logo
Konstitutsionnoe_pravo_RF

§ 2. Место Президента рф в системе органов власти

В теории государствоведения принято различать парламентские и президентские республики в зависимости от того, какой орган – парламент или глава государства – формирует высший орган исполнительной власти – правительство, и от того, перед каким органом – парламентом или главой государства – правительство несет ответственность. Парламентская республика основана на политическом верховенстве парламента: парламентское большинство формирует правительство; перед парламентом правительство несет политическую ответственность; президент не является самостоятельной политической фигурой. В президентской республике должность президента политически самостоятельна, процедура выборов оформляет ответственность президента перед народом; президент формирует и возглавляет правительство, только перед президентом правительство несет ответственность. Однако в современной политической практике указанные выше классические, традиционные формы республик подвергаются определенным модификациям, поскольку происходит взаимопроникновение признаков рассмотренных выше двух типов республик. Из этого делаются различные выводы. Одной из наиболее распространенных позиций является выделение особой смешанной республиканской формы правления, при которой политическая ответственность распределяется между президентом и парламентом в различных пропорциях (Сравнительное конституционное право: Уч. пособие / Отв.ред. В.Е. Чиркин. – М.: Междунар.отношения, 2002. С.262-263). Данной точке зрения противостоит подход, согласно которому отсутствие в чистом виде классических президентских и парламентских республик не означает отказа от традиционных «двух типов республиканизма», так как «политический центр в любом случае не может быть распылен, а должен быть сосредоточен либо у президента, либо у парламента» (Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: учеб. пособие. М., 1999. С. 171-173). В зависимости от этого республика и оценивается как президентская или парламентская.

<QUEST3< FONT>Если следовать первому подходу, то Российскую Федерацию можно охарактеризовать как смешанную (полупрезидентскую) республику: несмотря на то, что Президент РФ имеет очень широкие полномочия в сфере организации исполнительной власти, Государственная Дума также наделена конституционными полномочиями, позволяющими ей (1) участвовать в формировании Правительства РФ (согласует назначение Президентом Председателя Правительства РФ), (2) осуществлять парламентский контроль за деятельностью Правительства, а также (3) выражать недоверие Правительству (окончательное разрешение конфликта между Государственной Думой и Правительством при этом остается за Президентом: он либо направляет в отставку Правительство, либо распускает Государственную Думу). Это свидетельствует, по мнению многих российских государствоведов, о сочетании признаков президентской и парламентской республики в Российской Федерации и позволяет ее характеризовать как смешанную республику (Комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. Л.А. Окуньков. М., 2002. С. 36). Если же следовать второй точке зрения, то придется признать, что отдельные признаки парламентского участия в судьбе Правительства, никак не умаляют роли Президента РФ как политического центра, на который в конечном итоге возложено решение всех вопросов, связанных с судьбой Правительства. Поэтому исходя из традиционной двухчленной классификации республик, Россию можно характеризовать как президентскую республику.

Российская республиканская форма правления, независимо от того или другого подхода к ее характеристике, отличается самостоятельной доминирующей ролью Президента РФ в системе власти. Президент провозглашается главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ч.1 и 2 ст.80 Конституции РФ). Он не принадлежит ни к одной из ветвей власти, но в то же время обладает широкими полномочиями контрольного, координационного и распорядительного характера в отношении органов как законодательной, исполнительной, так и отчасти судебной власти, причем не только федерального уровня, но и уровня субъектов РФ. Таким образом, Президент РФ включается в систему разделения властей и разграничения предметов ведения и полномочий для обеспечения единства государственной власти, координации деятельности ее органов, обеспечения их согласованного функционирования и взаимодействия. При этом сам Президент РФ выступает конституционным федеральным единоличным постоянно действующим органом государственной власти (ч.1 ст.11 Конституции РФ; п.3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000 г. № 12-П «по делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции РФ о досрочном прекращении полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия»).

В должности Президента РФ также нашла непосредственное отражение идея народовластиянародного представительства и единства многонационального российского народа. Президент получает свои властные полномочия от народа в результате свободных выборов. Никто не вправе присвоить или захватить властные полномочия, которые в соответствии с Конституцией РФ являются прерогативой Президента РФ.