Мыслители нового времени
Европейское средневековье во многом утратило достижения античной культуры. Поэтому долгое время и человек, и человеческое общество рассматривались как результат божественного творения.
Только к концу средневековья стали появляться теории, в которых делалась попытка определить законы возникновения и развития общества без участия божественной воли.
Мечты о справедливом и счастливом обществе воплотились в работах мыслителей XVI-XVII вв. Т. Мора и Т. Кампанеллы. От названия книги Т. Мора «Утопия» возник термин «утопический социализм» («утопия» — место, которого нет, или благословенная страна).
Мор и Кампанелла мечтали об идеальном обществе, где нет частной (даже личной) собственности, основа жизни — общественная собственность, все заняты производительным трудом, нет паразитического существования привилегированных слоев и групп, нет денег.
Дальнейшее развитие этих идей наблюдается у французских социалистов-утопистов XVIII-XIX вв. А. Сен-Симона и Ш. Фурье, а также англичанина Р. Оуэна.
Черты идеального (социалистического) общества будущего:
— общественная собственность на средства производства;
— социальная гармония, общность интересов граждан;
— обязательность труда для всех членов общества;
— сочетание умственного и физического труда;
— распределение в зависимости от трудового вклада (т. е. социализм, а не коммунизм — по потребности);
— отсутствие эксплуатации, так как нет частной собственности;
— равноправие всех граждан;
—. государственное планирование.
Развитие капитализма выводило на первый план новый класс — буржуазию. Обретая экономическое господство, буржуазия стремилась к политической власти, будучи в условиях феодализма политически бесправной. Появились теории, обосновывающие право народа на власть.
Широкую известность приобрела теория общественного договора, авторами которой были английские мыслители Т. Гоббс и Д. Локк. Теория божественного происхождения общества была отброшена, государство рассматривалось как результат договора граждан, сознательно ограничивающих часть своих прав, добровольно передавая их государству, с целью сохранения остальных прав.
Гоббс считал, что первоначальным, естественным состоянием человека была «война всех против всех» — т. е. абсолютное равенство и ничем не ограниченная свобода. Человек по природе эгоистичен, природное равенство вело к всеобщей вражде, насилию, отсутствию всякой безопасности. Война всех против всех могла закончиться самоистреблением.
Люди поэтому стремились выйти из естественного состояния, обрести мир и гражданское состояние. Главный признак гражданского состояния — наличие «организованной принудительной силы», т. е. государства.
Гоббс считал, что государство учреждается заключением «общественного договора», заключаемого «каждым человеком с каждым». Человек передает государству право управлять собой при условии, что другие люди также передают это право государству. Лучшей формой государства Гоббс считал монархию, но его идея не монархический принцип как таковой, а неограниченный характер государственной власти. Мыслитель считал, что государство вправе использовать все средства для поддержания мира и безопасности.
Разработку проблемы общественного договора продолжил другой английский мыслитель — Джон Локк. Он также считал, что общественное (гражданское) состояние прогрессивнее естественного. Естественное состояние основано на организующем начале, которое Локк назвал законом природы. Все люди равны и независимы, человек не должен приносить вред другим людям. Естественными правами человека являются право на жизнь, свободу и собственность. Право на собственность дает только труд.
Для того чтобы установить границу собственности, для упорядочения права владения и был заключен общественный договор и введены гражданские законы. Гражданское состояние возникает тогда, когда люди отказываются от своей естественной власти и обращаются за защитой к закону.
Цель государства — сохранение свободы и собственности, приобретенной посредством труда. Государство базируется у Локка на принципе разделения властей: на законодательную, исполнительную, федеративную власть.
Если власть не оправдывает доверие, не выполняет законы, то граждане имеют право на сопротивление, в том числе и революцию. Революция приводит к выработке нового соглашения и передаче власти в новые руки.
Теория общественного договора получила свое дальнейшее развитие в работах французских просветителей XVIII в. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Вольтера. Просветителями было обосновано положение о праве народа как источника власти на смену представителей власти и ее формы в целях реализации интересов граждан.
Ж.-Ж. Руссо считал, что для естественного состояния человека характерны дружба и гармония. Причиной перехода к гражданскому состоянию он называл частную собственность и появление имущественного неравенства. Вместе с тем Руссо выступал как защитник мелкой собственности.
Монтескье, защищая принцип разделения властей, выделил власть судебную.
Вольтер подверг беспощадной критике французское общество и государство. Он выступал сторонником равенства граждан перед законом, свободы слова, отстаивал принцип неприкосновенности частной собственности. Вольтер ввел термин «философия истории», разделяя идею прогрессивного развития общества, но ход истории он объяснял развитием идей.
Создателем экономической теории, которая не утратила своего значения и в наши дни, был английский мыслитель А. Смит. Основой жизни общества он считал труд и общественное разделение труда, при котором человек, работая на себя, работает одновременно на других. Смит дал определение товару, описал его свойства, указал источники дохода: заработная плата, которую получает человек за свой труд; на вложенный капитал его владелец получает прибыль; собственник земли пользуется рентой. Смит выделил три основных класса общества в зависимости от получаемого дохода: наемных рабочих, капиталистов, землевладельцев. Все остальные слои он отнес к непроизводительным классам. А. Смит заложил основы классического либерализма, считая, что государство в экономике должно играть роль «ночного сторожа» — создавать условия для ее развития, но не вмешиваться в экономические процессы.
Важный шаг в изучении общества и его развития был сделан немецким философом XIX в. Г. Гегелем. Он, вслед за Кантом, Стал широко использовать понятие «гражданское общество», под которым понимал сферу материальной, экономической жизни и деятельности людей. Для изучения исторического процесса философ предлагал использовать метод диалектики, когда материальный и духовный мир рассматриваются в постоянном движении и развитии.
Гегель заложил основы научной типизации исторического процесса. Он утверждал, что историю делают реальные люди. Но вместе с тем в ней осуществляется некая объективная логика. Ступени истории — это этапы самопознания-мирового духа, прогресс в сознании свободы.
При этом каждая ступень находит свое наиболее адекватное выражение в духе определенного народа, который и реализует эту ступень в своей истории.
Гегель выделяет три таких исторических ступени и, соответственно, три типа общества: восточный мир, античность, германский мир.
Последователями Гегеля были К. Маркс и Ф. Энгельс, немецкие мыслители, положившие начало новому направлению в философии и политической практике — марксизму.
Основой общественного развития они считали изменения в экономике, в отношениях собственности. Опора на экономику позволила Марксу и Энгельсу рассматривать развитие общества как естественноисторический процесс, основанный на объективных законах, которые можно открыть и использовать.
Одним из таких законов является классовая борьба, которая неизбежно существует в любом обществе, основанном на частной собственности. Классовая борьба является движущей силой истории.
Особую роль в буржуазном обществе играет пролетариат — класс, лишенный собственности на средства производства и являющийся непримиримым противником капитализма. Исторической миссией пролетариата, по мнению Маркса и Энгельса, является уничтожение капитализма, установление диктатуры пролетариата и строительство нового, идеального общества, основанного на общественной собственности на средства производства.
Целью социализма является наиболее полное удовлетворение растущих потребностей людей посредством всеобщего обязательного труда.
Коммунистическое общество должно стать тем идеалом, в котором свободная человеческая личность будет находиться в условиях, способствующих ее наиболее полному развитию.
О. Конт, французский мыслитель, живший в XIX в., ввел в научный оборот понятие «социология», понимая под ней науку, изучающую законы общественной жизни. Он считал, что все общественные явления, так же как и природные, подчиняются законам, открытым с помощью научных методов. Социология опирается на опыт и реальные факты.
Теория Конта включает в себя три идеи: закон трех стадий развития, классификация наук, социальная статика и социальная динамика.
Закон трех стадий рассматривает три последовательные эпохи в развитии человечества. На первой стадии (теологической) люди осваивают мир, одушевляя природные явления и процессы, предполагая, что за ними стоят сверхъестественные силы. Вторая стадия (метафизическая) характеризуется тем, что на смену сверхъестественным существам приходят абстрактные отражения объектов (причины, необходимость и т. д.). На третьей (позитивной) стадии достигаются подлинно научные знания.
Три эпохи в развитии человеческого общества соответствуют трем фазам в развитии самого человека: детство — теология (все кажется живым, добрым или злым); Юность — метафизика (любовь, время принцев и принцесс); зрелый возраст — «позитивные науки» (трезвый взгляд на жизнь).
Развитие общества связано с развитием наук: математики — астрономии — физики — химии — биологии — социологии, т. е. социология базируется на достижениях предыдущих наук.
Конт верил, что если преобразовать общество на базе позитивной социальной теории (социологии), то в нем установится порядок, целью будет прогресс, а этическими принципами — любовь и «жизнь для других».
Г. Спенсер, развивая идеи Конта, разработал теорию эволюции общества как целостного организма, выделяя два типа общества: «военное» — с принудительным характером сотрудничества людей и «промышленное», основанное на добровольном сотрудничестве. Общество, по его мнению, включает в себя три системы:
— производящую;
— распределяющую;
— регулятивную.
Средствами социального контроля служат «страх перед живым» (законы, охраняемые государством) и «страх перед мертвыми» (соблюдение религиозных норм и запретов).
Спенсер считал, что общество не может поглощать отдельную личность.
Идеи Спенсера и Конта стали базой быстрого развития социологии в XX в.
- Понятие обществознания
- Обществознание в системе наук
- 1. Точная наука имеет строго очерченный предмет изучения который заранее дан, обнаружен, наука лишь его описывает, познает, стремится вскрыть его взаимосвязи с окружающим миром. Относительно
- 4. Наконец, обществознание, как и наука, несовместимо с суевериями.
- Происхождение человека и общества
- Развитие знаний об обществе в древности
- Мыслители нового времени
- Развитие обществознания в XX веке
- Общество как система
- Цивилизационный и формационный подходы
- Цивилизации античности
- Цивилизация Европы в средние века
- Общественный прогресс и его критерии
- XX в., полный драматических и трагических событий, породил теории, отрицающие прогрессивное развитие человечества.
- Личность и личностные отношения
- Виды человеческой деятельности
- Познавательная деятельность. Истина и ее критерии
- Составные части экономики
- Рынок и рыночные отношения
- Роль государства в экономике
- Человек в системе рыночных отношений
- Мировая экономика
- Политическая система, ее структура и функции
- Политический режим. Типология режимов
- Государство в политической системе общества
- Гражданское общество и правовое государство
- Политический статус личности
- Право, отрасли права
- Права человека
- Конституция Российской Федерации
- Нации и межнациональные отношения
- Социальный статус личности
- Брак и семья в современном обществе
- Наука и образование
- Религия. Мировые религии
- Искусство. Виды искусства
- Мировоззрение и мораль