logo
Konstitutsionnoe_pravo_RF

§ 2. Конституционный Суд рф как орган судебной власти и его роль в обеспечении правовой охраны Конституции рф

Ядро механизма правовой охраны российской Конституции составляет конституционный контроль. В Теме 2 раскрываются основные черты данной особой функции специальных уполномоченных государственных органов, определенным образом включенных в систему разделения властей, по обеспечению соответствия конституции иных нормативных актов, а также рассматриваются виды и организационные модели конституционного контроля.

В Российской Федерации функция конституционного контроля реализуется в настоящее время в первую очередь специальным судебным органом конституционного контроля – Конституционным Судом РФ в рамках конституционного судопроизводства, т.е. реализуется европейская модель конституционного контроля. Таким образом, правовая охрана российской Конституции обеспечивается конституционной юстицией или конституционным правосудием.

Конституционный Суд РФ играет двоякую роль: является органом государственной власти, с одной стороны, и судебным органом, с другой. Будучи органом государственной власти, он может быть охарактеризован как один из высших федеральных органов государственной власти, представляющий ее судебную ветвь. Как судебный орган Конституционный Суд РФ выступает в качестве важного звена судебной системы РФ, одного из высших федеральных судов. Место КС РФ в судебной системе раскрывается прежде всего в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее – ФЗ о судебной системе). Таким образом, Конституционный Суд «осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства» (ст. 1 ФКЗ о КС РФ)

Однако его взаимоотношения с другими конституционными органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также с иными судами в рамках судебной системы могут быть поняты только через анализ его компетенции, через определение круга подведомственных ему дел и вопросов, а также через уяснение сути конституционного судопроизводства.

В отличие от других федеральных судов Конституционный Суд РФ рассматривает дела о конституционности и конституционные споры. При этом его компетенция (сфера конституционного судопроизводства) определяется исчерпывающим образом. Прерогатива органов конституционной юстиции – осуществление конституционного нормоконтроля. Толкуя положения статей 125, 126 и 127 Конституции РФ, Конституционный Суд отметил, что «правомочием по проверке конституционности указанных в ст. 125 актов наделен только Конституционный Суд РФ, который осуществляет ее в особой судебной процедуре конституционного судопроизводства» (П.4 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. № 19-П по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции РФ /далее – Постановление по делу о статьях 125, 126 и 127 Конституции/). Все это позволяет выделить на основе анализа положений Конституции РФ и ФКС о КС РФ исключительную компетенцию Конституционного Суда РФ. Дела об оспаривании таких нормативных правовых актов, проверка конституционности которых может быть осуществлена только Конституционным Судом РФ, не подлежат рассмотрению иными судами (ст.251 ч.3 ГПК РФ).