федеральным Собранием государственной власти, одним из необходимых его полномочий как представительного и законодательного органа Российской Федерации и существенным элементом системы сдержек и противовесов в демократическом государстве, основанном на принципах господства права и разделения властей. Согласно статье 101 (часть 5) Конституции Российской Федерации для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом. По смыслу данной конституционной нормы, федеральный законодатель обладает достаточной свободой при установлении конкретных полномочий, порядка и форм деятельности Счетной палаты, однако вводимое им правовое регулирование должно быть таковым, чтобы Счетная палата имела возможность беспрепятственно выполнять свое предназначение в качестве специализированного постоянно действующего органа парламентского контроля за исполнением федерального бюджета, и осуществляться в надлежащей законодательной форме.» Исходя из этой правовой позиции Конституционный Суд РФ признал неконституционным ограничение законом о федеральном бюджете права Счетной палаты на своевременное и полное получение информации, касающейся исполнения федерального бюджета. (Постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. N 9-П По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов «О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на 2003 год», «О федеральном бюджете на 2004 год» и приложений к ним в связи с запросом группы членов Совета Федерации и жалобой гр. А.В.Жмаковского»).
<QUEST7< FONT>Отсутствие организационной и функциональной зависимости, от каких-либо органов государственной власти является основной гарантией, беспристрастности, объективности, а, следовательно, и эффективности ее деятельности. Статья 2 ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» определяет задачи Счетной палаты:
организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета;
регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Состав и структура Счетной палаты регулируются главой 2 закона «О Счетной палате РФ». Счетная палата состоит из Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.
В соответствии со ст. 103 Конституции РФ и ст. 5 федерального закона «О счетной палате РФ» Председатель Счетной палаты РФ назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента РФ сроком на 6 лет. Постановление о назначении Председателя Счетной палаты принимается Государственной Думой простым большинством голосов. Предложения о кандидатах на должность Председателя Счетной палаты могут вноситься Президенту РФ депутатскими объединениями в Государственной Думе и комитетами Государственной Думы, а также не менее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Счетной палаты Президент РФ представляет не позднее, чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Счетной палаты. В случае досрочного освобождения от должности Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения. В случае отклонения предложенной на должность Председателя Счетной палаты кандидатуры Президент РФ в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Президент Российской Федерации вправе вновь представить на рассмотрение Государственной Думы ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру.
Председателем Счетной палаты может быть гражданин РФ, имеющий высшее образование, опыт работы в сфере государственного управления, финансов, экономики, не состоящий в родственной связи с Президентом РФ, Председателем Совета Федерации и Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства РФ, Руководителем Администрации Президента РФ, Генеральным прокурором РФ, Председателем Конституционного Суда Р Ф, Председателем Верховного Суда РФ и Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ, не имеющий гражданства иностранного государства, вида на жительство иностранного государства или иного документа подтверждающего право на постоянное пребывание на территории иностранного государства.
Заместитель председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет. Постановление о назначении заместителя Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Предложения о кандидатах на должность заместителя Председателя Счетной палаты могут вноситься Президенту РФ комитетами и комиссиями Совета Федерации, а также не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации. Кандидатуру для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты Президент РФ представляет не позднее, чем за три месяца до истечения полномочий действующего заместителя Председателя Счетной палаты. В случае досрочного освобождения от должности заместителя Председателя Счетной палаты Президент РФ представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения. В случае отклонения предложенной на должность заместителя Председателя Счетной палаты кандидатуры Президент РФ в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Президент РФ вправе вновь представить на рассмотрение Совета Федерации ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру. К кандидатуре заместителя Счетной палаты предъявляются такие же требования, как и к кандидату на должность председателя Счетной палаты.
При формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет. Кандидаты назначаются на должность простым большинством голосов. Аудиторами Счетной палаты могут быть назначены граждане РФ, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющие высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного контроля, экономики, финансов. В пределах одной четверти от общего числа аудиторов Счетной палаты допускается назначение на должности аудиторов лиц, имеющих высшее образование и опыт профессиональной деятельности иного профиля.
Счетная палата осуществляет контроль, за использованием федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности, при этом контрольные полномочия Счетной палаты распространяются не только на государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения, но и на органы местного самоуправления, а также на все организации и объединения вне зависимости от видов организационной подчиненности и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют какие-либо официально предоставленные льготы и преимущества за счет средств федерального бюджета.
<QUEST8< FONT>Счетная палата проводит ревизии, проверки и иные контрольные мероприятия. Проверяемые организации обязаны обеспечивать условия для этого и предоставлять все необходимые документы и информацию о расходовании бюджетных средств. В противном случае виновные могут привлекаться к ответственности. По результатам проверок Счетная палата направляет проверяемым организациям представления, которые должны быть рассмотрены в определенные сроки с уведомлением Счетной палаты о принятых мерах. В случае выявления признаков преступления материалы проверки передаются в правоохранительные органы. Счетная палата уполномочена давать предписания об устранении выявленных нарушений, предусмотрен механизм их обязательного исполнения и обжалования в судебном порядке.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Тема 1. Конституционное право как отрасль права и как наука
- § 1. Предмет конституционного права
- § 2. Метод конституционного права
- § 3. Конституционно-правовые нормы
- § 4. Конституционно-правовые отношения
- § 5. Структура отрасли конституционного права
- § 6. Место конституционного права в системе отраслей права
- § 7. Источники конституционного права. Особенности источников конституционного права рф
- § 8. Конституционно-правовая ответственность
- § 9. Конституционно-правовые санкции
- § 10. Наука конституционного права
- § 11. Соотношение понятий «конституционное» и «государственное» право
- § 12. Актуальные проблемы и тенденции развития науки конституционного права
- Тема 2. Конституция Российской Федерации
- § 1. Теоретические подходы к пониманию конституции
- § 2. История и теоретические предпосылки возникновения конституции
- § 3. Сущность и значение конституции: теории сущности конституции
- § 4. Виды конституций
- § 5. Теория свойств и функций конституции. Свойства и функции Конституции Российской Федерации 1993 года
- § 6. Особенности структуры и содержания Конституции Российской Федерации
- § 7. История конституционного развития России
- 7.1. Дореволюционный этап конституционного развития России
- § 8. Правопреемство рф в отношении ссср и рсфср
- § 9. Понятие механизма правовой охраны конституции. Правовая охрана Конституции рф 1993 г.
- § 10. Порядок пересмотра, внесения поправок и изменений в Конституцию рф
- § 11. Модели конституционного контроля
- § 12. Конституционный контроль в рф, его особенности
- Тема 3. Основы конституционного строя Российской Федерации
- § 1. Понятие конституционного строя и основ конституционного строя
- § 2. Виды основ конституционного строя. Конституционные основы взаимоотношений государства, общества и личности и конституционные основы организации и осуществления государственной власти
- 2. Группу принципов, отражающих форму государства и устройство государственной власти, составляют:
- § 3. Демократическая государственность и народовластие. Виды и формы народовластия. Прямое народовластие и народное представительство
- § 4. Понятие и виды референдумов в теории конституционного права
- § 5. Виды референдумов в Российской Федерации
- § 6. Принципы подготовки и проведения референдумов
- § 7. Требования к вопросам, выносимым на референдум
- § 8. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума
- § 9. Порядок выражения инициативы, назначения и проведения кампании всероссийского референдума
- 9.1. Выражение инициативы проведения референдума Российской Федерации
- 9.2. Назначение референдума Российской Федерации
- 9.4. Юридическое значение решения, принятого на референдуме
- § 10. Идеологическое и политическое многообразие. Правовой статус общественных объединений
- § 11. Особенности правового статуса политических партий
- § 12. Светское государство
- Тема 4. Основы правового статуса личности в Российской Федерации
- § 1. История возникновения и теоретические взгляды на права человека
- § 2. Принципы правового регулирования и реализации прав человека
- § 3. Понятие, юридические свойства и классификация прав и свобод человека и гражданина. Источники правового регулирования прав человека
- § 4. Личные и политические права и свободы человека и гражданина
- § 5. Экономические, социальные и культурные права
- § 6. Конституционные обязанности человека и гражданина
- § 7. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. Общая характеристика конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина
- § 8. Защита прав и свобод человека и гражданина в условиях особых правовых режимов (чрезвычайного и военного положения)
- § 9. Институт гражданства рф. Понятие, правовая природа, значение и признаки гражданства
- Тема 5. Федеративное устройство России
- § 3. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти рф и субъектов рф и формы его реализации
- Тема 6. Свободные выборы как способ формирования органов власти в Российской Федерации. Избирательное право
- § 2. Принципы избирательного права: принципы реализации избирательных прав или принципы участия в выборах
- § 3. Статус субъектов избирательных правоотношений. Избирательные объединения. Избирательные комиссии: статус, порядок формирования, полномочия, принципы деятельности и порядок работы
- § 4. Финансирование выборов
- § 5. Особенности выборов Президента рф, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания рф, органов государственной власти субъектов рф и органов местного самоуправления
- § 6. Обжалование нарушений избирательного законодательства и ответственность за его нарушение
- Тема 7. Институт главы государства в Российской Федерации
- § 1. Понятие и виды глав государств. История президентуры в России
- § 2. Место Президента рф в системе органов власти
- § 3. Полномочия Президента
- § 4. Срок полномочий. Основания и порядок прекращения полномочий Президента рф
- § 5. Гарантии осуществления полномочий Президента. Социальные гарантии Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий
- § 6. Акты Президента рф
- § 7. Органы, обеспечивающие деятельность главы государства в рф. Совет Безопасности рф. Администрация Президента
- Тема 8. Законодательная власть в Российской Федерации
- § 1. Понятие, функции и место законодательных органов власти в системе разделения властей
- § 2. Организация работы Государственной Думы и Совета Федерации: структура, порядок работы, заседания
- § 3. Понятие и виды актов, принимаемых законодательными органами власти. Понятие и особенности правовой природы закона, требования к его форме и содержанию. Акты палат парламента
- § 4. Конституционно-правовой статус законодательных (представительных) органов власти субъектов рф, его особенности
- § 5. Правовая природа депутатского мандата. Виды мандатов
- Тема 9. Исполнительная власть в Российской Федерации
- § 1. Система федеральных органов исполнительной власти
- § 2. Организация исполнительной власти в субъектах рф
- § 3. Место исполнительной власти в системе разделения властей. Единство системы исполнительной власти
- § 4. Конституционно-правовой статус Правительства. Функции и полномочия, состав и порядок формирования Правительства
- § 5. Организация работы Правительства. Взаимодействие Правительства с другими органами. Правовые акты Правительства
- Тема 10. Конституционные принципы организации судебной власти и конституционное правосудие в Российской Федерации
- § 1. Организация судебной системы России: принципы и структура. Принципы осуществления правосудия
- § 2. Конституционный Суд рф как орган судебной власти и его роль в обеспечении правовой охраны Конституции рф
- § 3. Направления деятельности Конституционного Суда рф, пределы его компетенции. Категории дел, рассматриваемые Конституционным Судом рф
- § 4. Порядок формирования Конституционного Суда рф, структура и организация деятельности. Статус судей
- § 5. Правила конституционного судопроизводства. Особенности производства по отдельным категориям дел
- § 6. Решения Конституционного Суда рф: значение, юридическая сила, порядок исполнения. Правовые позиции Конституционного Суда рф, их юридическое значение
- § 7. Конституционные (уставные) суды субъектов рф: место в судебной системе и системе органов государственной власти
- Тема 11. Конституционные основы организации местного самоуправления
- § 1. Понятие и содержание местного самоуправления
- § 2. Соотношение государственной власти и местного самоуправления. Сочетание государственной и общественной природы в местном самоуправлении
- § 3. Субъекты права на осуществление местного самоуправления
- § 4. Понятие и признаки муниципальных образований
- § 5. Типы муниципальных образований. Принципы создания муниципальных образований и критерии разграничения муниципальных образований различных типов
- § 6. Принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации
- Ситуация 1.
- Ситуация 2.