logo search

Виды правотворчества

Классификация правотворчества очень разнообразна. Она может осуществляться по следующим основаниям (критериям):

  1. по юридической силе принимаемых актов различают:

  1. по субъектам правотворческой деятельности выделяют:

  1. по кругу (количеству) субъектов правотворчества различают:

  1. по способу придания юридической силы нормативному акту выделяют:

  1. по наличию лоббирования:

Законотворчество

Законотворчество – это правотворческий процесс, предметом которого является принятие закона.

Особенности законотворчества. Законотворчество – самостоятельный вид правотворчества, который имеет следующие особенности:

  1. ограниченный круг субъектов правотворчества. Законы принимают представительные органы;

  2. ограниченный круг субъектов законодательной инициативы;

  3. предмет правотворчества – закон, акт высшей юридической силы, основа всей системы права;

  4. строгая (усложненная) процедура прохождения проекта нормативного акта.

Законотворческий процесс, как правило, закрепляется особыми актами – Положениями или Регламентами высших органов государственной власти – и является объективно необходимым.

Подзаконное правотворчество

Подзаконное правотворчество – это деятельность органов и должностных лиц по подготовке и принятию нормативно-правовых актов на основе и во исполнение законов.

Особенности подзаконного правотворчества. Подзаконное правотворчество отличает:

  1. широкий круг субъектов правотворчества (все государственные органы);

  2. широкий круг субъектов правотворческой инициативы, как правило, отсутствие законодательной инициативы;

  3. широкий предмет правотворчества (множественность форм нормативно-правовых актов);

  4. вторичный характер – правотворчество сообразуется с законом;

  5. оперативность подготовки и принятия актов правотворчества ввиду своей очевидной динамичности;

  6. упрощенная, незаформализованная процедура принятия актов. Каждый орган сам определяет порядок подготовки, согласования, рассмотрения проектов актов, их принятия и подписания. Существует порядок подготовки проектов указов президента, есть порядок подготовки постановления и распоряжений правительства и т. д.

Подзаконное правотворчество имеет место в случаях, когда нормы права принимаются и вводятся в действие органами государства, не относящимися к его представительным высшим органам. Акты подзаконного правотворчества необходимы для обеспечения применения закона.

К субъектам подзаконного правотворчества относятся: президент, правительство, иные высшие органы государства, обладающие по закону правом создания юридических норм и нормативных актов.

Достоинства подзаконного правотворчества:

Недостатки подзаконного правотворчества:

Непосредственное правотворчество народа (референдум)

Референдум – это средство участия населения в осуществлении акта законодателя власти и принятия правотворческого решения.

Особенности референдума:

  1. правотворческое решение принимается всенародным голосованием,

  2. принятое решение обладает высшей юридической силой,

  3. решение не нуждается в последующем утверждении,

  4. изменять решение можно только в результате повторного референдума.

Некоторые авторы особенности (признаки) прямого правотворчества видят в том, что проведение его происходит по инициативе групп граждан, населения определенной численности; совокупная воля избирателей является прямым и единственным правообразующим источником Конституции, закона или иного решения; подготовка и проведение референдума возлагается на государственные органы, избирательные комиссии или комиссии референдума, общественные организации, чьи права и обязанности подчинены достижению главной цели – обеспечить полное и свободное волеизъявление (Ю.А. Тихомиров).

Референдум не является универсальным институтом, видом правотворчества. Существуют страны развитой демократии, в которых он либо не применялся, либо использовался в единичных случаях (Великобритания, Бельгия).

Достоинства референдума. Они проявляются в том, что он позволяет:

Недостатки референдума. Они проявляются в том, что:

Виды референдума:

  1. контрольный – всенародное голосование, проводимое в соответствии с нормой, прямо закрепленной в Конституции;

  2. факультативный – голосование, проводимое по требованию определенного числа избирателей;

  3. плебисцитарный – голосование, проводимое с целью выяснения поддержки или недоверия населения в отношении конкретного политического лидера либо правительства;

  4. консультативный – референдум, результаты которого необязательны в силу того, что имеют рекомендательный характер (Н.Г. Назаренко).

Правотворчество государственных органов – это разветвленная деятельность всех органов государственной власти и управления, в результате которой формируется система законодательства. Это основной вид правотворчества и его отличает следующее:

  1. в нем участвует наибольшее количество субъектов правотвор­чества – почти все государственные органы;

  2. правотворческие решения наиболее разнообразны. Выражаются в разветвленной системе нормативных актов;

  3. правотворческие решения имеют разную правотворческую силу.

Правотворчество должностных лиц (некоторые авторы говорят о правотворчестве отдельных лиц) – это процесс принятия нормативных правовых актов президентом, министрами, руководителями государственных комитетов и ведомств.

Правотворчество органов местного самоуправления. Его особенности:

  1. субъектами правотворчества являются представительные и должностные лица муниципальных образований;

  2. сфера, область правотворческих решений ограничена территорией муниципального образования.

Локальное правотворчество. Ему присущи следующие черты:

  1. субъекты правотворчества – предприятия, трудовые коллективы и подобные образования;

  2. ограниченная область распространения правотворческих решений;

  3. упрощенный порядок правотворчества. Как правило, нормативные акты принимаются руководителем единолично.

Особенности правотворчества общественных (кооперативных) организаций:

  1. как правило, исключается самостоятельное принятие ими норм права;

  2. в правотворчестве участвует государство в различных формах:

Санкционированное правотворчество – это утверждение государственными органами норм, принятых негосударственными организациями. В ряде случаев закон предусматривает такое утверждение или регистрацию уставов и иных актов общественных организаций. Однако далеко не все авторы признают за подобными процедурами значение правотворчества. При санкционированном правотворчестве происходит санкционирование норм, при котором процесс создания проходит вне государственных органов.

Делегированное правотворчество – это осуществление правотворческой деятельности по поручению компетентных государственных органов. Делегированное правотворчество осуществляется по специальному разрешению. Это разрешение может быть императивным (повелевающим) и диспозитивным (указывающим границу, оставляя при этом свободу усмотрения).

Императивное разрешение на правотворчество основано на принципе "все запрещено, кроме того, что разрешено законом". Диспозитивное разрешение – на принципе "все разрешено, кроме того, что прямо запрещено". Такой вид делегированного правотворчества наблюдается в тех случаях, когда органы государственной власти в соответствии с законом предоставляют право на правотворчество органам, объективно обладающим некоторой автономией (органы местного самоуправления или органы управления общественных объединений).

В зависимости от вида государственного органа, давшего поручение на издание акта, следует различать:

Делегированное законотворчество – это нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительных органов.

Исходя из оправдавшей себя зарубежной практики, правительственные акты делегированного законодательства не должны затрагивать: