logo
Konstitutsionnoe_pravo_RF

§ 8. Конституционно-правовая ответственность

В юридической литературе для обозначения самостоятельного вида юридической ответственности, выявившегося вследствие развития общественных отношения за последние десятилетия, помимо термина «конституционно-правовая ответственность» используются понятия «конституционная ответственность» и «государственно-правовая ответственность». Поскольку исследователи при рассмотрении данного вопроса изучают как правовые, так и политические и моральные аспекты данного вида ответственности, обусловленные спецификой конституционных правовых отношений, то между обозначенными понятиями выявляются значительные различия, связанные с узким (исключительно юридическим) и широким (учитывающим и социально-политические составляющие) пониманием. Однако представляется, что при изучении отраслевых правовых дисциплин в учебных целях следует исходить только из правовых составляющих обозначенных терминов и понимать их как тождественные. Тем более, что большинство конституционалистов также полагают, что термины «конституционно-правовая ответственность», «конституционная ответственность» и «государственно-правовая ответственность» являются тождественными (См., например, Безуглов А. А., Солдатов С. А. Конституционное право РФ. М., 2001. С. 65, Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. С. 385).

Сущность конституционно-правовой ответственности заключается в применении мер конституционного принуждения и реализации тем самым санкции конституционно-правовой нормы за совершение конституционного правонарушения. По своему характеру конституционно-правовая ответственность носит исключительно карательный характер и налагается за ненадлежащее осуществление государственной и муниципальной власти.

     Правовой институт конституционной ответственности в правовой системе предназначен осуществлять охранительные функции в области формирования и осуществления государственной и муниципальной власти. quest7Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности обладает всеми общими признаками юридической ответственности вместе с тем отличает от других видов юридической ответственности рядом специфических свойств:

Элементами состава конституционного правонарушения являются объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом конституционного правонарушения являются общественные отношения, возникающие по поводу осуществления государственной, муниципальной власти. Объективная сторона конституционного правонарушения состоит из противоправного деяния, его вредных последствий и причинной связью между деянием и последствиями. Вариантами противоправного деяния могут быть неприменение конституционно-правовой нормы, недолжное применение конституционно-правовой нормы, прямое нарушение конституционно-правовой нормы. 

Субъектами конституционного правонарушения могут быть органы государственной, муниципальной власти или лица, замещающего государственную, муниципальную должность: Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, депутат Государственной Думы, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, высший орган исполнительной власти субъекта, иной орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования, представительный орган местного самоуправления, иной орган местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования, депутат представительного органа муниципального образования, иное выборное должностное лицо органа муниципального образования.

Субъективная сторона конституционного правонарушения характеризует наличием вины, мотивом и целью правонарушения. Виновность определяется наличием реальной возможности не совершать конституционное правонарушение, которым субъект правонарушения не воспользовался.

В качестве примеров конституционных правонарушений можно привести следующие совершение Президентом Российской Федерации государственной измены, иного тяжкого (особо тяжкого) преступления;     непринятие высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органами и должностными лицами муниципального образования в течение установленного срока мер по внесению изменений и дополнений либо принятие нового нормативно-правового акта взамен признанного неконституционным или незаконным; переход депутата, избранного по партийным спискам, из одной депутатской фракции в другую и т.д.