§ 4. Понятие и признаки муниципальных образований
<QUEST4< FONT>Как субъекты права на местное самоуправление муниципальные образования обладают следующими признаками:
“ведают вопросами местного значения”, а также их органы вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, закрепленные в ФЗ № 131 за соответствующим типом муниципального образования, осуществлять переданные законом государственные полномочия либо участвовать в осуществлении иных государственных полномочий, если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти (ст.14 -16.1, 19, 20 ФЗ № 131);
имеют устав (муниципального образования), который разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и подлежит государственной регистрации (ст. 43, 44 ФЗ № 131), вправе устанавливать свою официальную символику (ст. 9 ФЗ № 131);
реализуют право на объединение в ассоциации, союзы, советы и другие виды объединений муниципальных образований (ст. 8, гл.9 ФЗ № 131);
имеют территорию и границы (ст. 10 и 11 ФЗ № 131);
имеют выборные и иные органы и должностных лиц местного самоуправления, которые действуют в пределах муниципальных образований и уполномочены выступать от имени муниципальных образований во внешних отношениях, приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности (ч.2 ст. 1, ст. 34 и др., ч.1 ст.41 ФЗ № 131);
за муниципальными образованиями закрепляются качества экономической и финансовой самостоятельности: именно они признаются собственниками имущества, входящего в состав муниципальной собственности (ст. 50 ФЗ № 131), а также имеют местные бюджеты, которые определяются Федеральным законом как бюджеты муниципальных образований (ч.1 ст. 52 ФЗ № 131).
Как видно из перечисленных признаков, муниципальные образования имеют целый ряд черт, присущих организациям - юридическим лицам: органы, устав, подлежащий государственной регистрации, имущество; в отношении них применяются процедуры образования и преобразования (ст. 11, 13 ФЗ № 131); не только уставы, но и сами муниципальные образования проходят процедуру государственной регистрации, вносятся в Государственный реестр муниципальных образований (см.: Правила ведения Государственного реестра муниципальных образований РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2005 г. № 350). Все эти признаки дают основание некоторым авторам говорить о муниципальных образованиях как о юридических лицах особого типа – «юридических лицах публичного права» (Горожанин В.А. Понятие и особенности правового статуса субъектов местного самоуправления в РФ: Учеб.-метод. пособие. Новосибирск: НОО Фонд содействия становлению и развитию местн. самоупр., 1997. С.19), «корпорациях публичного права» (Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. М.: Спарк, 1997. С. 68).
Несмотря на наличие отдельных признаков юридического лица и корпорации, муниципальное образование вряд ли можно охарактеризовать подобным образом. Его статус отличается от статуса юридического лица и корпорации по следующим позициям:
Муниципальное образование не основано на членстве, что является определяющим признаком корпорации в ее западном понимании (См., напр.: Körperschaften des öffentlichen Rechts, in: Creifelds Rechtswörterbuch. 13. Aufl. 1996. S. 719).
Муниципальное образование признается в соответствии с гражданским законодательством особым субъектом гражданско-правовых отношений, наряду с государством и государственным образованием, но не юридическим лицом (ст.125 ГК РФ).
Правами юридического лица в организационно-правовой форме муниципальных учреждений наделяются в соответствии с ФЗ № 131 и уставом муниципального образования органы местного самоуправления (ч. 2 и 3 ст.41 ФЗ № 131).
Имея собственную правосубъектность, органы местного самоуправления могут действовать в гражданском обороте также от собственного имени и в собственных интересах, что приводит к серьезным конфликтам и противоречиям, поскольку не всегда можно разобраться, в чем состоит «собственный интерес» органа. Кроме того, и в новом Федеральном законе № 131 содержится целый ряд положений, в соответствии с которыми именно органы местного самоуправления, а не муниципальные образования названы субъектами возникающих правоотношений, что, однако, не всегда является оправданным, а в некоторых случаях вносит путаницу в определение надлежащего субъекта этих отношений, а именно:
Субъектами наделения “отдельными государственными полномочиями субъектов РФ и Федерации” являются не муниципальные образования, а органы местного самоуправления (ст. 132 ч. 2 Конституции РФ, ст. 19 ФЗ № 131); органы местного самоуправления призваны решать и иные вопросы, не включенные в перечень вопросов местного значения, но находящиеся в компетенции местного уровня власти (см., напр.: ст.16.1, ст.20 ФЗ № 131).
Именно деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления (а не муниципального образования в целом) являются объектом контроля и надзора со стороны государства (ст. 77 ФЗ № 131).
Органы и должностные лица местного самоуправления (а не муниципальные образования) признаются субъектами ответственности перед государством, физическими и юридическими лицами (ст. 72-76 ФЗ № 131).
Создание муниципальных предприятий и учреждений закрепляется как функция органов местного самоуправления, именно они, а не муниципальные образования, названы в качестве учредителей муниципальных хозяйственных обществ (п. 3 ч.1 ст.17, ч. 4 ст. 51 ФЗ № 131).
Не муниципальное образование, а органы местного самоуправления по вопросам своей компетенции владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом, выступают в качестве стороны в договорах, совершают иные сделки в соответствии с федеральными законами (ч. 2 ст. 51 ФЗ № 131).
Органы местного самоуправления, а не муниципальные образования осуществляют международные и внешнеэкономические связи (п.8 ч.1 ст. 17 ФЗ № 131).
Хотя Федеральный закон и упоминает органы местного самоуправления в качестве субъектов возникающих отношений, более подробный анализ большинства таких отношений показывает, что органы выступают в них лишь как органы муниципального образования, т.е. от имени последнего. Следовательно, субъектом указанных правоотношений должно быть признано муниципальное образование. Пока же получается, что в результате реализации полномочий органами, могут возникать последствия двоякого рода: и для органа, и для муниципального образования. Так, например, при осуществлении международных и внешнеэкономических связей речь, очевидно, должна идти не о сотрудничестве органов, а о сотрудничестве муниципальных образований, от которых производно сотрудничество между их органами. Субъектом, создающим муниципальные предприятия и учреждения, должно быть также муниципальное образование: компетентные органы в соответствии с содержащимся в уставе муниципального образования распределением обязанностей, лишь оформляют решение. Тем более что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности – вопрос местного значения соответствующего муниципального образования. Согласно же действующему Закону создается ситуация, когда не муниципальное образование, а орган местного самоуправления – муниципальное учреждение – является учредителем других муниципальных предприятий и учреждений.
Представляется, созрела необходимость устранить имеющуюся в настоящее время в федеральном законодательстве не всегда оправданную подмену муниципальных образований органами местного самоуправления, преодолеть непоследовательность федерального, а вслед за ним и регионального законодателя, в определении истинной роли муниципальных образований и органов местного самоуправления в муниципально-правовых отношениях. Статус органов местного самоуправления как представителей самостоятельных публичных субъектов (муниципальных образований), очевидно, не должен связываться с наличием у них статуса юридического лица.
- Тема 1. Конституционное право как отрасль права и как наука
- § 1. Предмет конституционного права
- § 2. Метод конституционного права
- § 3. Конституционно-правовые нормы
- § 4. Конституционно-правовые отношения
- § 5. Структура отрасли конституционного права
- § 6. Место конституционного права в системе отраслей права
- § 7. Источники конституционного права. Особенности источников конституционного права рф
- § 8. Конституционно-правовая ответственность
- § 9. Конституционно-правовые санкции
- § 10. Наука конституционного права
- § 11. Соотношение понятий «конституционное» и «государственное» право
- § 12. Актуальные проблемы и тенденции развития науки конституционного права
- Тема 2. Конституция Российской Федерации
- § 1. Теоретические подходы к пониманию конституции
- § 2. История и теоретические предпосылки возникновения конституции
- § 3. Сущность и значение конституции: теории сущности конституции
- § 4. Виды конституций
- § 5. Теория свойств и функций конституции. Свойства и функции Конституции Российской Федерации 1993 года
- § 6. Особенности структуры и содержания Конституции Российской Федерации
- § 7. История конституционного развития России
- 7.1. Дореволюционный этап конституционного развития России
- § 8. Правопреемство рф в отношении ссср и рсфср
- § 9. Понятие механизма правовой охраны конституции. Правовая охрана Конституции рф 1993 г.
- § 10. Порядок пересмотра, внесения поправок и изменений в Конституцию рф
- § 11. Модели конституционного контроля
- § 12. Конституционный контроль в рф, его особенности
- Тема 3. Основы конституционного строя Российской Федерации
- § 1. Понятие конституционного строя и основ конституционного строя
- § 2. Виды основ конституционного строя. Конституционные основы взаимоотношений государства, общества и личности и конституционные основы организации и осуществления государственной власти
- 2. Группу принципов, отражающих форму государства и устройство государственной власти, составляют:
- § 3. Демократическая государственность и народовластие. Виды и формы народовластия. Прямое народовластие и народное представительство
- § 4. Понятие и виды референдумов в теории конституционного права
- § 5. Виды референдумов в Российской Федерации
- § 6. Принципы подготовки и проведения референдумов
- § 7. Требования к вопросам, выносимым на референдум
- § 8. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума
- § 9. Порядок выражения инициативы, назначения и проведения кампании всероссийского референдума
- 9.1. Выражение инициативы проведения референдума Российской Федерации
- 9.2. Назначение референдума Российской Федерации
- 9.4. Юридическое значение решения, принятого на референдуме
- § 10. Идеологическое и политическое многообразие. Правовой статус общественных объединений
- § 11. Особенности правового статуса политических партий
- § 12. Светское государство
- Тема 4. Основы правового статуса личности в Российской Федерации
- § 1. История возникновения и теоретические взгляды на права человека
- § 2. Принципы правового регулирования и реализации прав человека
- § 3. Понятие, юридические свойства и классификация прав и свобод человека и гражданина. Источники правового регулирования прав человека
- § 4. Личные и политические права и свободы человека и гражданина
- § 5. Экономические, социальные и культурные права
- § 6. Конституционные обязанности человека и гражданина
- § 7. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. Общая характеристика конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина
- § 8. Защита прав и свобод человека и гражданина в условиях особых правовых режимов (чрезвычайного и военного положения)
- § 9. Институт гражданства рф. Понятие, правовая природа, значение и признаки гражданства
- Тема 5. Федеративное устройство России
- § 3. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти рф и субъектов рф и формы его реализации
- Тема 6. Свободные выборы как способ формирования органов власти в Российской Федерации. Избирательное право
- § 2. Принципы избирательного права: принципы реализации избирательных прав или принципы участия в выборах
- § 3. Статус субъектов избирательных правоотношений. Избирательные объединения. Избирательные комиссии: статус, порядок формирования, полномочия, принципы деятельности и порядок работы
- § 4. Финансирование выборов
- § 5. Особенности выборов Президента рф, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания рф, органов государственной власти субъектов рф и органов местного самоуправления
- § 6. Обжалование нарушений избирательного законодательства и ответственность за его нарушение
- Тема 7. Институт главы государства в Российской Федерации
- § 1. Понятие и виды глав государств. История президентуры в России
- § 2. Место Президента рф в системе органов власти
- § 3. Полномочия Президента
- § 4. Срок полномочий. Основания и порядок прекращения полномочий Президента рф
- § 5. Гарантии осуществления полномочий Президента. Социальные гарантии Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий
- § 6. Акты Президента рф
- § 7. Органы, обеспечивающие деятельность главы государства в рф. Совет Безопасности рф. Администрация Президента
- Тема 8. Законодательная власть в Российской Федерации
- § 1. Понятие, функции и место законодательных органов власти в системе разделения властей
- § 2. Организация работы Государственной Думы и Совета Федерации: структура, порядок работы, заседания
- § 3. Понятие и виды актов, принимаемых законодательными органами власти. Понятие и особенности правовой природы закона, требования к его форме и содержанию. Акты палат парламента
- § 4. Конституционно-правовой статус законодательных (представительных) органов власти субъектов рф, его особенности
- § 5. Правовая природа депутатского мандата. Виды мандатов
- Тема 9. Исполнительная власть в Российской Федерации
- § 1. Система федеральных органов исполнительной власти
- § 2. Организация исполнительной власти в субъектах рф
- § 3. Место исполнительной власти в системе разделения властей. Единство системы исполнительной власти
- § 4. Конституционно-правовой статус Правительства. Функции и полномочия, состав и порядок формирования Правительства
- § 5. Организация работы Правительства. Взаимодействие Правительства с другими органами. Правовые акты Правительства
- Тема 10. Конституционные принципы организации судебной власти и конституционное правосудие в Российской Федерации
- § 1. Организация судебной системы России: принципы и структура. Принципы осуществления правосудия
- § 2. Конституционный Суд рф как орган судебной власти и его роль в обеспечении правовой охраны Конституции рф
- § 3. Направления деятельности Конституционного Суда рф, пределы его компетенции. Категории дел, рассматриваемые Конституционным Судом рф
- § 4. Порядок формирования Конституционного Суда рф, структура и организация деятельности. Статус судей
- § 5. Правила конституционного судопроизводства. Особенности производства по отдельным категориям дел
- § 6. Решения Конституционного Суда рф: значение, юридическая сила, порядок исполнения. Правовые позиции Конституционного Суда рф, их юридическое значение
- § 7. Конституционные (уставные) суды субъектов рф: место в судебной системе и системе органов государственной власти
- Тема 11. Конституционные основы организации местного самоуправления
- § 1. Понятие и содержание местного самоуправления
- § 2. Соотношение государственной власти и местного самоуправления. Сочетание государственной и общественной природы в местном самоуправлении
- § 3. Субъекты права на осуществление местного самоуправления
- § 4. Понятие и признаки муниципальных образований
- § 5. Типы муниципальных образований. Принципы создания муниципальных образований и критерии разграничения муниципальных образований различных типов
- § 6. Принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации
- Ситуация 1.
- Ситуация 2.