logo
Konstitutsionnoe_pravo_RF

§ 10. Порядок пересмотра, внесения поправок и изменений в Конституцию рф

Особый порядок принятия и внесения изменений отличает, как правило, кодифицированные конституции (т. е. конституции, представляющие собой единый нормативно-правовой акт — основной закон). Соответственно конституции, которые изменяются по более сложной процедуре, нежели обычный закон, именуются жесткими. Усложненный (жесткий) порядок установлен для пересмотра и внесения поправок в Конституцию РФ. В общем виде он определен в гл. 9 Конституции РФ 1993 г.

Пересмотр означает принятие новой Конституции РФ: речь идет о коренной переработке ее текста, подготовке нового проекта. Необходимость пересмотра возникает в случае концептуальных изменений основных устоев государственной и общественной жизни — в связи с изменением положений глав 1 («Основы конституционного строя»), 2 («Права и свободы человека и гражданина») и 9 («Конституционные поправки и пересмотр Конституции»). Поправки же допускаются к гл. 3–8 Конституции РФ в форме принятия закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ и последующего внесения этой поправки в ее текст: поправка предполагает любое изменение предписаний, содержащихся в гл. 3–8 Конституции РФ, — исключение, дополнение, новую редакцию какого-либо из ее положений.

Круг субъектов, наделенных правом выступать с предложением о поправках и пересмотре положений Конституции РФ, является общим; однако он уже, по сравнению с кругом субъектов права законодательной инициативы, названных в ст. 104 Конституции РФ. Например, инициировать внесение поправок или пересмотр Конституции РФ могут Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Таким образом, ни депутату Государственной Думы (члену Совета Федерации) в индивидуальном порядке, ни высшим судебным органам такое право не предоставляется.

Процедура пересмотра Конституции РФ особенно усложнена. Внесенное предложение о пересмотре должно быть поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Только после этого в соответствии с федеральным конституционным законом созывается специальный орган — Конституционное Собрание. Однако это еще не означает, что Конституционное Собрание обязано разработать новый конституционный проект: оно может подтвердить неизменность действующей Конституции РФ. Если Конституционное Собрание все же разрабатывает проект новой Конституции, его принятие также может быть осуществлено двумя способами: самим Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или путем всенародного голосования. При этом требуется, чтобы за новую Конституцию проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем участвовало более половины всех зарегистрированных избирателей (ст. 135 Конституции РФ).

quest12Поправки принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. Использование при принятии поправок процедуры принятия федерального конституционного закона ни в коем случае не означает, что поправка может быть оформлена как федеральный конституционный закон. Это противоречило бы самой природе федерального конституционного закона, принимаемого только по вопросам, указанным в Конституции РФ, во исполнение ее положений без возможности их изменения. В связи с этим поправки в Конституцию РФ оформляются специальным правовым актом, имеющим особый статус и отличающимся как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона. Это закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ, который служит основанием для последующего внесения Президентом поправки в текст Конституции РФ. Особая форма закона РФ о поправке к Конституции РФ, отличная от формы федерального конституционного закона, была подтверждена в правовых позициях Конституционного Суда РФ, сформулированных в Постановлении от 31 октября 1995 г. № 12-П по делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации.

Процедуры внесения предложений о поправках, их рассмотрения в палатах Федерального Собрания РФ, принятия закона о поправке, его одобрения законодательными органами субъектов Российской Федерации, опубликования и вступления в силу, а также внесения поправки в текст Конституции РФ детально урегулированы в Федеральном законе от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ».

По особой упрощенной процедуре вносятся изменения в ст. 65 Конституции РФ, определяющую состав Российской Федерации и содержащую перечень субъектов Российской Федерации. Конституционный законодатель использует для этой процедуры специальное обозначение — «внесение изменений» (ст. 137) в отличие от «внесения поправок» (ст. 136). Изменения в ст. 65 Конституции РФ вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российской Федерации соответствующего нового субъекта Российской Федерации, образовании в ее составе нового субъекта либо об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 137). Для включения в Конституцию РФ лишь нового наименования субъекта Российской Федерации принятия федерального конституционного закона не требуется. Правовым основанием изменения Конституции РФ в данном случае является решение, принятое в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (внесение соответствующих изменений в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации). Включение в текст Конституции РФ такого изменения, как и поправок, является обязанностью Президента РФ как главы государства и гаранта Конституции РФ. В настоящее время новое наименование субъекта Российской Федерации включается в ст. 65 Конституции РФ указом Президента РФ о приведении наименования субъекта Российской Федерации в тексте Конституции РФ в соответствие с решением субъекта Российской Федерации. Данный порядок был признан Конституционным Судом РФ не противоречащим содержанию и смыслу Конституции РФ (см.: абз. 4 п. 5 мотивировочной части постановления Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. «По делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ»).