logo search
Voprosy_po_KPZS

7. Способы принятия и изменения конституций в зарубежных государствах;

Одним из демократических способов принятия конституции считается принятие ее учредительным собранием. Это однопалатный орган, после принятия конституции распускается и заменяется на парламент. Некоторые конституции приняты парламентами, провозгласившие себя учредительным собранием (в Шри-Ланке 1972г., Нидерландах 1983г.). Конституции нередко принимаются путем референдума – общегосударственным голосованием избирателей (Франция 1958г., Белоруссия 1996г.). В ряде монархических государств происходило октроирование конституций: они даровались монархом своему народу (Непал 1962г., Саудовская Аравия в 1992г.).

Изменение конституции. Лучшим средством, способным обеспечить необходимую стабильность конституционных норм, считается более сложный порядок внесения изменений в конституцию по сравнению с обычным законом. Поправки вносятся по решению парламента или на основе итогов референдума. Проект об изменении вносится только главой государства, правительством, определенной группой депутатов. Поправка должна быть принята квалифицированным большинством в каждой палате парламента. В большинстве случаев поправки к конституции не подлежат вето главы государства и должны быть опубликованы. Почти всегда в новую конституцию включаются нормы, запрещающие пересматривать некоторые положения (Португалия – право на демократическую оппозицию), в некоторых странах  неизменными объявлены целые разделы (Греция, Румыния).  

Изменение гибких конституций проводится путем принятия обычного закона.

Для изменения жестких конституций устанавливается усложненный порядок по сравнению с изменением гибких конституций.

Например, могут предъявляться требования:

  1. квалифицированного большинства;

  2. нескольких последовательных обсуждений с перерывом;

  3. повторного голосования парламента того же созыва через определенный срок;

  4. повторного принятия поправок парламентом следующего созыва;

  5. утверждения поправок на референдуме;

  6. одобрения субъектами федерации (большей частью субъектов федерации или всеми);

  7. внесения изменений специально созываемым органом.

Может быть установлен единый порядок изменения Конституции (США, Франция, Словения и др.) или принято, что разные части Конституции изменяются по-разному (Индия, Болгария, Литва и др.).

В конституциях устанавливается единственный порядок изменения (Вьетнам, Словения, Япония) или несколько альтернативных вариантов порядка изменения Конституции (США, Франция, Эстония).

Поправки могут вноситься непосредственно в текст конституции, заменяя прежние положения (Конституция Франции 1958 г., Конституция Италии 1947 г., Конституция Португалии 1976 г. и др.), или публиковаться отдельно сразу за текстом конституции (Конституция США, Конституция Македонии 1991 г. и др.).

  1. Конституционно-правовой статус личности в зарубежных странах: понятие, структура. Концепция статуса личности;1 два

Успешно действующей конституционной схемой можно при­знать только ту, которая обеспечила своим гражданам максимально возможный для данного периода времени уровень развития прав и свобод.

Главной гарантией прав и свобод человека в демократическом го­сударстве является стройная, четко разработанная система норма­тивных актов всех уровней.

Эта гарантия становится реальностью, когда наряду с другими государственными органами в ее реализации активно работает и судебная система

Правовое положение личности в любом государстве во многом определяется экономической основой конкретного государства.

Для зарубежного конституционализма свойственен дуализм пра­вового статуса личности, которая выступает либо как гражданин, либо как человек.

Личность выступает как гражданин в сфере политической (поли­тическая общность) и как человек - в сфере экономической (граж­данское общество).

Юридической предпосылкой правового положения личности в обществе является состояние гражданства, т.е. политическая при­надлежность индивидуума к конкретному государству, которая и обусловливает характер политико-правовых отношений между лич­ностью и государством. Иными словами, физические лица могут быть субъектами государственно-правовых отношений только обла­дая правовым статусом гражданина данной страны. Что же касается термина «подданство», то он, являясь равнозначным гражданству, употребляется в странах с монархической формой правления.

Единое гражданство существует в унитарных государствах, так как гражданин вступает в отношения только с одним государством, существующим на данной территории. В странах с федеративной формой государственного устройства гражданство, как правило, двойное - гражданство союза и гражданство субъектов федерации.

Провозглашение в конституциях многочисленных прав и свобод должно быть воплощено в парламентских законах, детально регу­лирующих порядок их осуществления и защиты от нарушений.

 некоторых странах нормы, регламентирующие права и свобо­ды, вынесены за рамки основного текста конституции в самостоя­тельный раздел, который всегда рассматривается как органическая часть основного закона страны. Например, такими являются первые десять поправок к Конституции США (Билль о правах), которые бы­ли приняты под давлением общественного мнения.

Самые различные права и свободы провозглашаются в конститу­циях и других нормах конституционного права зарубежных стран.

Современная же зарубежная наука не знает единой классифика­ции прав и свобод. Так, в свое время некоторые американские авто­ры предлагали деление прав и свобод на первостепенные (сущест­венные) и второстепенные (менее существенные). К первостепенны­ми они относили: право на свободу, право на равенство, свобода со­вести, гражданство и право голоса, свобода выражения мнений, пра­во на справедливое уголовное правосудие, свобода передвижения. Следовательно, все остальные права и свободы относятся к второ­степенным.

Думается, что в зависимости от характера отношений, возни­кающих между индивидуумом и государством, а также между самими индивидуумами, основные права и свободы можно подразделить на три группы:

а)  личные права и свободы;

б)  политические права и свободы;

в)  социально-экономические права и свободы.

Концепция прав человека и ее отражение в Конституции

Правовой статус личности составляет лишь часть ее общественного статуса и относится исключительно к ее качеству человека в гражданина, к связям личности только и именно - государством, а не с обществом в целом. Но ее статус человека характеризует одновременно в ее связь с государственно-организованным обществом.

В самом общем виде правовой статус личности определяется как юридически закрепленное положение личности в государстве в обществе. Принято выделять несколько видов правового статуса:

  1. общий или конституционный статус человека и гражданина;

  2. специальный или родовой статус определенной категории граждан;

  3. индивидуальный статус, характеризующий пол, возраст, семейное положение в т. д., 

  4. статус иностранцев, лиц без гражданства. лиц с двойным и тройным гражданством; 

  5. отраслевые правовые статусы (уголовно-процессуальный, административно-процессуальный и др.); 

  6. статус физического липа в т д.

общий конституционный статус является единым в одинаковым для всех граждан государства, . базовым, исходным, делающим все иные статусы производными от него, дополняющими его. Если имеют место какие-то ограничения общего правового статуса личности, то  они должны быть предусмотрены в принципах и нормах Конституции.

В структуру конституционного статуса личности как интегративного понятия входят следующие компоненты:

  1. гражданство; 

  2. правосубъектность, включающая правоспособность и дееспособность; 

  3. основные права, свободы, законные интересы и обязанности;

  4. правовые принципы;

  5. гарантии правового статуса, в числе которых особое значение имеет юридическая ответственность. 

Основу правового положения личности составляют ее права, свободы, законные интересы и обязанности в их единстве.

В истории общественной мысли и в юридической литературе дискутируются два основных подхода к природе и сущности прав человека. Согласно первому права человека и гражданина — это его естественные прирожденные свойства, с одной стороны, не зависящие от их признания государством, т. е. неотчуждаемые, а с другой — связывающие государство, гарантируемые и охраняемые им как требования и принципы, обусловленные природой человека. В этом смысле есть «мера всех вещей», т. к. он обладает неотъемлемыми правами, которые не дарованы ему добрым правителем или законодателем.

Второй подход - позитивистский — исходит из того, что права человека производны от государства, которое по своему усмотрению определяет их вид, содержание и объем, т. е. «дарует» их человеку и гражданину. Институт прав и свобод обязывает государственную власть признать и обеспечить конституционными и иными юридическими, а также всеми другими гарантиями такие прирожденные права человека как:

Однако существуют и такие права, которые получают реальное воплощение только благодаря государственной власти, принимающей соответствующие законы, закрепляющие социальные, духовные и материальные права. Например, право на труд, право на участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранным, свобода митингов, шествий и демонстраций и др. 

Абсолютно четкая иерархия прав, признание неотъемлемых свобод и прав человека имеют место уже в декларации независимости Соединенных Штатов. Тем самым декларация независимости, а затем Конституция США 1787 г., внесли многие элементы в современную концепцию правового положения личности, хотя Конституция первоначально почти не содержала положений о правах и свободах граждан. В то время этот вопрос решался в конституциях штатов. (из числа полноправных граждан тогда были исключены негры и индейцы.)

Права и свободы граждан США в основном закреплены в первых 10 поправках, точнее дополнениях к Конституции получивших название «Билль о Правах», принятых первым конгрессом в 1789 г., ратифицировавшим 10 из 12 поправок, вступивших в силу 15 декабря 1791 г., а также последующими 26 поправками к Конституции Содержащиеся в Конституции США права и свободы по своему характеру относятся к политическим и личным. Среди них почти целиком отсутствуют права и свободы. Последние фактически ограничиваются Положением поправки V о защите частной собственности.