§ 5. Теория свойств и функций конституции. Свойства и функции Конституции Российской Федерации 1993 года
Конституция обладает рядом социальных и юридических свойств. Социальные свойства (черты) конституции позволяют определить ее специфику, как социального феномена, и общественную значимость, а юридические свойства конституции указывают на ее отличия от ординарных законов.
Основными социальными свойствами конституции являются легитимность, стабильность и реальность.
quest3Легитимность конституции определяется возможностью народа воспринять конституционные ценности, принципы и нормы, понимать их значение и оценить, т.е. определить свое отношение (положительное или отрицательное) к ним.
Легитимность конституции непосредственно связана с процессом ее принятия. Данные процесс должен развиваться открыто и гласно, посредством продолжительных публичных обсуждений проекта (проектов) Основного закона. Широкое обсуждение указанного проекта способствует информированию населения о намечаемой конституционной реформе, причинах и основаниях принятия конституции, существе предлагаемых изменений. Кроме того, в ходе обсуждения выявляется отношение широких слоев населения к задаваемым перспективам конституционного развития, обоснуется актуальность и социальная значимость предлагаемых конституционных преобразований.
Легитимность конституции определяется также соблюдением установленного порядка принятия Основного закона, а, если данный порядок не установлен в действующих нормативных источниках права, то в соответствии с общепризнанными демократическими стандартами, которые предполагают референдумные процедуры принятия конституции либо созыв учредительного органа, уполномоченного выработать и принять Основной закон от имени народа.
Так, Конституция Российской Федерации 1993 года в связи с политической анархией сентября – декабря 1993 года и отсутствием установленного порядка принятия Основного закона была вынесена на референдум. Действующая Конституция Российской Федерации предусматривает как референдумный порядок своего пересмотра, так и порядок принятия учредительным органом – Конституционным Собранием.
Легитимность предполагает не только необходимость точного соблюдения порядка принятия конституции, но и наличие соответствующих условий для ее принятия. Очевидно, что принятие Основного закона в период военного, чрезвычайного положения, государственного переворота, узурпации власти влечет за собой порок воли субъекта учредительной власти – народа. В этом случае формальное соблюдение демократических процедур и провозглашение факта принятия конституции не способствует легитимации и признанию ее социальной ценности.
Легитимность конституции обеспечивается механизмами ее охраны и реализации. Следует отметить, что легитимация конституции осуществляется и в ходе ее реализации и применения.
Стабильность конституции заключается в неизменности и постоянстве правовых принципов и основополагающих правовых норм, содержащихся в основном законе.
Стабильность конституции является необходимым условием правопорядка и устойчивости политической системы общества. Частая смена конституций оказывает разрушительное воздействие на общественные отношения, препятствует становлению конституционных обыкновений, правовых рефлексов поведения, а механизмы охраны и обеспечения реализации конституции оказываются неразвернутыми.
Особенно важна стабильность конституции рожденной в результате революционных событий, поскольку постоянно сохраняется угроза насильственного изменения конституционного строя.
Вместе с тем отмена действующей конституции и принятие новой не всегда может быть связана со значительными изменениями в общественно-политической сфере жизнедеятельности социума, предопределяющими изменение конституционных ценностей, принципов и норм.
Так, систематическое обновление советских конституций было связано не с изменениями государственного и общественного строя, а производилось целенаправленно, по заранее заданному плану и было связано исключительно политическим усмотрением элиты коммунистической партии. В отличие от этих основных законов принятие Конституции Российской Федерации 1993 года было связано со значительными изменениями в общественной жизни страны, признанием в государственных декларациях России новых конституционных ценностей и принципов, учреждением на референдуме и законодательным закреплением новых конституционных институтов и сопровождалось острым идейно-политическим противостоянием различных политических сил.
Стабильность конституции является условием поступательного развития общества. В этом смысле стабильность ни в коем случае не следует отождествлять со стагнацией. Стабильностью конституции обеспечивается единство принципов и основополагающих правил осуществления публичной власти, реализации прав и свобод личности, что способствует актуализации личности в обществе, интенсивному развитию экономики, мирному, в рамках права, разрешению социальных, политических конфликтов.
Кроме того, стабильностью конституции гарантируется единство государственно-организованного общества. Конституция, имеющая длительную историю и обеспечившая динамичное развитие общества может стать частью национального мышления и национального самосознания (например, конституция США).
Реальность конституции определяется соответствием фактически развивающихся общественных отношений принципам, нормам и «духу» Основного закона. Указанным свойством определяется «одушевленность» конституции и генетическая связь, содержащихся в ней идей и ценностей с государственным и общественным строем.
Реальность конституции обозначает ее правовую истинность, объективность. Только в этом качестве конституция обладает социальной ценностью.
Вместе с тем следует отметить, что реальность конституции необходимо рассматривать не только как свойство всей совокупности конституционных ценностей, принципов и норм, текстуально выраженных в Основном законе, но и применительно к отдельным его положениям. Другими словами реальность является, прежде всего, свойством отдельных конституционных установлений. Это отчетливо проявляется в первые годы после принятия конституции, когда многие ее положения еще носят декларативный, целеполагающий характер и только, только задают направления развития новых конституционно-правовых отношений. Реальность конституции определяется процессом воплощения в жизнь ее положений, который во многом зависит от степени обобщенности содержания конституционных установлений, их социальной, политической востребованностью. Приложение усилий для реализации конституционных ценностей, принципов и норм уже есть признак реальности конституции.
Однако не все конституционные положения в одинаковой степени реализованы.
Так, в действующей Конституции Российской Федерации в полной мере реализованы нормы, определяющие правовой статус главы государства, а ряд положений, определяющих компетенцию парламента, правительства, организации судебной власти, не говоря уже о конституционных принципах социального, правового государства, приоритета прав и свобод личности, остаются проблемными. Реальность тех или иных конституционных положений зачастую определяется политическими интересами, соотношением политических сил в обществе, что приводит к гипертрофированному развитию одних конституционных институтов (институт президентства) в ущерб другим (парламентаризм).
Юридическими свойствами конституции являются: верховенство конституции, высшая юридическая сила, особый порядок охраны, особый порядок принятия и изменения.
Юридическое свойство верховенства определяет место конституции в иерархии источников права. Конституция располагает на самом высшем уровне правовой системы, существующие правовые явления производны от нее.
Верховенство конституции означает также ее абсолютную несомненную юридическую ценность.
Верховенство конституции указывает на ее абсолютную обязательность. Другими словами не может быть ни одного субъекта права, находящегося за рамками правового воздействия конституции. Даже актор конституции – народ, при осуществлении своей учредительной власти обязан следовать установленному конституционному порядку.
Принцип верховенства конституции получил свое отражение в части 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации и указывает на преобладающее положение федеральной конституции по отношению к региональным конституциям (уставам) и учредительным актам местного самоуправления.
Высшая юридическая сила конституции определяет приоритетное значение содержащихся в ней правовых предписаний по отношению к нормам, выраженным в других правовых формах. При коллизии норм конституции и иных правовых норм применению подлежат нормы конституции.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, а законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Прямое действие конституции является содержательным элементом ее свойства высшей юридической силы. Однако некоторые исследователи выделяют прямое действие конституции в качестве самостоятельного юридического свойства, что не оправданно, поскольку прямое действие конституции уже охватывается ее высшей юридической силой и к тому же не является отличительной особенностью конституции, как разновидности нормативного правового акта. Любой закон, любой нормативный правой акт обладает прямым действием.
Особый порядок охраны конституции является механизмом, гарантирующим ее верховенство и высшую юридическую силу. Специфика охраны конституции характеризуется дополнительными правовыми средствами и государственными институтами ее защиты.
Конституция Российской Федерации устанавливает, что Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации (статья 80) и уполномочен принимать меры по ее защите, которые, в частности, выражаются в возможности отмены актов Правительства Российской Федерации, противоречащих Конституции Российской Федерации, использование право вето для блокировки возможности принятия неконституционных законов и т.д.
Важным институтом в механизме охраны Конституции Российской Федерации является Конституционный Суд Российской Федерации, осуществляющий официальное толкование Конституции и нормоконтроль для обеспечения незыблемости конституционного содержания путем нейтрализации противоречащих Основному закону правовых норм.
Закрепление механизмов особой охраны Конституции не исключает, а дополняет существующие средства обеспечения правопорядка, которые также используются для установления конституционного порядка.
Особый порядок принятия и изменения конституции определяет процедурные отличия конституции от иных законов. Если акты конституционного порядка принимаются с соблюдением тех же условий, которые соблюдаются при принятии обыкновенных законов, то утрачивается разница между конституционными актами и актами законотворчества, а также нейтрализуются свойства верховенства и высшей юридической силы основных законов. Поэтому порядок принятия и изменения конституции должен быть особым, значительно усложненным по сравнению с процедурой принятия иных законодательных правовых актов.
Конституция Российской Федерации устанавливает весьма жесткий порядок своего пересмотра. Ряд ее положений (главы 1, 2, 9) не подлежат изменению и могут быть текстуально преобразованы только при условии принятия новой Конституции, а изменение иных положений, за некоторыми исключениями (статья 65), может быть осуществлено только при соблюдении чрезвычайно сложного порядка, требующего общей консолидации государственно-политических сил.
Предназначение конституции как социального феномена раскрывается в ее следующих основных функциях: учредительной, юридической и аксеалогической.
Учредительная функция конституции заключается в установлении государственного строя и правовой системы, определении основных участников общественных отношений и их правовые состояния, признании базовых правовых ценностей.
Конституцией Российской Федерации 1993 года учреждена обновленная государственность России, определяемая как демократическая, республиканская, федеративная, правовая, социальная и пр. (глава 1); определен правовой статус личности (глава 2); установлены основные правовые формы выражения федеральной государственной власти; создан новый уровень публичной власти – местное самоуправление, осуществляемое автономно по отношению к государству и т.д.
Юридическая функция конституции определяется ее правовыми свойствами и заключается в регулировании и правовой охране базовых длящихся и постоянно развивающихся общественных отношений.
Конституцией Российской Федерации регулируются и получают особую конституционную правовую охрану разнородные общественные отношения, возникающие по поводу организации и осуществления публичной власти, реализации прав и свобод человека и гражданина. Эти отношения носят всеобъемлющих характер и возникают во всех сферах общественной жизни: социальной, экономической политической, культурной, духовной. Их упорядочение и правовая охрана является условием для возникновения и развития конкретных правовых отношений, в которых получают свою реализацию потребности и интересы субъектов права. Именно поэтому Конституция Российской Федерации своим юридическим содержанием охватывает все возможные области и группы общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании. Пределы юридического воздействия Конституции Российской Федерации на общественные отношения тождественны пределам правового регулирования, а сила ее регулятивного воздействия сопоставима потенциалом всей правовой системы. При этом необходимо понимать, что обозначенные характеристики Конституции Российской Федерации не распространяются на отрасль конституционного права, регулирующую, как и другие отрасли российского права, однородную группу общественных отношений.
Аксеалогическая функция конституции заключается в закреплении на самом высшем правовом уровне основных общественных ценностей, оказывающих воздействие общественное и индивидуальное сознание и определяющих правовую культуру в обществе.
В Конституции Российской Федерации закреплены такие важнейшие социальные ценности как права и свободы человека, государственное единство и суверенитет, гражданский мир и согласие в обществе, справедливость, законность, благополучие и процветание России и т.д. При этом высшей ценностью признается человек, его права и свободы (статья 2).
В научной литературе указываются и иные функции конституции.
Так, в зависимости от сферы регулятивного воздействия конституции выделяют политическую (внешнеполитическую), экономическую, социальную, культурно-духовную функции. Кроме того, обозначаются идеологическая и организаторская функции конституции. Не вдаваясь в теоретический спор относительно выделения тех или иных функций, отметим, что многие из них производны от трех основных выше рассмотренных функций и являются их частными проявлениями, обнаруживаемыми при изучении конституции под тем или иным углом.
- Тема 1. Конституционное право как отрасль права и как наука
- § 1. Предмет конституционного права
- § 2. Метод конституционного права
- § 3. Конституционно-правовые нормы
- § 4. Конституционно-правовые отношения
- § 5. Структура отрасли конституционного права
- § 6. Место конституционного права в системе отраслей права
- § 7. Источники конституционного права. Особенности источников конституционного права рф
- § 8. Конституционно-правовая ответственность
- § 9. Конституционно-правовые санкции
- § 10. Наука конституционного права
- § 11. Соотношение понятий «конституционное» и «государственное» право
- § 12. Актуальные проблемы и тенденции развития науки конституционного права
- Тема 2. Конституция Российской Федерации
- § 1. Теоретические подходы к пониманию конституции
- § 2. История и теоретические предпосылки возникновения конституции
- § 3. Сущность и значение конституции: теории сущности конституции
- § 4. Виды конституций
- § 5. Теория свойств и функций конституции. Свойства и функции Конституции Российской Федерации 1993 года
- § 6. Особенности структуры и содержания Конституции Российской Федерации
- § 7. История конституционного развития России
- 7.1. Дореволюционный этап конституционного развития России
- § 8. Правопреемство рф в отношении ссср и рсфср
- § 9. Понятие механизма правовой охраны конституции. Правовая охрана Конституции рф 1993 г.
- § 10. Порядок пересмотра, внесения поправок и изменений в Конституцию рф
- § 11. Модели конституционного контроля
- § 12. Конституционный контроль в рф, его особенности
- Тема 3. Основы конституционного строя Российской Федерации
- § 1. Понятие конституционного строя и основ конституционного строя
- § 2. Виды основ конституционного строя. Конституционные основы взаимоотношений государства, общества и личности и конституционные основы организации и осуществления государственной власти
- 2. Группу принципов, отражающих форму государства и устройство государственной власти, составляют:
- § 3. Демократическая государственность и народовластие. Виды и формы народовластия. Прямое народовластие и народное представительство
- § 4. Понятие и виды референдумов в теории конституционного права
- § 5. Виды референдумов в Российской Федерации
- § 6. Принципы подготовки и проведения референдумов
- § 7. Требования к вопросам, выносимым на референдум
- § 8. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума
- § 9. Порядок выражения инициативы, назначения и проведения кампании всероссийского референдума
- 9.1. Выражение инициативы проведения референдума Российской Федерации
- 9.2. Назначение референдума Российской Федерации
- 9.4. Юридическое значение решения, принятого на референдуме
- § 10. Идеологическое и политическое многообразие. Правовой статус общественных объединений
- § 11. Особенности правового статуса политических партий
- § 12. Светское государство
- Тема 4. Основы правового статуса личности в Российской Федерации
- § 1. История возникновения и теоретические взгляды на права человека
- § 2. Принципы правового регулирования и реализации прав человека
- § 3. Понятие, юридические свойства и классификация прав и свобод человека и гражданина. Источники правового регулирования прав человека
- § 4. Личные и политические права и свободы человека и гражданина
- § 5. Экономические, социальные и культурные права
- § 6. Конституционные обязанности человека и гражданина
- § 7. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. Общая характеристика конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина
- § 8. Защита прав и свобод человека и гражданина в условиях особых правовых режимов (чрезвычайного и военного положения)
- § 9. Институт гражданства рф. Понятие, правовая природа, значение и признаки гражданства
- Тема 5. Федеративное устройство России
- § 3. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти рф и субъектов рф и формы его реализации
- Тема 6. Свободные выборы как способ формирования органов власти в Российской Федерации. Избирательное право
- § 2. Принципы избирательного права: принципы реализации избирательных прав или принципы участия в выборах
- § 3. Статус субъектов избирательных правоотношений. Избирательные объединения. Избирательные комиссии: статус, порядок формирования, полномочия, принципы деятельности и порядок работы
- § 4. Финансирование выборов
- § 5. Особенности выборов Президента рф, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания рф, органов государственной власти субъектов рф и органов местного самоуправления
- § 6. Обжалование нарушений избирательного законодательства и ответственность за его нарушение
- Тема 7. Институт главы государства в Российской Федерации
- § 1. Понятие и виды глав государств. История президентуры в России
- § 2. Место Президента рф в системе органов власти
- § 3. Полномочия Президента
- § 4. Срок полномочий. Основания и порядок прекращения полномочий Президента рф
- § 5. Гарантии осуществления полномочий Президента. Социальные гарантии Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий
- § 6. Акты Президента рф
- § 7. Органы, обеспечивающие деятельность главы государства в рф. Совет Безопасности рф. Администрация Президента
- Тема 8. Законодательная власть в Российской Федерации
- § 1. Понятие, функции и место законодательных органов власти в системе разделения властей
- § 2. Организация работы Государственной Думы и Совета Федерации: структура, порядок работы, заседания
- § 3. Понятие и виды актов, принимаемых законодательными органами власти. Понятие и особенности правовой природы закона, требования к его форме и содержанию. Акты палат парламента
- § 4. Конституционно-правовой статус законодательных (представительных) органов власти субъектов рф, его особенности
- § 5. Правовая природа депутатского мандата. Виды мандатов
- Тема 9. Исполнительная власть в Российской Федерации
- § 1. Система федеральных органов исполнительной власти
- § 2. Организация исполнительной власти в субъектах рф
- § 3. Место исполнительной власти в системе разделения властей. Единство системы исполнительной власти
- § 4. Конституционно-правовой статус Правительства. Функции и полномочия, состав и порядок формирования Правительства
- § 5. Организация работы Правительства. Взаимодействие Правительства с другими органами. Правовые акты Правительства
- Тема 10. Конституционные принципы организации судебной власти и конституционное правосудие в Российской Федерации
- § 1. Организация судебной системы России: принципы и структура. Принципы осуществления правосудия
- § 2. Конституционный Суд рф как орган судебной власти и его роль в обеспечении правовой охраны Конституции рф
- § 3. Направления деятельности Конституционного Суда рф, пределы его компетенции. Категории дел, рассматриваемые Конституционным Судом рф
- § 4. Порядок формирования Конституционного Суда рф, структура и организация деятельности. Статус судей
- § 5. Правила конституционного судопроизводства. Особенности производства по отдельным категориям дел
- § 6. Решения Конституционного Суда рф: значение, юридическая сила, порядок исполнения. Правовые позиции Конституционного Суда рф, их юридическое значение
- § 7. Конституционные (уставные) суды субъектов рф: место в судебной системе и системе органов государственной власти
- Тема 11. Конституционные основы организации местного самоуправления
- § 1. Понятие и содержание местного самоуправления
- § 2. Соотношение государственной власти и местного самоуправления. Сочетание государственной и общественной природы в местном самоуправлении
- § 3. Субъекты права на осуществление местного самоуправления
- § 4. Понятие и признаки муниципальных образований
- § 5. Типы муниципальных образований. Принципы создания муниципальных образований и критерии разграничения муниципальных образований различных типов
- § 6. Принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации
- Ситуация 1.
- Ситуация 2.