logo search
Konstitutsionnoe_pravo_RF

§ 5. Экономические, социальные и культурные права

Экономические, социальные и культурные права человека обеспечивают его участие в жизни общества. Эти права также устанавливают пределы вмешательства государства в дела гражданского общества.

К экономическим, социальным и культурным конституционным правам относятся: свобода экономической деятельности, право частной собственности, право на труд, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду, право на социальное обеспечение, право на защиту семьи, детства, материнства, право на образование, свобода творчества, право интеллектуальной собственности, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям.

<QUEST8< FONT>В числе основ конституционного строя глава 1 Конституции РФ закрепляет свободу экономической деятельности, что подчеркивает особую значимость этого права для российской общества. В советский период такая свобода, практически полностью отсутствовала. Экономическая деятельность осуществлялась почти исключительно государством, государственными предприятиями, коллективными хозяйствами и немногими кооперативами, которые по своей организации мало, чем отличались от государственных организаций. Общественная (государственная и кооперативно-колхозная) собственность на средства производства составляла в соответствии с советскими конституциями экономическую основу советского общества. Конституции советского периода закрепляли право личной собственности лишь на предметы личного и семейного потребления. Переход к рыночной экономике ознаменовался предоставлением каждому возможности участвовать в экономической жизни страны и права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Реализуя данное право, закрепленное в статье 34 (часть 1) Конституции РФ, граждане вправе определять сферу этой деятельности и осуществлять соответствующую деятельность в индивидуальном порядке либо совместно с другими лицами путем участия в хозяйственном обществе, товариществе или производственном кооперативе, т.е. путем создания коммерческой организации как формы коллективного предпринимательства, самостоятельно выбирать экономическую стратегию развития бизнеса, использовать свое имущество с учетом установленных Конституцией Российской Федерации гарантий права собственности (статья 35, часть 3) и поддержки государством добросовестной конкуренции (статья 8, часть 1; статья 34, часть 2).

Предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Признав экономические права личности, государство возложило на себя обязанности по обеспечению их соблюдения не только гражданами, но и самим государством, в лице его уполномоченных органов. Для развития малого и среднего бизнеса государством предпринимается ряд мер, направленных на стимулирования частной экономической инициативы, в частности, введена упрощенная система налогообложения и бухгалтерского учета.

Физические лица вправе осуществлять свои права в сфере экономической деятельности как непосредственно, зарегистрировавшись в качестве индивидуальных предпринимателей, так и путем участия в объединении граждан – юридических лицах. Для стимулирования развития рыночных отношений частные коммерческие юридические лица наделены общей правоспособностью, а их регистрация осуществляется в уведомительном порядке. Таким образом, юридические лица вправе заниматься любой, не запрещенной законом экономической деятельностью без каких-либо специальных разрешений. В то же время занятие некоторыми видами деятельности либо запрещено, либо обусловлено получением специальных разрешений – лицензий. Данные ограничения, прежде всего, направлены на обеспечение безопасности и здоровья населения, а не на ущемление экономических прав граждан и организаций. Свобода экономической деятельности не является абсолютной, она ограничена с одной стороны, условиями рынка, а, с другой стороны, нормативно-правовыми актами, нормы которых направлены на защиту интересов потребителей, на защиту и охрану правопорядка (нормы ГК, например, устанавливают исковую давность, правила заключения сделок, взыскания убытков и т.д.). (В.И.Крусс «Право на предпринимательскую деятельность». М., Юристъ, 2003., С.287) Одной из гарантий, призванной соблюдать баланс между экономическими и социальными правами, является возможность установления запретов и ограничений только посредством федеральных законов.

Ст.34 Конституции РФ запрещает недобросовестную конкуренцию и монополизацию экономической деятельности. Федеральный закон от 26 июля 2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в ст. 4 определяет понятия недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности. Под недобросовестной конкуренцией следует понимать любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Закрепление в Конституции РФ запрета злоупотреблять предпринимательской свободой обусловлено особой опасностью последствий данных деяний не только для граждан, но и для всего общества в целом, поскольку конкуренция оказывает сильнейший стимулирующий эффект не только на экономический, но и научно-технический прогресс. Кроме того, она является естественным механизмом ценообразования, который ведет к снижению стоимости товаров и услуг и тем самым улучшению жизни населения. Таким образом, усилия государства по стимулированию конкуренции в экономике и по обеспечению свободы экономической деятельности являются выполнением не только экономической функции, но и важной составляющей его социальной функции как социального государства.

Конституционный Суд РФ неоднократно признавал неконституционными правовые нормы, ограничивающие свободу предпринимательской деятельности и конкуренцию. (см., например, постановление Конституционного Суда РФ от 6 апреля 2004 года № 7-П « По делу проверке конституционности положений п.2 ст.87 КТМ РФ и постановления Правительства РФ от 17 июля 2001г. №538 «О деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов»// СП РФ. 2004., №15., СТ.1519.).

Основополагающим гарантом экономической свободы служит закрепление в Конституции многообразия форм собственности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Примечательно, что именно с частной формы собственности открывается их перечень, поскольку она является базисом новой для России экономической системы, основанной на регулируемых рыночных отношениях.

Согласно ст. 35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Общественные отношения, связанные с возникновением, переходом, прекращением и охраной частной собственности, являются предметом регулирования гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Осуществление права на свободу экономической деятельности неразрывно связано с правом частной собственности.

Особое внимание в Конституции РФ уделено праву собственности на землю. Конституция РФ ввела землю в круг объектов гражданского оборота, установив возможность частной формы собственности на нее. Земля может находиться в частной собственности как физических, так и юридических лиц. Владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В качестве конституционной гарантии права собственности ст.35 Конституции РФ устанавливает, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Решение суда о прекращении права собственности на тот или иной объект может быть вынесено как по гражданско-правовому спору, но и по приговор суда, предусматривающему в качестве меры уголовного или административного наказания конфискацию имущества.

Конституционный Суд РФ указал, что «в случаях принудительного изъятия имущества у собственника - независимо от оснований такого изъятия - должен осуществляться эффективный судебный контроль как гарантия принципа неприкосновенности собственности. В соответствии со статьей 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Термин "лишен" означает принудительный характер прекращения права частной собственности и предполагает наличие спора, что в обязательном порядке требует судебного контроля, который может быть либо предварительным, либо последующим. По смыслу второго предложения части 3 статьи 35 Конституции РФ, принудительное отчуждение имущества, по общему правилу, может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.» (Постановление Конституционного Суда РФ от 24 февраля 2004 г. N3-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 74 и 77 Федерального закона "Об акционерных обществах", регулирующих порядок консолидации размещенных акций акционерного общества и выкупа дробных акций, в связи с жалобами граждан, компании "Кадет Истеблишмент" и запросом Октябрьского районного суда города Пензы").

Положение статьи 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации о том, что право частной собственности охраняется законом, предполагает конституционную обязанность законодателя обеспечить неприкосновенность права частной собственности, в том числе путем установления надлежащих юридических процедур принятия решений общим собранием акционеров.

Изъятие имущества по решению государственных органов, в том числе и конфискация в административном порядке может осуществляться в исключительных случаях, таких как введение чрезвычайного или военного положения. Тем не менее, гражданин может обратиться за восстановлением своего права собственности в суд.

Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Данным положением устанавливается запрет на насильственную национализацию без предоставления компенсации, размер которой определяется либо в соответствии с договором, либо рыночными ценами, действовавшими на этот момент.

Конституционный Суд РФ в своем решении указал, что право частной собственности не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такого рода ограничения могут выражаться, в частности, в наделении лиц, производящих дознание и предварительное следствие, полномочиями по применению - в целях обеспечения производства по делу - превентивных мер, включающих изъятие у обвиняемых или подозреваемых вещей и документов. Вместе с тем Суд признал необходимым обеспечение лицам, в отношении которых подобного рода ограничения применяются, права обжаловать в суд соответствующие решения и действия, сопряженные с ограничением правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом. (Определение Конституционного Суда РФ от10 марта 2005г. №97-О// Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. №5)

Еще одной гарантией права частной собственности служит право наследования. Несмотря на то, что данное право упоминается в Конституции РФ лишь единожды, оно не становится менее значимой гарантией права частной собственности. Вопросы перехода права собственности на имущество по наследству наиболее полно регламентируются нормами Гражданского кодекса РФ. Главной задачей наследственного права является соблюдение баланса интересов, с одной стороны, воли собственника в отношении дальнейшей судьбы его имущества, с другой, осуществление социальной справедливости по отношению к нуждающимся родственникам.

В ст. 37 Конституции РФ закреплены трудовые права и свободы, главным из которых является свобода труда. Под свободой труда понимается право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. В отличие от прошлых Конституций отменена обязанность каждого трудоспособного гражданина трудиться. Теперь каждый сам вправе выбирать работать ему или же существовать за счет средств полученных по наследству, или находиться на иждивении родственников или супруга. Поступление и уход с работы является исключительным правом человека и может быть ограничено лишь в силу закону. Так, например, ст. 80 ТК РФ предусмотрена обязанность работника письменно предупредить работодателя о своем увольнении за две недели до расторжения трудового договора. Данное положение не является направленным на ущемление свободы человека трудиться, а служит лишь стабилизатором рынка рабочей силы, и призвано гарантировать на только права работника, но и риски работодателя.

Ст.37 Конституции не устанавливает, однако, права на труд, как это делали конституции советского периода, когда право на труд понималось как право на гарантированное предоставление работы. Анализируя нормы этой статьи Конституции РФ, Конституционный Суд РФ указал, что эти нормы, обусловливая свободу трудового договора, право работника и работодателя по соглашению решать вопросы, связанные с возникновением, изменением и прекращением трудовых отношений, предопределяют вместе с тем обязанность государства обеспечивать справедливые условия найма и увольнения, в том числе надлежащую защиту прав и законных интересов работника, как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении (Постановление Конституционного Суда РФ от 15 марта 2005г. № 3-П// СЗ РФ,, 2005.,№13., СТ.1209).

Конституция РФ гарантирует «право на защиту от безработицы», что предполагает осуществление государством социальной и экономической политики в целях обеспечения максимальной занятости населения, а также выплаты пособий по безработице, бесплатное содействие в поиске работы, бесплатное повышение квалификации людей ищущих работу и т.д..

Конституционное закрепление получили основные права работников:

а) право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Тем самым провозглашается запрет рабского труда в нашей стране, гарантируется достойный уровень жизни работников, путем установления минимальных размеров оплаты труда федеральным законом. Кроме того, устанавливается запрет на дискриминацию, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам.

б) право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Данное положение устанавливает обязанность работодателя обеспечить безопасность рабочих мест работников. В случае несоблюдения данного требования работодатель несет материальную ответственность, а при наступлении тяжких последствий и уголовную по ст. 143 УК РФ.

в) право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Работники имеют право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Забастовка подразумевает временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Она является эффективной мерой в отстаивании работниками своих законных интересов. Проведение забастовок регламентируется законом. (ст.409-415 ТК РФ). Конституционный Суд РФ в своем решении определил, что законодатель вправе определять, когда и при каких условиях такой способ разрешения спора возможен, а когда он недопустим. При этом законодатель обязан осуществлять необходимое согласование между защитой профессиональных интересов работников и соблюдением общественных интересов, которым забастовка способна причинить ущерб. Возможность ограничения права на забастовку отдельных категорий работников с учетом характера их деятельности и возможных последствий прекращения ими работы прямо вытекает из статьи 17 (часть 3) Конституции РФ, предусматривающей, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а также из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Тем самым Конституция РФ определяет для законодателя рамки возможных ограничений. (Определение Конституционного Суда РФ от 16 октября 2003 г. № 318-О)

г) право на отдых, в том числе установление максимальной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска в федеральном законе. В соответствии с Трудовой кодексом нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю, а ежегодный оплачиваемый отпуск, предоставляемый работникам, составляет не менее 28 календарных дней.

д) право на жилище, закрепленное ст.40 Конституции РФ подразумевает не обязанность государства обеспечить всех нуждающихся жилым помещением, а возможность каждого гражданина самостоятельно реализовывать это право. Гражданам, имеющим жилые помещения на законных основаниях, гарантируется их неприкосновенность. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Граждане реализуют свои жилищные права, в своих интересах, в соответствии с Жилищным кодексом РФ.

Российская Федерация является социальным государством, поэтому приняла на себя обязательство по обеспечению малоимущих и иным указанным в законе категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями бесплатно либо за доступную плату, в соответствии с установленными законами нормами.

<QUEST9< FONT>е) право на охрану здоровья и медицинскую помощь устанавливает ст.41 Конституции РФ. Охрана здоровья представляет собой комплекс мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Таким образом, государственные органы совместно с общественными организациями создают систему национального здравоохранения.

Медицинская помощь представляет собой субъективное право человека в случае заболевания, утраты трудоспособности и в иных случаях на получение профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи, а также на меры социального характера, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Конституционный Суд РФ указал, что право на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленное статьей 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации, подразумевает в том числе право на санаторно-курортное лечение (Определение Конституционного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. № 399-О)

Гражданам РФ гарантируется равная возможность на получение медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования. Финансирование государственной и муниципальной системы здравоохранения осуществляется за счет средств бюджета соответствующего уровня и страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования, обязанность по внесению которых возложена на работодателя. Платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют органы государственной власти.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ст.237 УК РФ).

ж) право на социальное обеспечение. В каждом обществе есть люди, которые в силу различных причин не могут обеспечить свое нормально существование, а подчас и выживание. Поэтому государство создало специальную систему, призванную удовлетворить нуждающихся граждан в минимальном размере материальных благ, обеспечивающем им в соответствии со ст.7 Конституции РФ, достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное обеспечение предоставляется по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Пенсионное обеспечение является самым распространенным видом социального обеспечения. Вопросы пенсионного обеспечения регламентируются несколькими федеральными законами: «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001, «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001, «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001. На сегодняшний день функционирует пенсионная система, включающая в себя три вида трудовых пенсий: по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца.

В случае, когда гражданин не имеет право на получение трудовой пенсии, ему, выплачивается социальная пенсия.

Помимо пенсий предусмотрены различные социальные пособия, например в случае временной нетрудоспособности, в связи с рождением ребенка, пособие по безработице и т.д. Государство поощряет добровольное социальное и пенсионное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

з) право на образование. Образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

<QUEST10< FONT>Государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Конституционный Суд РФ указал, что статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года доступность образования определяет как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой понимается безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.

В отличие от основного общего образования, получение высшего образования не является обязательным. Государство лишь предоставляет право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Второе высшее образование гражданин может получить на платной основе.

Государство отказалось от монополии на образование: физические и юридические лица вправе создавать негосударственные образовательные учреждения, которые должны производить обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами. За качеством услуг, предоставляемых в образовательных учреждениях независимо от форм собственности, осуществляется строгий государственный контроль.

и) свобода творчества. Согласно ст. 44 Конституции РФ, каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Это означает, что никто не праве устанавливать прямой или косвенный контроль за данным видом человеческой деятельности, будь то орган государственной власти, местного самоуправления, религиозные организации и д.р. В частности, не допускается установление различных видов цензуры. Лишь в случае, когда творчество направлено на пропаганду войны, ненависти, вражды, насилия и д.р. оно может быть ограничено или запрещено в судебном порядке. С 1 января 2008 года вступает в действие 4 часть Гражданского кодекса РФ, посвященная правам на результаты интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации.

Государство не только гарантирует свободу творчества, но и охраняет права автора на результаты творческой деятельности как составную часть права интеллектуальной собственности. В соответствии с Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» авторское право не нуждается в государственной регистрации и распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме.

к) право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям закреплено в ст. 44 Конституции РФ. Существует достаточно обширная сеть государственных и муниципальных учреждений культуры: библиотек, музеев, театров, в которых каждый может получить доступ к культурным ценностям бесплатно или за доступную плату. Государством поощряются различные способы приобщения детей к культурным ценностям: в период школьных каникул в театрах проводятся утренние спектакли, школы организуют посещения учащимися музеев и театров, создаются художественные кружки. распространяется на пользование учреждениями культуры и на доступ к культурным ценностям. Согласно ФЗ от 15.04.1998 «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй миррой войны и находящиеся на территории Российской Федерации» к учреждениям культуры относятся российские государственные (в том числе ведомственные) и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные научные, образовательные, зрелищные и просветительские предприятия, учреждения и организации, осуществляющие свою деятельность в сфере образования, науки и культуры. Право на доступ к культурным ценностям регламентируется ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», согласно которому гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия и право на доступ к ним.