§ 10. Порядок пересмотра, внесения поправок и изменений в Конституцию рф
Особый порядок принятия и внесения изменений отличает, как правило, кодифицированные конституции (т. е. конституции, представляющие собой единый нормативно-правовой акт — основной закон). Соответственно конституции, которые изменяются по более сложной процедуре, нежели обычный закон, именуются жесткими. Усложненный (жесткий) порядок установлен для пересмотра и внесения поправок в Конституцию РФ. В общем виде он определен в гл. 9 Конституции РФ 1993 г.
Пересмотр означает принятие новой Конституции РФ: речь идет о коренной переработке ее текста, подготовке нового проекта. Необходимость пересмотра возникает в случае концептуальных изменений основных устоев государственной и общественной жизни — в связи с изменением положений глав 1 («Основы конституционного строя»), 2 («Права и свободы человека и гражданина») и 9 («Конституционные поправки и пересмотр Конституции»). Поправки же допускаются к гл. 3–8 Конституции РФ в форме принятия закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ и последующего внесения этой поправки в ее текст: поправка предполагает любое изменение предписаний, содержащихся в гл. 3–8 Конституции РФ, — исключение, дополнение, новую редакцию какого-либо из ее положений.
Круг субъектов, наделенных правом выступать с предложением о поправках и пересмотре положений Конституции РФ, является общим; однако он уже, по сравнению с кругом субъектов права законодательной инициативы, названных в ст. 104 Конституции РФ. Например, инициировать внесение поправок или пересмотр Конституции РФ могут Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Таким образом, ни депутату Государственной Думы (члену Совета Федерации) в индивидуальном порядке, ни высшим судебным органам такое право не предоставляется.
Процедура пересмотра Конституции РФ особенно усложнена. Внесенное предложение о пересмотре должно быть поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Только после этого в соответствии с федеральным конституционным законом созывается специальный орган — Конституционное Собрание. Однако это еще не означает, что Конституционное Собрание обязано разработать новый конституционный проект: оно может подтвердить неизменность действующей Конституции РФ. Если Конституционное Собрание все же разрабатывает проект новой Конституции, его принятие также может быть осуществлено двумя способами: самим Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или путем всенародного голосования. При этом требуется, чтобы за новую Конституцию проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем участвовало более половины всех зарегистрированных избирателей (ст. 135 Конституции РФ).
quest12Поправки принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. Использование при принятии поправок процедуры принятия федерального конституционного закона ни в коем случае не означает, что поправка может быть оформлена как федеральный конституционный закон. Это противоречило бы самой природе федерального конституционного закона, принимаемого только по вопросам, указанным в Конституции РФ, во исполнение ее положений без возможности их изменения. В связи с этим поправки в Конституцию РФ оформляются специальным правовым актом, имеющим особый статус и отличающимся как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона. Это закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ, который служит основанием для последующего внесения Президентом поправки в текст Конституции РФ. Особая форма закона РФ о поправке к Конституции РФ, отличная от формы федерального конституционного закона, была подтверждена в правовых позициях Конституционного Суда РФ, сформулированных в Постановлении от 31 октября 1995 г. № 12-П по делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации.
Процедуры внесения предложений о поправках, их рассмотрения в палатах Федерального Собрания РФ, принятия закона о поправке, его одобрения законодательными органами субъектов Российской Федерации, опубликования и вступления в силу, а также внесения поправки в текст Конституции РФ детально урегулированы в Федеральном законе от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ».
По особой упрощенной процедуре вносятся изменения в ст. 65 Конституции РФ, определяющую состав Российской Федерации и содержащую перечень субъектов Российской Федерации. Конституционный законодатель использует для этой процедуры специальное обозначение — «внесение изменений» (ст. 137) в отличие от «внесения поправок» (ст. 136). Изменения в ст. 65 Конституции РФ вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российской Федерации соответствующего нового субъекта Российской Федерации, образовании в ее составе нового субъекта либо об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 137). Для включения в Конституцию РФ лишь нового наименования субъекта Российской Федерации принятия федерального конституционного закона не требуется. Правовым основанием изменения Конституции РФ в данном случае является решение, принятое в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (внесение соответствующих изменений в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации). Включение в текст Конституции РФ такого изменения, как и поправок, является обязанностью Президента РФ как главы государства и гаранта Конституции РФ. В настоящее время новое наименование субъекта Российской Федерации включается в ст. 65 Конституции РФ указом Президента РФ о приведении наименования субъекта Российской Федерации в тексте Конституции РФ в соответствие с решением субъекта Российской Федерации. Данный порядок был признан Конституционным Судом РФ не противоречащим содержанию и смыслу Конституции РФ (см.: абз. 4 п. 5 мотивировочной части постановления Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. «По делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ»).
- Тема 1. Конституционное право как отрасль права и как наука
- § 1. Предмет конституционного права
- § 2. Метод конституционного права
- § 3. Конституционно-правовые нормы
- § 4. Конституционно-правовые отношения
- § 5. Структура отрасли конституционного права
- § 6. Место конституционного права в системе отраслей права
- § 7. Источники конституционного права. Особенности источников конституционного права рф
- § 8. Конституционно-правовая ответственность
- § 9. Конституционно-правовые санкции
- § 10. Наука конституционного права
- § 11. Соотношение понятий «конституционное» и «государственное» право
- § 12. Актуальные проблемы и тенденции развития науки конституционного права
- Тема 2. Конституция Российской Федерации
- § 1. Теоретические подходы к пониманию конституции
- § 2. История и теоретические предпосылки возникновения конституции
- § 3. Сущность и значение конституции: теории сущности конституции
- § 4. Виды конституций
- § 5. Теория свойств и функций конституции. Свойства и функции Конституции Российской Федерации 1993 года
- § 6. Особенности структуры и содержания Конституции Российской Федерации
- § 7. История конституционного развития России
- 7.1. Дореволюционный этап конституционного развития России
- § 8. Правопреемство рф в отношении ссср и рсфср
- § 9. Понятие механизма правовой охраны конституции. Правовая охрана Конституции рф 1993 г.
- § 10. Порядок пересмотра, внесения поправок и изменений в Конституцию рф
- § 11. Модели конституционного контроля
- § 12. Конституционный контроль в рф, его особенности
- Тема 3. Основы конституционного строя Российской Федерации
- § 1. Понятие конституционного строя и основ конституционного строя
- § 2. Виды основ конституционного строя. Конституционные основы взаимоотношений государства, общества и личности и конституционные основы организации и осуществления государственной власти
- 2. Группу принципов, отражающих форму государства и устройство государственной власти, составляют:
- § 3. Демократическая государственность и народовластие. Виды и формы народовластия. Прямое народовластие и народное представительство
- § 4. Понятие и виды референдумов в теории конституционного права
- § 5. Виды референдумов в Российской Федерации
- § 6. Принципы подготовки и проведения референдумов
- § 7. Требования к вопросам, выносимым на референдум
- § 8. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума
- § 9. Порядок выражения инициативы, назначения и проведения кампании всероссийского референдума
- 9.1. Выражение инициативы проведения референдума Российской Федерации
- 9.2. Назначение референдума Российской Федерации
- 9.4. Юридическое значение решения, принятого на референдуме
- § 10. Идеологическое и политическое многообразие. Правовой статус общественных объединений
- § 11. Особенности правового статуса политических партий
- § 12. Светское государство
- Тема 4. Основы правового статуса личности в Российской Федерации
- § 1. История возникновения и теоретические взгляды на права человека
- § 2. Принципы правового регулирования и реализации прав человека
- § 3. Понятие, юридические свойства и классификация прав и свобод человека и гражданина. Источники правового регулирования прав человека
- § 4. Личные и политические права и свободы человека и гражданина
- § 5. Экономические, социальные и культурные права
- § 6. Конституционные обязанности человека и гражданина
- § 7. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. Общая характеристика конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина
- § 8. Защита прав и свобод человека и гражданина в условиях особых правовых режимов (чрезвычайного и военного положения)
- § 9. Институт гражданства рф. Понятие, правовая природа, значение и признаки гражданства
- Тема 5. Федеративное устройство России
- § 3. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти рф и субъектов рф и формы его реализации
- Тема 6. Свободные выборы как способ формирования органов власти в Российской Федерации. Избирательное право
- § 2. Принципы избирательного права: принципы реализации избирательных прав или принципы участия в выборах
- § 3. Статус субъектов избирательных правоотношений. Избирательные объединения. Избирательные комиссии: статус, порядок формирования, полномочия, принципы деятельности и порядок работы
- § 4. Финансирование выборов
- § 5. Особенности выборов Президента рф, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания рф, органов государственной власти субъектов рф и органов местного самоуправления
- § 6. Обжалование нарушений избирательного законодательства и ответственность за его нарушение
- Тема 7. Институт главы государства в Российской Федерации
- § 1. Понятие и виды глав государств. История президентуры в России
- § 2. Место Президента рф в системе органов власти
- § 3. Полномочия Президента
- § 4. Срок полномочий. Основания и порядок прекращения полномочий Президента рф
- § 5. Гарантии осуществления полномочий Президента. Социальные гарантии Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий
- § 6. Акты Президента рф
- § 7. Органы, обеспечивающие деятельность главы государства в рф. Совет Безопасности рф. Администрация Президента
- Тема 8. Законодательная власть в Российской Федерации
- § 1. Понятие, функции и место законодательных органов власти в системе разделения властей
- § 2. Организация работы Государственной Думы и Совета Федерации: структура, порядок работы, заседания
- § 3. Понятие и виды актов, принимаемых законодательными органами власти. Понятие и особенности правовой природы закона, требования к его форме и содержанию. Акты палат парламента
- § 4. Конституционно-правовой статус законодательных (представительных) органов власти субъектов рф, его особенности
- § 5. Правовая природа депутатского мандата. Виды мандатов
- Тема 9. Исполнительная власть в Российской Федерации
- § 1. Система федеральных органов исполнительной власти
- § 2. Организация исполнительной власти в субъектах рф
- § 3. Место исполнительной власти в системе разделения властей. Единство системы исполнительной власти
- § 4. Конституционно-правовой статус Правительства. Функции и полномочия, состав и порядок формирования Правительства
- § 5. Организация работы Правительства. Взаимодействие Правительства с другими органами. Правовые акты Правительства
- Тема 10. Конституционные принципы организации судебной власти и конституционное правосудие в Российской Федерации
- § 1. Организация судебной системы России: принципы и структура. Принципы осуществления правосудия
- § 2. Конституционный Суд рф как орган судебной власти и его роль в обеспечении правовой охраны Конституции рф
- § 3. Направления деятельности Конституционного Суда рф, пределы его компетенции. Категории дел, рассматриваемые Конституционным Судом рф
- § 4. Порядок формирования Конституционного Суда рф, структура и организация деятельности. Статус судей
- § 5. Правила конституционного судопроизводства. Особенности производства по отдельным категориям дел
- § 6. Решения Конституционного Суда рф: значение, юридическая сила, порядок исполнения. Правовые позиции Конституционного Суда рф, их юридическое значение
- § 7. Конституционные (уставные) суды субъектов рф: место в судебной системе и системе органов государственной власти
- Тема 11. Конституционные основы организации местного самоуправления
- § 1. Понятие и содержание местного самоуправления
- § 2. Соотношение государственной власти и местного самоуправления. Сочетание государственной и общественной природы в местном самоуправлении
- § 3. Субъекты права на осуществление местного самоуправления
- § 4. Понятие и признаки муниципальных образований
- § 5. Типы муниципальных образований. Принципы создания муниципальных образований и критерии разграничения муниципальных образований различных типов
- § 6. Принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации
- Ситуация 1.
- Ситуация 2.