§ 6. Конституционные обязанности человека и гражданина
Конституционные обязанности — это установленные Конституцией РФ требования должного поведения человека, выражающиеся в необходимости выполнять определенные действия или воздерживаться от них. Значительная часть конституционных обязанностей распространяется на всех лиц, находящихся на территории Российской Федерации, независимо от их гражданства. Лишь обязанность защищать Отечество установлена только в отношении граждан Российской Федерации.
Основной конституционной обязанностью человека и гражданина является закрепленная в ст. 15 Конституции РФ обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с конституционной формулировкой данная обязанность возложена на граждан и их объединения. Используется термин «гражданин», а не «гражданин Российской Федерации». В данном случае в тексте Конституции РФ имеет место редакционная неточность. Дело в том, что в советский период гражданами именовались любые физические лица, в ряде современных законодательных актов, например в ГК РФ термины «гражданин» и «физическое лицо» также используются как синонимы.
Очевидно также, что обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы не зависит от гражданства лица. Данная обязанность является основной и по существу единственной. Все прочие обязанности, закрепленные в Конституции и иных правовых актах, являются лишь частными случаями общей конституционной обязанности соблюдать Конституцию РФ и законы.
Государство обязано доводить до физических и юридических лиц информацию об их правах и обязанностях. Поэтому все законы в Российской Федерации подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются и соответственно их соблюдение не может быть вменено в обязанность физических и юридических лиц. Все прочие нормативные акты, помимо законов, также должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, если они затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования. Очевидно, что для нормального развития личности, ее интеграции в современное общество ребенок должен получить значительный объем знаний. Основное общее образование (9 классов средней школы) закладывает необходимый фундамент, который позволяет лицу либо продолжить свое образование, либо начать трудовую деятельность на работах, не требующих специальной квалификации.
Возложение обязанности получения образования на ребенка бессмысленно, поэтому она возлагается на родителей или лиц, их замещающих, например опекунов. Родители обязаны обеспечить посещение ребенком школьных занятий, создать условия для выполнения учебных заданий, снабдить ребенка учебными принадлежностями, создать иные необходимые условия. Малообеспеченные семьи вправе рассчитывать на помощь со стороны государства. Так, в Санкт-Петербурге выделяются средства на приобретение школьной формы для отдельных категорий горожан.
Обязанность родителей воспитывать детей и заботится о них. Частью 2 ст. 38 Конституции РФ установлено, что забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Родители обязаны создавать детям необходимые материальные условия для жизни и развития, а также заботиться об их духовном развитии, прививать необходимые представления о морали, нравственности, этики и вежливости, иных правилах жизни в обществе. Если по тем или иным причинам (например, развод) один из родителей не в состоянии непосредственно осуществлять воспитание ребенка и заботу о нем, могут устанавливаться алименты на несовершеннолетних детей.
СК РФ предусматривает возможность лишения родительских прав лиц, не исполняющих своей конституционной обязанности по воспитанию детей и заботе о них.
Обязанность трудоспособных детей, достигших восемнадцати лет, заботиться о нетрудоспособных родителях. Принцип социального государства предполагает обязанность государства оказывать поддержку нетрудоспособным лицам. Однако правовые и моральные нормы предписывают взрослым детям принимать участие в судьбе родителей. В подавляющим большинстве случаев речь идет о посильной материальной помощи, иных общеизвестных способах проявления уважения и заботы. Однако СК РФ предусматривает возможность установления в судебном порядке алиментов на нетрудоспособных и нуждающихся в помощи родителей, которые обязаны выплачивать совершеннолетние трудоспособные дети.
Обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Налоги являются необходимым элементом любого государства, и обязанность платить налоги и сборы достаточно очевидна. Однако Конституция РФ устанавливает существенную гарантию от необоснованного увеличения налогового бремени, предписывая физическим и юридическим лицам платить только законно установленные налоги.
Конституционный Суд РФ в своих постановлениях неоднократно обращался к конституционному понятию «законно установленные налоги и сборы» (например, Постановления от 4 апреля 1996 г11 и от 18 февраля 1997 г12).
Выработаны определенные критерии, позволяющие отнести налог к числу законно установленных. Например, налог может быть установлен только законом; Конституция РФ исключает возможность установления налогов и сборов органами исполнительной власти. Кроме того, установить налог или сбор — не значит только дать ему название, необходимо определить в законе существенные элементы налоговых обязательств. В частности, надо определить налоговую ставку, срок уплаты налога, чтобы налогоплательщик понимал, какой налог, когда и в каком размере он должен уплачивать. Органы государственные власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать только те налоги, которые отнесены федеральным законом к числу региональных и местных.
Обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Данная обязанность распространяется на любое физическое и юридическое лицо, находящееся или осуществляющее деятельность в Российской Федерации.
Современная цивилизация объективно оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Задача государства — максимально возможным образом минимизировать отрицательные последствия такого воздействия.
Все лица должны придерживаться установленных государством нормативов воздействия на окружающую среду. Это касается очень широкого круга лиц: от владельцев автотранспортных средств, которые обязаны следить за соответствием выхлопа двигателя установленным нормам, до крупных промышленных предприятий, имеющих право выбрасывать вредные вещества в атмосферу и в водные объекты в ограниченном количестве, закрепленном в соответствующем правовом акте. Установленные экологические запреты, например запрет на разорение муравейников, уничтожение мест обитания животных, должны соблюдать все лица,
Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Каждый должен воздерживаться от действий, способных нанести вред памятникам истории и культуры, например не допускать актов вандализма. Однако рассматриваемая обязанность в большей степени распространяется на организации, владеющие соответствующими объектами и памятниками истории и культуры. Например, в зданиях, представляющих историческую и культурную ценность, какая-либо перепланировка или изменения их внешнего вида возможны только с согласия инспекций по охране памятников.
Обязанность защищать Отечество. В соответствии с ч. 1 ст. 50 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Сложившееся мнение о том, что защита Отечества является обязанностью только мужского населения, является неверным. Защищать Отечество обязаны все граждане, независимо от пола, возраста и иных критериев. Законодательство лишь устанавливает различные формы исполнения данной обязанности для разных групп населения.
В мирное время обязанность защищать Отечество исполняется прежде всего военнослужащими, проходящими службу по контракту (на добровольной основе) и по призыву. В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»13 призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Срок службы по призыву постепенно сокращается и с 1 января 2008 года составляет 12 месяцев.
Устанавливаются случаи получения отсрочки от призыва на военную службу, например в отношении граждан, обучающихся по очной форме обучения в учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию. Отдельные категории граждан, например прошедшие военную службу в другом государстве, освобождаются от призыва на военную службу. Конституция РФ устанавливает право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях. Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе»14 вступил в силу только с 1 января 2004 г.
В соответствии с данным Федеральным законом гражданин обязан доказать призывной комиссии, что его вероисповедание или убеждения препятствуют прохождению военной службы. Чтобы доказать это, он вправе выступать на заседании комиссии; приводить на заседание комиссии лиц, способных подтвердить, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; представлять соответствующие документы.
Для прохождения альтернативной гражданской службы гражданин может направляться в государственные организации, испытывающие нехватку работников (предполагается, что лица, проходящие альтернативную гражданскую службу, будут работать на низкооплачиваемых, но социально значимых должностях, таких, как санитар или медбрат), либо в Вооруженные Силы РФ на гражданские должности. Срок прохождения альтернативной гражданской службы сокращается вместе со сроком службы по призыву и с 1 января 2008 года составляет 21 месяц. Если гражданин проходит службу на гражданских должностях в Вооруженных Силах РФ, срок службы с 1 января 2008 года составляет 18 месяцев.
В условиях военного положения к защите Отечества привлекается более широкий круг лиц. Так, в соответствии с Федеральным конституционным законом «О военном положении»15 допускается привлечение граждан независимо от пола к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями.
- Тема 1. Конституционное право как отрасль права и как наука
- § 1. Предмет конституционного права
- § 2. Метод конституционного права
- § 3. Конституционно-правовые нормы
- § 4. Конституционно-правовые отношения
- § 5. Структура отрасли конституционного права
- § 6. Место конституционного права в системе отраслей права
- § 7. Источники конституционного права. Особенности источников конституционного права рф
- § 8. Конституционно-правовая ответственность
- § 9. Конституционно-правовые санкции
- § 10. Наука конституционного права
- § 11. Соотношение понятий «конституционное» и «государственное» право
- § 12. Актуальные проблемы и тенденции развития науки конституционного права
- Тема 2. Конституция Российской Федерации
- § 1. Теоретические подходы к пониманию конституции
- § 2. История и теоретические предпосылки возникновения конституции
- § 3. Сущность и значение конституции: теории сущности конституции
- § 4. Виды конституций
- § 5. Теория свойств и функций конституции. Свойства и функции Конституции Российской Федерации 1993 года
- § 6. Особенности структуры и содержания Конституции Российской Федерации
- § 7. История конституционного развития России
- 7.1. Дореволюционный этап конституционного развития России
- § 8. Правопреемство рф в отношении ссср и рсфср
- § 9. Понятие механизма правовой охраны конституции. Правовая охрана Конституции рф 1993 г.
- § 10. Порядок пересмотра, внесения поправок и изменений в Конституцию рф
- § 11. Модели конституционного контроля
- § 12. Конституционный контроль в рф, его особенности
- Тема 3. Основы конституционного строя Российской Федерации
- § 1. Понятие конституционного строя и основ конституционного строя
- § 2. Виды основ конституционного строя. Конституционные основы взаимоотношений государства, общества и личности и конституционные основы организации и осуществления государственной власти
- 2. Группу принципов, отражающих форму государства и устройство государственной власти, составляют:
- § 3. Демократическая государственность и народовластие. Виды и формы народовластия. Прямое народовластие и народное представительство
- § 4. Понятие и виды референдумов в теории конституционного права
- § 5. Виды референдумов в Российской Федерации
- § 6. Принципы подготовки и проведения референдумов
- § 7. Требования к вопросам, выносимым на референдум
- § 8. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума
- § 9. Порядок выражения инициативы, назначения и проведения кампании всероссийского референдума
- 9.1. Выражение инициативы проведения референдума Российской Федерации
- 9.2. Назначение референдума Российской Федерации
- 9.4. Юридическое значение решения, принятого на референдуме
- § 10. Идеологическое и политическое многообразие. Правовой статус общественных объединений
- § 11. Особенности правового статуса политических партий
- § 12. Светское государство
- Тема 4. Основы правового статуса личности в Российской Федерации
- § 1. История возникновения и теоретические взгляды на права человека
- § 2. Принципы правового регулирования и реализации прав человека
- § 3. Понятие, юридические свойства и классификация прав и свобод человека и гражданина. Источники правового регулирования прав человека
- § 4. Личные и политические права и свободы человека и гражданина
- § 5. Экономические, социальные и культурные права
- § 6. Конституционные обязанности человека и гражданина
- § 7. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. Общая характеристика конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина
- § 8. Защита прав и свобод человека и гражданина в условиях особых правовых режимов (чрезвычайного и военного положения)
- § 9. Институт гражданства рф. Понятие, правовая природа, значение и признаки гражданства
- Тема 5. Федеративное устройство России
- § 3. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти рф и субъектов рф и формы его реализации
- Тема 6. Свободные выборы как способ формирования органов власти в Российской Федерации. Избирательное право
- § 2. Принципы избирательного права: принципы реализации избирательных прав или принципы участия в выборах
- § 3. Статус субъектов избирательных правоотношений. Избирательные объединения. Избирательные комиссии: статус, порядок формирования, полномочия, принципы деятельности и порядок работы
- § 4. Финансирование выборов
- § 5. Особенности выборов Президента рф, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания рф, органов государственной власти субъектов рф и органов местного самоуправления
- § 6. Обжалование нарушений избирательного законодательства и ответственность за его нарушение
- Тема 7. Институт главы государства в Российской Федерации
- § 1. Понятие и виды глав государств. История президентуры в России
- § 2. Место Президента рф в системе органов власти
- § 3. Полномочия Президента
- § 4. Срок полномочий. Основания и порядок прекращения полномочий Президента рф
- § 5. Гарантии осуществления полномочий Президента. Социальные гарантии Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий
- § 6. Акты Президента рф
- § 7. Органы, обеспечивающие деятельность главы государства в рф. Совет Безопасности рф. Администрация Президента
- Тема 8. Законодательная власть в Российской Федерации
- § 1. Понятие, функции и место законодательных органов власти в системе разделения властей
- § 2. Организация работы Государственной Думы и Совета Федерации: структура, порядок работы, заседания
- § 3. Понятие и виды актов, принимаемых законодательными органами власти. Понятие и особенности правовой природы закона, требования к его форме и содержанию. Акты палат парламента
- § 4. Конституционно-правовой статус законодательных (представительных) органов власти субъектов рф, его особенности
- § 5. Правовая природа депутатского мандата. Виды мандатов
- Тема 9. Исполнительная власть в Российской Федерации
- § 1. Система федеральных органов исполнительной власти
- § 2. Организация исполнительной власти в субъектах рф
- § 3. Место исполнительной власти в системе разделения властей. Единство системы исполнительной власти
- § 4. Конституционно-правовой статус Правительства. Функции и полномочия, состав и порядок формирования Правительства
- § 5. Организация работы Правительства. Взаимодействие Правительства с другими органами. Правовые акты Правительства
- Тема 10. Конституционные принципы организации судебной власти и конституционное правосудие в Российской Федерации
- § 1. Организация судебной системы России: принципы и структура. Принципы осуществления правосудия
- § 2. Конституционный Суд рф как орган судебной власти и его роль в обеспечении правовой охраны Конституции рф
- § 3. Направления деятельности Конституционного Суда рф, пределы его компетенции. Категории дел, рассматриваемые Конституционным Судом рф
- § 4. Порядок формирования Конституционного Суда рф, структура и организация деятельности. Статус судей
- § 5. Правила конституционного судопроизводства. Особенности производства по отдельным категориям дел
- § 6. Решения Конституционного Суда рф: значение, юридическая сила, порядок исполнения. Правовые позиции Конституционного Суда рф, их юридическое значение
- § 7. Конституционные (уставные) суды субъектов рф: место в судебной системе и системе органов государственной власти
- Тема 11. Конституционные основы организации местного самоуправления
- § 1. Понятие и содержание местного самоуправления
- § 2. Соотношение государственной власти и местного самоуправления. Сочетание государственной и общественной природы в местном самоуправлении
- § 3. Субъекты права на осуществление местного самоуправления
- § 4. Понятие и признаки муниципальных образований
- § 5. Типы муниципальных образований. Принципы создания муниципальных образований и критерии разграничения муниципальных образований различных типов
- § 6. Принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации
- Ситуация 1.
- Ситуация 2.