§ 6.2. Правовые основы и стратегия сертификации продукции
Понятие сертификации. По определению международной организации по стандартизации ИСО, сертификация соответствия представляет собой действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие или услуга соответствует определенному стандарту или другому нормативно-техническому документу.
В Российской Федерации правовые основы сертификации продукции установлены Законом «О сертификации продукции и услуг» (в редакции 1995 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 154-ФЗ). Согласно этому закону, сертификация продукции — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. Если в международном договоре РФ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве РФ по сертификации, то применяются правила международного договора.
Сертификация осуществляется в целях:
.создания условий для деятельности предприятий и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
.содействия потребителям в компетентном выборе продукции;
.защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
.контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
.подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
Сертификация получила настолько широкое распространение в промышленно развитых странах, что без сертификата соответствия невозможен сбыт продукции на рынках данных стран.
В зависимости от содержания сертификации, объема проводимых мероприятий по обеспечению качества продукции, участия (или неучастия) в них сторонних организаций сертификация подразделяется на самосертификацию (или заявление поставщика о соответствии) и сертификацию третьей стороной — независимой организацией по сертификации, которая может иметь обязательный или добровольный характер.
По опыту ряда стран условиями самосертификации являются:
.наличие точных и полных требований к продукции (стандартов, ТУ и других НТД). В Европейском Союзе в этих целях издается «Европейская Директива» (законодательный акт ЕЭС), предусматривающая разработку технического регламента по конкретной продукции, который реализуется через национальные стандарты стран — членов ЕЭС;
.высокий уровень организации контроля качества на предприятии (контроль качества исходных материалов и полуфабрикатов, технологических процессов на всех технологических переходах, правильности маркировки, хранения и упаковки и т. д.). Потребители продукции информируются о системе контроля качества, а при необходимости могут с ней ознакомиться;
.полное понимание предприятиями — изготовителями продукции всей полноты ответственности заявления о соответствии изготовленной продукции требованиям стандартов, ТУ и других НТД (во многих странах предприятия-изготовители несут юридическую ответственность за достоверность указанного заявления).
При самосертификации сертификат соответствия выдается самим изготовителем.
Такая форма сертификации получила широкое распространение в США, Германии, Нидерландах, Канаде и ряде других стран.
Самосертификация непосредственно связана с введением на предприятиях высокоэффективных систем качества продукции. Многие зарубежные фирмы в конкурентной борьбе за рынки сбыта стараются увеличить свою долю на рынке путем не столько снижения цены, сколько повышения качества продукции, руководствуясь при этом принципом: качество живет вместе с изделием, а цена забывается быстро.
На всех крупных промышленных предприятиях, осуществляющих самосертификацию, на правах самостоятельных подразделений создаются службы качества. Они разрабатывают руководства по обеспечению качества на предприятии, содержащие указания о распределении ответственности между специалистами различных подразделений предприятия по вопросам качества, описание действующей системы качества, а также программу качества.
В отличие от самосертификации сертификация третьей стороной предусматривает участие сторонних организаций, которые оценивают и подтверждают правильность проводимых мероприятий, осуществляют испытания образцов, надзор за состоянием технологических процессов и системы качества.
Принятые в Российской Федерации схемы (системы) сертификации показаны в таблице 6.1. Указанные в этой таблице схемы 1—8 применяются в зарубежной и международной практике и классифицированы ИСО. Схемы 1а, 2а, За и 4а являются дополнительными и представляют собой модификацию соответственно схем 1, 2, 3 и 4. Схемы 9-10а основаны на использовании декларации поставщика о соответствии, принятой в ЕЭС в качестве элемента подтверждения соответствия продукции установленным требованиям.
Таблица 6.1. Схемы сертификации и области их применения
* Испытания выпускаемой продукции ва основе оценивания одного или нескольких образцов, являющихся ее типовыми представителями.
** Необходимость и объем испытаний, место отбора образцов определяет орган по сертификации продукции по результатам инспекционного контроля за сертифицированной системой качества (производством).
Установленные ИСО схемы сертификации (С.1—С.8) основаны на осуществлении следующих действий:
C.I. Основывается только на проведении типовых испытаний образцов продукции в специально на то уполномоченных испытательных организациях. Подтверждается лишь соответствие представленного на испытание образца установленным требованиям.
С. 2. Основывается на проведении типовых испытаний образцов, как и в C.I, с последующим контролем качества продукции путем периодических контрольных испытаний образцов, взятых из сферы торговли.
С.З. Так же, как в C.I, с последующим контролем качества изготовления продукции путем проведения контрольных испытаний образцов, взятых перед отправлением в торговую сеть.
С.4. Так же, как в С.2 и С.З в совокупности.
С.5. Основывается на проведении типовых испытаний образцов в партии в специально утвержденных испытательных организациях и оценке систем обеспечения качества продукции на предприятии с последующим контролем качества путем проведения периодических контрольных испытаний образцов, взятых из сферы торговли и производства. Эта система позволяет не только установить качество продукции, но и оценить возможность предприятия выпускать продукцию требуемого уровня качества. С.5 получила широкое распространение в промышленно развитых странах и в международных системах сертификации. Это наиболее сложная и дорогостоящая система, но она дает потребителю уверенность в высоком уровне качества продукции.
С.6. Основывается только на проведении оценки систем обеспечения качества продукции на предприятии (аттестация изготовителей). В этом случае подтверждается способность предприятия выпускать продукцию установленного уровня качества. С.6 применима, когда стандарт не регламентирует требования к конечной продукции, а лишь устанавливает требования к виду производства (например, индивидуальный пошив одежды).
С. 7. Основывается на испытаниях выборок из каждой изготовленной партии продукции. Решение об отгрузке принимается по результатам испытания выборки по согласованному с потребителем плану контроля. В этом виде сертификации используются статистические методы анализа.
С.8. Основывается на проведении испытаний каждого изготовленного единичного изделия на соответствие требованиям стандартов. Получает сертификат или маркируется только изделие, успешно прошедшее испытания.
Схемы 9-10а основаны на использовании в качестве доказательства соответствия продукции установленным требованиям декларации о соответствии с прилагаемыми к ней документами, подтверждающими соответствие продукции установленным требованиям.
Декларация о соответствии — документ, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, требования к декларации о соответствии и порядок ее принятия утверждаются Правительством РФ.*
* Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, порядок принятия декларации о соответствии и ее регистрации утверждены Постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 766.
Условием применения схем сертификации 9-10а является наличие у заявителя всех необходимых документов, прямо или косвенно подтверждающих соответствие продукции заявленным требованиям. Такими документами могут быть:
.протоколы приемочных, приемо-сдаточных и других контрольных испытаний продукции, проведенных изготовителем (продавцом, исполнителем) и/или сторонними компетентными испытательными лабораториями;
.сертификаты соответствия или протоколы испытаний на сырье, материалы, комплектующие изделия;
.документы, предусмотренные для данной продукции соответствующими федеральными законами и выданные уполномоченными на то органами и организациями (гигиенические заключения, ветеринарные свидетельства, сертификаты пожарной безопасности и др.);
.сертификаты на систему качества или производства;
.другие документы, прямо или косвенно подтверждающие соответствие продукции установленным требованиям.
Если указанное условие не выполнено, то орган по сертификации предлагает заявителю сертифицировать данную продукцию по другим схемам сертификации и с возможным учетом отдельных доказательств соответствия из представленных документов.
Схемы la, 2а, За, 4а, 9а и 10а рекомендуется применять вместо соответствующих схем 1, 2, 3, 4, 9 и 10, если у органа по сертификации нет информации о возможности при производстве данной продукции обеспечить стабильность ее характеристик, подтвержденных испытаниями.
В схемах сертификации могут быть использованы документальные доказательства соответствия, полученные заявителем вне рамок данной сертификации. Эти доказательства могут служить основанием для сокращения объема проверок по сертификации.
При оценке возможности использования дополнительных документов учитывают специфику продукции, степень ее потенциальной опасности, объем и продолжительность производства продукции, стабильность условий производства, репутацию предприятия по отношению к качеству сертифицируемой продукции, качество используемых комплектующих изделий и материалов, степень доверия оценок, данных сторонними организациями, и т. п.
В конфликтных ситуациях выбор системы сертификации согласовывается с потребителем.
По результатам сертификации выдается сертификат соответствия (подтверждает соответствие продукции установленным требованиям) и присваивается знак соответствия (подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям). Обязательной составной частью сертификата соответствия является сертификат пожарной безопасности. При обязательной сертификации действие сертификата и знака соответствия распространяется на всей территории РФ.
Законодательство запрещает рекламировать продукцию, подлежащую обязательной сертификации, но не имеющую сертификата соответствия.
Изготовители (продавцы, исполнители) продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории Российской Федерации, обязаны:
.реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата;
.обеспечивать соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее знаком соответствия;
.указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификации и нормативных документах, которым должна соответствовать продукция, и обеспечить доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);
.приостанавливать или прекращать реализацию сертифицированной продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована, по истечении срока действия сертификата или в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органа по сертификации.
Сертификация .соответствия требованиям государственных и международных стандартов, а также национальным стандартам других стран проводится, как правило, в независимых сертификационных испытательных центрах, аккредитованных для этих целей в РФ или за рубежом и действующих в порядке» предусмотренном международными договорами по сертификации, к которым присоединилась Российская Федерация.
Добровольная сертификация. По продукции, не подлежащей в соответствии с законодательными актами Российской Федерации обязательной сертификации, и по требованиям, на соответствие которым законодательными актами не предусмотрено проведение обязательной сертификации, по инициативе юридических лиц и граждан может проводиться добровольная сертификация на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольную сертификацию вправе осуществлять любое юридическое лицо, взявшее на себя функцию органа по добровольной сертификации и зарегистрировавшее систему сертификации и знак соответствия в Госстандарте России. Органы по обязательной сертификации также вправе проводить добровольную сертификацию.
Стратегия сертификации. Сертификация предполагает, что предприятие:
.осуществляет эффективное управление качеством продукции на всех стадиях жизненного цикла продукции/технологии и обеспечивает стабильность параметров качества изготавливаемой продукции;
.систематически проводит испытания своей продукции на соответствие требованиям стандартов и технических условий;
.по результатам испытаний осуществляет мероприятия по устранению несоответствия параметров качества установленным требованиям;
.совершенствует и реконструирует свою испытательную базу вместе с совершенствованием и реконструкцией технологической системы.
При соблюдении этих условий сертификация соответствия третьей стороной представляет собой гарантию качества и безопасности продукции. Кроме того, сертификация стимулирует деятельность предприятия по обеспечению качества продукции и управлению качеством: предприятие не только должно подтвердить качество продукции испытаниями образцов, но и иметь эффективную систему качества. Оно должно быть готово в любое время к инспекционному контролю. Таким образом, сертификация включается в контур управления качеством (схема 6.2).
С х е м а 6.2. Сертификация соответствия в контуре управления
- Н.Ю.Круглова Хозяйственное право
- Исправленное и дополненное
- Isbn 5-93840-006-6 © н.Ю. Круглова, 2000 Предисловие автора ко второму изданию
- В категориях управления
- 1. Экономические механизмы:
- Акционерным предприятием
- § 1.2. Системный характер комплексного механизма. Синтез правового механизма с механизмами другой природы
- § 1.2.1. Принципы формирования комплексного механизма. Мотивационный механизм
- Р и с. 1.2. Проекция множества мотивов на множество целей предприятия (ц)
- § 1.2.2. Экономический механизм
- § 1.2.3. Организационный механизм
- Управления акционерным предприятием § 1.2.4. Правовой механизм
- Правовых норм (сравните с рис. 1.2)
- Изменение структуры мотивации достижения целей под влиянием воздействия правовой нормы
- § 1.3. Комплексный характер хозяйственного права
- Краткая характеристика системы права и ее подсистем — отраслей права
- § 1.4. Принципы, методы и источники хозяйственного права
- Контрольные вопросы
- § 2.2. Предпринимательство и предпринимательское поведение
- § 2.2.1. Предприятие предпринимательского типа
- § 2.2.2. Предпринимательские реакции и маркетинг
- § 2.2.3. Мотивы и функции предпринимательского риска
- § 2.3. Организационно-правовые формы и особенности способа действия предприятий
- Т а б л и ц а 2.3. Особенности организационно-правового положения (способа действия) редприятий
- § 2.4. Новые формы предпринимательства без образования юридического лица
- § 2.4.1. Совместная предпринимательская деятельность в форме простого товарищества
- § 2.4.2. Правовые основы коммерческой концессии (франчайзинга)
- Контрольные вопросы
- Глава 3 вещные и обязательственные права в хозяйственных правоотношениях
- § 3.1. Право собственности и другие вещные права
- § 3.2. Обязательственное право в хозяйственных правоотношениях
- § 3.2.1. Исполнение обязательств
- § 3.2.2. Обеспечение исполнения обязательств
- § 3.2.3. Перемена лиц в обязательстве
- § 3.2.4. Ответственность за нарушение обязательств. Прекращение обязательств
- § 3.3. Сделка и договор как основа хозяйственных обязательств
- § 3.3.1. Сделки и представительство
- Последствия недействительности сделок.
- Разных сторон сделки
- § 3.3.2. Хозяйственный договор
- § 3.4. Доверительное управление имуществом
- Контрольные вопросы
- Глава 4 акционерное право. Правовое регулирование организации и деятельности акционерных обществ и объединений § 4.1. Особенности предмета и метода акционерного права
- § 4.2. Акционерное общество § 4.2.1. Правовое положение акционерного общества
- § 4.2.2. Создание, реорганизация и ликвидация акционерного общества
- С х е м а 4.2. Укрупненный алгоритм создания, реорганизации и ликвидации акционерного общества
- § 4.2.3. Уставный капитал и акции общества
- При размещении посредством подписки
- § 4.2.4. Дивидендная политика и выплата дивидендов
- § 4.2.5. Приобретение и выкуп обществом размещенных акций
- § 4.2.6. Заключение крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность
- § 4.2.7. Управление обществом
- § 4.3. Интеграция производства и концентрация капитала
- § 4.3.1. Закономерности способа действия акционерной компании
- § 4.3.2. Многоуровневые компании
- § 4.3.3. Интеграция промышленных и финансовых структур в финансово-промышленные группы
- § 4.4. Особенности правового положения и перспективы создания и развития народных предприятий
- § 4.4.1. Создание народного предприятия и формирование его уставного капитала
- § 4.4.2. Модель распределения акционерной собственности народного предприятия
- § 4.4.3. Уставный капитал и акции народного предприятия
- § 4.4.4. Управление народным предприятием
- Факторы, определяющие корпоративные нормы, устанавливаемые уставом нп на основе Федерального закона
- § 4.4.5. Факторы, определяющие целесообразность и возможности создания народных предприятий
- § 4.4.6. Усиление мотивов высококачественного производительного труда и мотивов хозяйствования
- Контрольные вопросы
- Глава 5 правовое регулирование внутрифирменной деятельности § 5.1. Понятие и основные положения корпоративного права
- § 5.2. Корпоративные правовые нормы в уставе акционерного общества
- § 5.3. Построение системы управления предприятием на основе корпоративных правовых норм
- § 5.3.1. Организованная модель системы управления предприятием как объект корпоративного правового регулирования
- § 5.4. Целевые и программно-целевые подсистемы
- Т а б л и ц а 6.3. Характеристика целевых подсистем
- Состав специальных функций целевой подсистемы «Управление научно-техническим развитием производства и качеством продукции» в системе управления ао
- § 5.5. Функциональные подсистемы. Дерево функций управления
- Типичный состав конкретных функций управления компанией среднего масштаба
- § 5.6. Разработка оргпроекта системы управления предприятием
- Задачи анализа и синтеза пар категорий управления при проектировании системы управления
- Распределение полномочий по подготовке, принятию и исполнению управленческих решений
- Контрольные вопросы
- Глава 6 правовое регулирование производственной деятельности
- § 6.1. Регулирование производственной деятельности посредством стандартизации
- Пример заполнения каталожного листа продукции каталожный лист продукции
- Основные характеристики по сортам
- Типовые примеры заполнения поля реквизита «Характеристика продукции» каталожного листа продукции п р и м е р 1. Клп на смазку внии нп-279
- Пожароопасность, группа по гост 12.1.004-91 ...................... IV п р и м е р 2. Клп на крупу овсяную
- § 6.2. Правовые основы и стратегия сертификации продукции
- Качеством продукции
- § 6.3. Правовые основы обеспечения единства измерений
- § 6.4. Организационная структура стандартизации, метрологии и сертификации
- Распределение цсм по регионам Российской Федерации
- 1. Тк стандартизации «Измерения и управление в промышленных процессах».
- 2. Тк стандартизации «Сертификация и управление качеством».
- 3. Тк стандартизации продукции текстильной и швейной промышленности (тк «Текстиль»).
- § 6.5. Правовые основы охраны окружающей среды
- § 6.5.1. Экономический механизм охраны окружающей среды
- § 6.5.2. Нормирование качества окружающей среды
- §6.5.3. Экологическая экспертиза и экологические требования
- § 6.5.4. Экологический контроль и управление охраной окружающей среды на предприятии
- Показатели оценки характеристик экологичности системы управления
- Показатели оценки характеристик экологичности производственной системы
- § 6.6. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления
- § 6.7. Правовые основы промышленной безопасности
- § 6.8. Лицензирование отдельных видов деятельности
- Контрольные вопросы
- Глава 7 правовое регулирование реализации товаров и торгового оборота производственных активов предприятия
- § 7.1. Купля-продажа § 7.1.1. Реакция предприятия на конъюнктуру рынка
- § 7.1.2. Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров
- § 7.1.3. Договор купли-продажи
- § 7.1.4. Договор мены
- § 7.1.5. Внешнеторговый договор купли-продажи
- 2. Условия «f»:
- 3. Условия «с»:
- 4. Условия «d»:
- § 7.2. Поставка товаров § 7.2.1. Договор поставки
- § 7.2.2. Поставка товаров для государственных нужд
- § 7.2.3. Типичные ошибки в договорах поставки*
- § 7.3. Торговый оборот производственных активов предприятия § 7.3.1. Предприятие как объект права
- § 7.3.2. Купля-продажа недвижимости
- § 7.3.3. Продажа предприятия (имущественного комплекса)
- § 7.4. Правовые основы биржевой торговли
- § 7.5. Правовое регулирование отношений в области рекламы
- § 7.5.1. Законодательство о рекламе. Федеральный закон «о рекламе»
- § 7.5.2. Практика разрешения споров, возникающих в связи с применением законодательства о рекламе
- 1. Антимонопольный орган вправе применить ответственность в виде штрафа за каждый факт неисполнения своего предписания или решения об осуществлении контррекламы.
- 2. Антимонопольный орган'вправе направить рекламе-распространителю предписание о прекращении рекламы лицензируемой деятельности без указания номера лицензии и органа, ее выдавшего.
- 3. При распространении рекламы товара без пометки об обязательной сертификации меры административного воздействия применяются к рекламодателю, кроме случаев отсутствия его вины в этом нарушении.
- 4. Вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.
- 5. Ненадлежащая реклама товаров может затрагивать деловую репутацию лица, известного на территории распространения рекламы в связи с этим товаром.
- Контрольные вопросы
- Глава 8 правовое регулирование научно-технического развития производства
- § 8.1. Государственная научно-техническая политика и правовое регулирование отношений в области научной и научно-технической деятельности
- § 8.1.1. Научные работники и научные организации
- § 8.1.2. Организация и принципы регулирования научной (научно-технической) деятельности
- § 8.1.3. Формирование и реализация государственной научно-технической политики
- § 8.2. Конкурентность и кооперативность поведения разработчиков научно-технических нововведений
- § 8.2.1. Выбор предпочтительных мотивов в различных ситуациях
- Ранжирование предпочтительности мотивов разработчиков новшеств в различных ситуациях выполнения разработки (версия)
- § 8.2.2. Мотивы кооперации в условиях конкуренции
- § 8.3. Интеграция научно-технического и производственного потенциалов
- С х е м а 8.3. Типизация производствено-хозяиственных структур
- § 8.4. Договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
- § 8.5. Патентование и лицензирование объектов промышленной собственности
- Контрольные вопросы
- Глава 9 правовые и экономические основы инвестиционной деятельности § 9.1. Понятие капитала и инвестиций
- § 9.2. Механизмы инвестирования в развитие производства
- § 9.2.1. Системные задачи технического развития производства
- § 9.2.2. Приоритетность задач технического развития при различных предпринимательских реакциях
- Оценка особенностей технического развития производства в различных стартовых условиях
- § 9.2.3. Дифференциация инвестиционных механизмов по уровням научно-технического развития производства и радикальности нововведений
- § 9.3. Правовые основы инвестиционной деятельности
- § 9.4. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- Контрольные вопросы
- Глава 10 экономико-правовое регулирование производственно-хозяйственной деятельности
- § 10.1. Заемные и кредитные отношения
- § 10.1.1. Договор займа
- § 10.1.2. Кредитный договор
- § 10.1.3. Факторинг
- § 10.2. Вексельное обращение
- § 10.3. Правовые и организационно - экономические особенности лизинга § 10.3.1. Основные понятия, предмет и субъекты лизинга
- § 10.3.2. Формы, типы и виды лизинга
- § 10.3.3. Лизинговая сделка и ее правовые основы
- § 10.3.4. Экономические основы лизинга
- § 10.3.5. Международный лизинг
- § 10.3.6. Государственная поддержка лизинговой деятельности
- § 10.4. Складское свидетельство
- § 10.5. Регулирование имущественного страхования
- § 10.5.1. Правовой институт имущественного страхования
- § 10.5.2. Организация страхового дела
- Контрольные вопросы
- Глава 11 правовые основы предупреждения несостоятельности процедуры банкротства § 11.1. Признаки несостоятельности (банкротства)
- § 11.2. Участники дела о банкротстве
- Функции, выполняемые Федеральной службой России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению
- § 11.3. Причины банкротства и способы его предупреждения
- § 11.3.1. Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства*
- § 11.3.2. Формирование рациональной структуры ассортимента
- § 11.3.3. Роль социального и организационного потенциала предприятия в его оздоровлении
- Оценка синергизма
- § 11.3.4. Оптимизация рыночной стратегии и выбор конкурентных позиций на рынке
- Конкурентный статус фирмы
- Выбор позиции в конкуренции
- Оценка изменений в прогнозируемом росте стратегической зоны хозяйствования
- Оценка изменений рентабельности стратегических зон хозяйствования
- Перечень внешних опасностей и возможностей. Сила воздействия факторов (пример)
- Политика улучшения структуры предпринимательской деятельности компании
- § 11.4. Рассмотрение дел о банкротстве в арбитражном суде
- Порядок возбуждения и рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном суде
- § 11.5. Процедуры банкротства
- § 11.5.1. Наблюдение
- § 11.5.2. Внешнее управление
- § 11.5.3. Конкурсное производство
- § 11.5.4. Мировое соглашение
- Контрольные вопросы
- Глава 12 правовые меры поддержки конкуренции и ограничения монополистической деятельности
- § 12.1. Механизм конкуренции
- § 12.2. Конкурентоспособность и инновационная активность § 12.2.1. Взаимозаменяемость количества и качества продукции в удовлетворении потребностей
- Р и с. 12.5. Гипербола эквивалентного объема удовлетворяемых потребностей
- § 12.2.2. Конкурентоспособность товара
- § 12.2.3. Влияние нновационной активности на конкурентоспособность
- § 12.3. Ограничение монополистической деятельности § 12.3.1. Определение доминирующего положения предприятия на товарном рынке
- § 12.3.2. Ограничение монополистической деятельности законодательством
- § 12.3.3. Формы недобросовестной конкуренции
- § 12.3.4. Антимонопольные органы и их деятельность
- § 12.3.5. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- § 12.4. Конкурентная среда на товарных рынках и государственное регулирование их структуры
- § 12.4.1. Продуктовые границы товарного рынка
- Примерный перечень показателей, необходимых для определения изучаемого товара
- § 12.4.2. Состав продавцов и покупателей. Географические границы рынка
- § 12.4.3. Определение объема товарных ресурсов рынка и доли хозяйствующего субъекта на рынке
- § 12.4.4. Структура товарного рынка
- § 12.4.5. Государственное регулирование структуры товарных рынков
- Сводная таблица оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке
- § 12.4.6. Открытость рынка для межрегиональной и международной торговли
- § 12.4.7. Рыночный потенциал хозяйствующего субъекта
- § 12.5. Защита конкуренции на рынке финансовых услуг
- § 12.5.1. Доминирующее положение финансовой организации
- § 12.5.2. Правовые меры преодоления ограничений в конкуренции и недобросовестной конкуренции
- § 12.5.3. Государственный контроль за концентрацией капитала на рынке финансовых услуг
- Контрольные вопросы
- Глава 13 правовые основы налоговой системы
- § 13.1. Налог как экономическая и правовая категория § 13.1.1. Юридические признаки налога. Налоги и сборы
- § 13.1.2. Функции налогообложения
- § 13.1.3. Налоговое бремя (налоговый гнет)
- § 13.1.4. Экономические принципы налогообложения
- 2. Принцип равенства налогообложения:
- § 13.1.5. Прямые и косвенные налоги
- § 13.2. Законодательство о налогах и сборах
- Налоговым кодексом рф
- § 13.3. Правовая база налоговой системы
- § 13.3.1. Общая характеристика системы налогов и сборов
- I. Федеральные налоги и сборы:
- II. Региональные налоги и сборы:
- III. Местные налоги и сборы:
- § 13.3.2. Налогоплательщики и другие участники налоговых правоотношений
- § 13.3.3. Объекты налогообложения
- § 13.3.4. Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов
- § 13.3.5. Изменение сроков уплаты налогов
- § 13.3.6. Налоговая декларация и налоговый контроль
- Контрольные вопросы
- Литература
- Об авторе:
- Содержание