§ 2. Соотношение государственной власти и местного самоуправления. Сочетание государственной и общественной природы в местном самоуправлении
Одной из наиболее острых дискуссионных проблем при уяснении сущности местного самоуправления по-прежнему остается спор об его государственной или общественной природе. Определение местного самоуправления как деятельности населения по самостоятельному решению некоторого круга общественно значимых дел – вопросов местного значения - свидетельствует об однозначном отнесении его к публичному сектору. Однако это еще не позволяет сделать вывод о государственном или негосударственном характере местной власти.
Обобщая современные трактовки местного самоуправления как общественного института в его соотношении с государством, необходимо, прежде всего, обратить внимание на два основных направления интерпретации содержащегося в ст. 12 Конституции РФ положения о «невхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти»:
<QUEST2< FONT> I. При характеристике местного самоуправления основной акцент делается на его общественной природе как формы самоорганизации граждан для совместного решения вопросов местного значения. Сторонники данной позиции опираются на следующие аргументы:
местное самоуправление не учреждается государством, а признается им (ст. 12 Конституции РФ): признание означает, что государство видит в местном самоуправлении некий социальный институт, не обладающий свойствами государственной структуры (см.: Краснов М.А. Комментарий к статье 12 // Конституция Российской Федерации: Комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М., 1994. С. 102);
местное самоуправление – общественная власть, вид публичной власти, местная (муниципальная) власть – «особая власть, не относящаяся ни к одной из трех ветвей государственной власти» (Конституция Российской Федерации: Комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова, с.3);
право на местное самоуправление – не только коллективное право, но и естественное и неотчуждаемое право гражданина (индивидуальное право) на формирование и осуществление местного самоуправления, на самостоятельное – совместно с другими участниками – решение вопросов местного значения (См.: Четвернин В.А. 1.4.7: Местное самоуправление // Конституция Российской Федерации: Проблем. комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997. С.99);
вопросы местного значения представляют собой “вопросы социальной жизни, которые не решаются и не должны решаться государственной властью” (Четвернин В.А. 1.4.7: Местное самоуправление // Конституция Российской Федерации: Проблем. Комментарий, с.99), а “сводятся к обеспечению жизнедеятельности населенных пунктов, к обслуживанию повседневных потребностей людей” (Краснов М.А. Комментарий к статье 12 // Конституция Российской Федерации: Комментарий, с. 103). Не случайно конституционный законодатель разграничивает “вопросы местного значения” и “государственные полномочия”, которыми органы местного самоуправления могут наделяться законом (ст. 132 Конституции РФ).
<QUEST3< FONT> II. Вторая позиция основана на тезисе о том, что признание относительной самостоятельности местного самоуправления не исключает его тесной связи с государственной властью и государством:
местное самоуправление учреждается государством как публично-властный институт и государством же организуется в виде системы органов местного самоуправления;
источником создания и реорганизации местного самоуправления является Конституция и закон, а не соглашение и воля населения, которое лишь имеет право участвовать в осуществлении местной власти;
хотя органы местного самоуправления отделены от органов государственной власти (с точки зрения структурно-организационной), однако они находятся в системе государственно-властных отношений с точки зрения функциональной (Васильев В.И. Комментарий к статье 12 // Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1996, с. 49);
предметы ведения и полномочия местного самоуправления, в том числе вопросы местного значения, имеют государственный характер, поскольку так или иначе направлены на реализацию прав и свобод граждан, гарантируемых в соответствии со ст. 19 Конституции РФ государством и подлежащих реализации в соответствии с государственными стандартами; перечень вопросов местного значения определяется государством – Конституцией РФ (ст. 132 ч. 1), Федеральным законом о местном самоуправлении (ст. 14–16); при этом многие вопросы местного значения реализуются в сферах, которые находятся также в ведении государства (здравоохранение; образование; охрана общественного порядка и др.).
В то время нельзя сказать, что рассмотренные выше два подхода к соотношению местного самоуправления и государственной власти всегда четко отграничиваются друг от друга. Как показывает анализ российской правовой литературы, сторонники обеих позиций не до конца последовательны в своей трактовке местного самоуправления как государственного или, соответственно, общественного явления, что связано с сочетанием публично-властных и общественных элементов в его природе. Подобная «нетвердость» позиций, как и относительно небогатый материал, касающийся современной дискуссии о природе местного самоуправления, свидетельствуют также, о том, что демократический принцип местного самоуправления нов для российской практики и по-прежнему находится в стадии теоретического осмысления.
При всем разнообразии имеющихся в российской литературе суждений о сущности местного самоуправления господствующей в настоящее время можно считать позицию о том, что местное самоуправление есть разновидность публичной власти – местная, муниципальная власть, которая, однако, не является государственной. Именно эта идея постоянно проводится в решениях Конституционного Суда РФ (См., напр.: Абз. 3 п. 7 мотивировочной части Постановления КС РФ по “удмуртскому делу”), находит свое отражение в законодательстве.
- Тема 1. Конституционное право как отрасль права и как наука
- § 1. Предмет конституционного права
- § 2. Метод конституционного права
- § 3. Конституционно-правовые нормы
- § 4. Конституционно-правовые отношения
- § 5. Структура отрасли конституционного права
- § 6. Место конституционного права в системе отраслей права
- § 7. Источники конституционного права. Особенности источников конституционного права рф
- § 8. Конституционно-правовая ответственность
- § 9. Конституционно-правовые санкции
- § 10. Наука конституционного права
- § 11. Соотношение понятий «конституционное» и «государственное» право
- § 12. Актуальные проблемы и тенденции развития науки конституционного права
- Тема 2. Конституция Российской Федерации
- § 1. Теоретические подходы к пониманию конституции
- § 2. История и теоретические предпосылки возникновения конституции
- § 3. Сущность и значение конституции: теории сущности конституции
- § 4. Виды конституций
- § 5. Теория свойств и функций конституции. Свойства и функции Конституции Российской Федерации 1993 года
- § 6. Особенности структуры и содержания Конституции Российской Федерации
- § 7. История конституционного развития России
- 7.1. Дореволюционный этап конституционного развития России
- § 8. Правопреемство рф в отношении ссср и рсфср
- § 9. Понятие механизма правовой охраны конституции. Правовая охрана Конституции рф 1993 г.
- § 10. Порядок пересмотра, внесения поправок и изменений в Конституцию рф
- § 11. Модели конституционного контроля
- § 12. Конституционный контроль в рф, его особенности
- Тема 3. Основы конституционного строя Российской Федерации
- § 1. Понятие конституционного строя и основ конституционного строя
- § 2. Виды основ конституционного строя. Конституционные основы взаимоотношений государства, общества и личности и конституционные основы организации и осуществления государственной власти
- 2. Группу принципов, отражающих форму государства и устройство государственной власти, составляют:
- § 3. Демократическая государственность и народовластие. Виды и формы народовластия. Прямое народовластие и народное представительство
- § 4. Понятие и виды референдумов в теории конституционного права
- § 5. Виды референдумов в Российской Федерации
- § 6. Принципы подготовки и проведения референдумов
- § 7. Требования к вопросам, выносимым на референдум
- § 8. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума
- § 9. Порядок выражения инициативы, назначения и проведения кампании всероссийского референдума
- 9.1. Выражение инициативы проведения референдума Российской Федерации
- 9.2. Назначение референдума Российской Федерации
- 9.4. Юридическое значение решения, принятого на референдуме
- § 10. Идеологическое и политическое многообразие. Правовой статус общественных объединений
- § 11. Особенности правового статуса политических партий
- § 12. Светское государство
- Тема 4. Основы правового статуса личности в Российской Федерации
- § 1. История возникновения и теоретические взгляды на права человека
- § 2. Принципы правового регулирования и реализации прав человека
- § 3. Понятие, юридические свойства и классификация прав и свобод человека и гражданина. Источники правового регулирования прав человека
- § 4. Личные и политические права и свободы человека и гражданина
- § 5. Экономические, социальные и культурные права
- § 6. Конституционные обязанности человека и гражданина
- § 7. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. Общая характеристика конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина
- § 8. Защита прав и свобод человека и гражданина в условиях особых правовых режимов (чрезвычайного и военного положения)
- § 9. Институт гражданства рф. Понятие, правовая природа, значение и признаки гражданства
- Тема 5. Федеративное устройство России
- § 3. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти рф и субъектов рф и формы его реализации
- Тема 6. Свободные выборы как способ формирования органов власти в Российской Федерации. Избирательное право
- § 2. Принципы избирательного права: принципы реализации избирательных прав или принципы участия в выборах
- § 3. Статус субъектов избирательных правоотношений. Избирательные объединения. Избирательные комиссии: статус, порядок формирования, полномочия, принципы деятельности и порядок работы
- § 4. Финансирование выборов
- § 5. Особенности выборов Президента рф, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания рф, органов государственной власти субъектов рф и органов местного самоуправления
- § 6. Обжалование нарушений избирательного законодательства и ответственность за его нарушение
- Тема 7. Институт главы государства в Российской Федерации
- § 1. Понятие и виды глав государств. История президентуры в России
- § 2. Место Президента рф в системе органов власти
- § 3. Полномочия Президента
- § 4. Срок полномочий. Основания и порядок прекращения полномочий Президента рф
- § 5. Гарантии осуществления полномочий Президента. Социальные гарантии Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий
- § 6. Акты Президента рф
- § 7. Органы, обеспечивающие деятельность главы государства в рф. Совет Безопасности рф. Администрация Президента
- Тема 8. Законодательная власть в Российской Федерации
- § 1. Понятие, функции и место законодательных органов власти в системе разделения властей
- § 2. Организация работы Государственной Думы и Совета Федерации: структура, порядок работы, заседания
- § 3. Понятие и виды актов, принимаемых законодательными органами власти. Понятие и особенности правовой природы закона, требования к его форме и содержанию. Акты палат парламента
- § 4. Конституционно-правовой статус законодательных (представительных) органов власти субъектов рф, его особенности
- § 5. Правовая природа депутатского мандата. Виды мандатов
- Тема 9. Исполнительная власть в Российской Федерации
- § 1. Система федеральных органов исполнительной власти
- § 2. Организация исполнительной власти в субъектах рф
- § 3. Место исполнительной власти в системе разделения властей. Единство системы исполнительной власти
- § 4. Конституционно-правовой статус Правительства. Функции и полномочия, состав и порядок формирования Правительства
- § 5. Организация работы Правительства. Взаимодействие Правительства с другими органами. Правовые акты Правительства
- Тема 10. Конституционные принципы организации судебной власти и конституционное правосудие в Российской Федерации
- § 1. Организация судебной системы России: принципы и структура. Принципы осуществления правосудия
- § 2. Конституционный Суд рф как орган судебной власти и его роль в обеспечении правовой охраны Конституции рф
- § 3. Направления деятельности Конституционного Суда рф, пределы его компетенции. Категории дел, рассматриваемые Конституционным Судом рф
- § 4. Порядок формирования Конституционного Суда рф, структура и организация деятельности. Статус судей
- § 5. Правила конституционного судопроизводства. Особенности производства по отдельным категориям дел
- § 6. Решения Конституционного Суда рф: значение, юридическая сила, порядок исполнения. Правовые позиции Конституционного Суда рф, их юридическое значение
- § 7. Конституционные (уставные) суды субъектов рф: место в судебной системе и системе органов государственной власти
- Тема 11. Конституционные основы организации местного самоуправления
- § 1. Понятие и содержание местного самоуправления
- § 2. Соотношение государственной власти и местного самоуправления. Сочетание государственной и общественной природы в местном самоуправлении
- § 3. Субъекты права на осуществление местного самоуправления
- § 4. Понятие и признаки муниципальных образований
- § 5. Типы муниципальных образований. Принципы создания муниципальных образований и критерии разграничения муниципальных образований различных типов
- § 6. Принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации
- Ситуация 1.
- Ситуация 2.