logo search

Понятие правотворчества

Определение. Правотворчество – деятельность компетентных государственных органов, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм путем принятия нормативно-правовых актов.

Значение правотворчества. Значение состоит в том, что правотворчество является:

Термином "правотворчество" в юридической науке обозначается процесс создания правовых норм. Создание норм права неразрывно связано с государственной властью и ее предназначением.

Способы создания правовых норм. Обычно выделяют следующие способы создания и выражения норм права (источников права):

  1. судебный или административный прецедент;

  2. правовой обычай – сложившееся на практике обязательное для исполнения правило построения отношений;

  3. правовая доктрина – обязательные для исполнения руководящие начала построения отношений, выработанные юридической наукой;

  4. нормативно-правовой договор – соглашения между государствами или его отдельными органами, в котором содержатся нормы права;

  5. нормативно-правовые акты.

Понятие правотворчества может трактоваться по всем указанным способам создания норм права. Мы же под правотворчеством будем понимать процесс создания правовых норм путем принятия нормативно-правовых актов.

Признаки правотворчества. Правотворчество отличается тем, что представляет собой деятельность:

  1. нормотворческую,

  2. государственную,

  3. управленческую,

  4. регламентированную, процессуальную.

Мнение о том, что правотворчество – исключительная прерогатива государства, что право есть непосредственный продукт, результат государственной деятельности (О.В. Макаров, Н. Неновски, Н.И. Матузов и др.) поддерживается не всеми. Правотворческая деятельность государства должна трактоваться в достаточной степени условно. Этот термин скорее метафора, чем обозначение реального процесса. Государство не творит право. Оно его лишь выражает и способствует реализации юридических норм. Процесс образования идет в недрах социального организма, и государство, по существу, должно лишь надлежащим образом оформлять те правовые потребности, которые уже сложились в обществе (В.Н. Протасов).

В юридической литературе называются и другие особенности правотворчества:

Импульсом, движущим началом правотворчества, являются социальные интересы как тех лиц, групп, партий, которые находятся у власти, так и тех, кто в оппозиции к ней или составляет правопослушное большинство. Выявление, формирование и выражение различных интересов, с одной стороны, их согласование, "усреднение", компромиссность, с другой, позволяют закрепить в праве некую меру "общезначимых интересов".

Задачи правотворчества. Перед правотворческим органом встают задачи поискового плана:

Функции правотворчества. Правотворчество выполняет три функции:

Система обеспечения в правотворчестве. При осуществлении правотворчества его субъекты опираются на систему обеспеченности правотворчества, которую составляют:

Ошибки правотворчества:

  1. неверный выбор формы акта,

  2. нарушение процедуры подготовки и принятия акта,

  3. неверное определение предмета правового регулирования,

  4. недооценка общественного мнения,

  5. недостаток правовых средств для воплощения в жизнь норм данного правового акта.

Другие подходы к понятию правотворчества. Один из них акцентирует внимание на процессе нормотворчества и выделяет два аспекта:

Другие авторы обращают внимание на источники, содержание нормотворчества. В этом случае выделяют:

  1. естественно-правовой подход – правотворческий орган не творит право, а только обнаруживает право, облекая его в законы;

  2. позитивистский подход – здесь воля государства – единственный фактор, порождающий право;

  3. прагматический подход: право – результат правотворческой деятельности. В праве его воля. Но эта воля – не голый приказ, а воля, обусловленная многочисленными факторами общественной жизни (А.Ф. Черданцев).

Информационная модель правотворчества. С точки зрения информации правотворчество представляет собой процесс движения, трансформации информации, создания нового вида информации в виде нормативных актов (А.Ф. Черданцев). Иными словами, законодатель сначала получает информацию, затем он выдает информацию.

В информационной модели правотворчества можно выделить следующие стадии:

  1. сбор необходимой информации,

  2. оценка информации и определение целей регулирования,

  3. выработка альтернативных вариантов законодательного решения,

  4. оформление его в виде нормативного акта (А.Ф. Черданцев).

Правообразование. Правотворчество следует отличать от процесса правообразования. Правотворчеством не ограничивается весь процесс образования права. Многие правила поведения до того, как они были выражены в текстах нормативных актов, уже сложились в общественных отношениях в реальном правовом поведении субъектов права либо сформировались в правосознании народа. Их оставалось только документально оформить, придать им официальную силу.

Правообразование – это перевод объективных законов общественного развития на язык решений, нормативов, предписаний, обличенных в соответствующую юридическую форму. Правообразование начинается с осознания необходимости правового регулирования тех или иных общественных отношений, изменения действующего закона. Таким образом, в процессе правообразования можно условно выделить две фазы:

Особенности правообразования. Правообразование отличается от правотворчества:

  1. временными рамками – формирование нормы права начинается до официальной разработки нормативного акта и его принятия, т. е. до правотворчества;

  2. объемом содержания процесса – его содержание более богато, так как включает в себя две части: собственно правотворческий процесс и процесс, предшествующий ему, – подготовительный, т. е. имеет подготовительную стадию.