§ 8. Защита прав и свобод человека и гражданина в условиях особых правовых режимов (чрезвычайного и военного положения)
Ст. 56 Конституции РФ предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения. Правовой режим чрезвычайного положения устанавливается федеральным конституционным законом, что свидетельствует о том, что ограничение, даже временное, закрепленных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина должно происходить в особом порядке. Чрезвычайное положение, как определяет Федеральный конституционный закон от 31 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», - это особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. В соответствии с Конституцией РФ ограничения прав и свобод вводятся в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя.
Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ, и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.
Федеральный конституционный закон устанавливает два вида обстоятельств, которые могут служить основанием для введения чрезвычайного положения: во-первых, это обстоятельства социально-политического характера (попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления), а во-вторых, обстоятельства природно-техногенного характера (чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ). Перечень оснований введения чрезвычайного положения является исчерпывающим. Закон указывает также на степень опасности этих обстоятельств: они должны представлять собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение этой угрозы невозможно без применения чрезвычайных мер. Поэтому, например повторяющаяся ежегодно обычная эпидемия гриппа не может быть основанием для введения чрезвычайного положения.
Часть 3 ст. 56 Конституции РФ <QUEST12< FONT>содержит перечень прав и свобод, которые не могут быть ограничены даже в условиях чрезвычайного положения. К ним относятся следующие:
право на жизнь (ст.20 Конституции РФ);
право на достоинство (ст.21 Конституции РФ);
право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства и доброго имени (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ);
право лица на ограничение сбора, использования, хранения и распространения информации о его частной жизни, и право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ст. 24 Конституции РФ);
свобода совести и свобода вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ);
свобода на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной незапрещенной законом деятельности (ч.1 ст. 34 Конституции);
право на жилище (ч.1 ст.40 Конституции РФ);
право на защиту прав и свобод и конституционные гарантии этого права (ст.45 -54 Конституции РФ).
Чрезвычайное положение может вводиться как на всей территории РФ так и в отдельных местностях. Конституция предусматривает порядок введения ЧП – оно вводится указом Президента РФ с незамедлительным уведомлением об этом обеих палат Федерального Собрания. Указ Президента РФ должен быть немедленно обнародован по радио и телевидению и официально опубликован. Указ Президента РФ подлежит утверждению Советом Федерации Федерального Собрания в течение 72 часов. Указ Президента РФ, не утвержденный в указанный срок, утрачивает свою силу, о чем население должно быть незамедлительно уведомлено.
Режим ЧП может вводиться на территории России на срок до 30 суток, а в отдельных местностях – до 60 суток. Если по истечении указанных сроков обстоятельства, явившиеся основанием для введения ЧП не были исчерпаны, возможно продление данного режима в том же порядке, что и его введение.
Указом Президента Российской Федерации на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений:
а) полное или частичное приостановление полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также органов местного самоуправления;
б) установление ограничений на свободу передвижения, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее,
в) усиление охраны общественного порядка, объектов и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;
г) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности;
д) установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;
е) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
ж) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
и некоторые другие меры обеспечивающие безопасность населения.
При введении ЧП по социально-политическим обстоятельствам дополнительно к общим мерам и ограничениям могут применяться такие меры:
а) введение комендантского часа;
б) ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники;
в) приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;
г) проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;
д) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, спиртных напитков.
е) выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения;
ж) продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца.
В случае введения ЧП по обстоятельствам природно-техногенного характера закон разрешает введение дополнительно к общим мерам безопасности следующих мер:
а) временное отселение жителей в безопасные районы;
б) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий;
в) привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;
г) отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных и негосударственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;
д) мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Федеральный конституционный закон, устанавливая меры, которые могут применяться в условиях ЧП, закрепляет правовые гарантии того, что указанные меры не будут чрезмерными и права граждан будут ограничены только в той мере, в которой этого требует острота создавшегося положения. Так, для проведения аварийно-спасательных работ могут привлекаться только трудоспособные граждане, и соблюдение правил охраны труда является обязательным. Продление срока содержания под стражей применяется в отношении лиц, подозреваемых только в преступлениях указанных в законе (терроризм и тяжкие преступления) и только на срок до 3-х месяцев. Лица, нарушившие комендантский час, могут быть задержаны но только до окончания комендантского часа. Если же у них отсутствуют документы, удостоверяющие личность, то задержание возможно для выяснения их личности до 72 часов, и только по решению суда – до 10 дней.
Важнейшей гарантией прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения является то, что правосудие в условиях ЧП осуществляется только судом и нормы Конституции, устанавливающие процессуальные гарантии, продолжают действовать. Учреждение каких либо чрезвычайных судов не допускается. При невозможности функционирования судов на данной территории Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ вправе изменить территориальную подсудность, т.е. вправе передать рассмотрение судебных дел в соответствующие суды других территорий.
<QUEST13< FONT>Международно-правовой гарантией соблюдения прав и свобод человека и гражданина в условиях ЧП является обязательность извещения Организации Объединенных Наций, Совета Европы и сопредельных государств о причинах введения чрезвычайного положения и об объеме ограничения прав человека и гражданина.
В случае агрессии и или непосредственной угрозы агрессии против России на всей ее территории или в отдельных местностях может быть введен особый режим военного положения. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 г. № 1- ФКЗ «О военном положении» определяет понятие агрессии в соответствии с общепризнанными принципами и действующими нормам международного права как применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН. Ст.3 указанного Закона содержит перечень оснований для введения военного положения, в частности, вторжение, нападение, бомбардировка или применение иного оружия иностранным государством (группой государств), блокада портов или берегов России и др. подобные обстоятельства.
Военное положение вводится указом Президента РФ, который немедленно извещает об этом Совет Федерации и Государственную Думу. Указ подлежит утверждению Советом Федерации в течение 48 часов. Если Совет Федерации не сможет собраться в связи с чрезвычайными и непреодолимыми при данных условиях обстоятельствами, указ Президента может быть рассмотрен позднее указанного срока. Если Совет Федерации не утвердит указ Президента РФ, режим военного положения прекращает свое действие.
На территории, на которой введено военное положение, могут применяться меры, предусмотренные ст. 7 ФКЗ «О военном положении», такие как усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды; эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы; приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию; привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны и т.д.
В период военного положения закон в соответствии со ст. 56 Конституции РФ разрешает ограничение таких прав и свобод, как свобода передвижения и выбора места жительства; право на забастовку и свобода труда; свобода собраний, митингов, демонстраций, шествий; свобода средств массовой информации; свобода экономической деятельности и некоторые другие.
Кроме того, в условиях военного положения к защите Отечества привлекается более широкий круг лиц, чем в мирное время. Так, в соответствии с Федеральным конституционным законом «О военном положении» допускается привлечение граждан независимо от пола к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями.
- Тема 1. Конституционное право как отрасль права и как наука
- § 1. Предмет конституционного права
- § 2. Метод конституционного права
- § 3. Конституционно-правовые нормы
- § 4. Конституционно-правовые отношения
- § 5. Структура отрасли конституционного права
- § 6. Место конституционного права в системе отраслей права
- § 7. Источники конституционного права. Особенности источников конституционного права рф
- § 8. Конституционно-правовая ответственность
- § 9. Конституционно-правовые санкции
- § 10. Наука конституционного права
- § 11. Соотношение понятий «конституционное» и «государственное» право
- § 12. Актуальные проблемы и тенденции развития науки конституционного права
- Тема 2. Конституция Российской Федерации
- § 1. Теоретические подходы к пониманию конституции
- § 2. История и теоретические предпосылки возникновения конституции
- § 3. Сущность и значение конституции: теории сущности конституции
- § 4. Виды конституций
- § 5. Теория свойств и функций конституции. Свойства и функции Конституции Российской Федерации 1993 года
- § 6. Особенности структуры и содержания Конституции Российской Федерации
- § 7. История конституционного развития России
- 7.1. Дореволюционный этап конституционного развития России
- § 8. Правопреемство рф в отношении ссср и рсфср
- § 9. Понятие механизма правовой охраны конституции. Правовая охрана Конституции рф 1993 г.
- § 10. Порядок пересмотра, внесения поправок и изменений в Конституцию рф
- § 11. Модели конституционного контроля
- § 12. Конституционный контроль в рф, его особенности
- Тема 3. Основы конституционного строя Российской Федерации
- § 1. Понятие конституционного строя и основ конституционного строя
- § 2. Виды основ конституционного строя. Конституционные основы взаимоотношений государства, общества и личности и конституционные основы организации и осуществления государственной власти
- 2. Группу принципов, отражающих форму государства и устройство государственной власти, составляют:
- § 3. Демократическая государственность и народовластие. Виды и формы народовластия. Прямое народовластие и народное представительство
- § 4. Понятие и виды референдумов в теории конституционного права
- § 5. Виды референдумов в Российской Федерации
- § 6. Принципы подготовки и проведения референдумов
- § 7. Требования к вопросам, выносимым на референдум
- § 8. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума
- § 9. Порядок выражения инициативы, назначения и проведения кампании всероссийского референдума
- 9.1. Выражение инициативы проведения референдума Российской Федерации
- 9.2. Назначение референдума Российской Федерации
- 9.4. Юридическое значение решения, принятого на референдуме
- § 10. Идеологическое и политическое многообразие. Правовой статус общественных объединений
- § 11. Особенности правового статуса политических партий
- § 12. Светское государство
- Тема 4. Основы правового статуса личности в Российской Федерации
- § 1. История возникновения и теоретические взгляды на права человека
- § 2. Принципы правового регулирования и реализации прав человека
- § 3. Понятие, юридические свойства и классификация прав и свобод человека и гражданина. Источники правового регулирования прав человека
- § 4. Личные и политические права и свободы человека и гражданина
- § 5. Экономические, социальные и культурные права
- § 6. Конституционные обязанности человека и гражданина
- § 7. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. Общая характеристика конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина
- § 8. Защита прав и свобод человека и гражданина в условиях особых правовых режимов (чрезвычайного и военного положения)
- § 9. Институт гражданства рф. Понятие, правовая природа, значение и признаки гражданства
- Тема 5. Федеративное устройство России
- § 3. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти рф и субъектов рф и формы его реализации
- Тема 6. Свободные выборы как способ формирования органов власти в Российской Федерации. Избирательное право
- § 2. Принципы избирательного права: принципы реализации избирательных прав или принципы участия в выборах
- § 3. Статус субъектов избирательных правоотношений. Избирательные объединения. Избирательные комиссии: статус, порядок формирования, полномочия, принципы деятельности и порядок работы
- § 4. Финансирование выборов
- § 5. Особенности выборов Президента рф, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания рф, органов государственной власти субъектов рф и органов местного самоуправления
- § 6. Обжалование нарушений избирательного законодательства и ответственность за его нарушение
- Тема 7. Институт главы государства в Российской Федерации
- § 1. Понятие и виды глав государств. История президентуры в России
- § 2. Место Президента рф в системе органов власти
- § 3. Полномочия Президента
- § 4. Срок полномочий. Основания и порядок прекращения полномочий Президента рф
- § 5. Гарантии осуществления полномочий Президента. Социальные гарантии Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий
- § 6. Акты Президента рф
- § 7. Органы, обеспечивающие деятельность главы государства в рф. Совет Безопасности рф. Администрация Президента
- Тема 8. Законодательная власть в Российской Федерации
- § 1. Понятие, функции и место законодательных органов власти в системе разделения властей
- § 2. Организация работы Государственной Думы и Совета Федерации: структура, порядок работы, заседания
- § 3. Понятие и виды актов, принимаемых законодательными органами власти. Понятие и особенности правовой природы закона, требования к его форме и содержанию. Акты палат парламента
- § 4. Конституционно-правовой статус законодательных (представительных) органов власти субъектов рф, его особенности
- § 5. Правовая природа депутатского мандата. Виды мандатов
- Тема 9. Исполнительная власть в Российской Федерации
- § 1. Система федеральных органов исполнительной власти
- § 2. Организация исполнительной власти в субъектах рф
- § 3. Место исполнительной власти в системе разделения властей. Единство системы исполнительной власти
- § 4. Конституционно-правовой статус Правительства. Функции и полномочия, состав и порядок формирования Правительства
- § 5. Организация работы Правительства. Взаимодействие Правительства с другими органами. Правовые акты Правительства
- Тема 10. Конституционные принципы организации судебной власти и конституционное правосудие в Российской Федерации
- § 1. Организация судебной системы России: принципы и структура. Принципы осуществления правосудия
- § 2. Конституционный Суд рф как орган судебной власти и его роль в обеспечении правовой охраны Конституции рф
- § 3. Направления деятельности Конституционного Суда рф, пределы его компетенции. Категории дел, рассматриваемые Конституционным Судом рф
- § 4. Порядок формирования Конституционного Суда рф, структура и организация деятельности. Статус судей
- § 5. Правила конституционного судопроизводства. Особенности производства по отдельным категориям дел
- § 6. Решения Конституционного Суда рф: значение, юридическая сила, порядок исполнения. Правовые позиции Конституционного Суда рф, их юридическое значение
- § 7. Конституционные (уставные) суды субъектов рф: место в судебной системе и системе органов государственной власти
- Тема 11. Конституционные основы организации местного самоуправления
- § 1. Понятие и содержание местного самоуправления
- § 2. Соотношение государственной власти и местного самоуправления. Сочетание государственной и общественной природы в местном самоуправлении
- § 3. Субъекты права на осуществление местного самоуправления
- § 4. Понятие и признаки муниципальных образований
- § 5. Типы муниципальных образований. Принципы создания муниципальных образований и критерии разграничения муниципальных образований различных типов
- § 6. Принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации
- Ситуация 1.
- Ситуация 2.