logo
Konstitutsionnoe_pravo_RF

§ 3. Полномочия Президента

<QUEST4< FONT>Конституционно-правовой статус Президента РФ как главы государства, гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности раскрывается в его полномочиях, которые могут быть сгруппированы по различным основаниям. Одним из критериев классификации президентских полномочий могут служить органы, представляющие различные ветви и уровни власти, с которыми Президент РФ взаимодействует, обеспечивая согласованное функционирование государственной власти:

Для классификации президентских полномочий могут быть избраны и другие критерии, в частности – сферы государственной деятельности:

  1. Полномочия в законотворческой сфере: Президент обладает правом внесения предложений о пересмотре и поправках Конституции РФ (ст. 134 Конституции), правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ), причем законопроекты, внесенные Президентом в качестве срочных, подлежат внеочередному рассмотрению на заседании Государственной Думы; Президент РФ подписывает и обнародует принятые федеральные законы (ч.1 и 2 ст. 107 Конституции РФ); вправе в 14-дневный срок с момента поступления закона отклонить его (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ), мотивировав такое отклонение (П. 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. № 10-П по делу о толковании отдельных положений ст. 107 Конституции Российской Федерации – далее: Постановление по делу о статье 107 Конституции). В Постановлении по делу о статье 107 Конституции определено, что отклонение федерального закона Президентом РФ, предусмотренное ч. 3 ст. 107 Конституции РФ, означает принятое в течение четырнадцати дней с момента получения закона решение Президента Российской Федерации об отказе в его подписании (вето) с указанием мотивов такого отказа. Вето Президента является основанием для нового рассмотрения отклоненного закона (для доработки закона с учетом возражений Президента и новому принятию закона в измененной редакции либо для преодоления вето Президента путем одобрения закона в прежней редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа соответственно членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы).Президент Российской Федерации не вправе не подписать отклоненный им ранее федеральный закон после повторного его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации в течение семи дней со дня получения постановлений палат Федерального Собрания об одобрении закона в первоначальной редакции и обязан обнародовать этот закон.

Вместе с тем, не является отклонением федерального закона в смысле ч. 3 ст. 107 Конституции РФ возвращение Президентом РФ федерального закона в соответствующую палату Федерального Собрания, возможное только в случае нарушения палатой установленных Конституцией РФ требований к порядку принятия федеральных законов и предусмотренных ею условий и процедур (абз. 2 п. 3 резолютивной части Постановления по делу о ст.107 Конституции).

Если же между палатами Федерального Собрания РФ и Президентом РФ возникает спор о том, имели ли место нарушения требований к порядку принятия закона, и стороны не достигают в этом споре согласия, то разрешение такого спора не находится в компетенции Президента РФ или какой-либо палаты Федерального парламента, а относится к ведению судебных органов, в частности Конституционного Суда. Как было отмечено в Постановлении по делу о ст.107 Конституции, споры между субъектами законодательного процесса в связи с порядком принятия федерального закона в случае недостижения согласия могут быть переданы заинтересованными сторонами в соответствии со ст. 125 Конституции РФ и ФКЗ о КС РФ на рассмотрение Конституционного Суда РФ (п. 5 мотивировочной части). Рассматривая спор о компетенции между Советом Федерации и Президентом РФ, между Государственной Думой и Президентом РФ об обязанности Президента РФ подписать принятый Федеральный закон «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации», Конституционный Суд РФ подтвердил обязанность Президента РФ подписать и обнародовать принятый федеральный закон. Только после этого у Президента появляется возможность обратиться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности федерального закона по порядку его принятия (П. 1 резолютивной части Постановления от 6 апреля 1998 г. № 11-П), поскольку предварительный конституционный контроль законов Конституционный Суд не осуществляет.

  1. Полномочия в сфере формирования или участия в формировании государственных органов и назначении должностных лиц. Президент РФ либо сам формирует (назначает) либо участвует в формировании широкого круга государственных органов и должностных лиц:

  1. Полномочия в сфере организации исполнительной власти: речь идет о проанализированных выше полномочиях Президента РФ по определению структуры, формированию, организации работы и осуществлению руководства деятельностью, отмене либо приостановлении действия актов, прекращению полномочий органов исполнительной власти как федеральных, так и субъектов РФ.

  2. Полномочия в сфере обороны и безопасности: Президент РФ утверждает военную доктрину РФ (п. «з» ст. 83 Конституции РФ); формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ (п. «ж» ст. 83 Конституции РФ); является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (ч. 1 ст. 87), назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ (п. «л» ст. 83 Конституции РФ); в предусмотренных Конституцией случаях Президент РФ вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное (ч. 2 и 3 ст. 87) и чрезвычайное положение (ст. 88) с незамедлительным сообщением об этом обеим палатам федерального парламента.

  3. Полномочия во внешнеполитической сфере: Президент РФ определяет основные направления внешней политики государства (ч. 3 и 4 ст. 80 Конституции РФ); осуществляет руководство внешней политикой РФ (п. «а» ст.86 Конституции РФ); ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ (п. «б» ст. 86 Конституции РФ); Президент подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей (п. «в», «г» ст. 86); назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (п. «м» ст. 83).

  4. Представительские полномочия, вытекающие из статуса Президента как главы государства: Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях (ч. 4 ст. 80 Конституции РФ); решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища (п. «а» ст. 89 Конституции РФ); производит награждения государственными наградами РФ; присваивает почетные звания РФ и высшие специальные звания (п. «б» ст. 89 Конституции РФ); определяет соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» - далее: ФЗ № 58); утверждает реестр должностей федеральной государственной службы, устанавливает содержание и порядок ведения реестра федеральных государственных служащих РФ, а также перечень сведений, включаемых в Сводный реестр государственных служащих РФ (п. 1 и 2 ст. 9, п. 6 ст. 15 ФЗ № 58); осуществляет помилование (п. «в» ст. 89 Конституции РФ); обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении дел в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (п. «е» ст. 84 Конституции РФ); назначает общероссийский референдум (п. «в» ст. 84 Конституции РФ).

В качестве дополнительного критерия разграничения полномочий Президента РФ может быть выделен функциональный критерий, в соответствии с которым предлагается классификация полномочий в зависимости от форм деятельности Президента: 1) полномочия по изданию указов и распоряжений; 2) полномочия по совершению организационных действий, в том числе по формированию органов при Президенте РФ. Кроме того, полномочия Президента РФ могут быть подразделены по критерию внутренней или внешней направленности его актов и действий на: 1) внешне властные и 2) внутриорганизационные полномочия (или полномочия по организации собственной деятельности).

<QUEST5< FONT>Анализ конституционно-правового статуса Президента РФ показывает, что Конституция РФ задает лишь основные параметры полномочий Президента РФ. Как орган, осуществляющий наряду с другими органами, указанными в ч. 1 ст. 11 Конституции РФ, государственную власть и призванный обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, Президент РФ зачастую выходит за пределы тех полномочий, которые прямо указаны в Конституции РФ или в изданных на ее основе законах. Данная практика породила весьма острую дискуссию о дискреционных полномочиях Президента. Речь идет о признании за Президентом РФ, хотя и прямо не поименованных в Конституции РФ, но вытекающих из его статуса полномочий, используемых им по его усмотрению и в соответствии с ситуацией политической целесообразности и необходимости. Как отмечает А.А. Котенков, у Президента РФ имеются права, прямо не предусмотренные Конституцией РФ, но вытекающие из ее смысла. Президент РФ – гарант Конституции и это конституционное положение не ограничивается каким-то исчерпывающим перечнем полномочий главы государства (Котенков А.А. Конституционно-правовые основы, практика и проблемы повышения эффективности взаимодействия Президента Российской Федерации с Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации в законотворческой сфере: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1998. С.29). В обоснование существования дискреционных полномочий Президента РФ Конституционный Суд РФ выработал ряд правовых позиций:

Несмотря на широкое распространение идеи дискреционных полномочий Президента РФ в конституционно-правовой теории и практике, не все ученые признают их существование. В.О. Лучин отмечает, что наделение Президента РФ дискреционными полномочиями, правом принимать акты и совершать действия, руководствуясь только усмотрением, целесообразностью, а не законом, означает распространение общеправового принципа «разрешено все, что не запрещено законом» на сферу действия публичной власти, что недопустимо. Он отрицает наличие у Президента скрытых полномочий, подразумеваемых текстом Конституции, но достаточно четко и однозначно не сформулированных. По мнению В.О. Лучина, полномочия Президента не могут произвольно выводиться из его статуса (Особое мнение судьи Конституционного Суда В.О. Лучина по делу о проверке конституционности Указа Президента РФ от 30 ноября 1994 г. № 1237 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», Указа Президента РФ от 9 декабря 1994 г. № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта», Постановления Правительства РФ от 9 декабря 1994 г. № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности РФ, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», Указа Президента РФ от 2 ноября 1993 г. № 1833 «Об основных положениях военной доктрины Российской Федерации»; см. также: Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы Президента Российской Федерации. М., 2000. С.44 и др.).