logo search
Kudryavtsev_V_N_Korobeynikov_B_V_i_dr_Kurs_sovetskoy_kriminolog

Научных исследований

1. Теория предупреждения преступности есть по существу выражение практики борьбы с этим явлением. Поэтому ориентация исследований в направлении органического соединения достижений науки, передового опыта с преимуществами социализма имеет в данной области знания особо важное значение. Теория призвана вооружать практику идеями, научными рекомендациями, методиками, необходимыми для все более и более эффективного воздействия на предупреждение преступности.

Осуществляемые в настоящий период меры по интенсификации и совершенствованию экономики на основе использования достижений научно-технического прогресса связаны с усилением социального контроля и дисциплины во всех областях жизни общества. 1 ювышение результативности воздействия происходящих в обществе процессов на совершенствование социалистического образа жизни и формирование нового человека — важнейшее условие развития социализма. Успех здесь приходит только при опоре на прочный фундамент социально-экономической политики. Необходимой частью этой политики становится и усиление борьбы с теми

17

явлениями, которые препятствуют, затрудняют достижение поставленных целей. Преступность относится именно к числу таких явлений. В политике КПСС и Советского государства по борьбе с преступностью отчетливо прослеживаются два направления. Первое — укрепление государственной дисциплины, повышение ответственности всех должностных лиц и граждан за свои поступки. Указанное направление связано с улучшением работы всех ячеек общества, обеспечивающих неотвратимую и справедливую ответственность за неправомерные действия. Второе направление, тесно связанное с первым, — предупреждение преступности путем устранения ее причин, повышения эффекта предупредительной и воспитательной коррекции поведения людей в целях обеспечения соблюдения ими законов и правил социалистического общежития.

В настоящее время возрастают требования к повышению качества криминологических исследований явлений, влияющих на социальную политику и планирование экономического и социального развития.

2. Предупреждение преступности, будучи одним из видов управления общественными процессами, имеет и свои формы организации этой деятельности.

Постановление ЦК КПСС (август 1979г.) «Об улучшении работы по охране правопорядка и усилении борьбы с правонарушениями» выдвинуло программу действий на ближайший период. В постановлении указано, что «партийные органы должны объединять и координировать в борьбе с правонарушениями усилия партийных, государственных и общественных организаций, трудовых коллективов, идеологических учреждений, семьи и школы». В связи с этим криминология в содружестве с другими науками разрабатывает основы и организационно-методологические рекомендации о формах, в которых партийные органы и Советы народных депутатов должны обеспечивать координацию работы государственных и общественных организаций в предупреждении преступности. В первую очередь исследуются вопросы организации комплексного планирования предупреждения преступлений. Внедрение научных идей, разработка методических установок планирования — одно из важнейших условий эффективного функционирования всей системы профилактики.

На местах планы разрабатываются и осуществляются под руководством партийных органов и Советов народных депутатов. Комплексное планирование повышает уровень предупредительной работы. Однако его многие преимущества еще не полностью используются, что в ряде случаев объясняется отсутствием необходимых теоретических разработок, а также допускаемыми на практике просчетами. Отсутствие методических рекомендаций ведет к тому, что планы составляются без учета специфики предупредительной деятельности. Еще имеет место разработка и реализация планов в отрыве от государственной системы экономического и социального планирования, отсутствует необходимая взаимосвязь

18

между планами на предприятиях и в городах (районах), а также более крупных регионах, слаба их информационная, методическая оснащенность.

Существенную роль в системе специального предупреждения преступлений играют трудовые коллективы, самодеятельные общественные организации и образования, советы профилактики правонарушений, дружины, товарищеские суды и общественные пункты охраны порядка. Координацию их работы осуществляют партийные органы и Советы народных депутатов. Основным звеном применения общественных мер предупреждения преступлений выступают трудовые коллективы40. Они осуществляют меры, направленные прежде всего на предупреждение правонарушений со стороны лиц, являющихся их членами. Вместе с тем трудовые коллективы ведут профилактику правонарушений и «вне себя», участвуя в охране общественного порядка на территории города или района, осуществляют воспитательно-профилактические мероприятия по месту жительства людей. Повышение эффективности предупреждения преступлений предполагает улучшение координации деятельности трудовых коллективов, общественных организаций, а. также совершенствование их взаимодействия с правоохранительными и другими государственными органами. В настоящее время на производственных предприятиях действуют около 100 тыс. советов профилактики правонарушений. Задача правоохранительных органов — укреплять с ними связь и направлять их деятельность.

Расширяется участие общественных организаций и их формирований в управлении профилактической деятельностью. Естественно, что встают вопросы оптимизации оправдавших себя форм paôofbi, ликвидации того, что оказалось нежизнеспособным на практике, приведения всех форм общественного воздействия на предупреждение преступлений в строгое соответствие с законодательством, развитие гарантий точного исполнения законов.

Предупреждение преступлений на специальном криминологическом уровне в значительном объеме ведется правоохранительными органами. Для правоохранительных органов предупреждение преступлений является одной из основных задач их деятельности. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1981 г. дополнил Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик разделом VII — «Меры по предупреждению преступлений».

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями возложена на прокуратуру (ст. 3 Закона о прокуратуре СССР). К основным направлениям ее деятельности в этой области отнесена и «разработка совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений» (ст. 3 Закона о прокуратуре СССР). Выполнение прокуратурой названных функции требует организационного, информационного и ресурсного обеспечения ее деятельности. Нуждается в организационном и

19

правовом регулировании режим поступления в прокуратуру обязательной информации, обеспечивающей достаточные сведения для управляющего воздействия на координацию и специальную профилактику преступлений.

Действующее законодательство содержит ряд нормативных актов и отдельных правовых норм, регулирующих деятельность по предупреждению преступлений. Конституция СССР создала правовую базу для профилактической работы государственных органов, общественных организаций, трудовых коллективов и граждан (ст. ст. 8, 61, 64 и др.). В уголовно-процессуальных кодексах содержатся нормы, посвященные профилактике. Задачи и полномочия добровольных народных дружин, товарищеских судов, комиссий Советов народных депутатов, пунктов охраны порядка, предприятий и т. д. регулируются специальными положениями. Однако в правовом регулировании профилактической деятельности имеется ряд пробелов и они нуждаются в совершенствовании. В этой связи в печати обсуждался вопрос о необходимости единого подхода к проблеме и единого законодательного акта, который бы регламентировал и объединял работу всех государственных, хозяйственных органов и общественных организаций в данной области.

Много проблем возникает в решении вопросов повышения эффективности предотвращения совершения преступления конкретными лицами. Среди правоохранительных органов наибольшую по объему работу выполняют службы органов внутренних дел и общий надзор прокуратуры. Существенную роль в предупреждении и пресечении перерастания противоправных поступков в преступление играют органы народного контроля, вневедомственного и ведомственного контроля. В профилактике правонарушений и преступлений важное место отводится шефам, наставникам и другим представителям общественности. Индивидуальная профилактика преступлений всегда связана с вторжением в сферу личных интересов граждан, и она может осуществляться только в рамках строгого правового режима, а значит основываться на соответствующем законодательном акте. При этом характер предупредительных мер и основание для их применения должны быть отличными в отношении тех, кто уже нарушил закон и тех, в отношении которых поступили сведения о том, что их поведение может перерасти в совершение преступления.

Взаимосвязь и вместе с тем дифференциация задач и уровней обусловливает необходимость комплексности предупредительной деятельности, взаимодействия субъектов системы профилактики, целеустремленности в осуществлении профилактических мероприятий. В связи с этим возрастают и требования к разработке и реализации специальных мер профилактики. В советской криминологии данной проблеме уделялось постоянное внимание45. К настоящему времени сложилась (хотя и не вполне завершенная) классификация предупредительных мер, сформулированы некоторые подходы к определению критериев эффективности комплексов преду-

20

 

предительных мероприятии, даны характеристики уаз..^_,,— разносубъектных и разнообъектных мер, сформулирована в ряде своих звеньев процедура применения указанных мер на разных этапах профилактики и с учетом типов преступного поведения, предприняты попытки системного анализа мер предупреждения преступности. Вместе с тем потребности практики требуют дальнейших научных разработок. Наметим некоторые из них.

Почти во всех работах по криминологии подчеркивается значение общих мер предупреждения преступности и их главенствующее значение в борьбе с преступностью. Между тем монографических исследований, посвященных усилению криминологического эффекта экономических, социальных, идеологических, организационных мер, пока еще немного. Не нашли должного освещения и вопросы повышения эффективности предупреждения преступности в связи со своевременным обнаружением и преодолением противоречий общественного развития.

Эффективность предупреждения преступлений снижается в связи с неумением различных звеньев государственных органов и общественности быстро переключаться и сосредоточивать усилия на предупреждении тех преступлений, того контингента лиц, в тех регионах и объектах, где это вызывается самим характером изменений преступности.

В серьезной научной оснащенности нуждается разработка целевых комплексов мер по предупреждению преступлений: против жизни, здоровья и чести людей, совершаемых на почве бытовых конфликтов, нарушений правил социалистического общежития; организованных хищений с участием должностных лиц; взяточничества и поборов, особенно в сфере торгового, бытового, медицинского обслуживания; спекуляции дефицитными товарами; преступных нарушений государственной дисциплины; неосторожных преступлений, особенно в сфере транспорта и обеспечения безопасности труда. Одновременно с этим необходима разработка целевых программ предупреждения преступлений: лиц, не занятых общественно полезной деятельностью; лиц, отбывших наказание и не вставших на путь стойкого исправления; алкоголиков и других лиц, ведущих аморальный образ жизни; лиц, живущих явно не в соответствии с их легальными доходами. При разработке мер необходим учет возрастных и социально-демографических особенностей. Сказанное особенно относится к несовершеннолетним (14—18), к первой (18—24) и второй (24—29) молодежным группам.

На уровне нужд действующей практики необходима унифицированная классификация мер профилактики. В ее основе должны быть следующие положения 7:

первоочередность и иерархическая взаимосвязь задач в целом и отдельно на каждом уровне, т. е. обеспечение целеустремленности в профилактике преступлений;

разработка не отдельных мероприятий, а целевых программ комплексов мероприятий с учетом особенностей природы преступ-

21

ности и отдельных объектов профилактического воздействия (комплексность, научная обоснованность);

адекватность мер тенденциям в структуре, состоянии и динамике преступности (обоснованность и динамичность);

правовая регламентация полномочий субъектов профилактики, в том числе и субъектов, частично выполняющих эти функции (правовое обеспечение);

взаимосвязь субъектов профилактики и обеспечения единства их действий (единство уголовной политики и деятельности по профилактике);

учет масштаба действия причин преступлений и типов преступного поведения (конкретность мер);

применение мер с учетом взаимодействия различных звеньев _и этапов предупреждения преступности (координация профилактики).

Приведенные варианты направлений исследований могут быть исходными для совершенствования регулирования системы предупреждения преступности с тем, чтобы она соответствовала потребностям данного этапа развития социалистического общества в СССР.

1 лава вторая

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ