logo search
Синеокий Адвокатура Украины 2012 г

§ 11. Политическая культура адвоката как элемент профессионализма адвоката. Информационные (цифровые) права и свободы

Политическая культура — это система знаний о политических ценно­стях и способах участия в политической деятельности, используемых для претворения этих ценностей в жизнь. В целом, политическая культура име­ет два аспекта: статический (система ценностей) и динамический (способы участия субъектов политической системы общества в политической жизни). В современной научной литературе до настоящего времени фундаменталь­ным исследованиям в сфере изучения политических компонентов профес­сионализма адвоката уделено поверхностное внимание. Поэтому в этом параграфе выбрана цель обозначить свое видение на построение основ ак-меологического учения об уникальном мультипрофессионализме адвоката, где особая роль отведена его политической культуре, что, возможно, позво­лит в дальнейшем оформиться гипотезе в самостоятельное учение.

Адвокату как юристу, обладающему индивидуальной политической культурой, принадлежит немалая роль в формировании демократической личности развивающегося гражданского общества. Итак, политическая культура адвоката — это обусловленные политическими знаниями, уме­ниями, навыками, ценностями и воплощенные на практике правила (нормы) его поведения как субъекта политической власти.

Содержание политической культуры адвоката составляют три группы факторов: 1) политическое сознание: политические идеи, ценности, уста­новки, политическая самоидентификация («я — левый», «я — центрист», «я —либерал», «я — правый националист»); 2) политические отношения: политическое взаимодействие (например, конфронтация, сотрудничество, несотрудничество с государственными институтами), политический кон­фликт, политический авторитет, политическая репутация и др.; 3) полити­ческое поведение: политический поступок (участие в митингах, демонстра­циях, забастовках, пикетах, партийной деятельности), политические по-

165

МОДУЛЬ І

следствия, политические санкции, политическая практика и др. При этом первый компонент представляет собой теоретический аспект, а второй и тре­тий — практический.

Структура политической культуры адвоката заключается в: 1) овладении политическими знаниями, широкой информированности о политической жизни общества, его политических идеях и ценностях, закономерностях функционирования политической системы, политических правах и обязан­ностях граждан, стратегии и тактике политического развития страны, по­литических программах основных партий и движений и др.; 2) умении претворить политическую информированность в собственный вариант по­литической культуры, который сообразуется с политическим режимом и культурой общества; сформировать отношение к властным структурам, государству, государственной власти и управлению; осознать политические ценности, выработать стойкие политические ориентации и установки; 3) реализации установок на политическое участие в определенных формах и разновидностях политического поведения, системе конкретных политиче­ских отношений, способности предвидеть последствия своего участия в по­литической деятельности.

Адвокат, оставаясь в рамках своей юридической профессии, обязан обслуживать конституционные основы общественного строя и действующе­го законодательства. Он вправе критиковать существующие недостатки и нарушения с позиции закона, используя правовые возможности и средства. Объявление же государства и общества криминальными, рассуждения о си­стемном кризисе, антинародном характере власти, разумеется, должны до­пускаться в демократическом обществе. Но высказываться они должны в рамках деятельности политика, а не с позиций профессиональной деятель­ности адвоката как юриста.

Индивидуальный вариант политической культуры адвоката зависит от совокупности факторов социального, исторического и личностного порядка; обусловлен профессиональными возможностями, зафиксированными в за­конах, инструкциях, положениях Примерного кодекса адвокатской этики.

Было бы неправильно сводить культуру адвоката-практика исключитель­но к политическим воззрениям, выражающим его отношение к государству, партиям, общественно-политическим движениям, методам управления и др. В своем отношении к политическим явлениям и процессам адвокат должен прежде всего руководствоваться правом и законом, а также исходными миро­воззренческими позициями. Поэтому политическая культура адвоката пред­ставляет собой многоуровневое явление: 1) мировоззренческие ориентации; 2) отношение к власти; 3) отношение к политическим явлениям. Рассмотрим каждый из этих уровней подробнее. 166

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Толерантный стиль политического взаимодействия является воплоще­нием принципа политического плюрализма. Адвокат должен руководство­ваться этим принципом в процессе своей профессиональной деятельности: с одной стороны, он не может отказываться от обслуживания клиента по политическим соображениям, хотя, с другой стороны, адвокат вправе не заключать договор об оказании правовой помощи по конкретном делу (при­чем, уголовному или гражданскому — особой роли не играет) с конкретным субъектом, обосновав свой отказ любыми неполитическими обстоятельства­ми. Хотя именно политические принципы и могут быть главными. В таком случае адвокату морально значительно проще, чем другим работникам юри­дической сферы, особенно занятым в системе государственной службы, ибо, как уже отмечалось, заставить адвоката принять на себя защиту или пред­ставительство с точки зрения приказа не может никто.

И, наконец, выделяют консенсуальный и поляризованный типы полити­ческой культуры. Первый отмечен достаточно высокой сплоченностью на­селения на основе ведущих ценностей, лояльностью граждан к правящим кругам и целям режима. А в поляризованной политической культуре отме­чается несовпадение базовых ценностей и ориентиров политической деятель­ности населения и элиты. Необходимо, чтобы в процессе конкурентного взаимодействия различных политических интересов с помощью компромис­сов достигались их равновесие и баланс. Поэтому адвокаты не должны, в связи с осуществлением ими своей профессиональной деятельности, ли­шаться свободы выражения мыслей, права собираться или объединяться в союзы, в частности им должно быть предоставлено право: 1) участвовать в обсуждении проблем, связанных с организацией, реорганизацией и рефор­мированием системы юстиции; 2) вступать или свободно создавать местные, национальные и международные профессиональные организации; 3) пред­лагать и разъяснять разработанные проекты правовых реформ в интересах общества и информировать общественность о таких вопросах.

Адвокат должен знать политические платформы основных партий, может агитировать за избрание своего представителя, участвовать в выборах, из­бираться сам. При этом он как практикующий юрист, независимо от сферы деятельности и профиля работы, может и должен иметь собственные по­литические взгляды, занимать определенную политическую позицию, быть сторонником политической платформы любой политической партии или движения. Процесс взаимодействия общества и политики находит свое вы­ражение в конкретных шагах, акциях и действиях политических субъектов. Эти действия играют решающую роль в демократических обществах, где

167

МОДУЛЬ 1

политическая власть берет свое начало в народе-суверене, а принципы функционирования и способы организации общества предполагают активное участие граждан во всех общественных делах, в политической жизни. Поэ­тому демократия и политическое участие — взаимообусловленные понятия. Способы участия в политической деятельности — это выборы, лоббирова­ние, парламентская работа, членство в партии и др.

Политическая деятельность адвоката, поскольку он не работает в ор­ганах суда, прокуратуры, милиции, службы безопасности, может осущест­вляться в двух формах: 1) политического участия — прямая или опосредо­ванная вовлеченность в выработку и реализацию политико-управленческих решений в стране, влияние на политическую направленность действий в международном сообществе. Если политическая нейтральность государ­ственных чиновников требует от них не проявлять политические симпатии или антипатии (не оказывать материальной помощи определенным полити­ческим партиям, не участвовать в политических демонстрациях, не агити­ровать за кандидатов в депутаты и т. п.), то вовлеченность адвоката в по­литический процесс позволяет ему поддерживать политико-должностных лиц. Чтобы быть независимыми, судьи не должны, например, позволять втягивать себя в партийные дебаты, а адвокаты могут высказывать свое мнение как юристы на те или иные политические действия.

Причем в таком мнении вполне открытой может быть не только при­крываемая симпатия или антипатия, но и конкретная открытая политическая позиция. Приобщение к процессам политико-властных отношений проис­ходит в формах участия и политического функционирования — то есть управления деятельностью политических институтов (государственных органов, политических партий и движений), управление общими делами и процессами удовлетворения потребностей общества и социальных групп (определение механизма принятия решений, деятельность по принятию решений, подбору и расстановке кадров, контролю над выполнением реше­ний и др.).

Рассмотрим подробнее каждый из видов политической деятельности

адвоката.

Политическое участие означает включение адвоката во властные от­ношения в политической сфере, осуществление ряда мероприятий с целью выражения интересов, требований и настроений своих политических еди­номышленников: 1) ведение политической агитации, давление на органы власти с целью реализации требований; 2) лоббирование законопроектов, заявление протеста; 3) поддержка соответствующих решений, выступление в средствах массовой информации и перед гражданами. По масштабу по-

168

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

литическое участие осуществляется на уровне местной, региональной, обще­государственной или международной политики.

Политическое функционирование предполагает наличие у адвоката властно-политических полномочий: 1) лидерство в партии (юристы были в прошлом и ныне остаются как лидерами, так и активными членами ряда политических партий); 2) занятие ответственных должностей в управленче­ском аппарате (в таких случаях адвокат обязан приостановить свою адвокат­скую деятельность в установленном порядке и перейти на государственную службу). Вообще говоря, любая политическая деятельность должна осущест­вляться вне государственных предприятий, организаций, учреждений.

Профессионально-правовые обязанности адвоката часто накладывают существенный отпечаток на его политические взгляды. И нередко сформи­ровавшийся концептуальный подход к власти вступает в сознании адвоката в конфликт с его профессионально-служебными обязанностями: либо слу­жебная, юридическая карьера, либо политическая. Таким образом, это противоречие может быть решено без нарушения закона и морали. А по­лучать от этого государства жалование и одновременно клеймить его позо­ром — как-то нелогично получается. Адвокату в таких ситуациях несколько проще: во-первых, он не государственный чиновник, а его служебная дея­тельность, как правило, отражает конкретные интересы лиц, которые об­ратились к нему за помощью, и он дал согласие на свое участие в конкретном деле (социально-правовом конфликте). Во-вторых, настоящему адвокату негоже «кушать» с государственных ручек за свое молчание, поэтому он имеет моральное и юридическое право критиковать власть, а отсюда — быть одновременно политиком.

Отношение адвоката к различным политическим явлениям (государ­ственной политике, межгосударственным связям, вплоть до отношения к себе как к субъекту политической власти) определяется первыми двумя и осо­бенно вторым уровнем. Он предполагает реальное включение адвоката во все государственные и общественные дела, преодоление разрыва между общими и личными интересами, повышение активности во всех сферах общественной жизни. При этом адвокат не должен бояться изменения по­литического курса государства. Руководствуясь конституцией как основным законом, он обязан толерантно относиться к инакомыслию при любом по­литическом курсе государства.

На каждом из уровней политической культуры адвоката формируются ценностные ориентиры, которые влияют на формы и разновидности его по­литического поведения. Они могут содержать прогрессивные и регрессивные элементы, включать элементы противоположной направленности. Важно,

169

МОДУЛЬ 1

чтобы политическая культура адвоката была ориентирована на самоценность личности, неприкосновенность и гарантии ее гражданских прав, а формы его политической деятельности, служащие способами выражения взглядов, были только законными.

Профессионализм деятельности по оказанию правовой помощи и за­щиты адвоката довольно сложно описать, ограничиваясь исключительно количественными критериями и показателями. Действенность адвоката можно представить как совокупность затрат с учетом времени, в течение которого им проводились мероприятия по оказанию правовой помощи, и со­отношение между затраченными средствами и полученным результатом. Поэтому мотивация правозащитной деятельности адвоката имеет решающее значение не только в достижении результативности и эффективности вы­полнения профессиональных функций, но и предопределяет механизм ак-меологического взаимодействия.

В частности, предлагаемый субъектно-акмеологический подход к ис­следованию профессионализма является инновационным, поскольку ориен­тирует адвоката на овладение стратегией, базирующейся на тех моментах профессиональной деятельности, ее алгоритме и технологии, которые по­зволяют ему не только самореализоваться, но и открыть в себе, а затем про­фессионально задействовать творческий потенциал для достижения резуль­тативности своего участия в процессе оказания правовой помощи довери­телям.

Сегодня уже не вызывает особых возражений тот факт, что большая часть адвокатов могут первоклассно работать практически по любой кате­гории юридических дел. Однако нужны немалые усилия для того, чтобы «войти» в новое дело, мобилизовать знания и пополнить профессиональный опыт, приспособить к измененным условиям работы существующие умения и привычки. Поэтому, чем большим запасом приемов и средств владеет адвокат, тем выше его профессионализм.

Моделирование в адвокатской деятельности оказывает содействие по­знанию конкретного, имеет широкие возможности для изучения свойств и сторон отдельных объектов, во многих случаях разрешает установить конкретные обстоятельства, решить вопрос о существовании того или дру­гого события, факта. Ведь только вообразив характер юридической задачи, адвокат мобилизует запасы своих знаний. Но, к сожалению, неразвитость политической культуры в профессиональной подготовке адвокатов, может вызвать отрицательные последствия. В частности, подобное состояние дел детерминирует различную степень процессуальной самостоятельности и профессиональной ответственности адвокатов-защитников.

170

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Таким образом, мы видим, что специфика профессии адвоката отлича­ется от работы других юристов чрезвычайным разнообразием. Существует большое количество ситуаций с высокой эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью межличностного общения. Это требует от адво­ката существенного личного вклада в развитие умения управлять эмоцио­нальной напряженностью. Подобная специфика, используя существующие классификации, позволяет причислить профессию «адвокат» к категории «профессий высшего типа».

Поскольку акмеологическое учение о профессиональной деятельности адвоката охватывает единый комплекс системно связанных вопросов, ее центральным звеном может стать его политическая компетентность. Исходя из этого, заметим, что одним из условий успешной профессиональной дея­тельности по защите нарушенных прав и свобод в современных условиях является овладение адвокатом политической культурой.

Политическая нейтральность адвоката требует от него не проявлять по­литические симпатии или антипатии: не оказывать материальной помощи определенным политическим партиям, не участвовать в политических де­монстрациях, не агитировать за кандидатов в депутаты и т. п. Чтобы быть непредвзятыми адвокаты должны с осторожностью переходить в процесс оказания практической помощи по уголовным делам с политической окра­ской, но чтобы предвидеть такую окраску нужно обладать определенной политической компетентностью. Тем не менее, не следует отождествлять политическую нейтральность адвоката с политической пассивностью (или индифферентностью), то есть полным безразличием к политике. Как раз, наоборот, у адвоката вполне открытой может быть не только прикрываемая симпатия или антипатия, но и конкретная открытая политическая позиция.

Адвокату необходимо выработать политический иммунитет против деформации чувств и убеждений, которые становятся причиной неправиль­ного, а то и фальшивого толкования политического положения в Украине. Тем не менее, как нам представляется, все же нельзя представить себе сегодня адвоката без твердых гражданских установок. Однако следует учитывать, что каждый юрист является носителем индивидуальной по­литической культуры. Поэтому будет явно недемократичным заставить адвоката отказаться от конкретных политических взглядов и политических склонностей вообще, не участвовать в политическом процессе, не вопло­щать мировоззренческие ориентации в типичных для него поступках. Отдельно подчеркнем, что политические действия адвоката обязаны быть минимизированными и не выходить за легальные рамки, то есть соответ­ствующими закону.

171

МОДУЛЬ 1

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Утверждение, что не человек существует для государства, а государство для человека, остается недостижимым идеалом. Поэтому, чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и граж­данина в правоприменительной ситуации, норма права должна быть точной и ясной, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, их произвольного применения. Это идеал, к которому стремится цивилизованное общество.

Глобальной целью осуществления информационных прав и свобод можно считать создание условий для формирования гармонической и высо­коинтеллектуальной личности, построения свободного и демократического общества и государства, обладающего информационным суверенитетом. Речь идет о создании общества, основанного на знаниях, принципах гармо­нического и интеллектуального развития каждого члена общества и общества в целом.

Одной из глобальных тенденций развития законодательства последних десятилетий является разработка и принятие законодательных актов, регла­ментирующих юридические отношения, специфичные для информацион­ного общества, в том числе свободный обмен информацией и знаниями, использование преимуществ новых информационных технологий, появление категории услуг, называемой «услуги информационного общества», исполь­зование информационных сетей, обеспечивающих быстрое, надежное, безопасное и экономичное информационное взаимодействие, активное ис­пользование информационных технологий в правовой сфере и предоставле­ние государственных услуг, обеспечивающих доступность власти для всех граждан, и т. п. Вместе с тем анализ существующих норм, регламентирую­щих определенные правила поведения в информационной сфере, подтверж­дает наличие существенных противоречий в механизме правового регули­рования общественных отношений в информационном пространстве. А по­добная юридическая неразвитость затрудняет поддержание необходимого баланса интересов личности, общества и государства.

Благодаря утверждению гражданских и политических прав личность постепенно обретают новые возможности в обществе, усиливает свое влия­ние на государство и проводимую им политику. В целом, права человека — это совокупность неотъемлемых прав, приобретенных индивидом от рож­дения, состоящая из гражданских, политических, экономических, социаль­ных и культурных прав, изложенных во Всеобщей декларации прав челове­ка, принятой ООН 10 декабря 1948 г. Гражданские и политические права первоначально были основным предметом борьбы человека и власти, госу­дарства и общества.

172

Расширение и применение универсальных прав человека к потребностям общества, основанное на информации, составляют основное содержание цифровых прав человека.

В глобальном контексте термин «цифровое неравенство» стал активно употребляться при анализе неравенства между странами в сфере новых технологических разработок. В широком смысле термин «информационное неравенство» (англ. digital divide) обозначает различие (неравенство) в до­ступе к информации, к накопленным обществом знаниям. В узком смысле под цифровым неравенством понимается новый вид социальной дифферен­циации, вытекающий из разных возможностей использования новейших информационных и телекоммуникационных технологий.

Нужно осознать, что термины «цифровой барьер», «цифровое неравен­ство», «информационное неравенство» являются близкими понятиями, ко­торые означают ограничение возможностей из-за отсутствия доступа к со­временным средствам коммуникации. Вспомним, что цифровой (или диги-тальных) формат является типом сигналов и форматов данных в электро­нике, использующих дискретное состояние (в отличие от аналогового сиг­нала изменяется непрерывно).

Цифровая связь является отраслью техники, связанная с передачей циф­ровых данных на расстояние. Термин «цифровой» также обозначает способ хранения данных в цифровом (двоичном) формате. Ведь цифровые сигналы существуют как последовательности чисел во времени. Обычно использу­ются два числа: 0 и 1 (так называемые биты). Цифровые виды связи — это категория способов радиосвязи, при которой используется модуляция не­сущей частоты радиосигнала с помощью цифрового сигнала. Сегодня циф­ровая связь с успехом используется и для передачи аналоговых сигналов (например, таких непрерывных как язык и изображения). Последние из этой цели отцифровуются (дискретизуются).

Переход на новые форматы детерминировал существенные изменения по уменьшению размеров при одновременном увеличении объемов хранения информации. В частности, к значительному росту возможностей видеомо-ниторингових технологий привело переход различных технических устройств видеонаблюдения в цифровой формат.

Электронный контент — это информация, а также продукты веб-ресурсов и услуги, относящиеся к ним и предоставляются абонентам сетей передачи данных и сетей мобильной связи, которые представлены в цифро­вом виде и потребляются с использованием цифровых устройств.

Следовательно, характерными чертами электронного канала распростра­нения информации являются открытость и демократичность (неограниченный

173

МОДУЛЬ 1

доступ), оперативность и интерактивность, таргетинг (Интернет-возможность индивидуального общения), коннективность (постоянный контакт с востре­бованными информационными потоками), мультимедийность.

Цифровые права предусматривают преодоление или снижение инфор­мационного неравенства, т. е. доступа к информации. Поэтому для эффек­тивной борьбы с информационным неравенством необходима активная позиция государства и правозащитных институтов, центральное место в ин­формационном обществе из которых отводится адвокатуре. Наконец, опре­делим, что базовые цифровые права человека включают право информаци­онного доступа к электронной сети, право свободно общаться и выражать мнения в телекоммуникационной системе, и право на информационную ограниченность частной сферы.

Таким образом, информационные права и свободы составляют основу информационного права, вместе с тем обеспечение гарантий которых воз­можно используя средства различных юридических отраслей и, прежде всего, адвокатского права.

Итак, обобщая взгляды представителей разных подходов, можно конста­тировать наличие общих и специфических акмеологических особенностей развития профессионализма адвоката, что является важным этапом эффектив­ности и надежности его профессиональной деятельности, где особая роль отведена его политической культуре — обусловленной политическими зна­ниями, умениями, навыками, ценностями и воплощенными на практике правилами политического иммунитета профессиональном поведении.

Преломляя общенаучные положения к исследуемой проблеме, можно за­ключить, что последнее как раз и заставляет адвоката соотносить свои нравственно-этические представления (о добре, справедливости, смысле жизни) с особенностями политической сферы, формировать представления о роли по­литики в акмеологическом достижении им своих главных профессиональных целей. Поэтому, полагаем, что на сегодняшний день наиболее перспективная задача состоит в разработке методов развития политической компетентности адвокатов, что является одним из акмеологических концептов его профессио­нализма [30; 40; 90; 91; 93; 120; 156; 172; 174; 166; 216; 233 и др.].

Ключевые слова

Политическая культура, политическое участие и поли­тическое функционирование, политический иммунитет, информационное общество, права человека, цифровое неравенство, электронный контент.

174

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Лучше стучать, чем перестукуваться. Совет доброго опера