logo search
Kudryavtsev_V_N_Korobeynikov_B_V_i_dr_Kurs_sovetskoy_kriminolog

§ 1. Криминологическая характеристика должностных

и хозяйственных преступлений, совершаемых с использованием служебного положения

Круг должностных и хозяйственных преступлений обширен. Е уголовных кодексах насчитывается свыше 30 составов данных преступлений. МнОГИе ИЗ НИХ, Объединяемые общНОСТЬЮ ОбъеКТОВ ПО'

156

сягательств, вместе с тем отличаются существенными различиями криминологической характеристики. В настоящей главе рассматриваются криминологические аспекты борьбы не со всеми должностными и хозяйственными преступлениями, а лишь с теми из них, которые совершаются с использованием служебных полномочий.

Помимо уже рассмотренных хищений социалистического имущества, должностными лицами в сфере хозяйственной и управленческой деятельности совершаются и иные преступления. К ним относятся прежде всего преступления, предусмотренные статьями главы о должностных преступлениях уголовных кодексов. Речь идет о злоупотреблении властью или служебным положением (ст. 170 УК РСФСР)1, превышении власти или служебных полномочий (ст. 171), халатности (ст.172), получении взяток (ст. 173), должностном подлоге (ст. 175), а также о таких из числа хозяйственных преступлений, как выпуск недоброкачественной, нестандартной или некомплектной продукции (ст. 152), приписки или иные искажения отчетности о выполнении государственных планов (ст. 152 ). В категорию рассматриваемых преступлений входят также совершаемые должностными лицами деяния, связанные с нарушением специальных норм и правил (охраны труда, производства строительных работ и др.).

По данным выборочных исследований, проведенных в последние годы в отдельных регионах страны, доля указанных преступлений в общей преступности составляет в среднем около 2% с незначительными колебаниями в ту или другую сторону. Несмотря на незначительный удельный вес их в общей преступности, исключительная социальная значимость объектов, на которые они посягают, характер и тяжесть вреда, причиняемого народному хозяйству страны и нормальной деятельности государственного аппарата, делают их своевременное предупреждение задачей первостепенной важности. По уголовно-правовой характеристике названные преступления существенно различаются между собой: одни из них совершаются умышленно, другие — по неосторожности; часть из указанных составов является корыстными, остальные совершаются из иных соображений; объектом посягательства одних является правильная, отвечающая интересам коммунистического строительства работа государственного аппарата, других — нормальное ведение хозяйства. Степень их общественной опасности также различна. Однако с точки зрения криминологии они представляют собой однородную группу деяний, единую по своей природе и порождаемую одними и теми же причинами.

Характерными криминологическими особенностями этой группы преступлений являются:

совершение их специальным субъектом — должностным лицом;

 

связь противоправного поведения должностных лиц с исполнением ими организационно-хозяйственных и административно-распорядительных функций;

нарушение в процессе преступной деятельности нормативных

157

предписаний государства или его органов, регламентирующих права и обязанности должностных лиц.

Названные преступления обычно тесно взаимосвязаны. Так, выпуск недоброкачественной продукции не только образует самостоятельное преступление соответствующего должностного лица, но нередко преступное невыполнение им планов и заданий по поставкам продукции, а затем и совершение приписок и других искажений отчетности.

Структура преступлений, совершаемых с использованием служебного положения, по данным выборочных исследований, характеризуется преобладанием в общей их совокупности преступной халатности. Этот состав в общей массе преступлений рассматриваемой категории составляет почти половину — от 44 до 48%. Вторым по распространенности является злоупотребление должностных лиц властью или служебным положением. Доля этих преступлений в отдельных регионах колеблется от 20 до 28%. Такое преступление, как получение должностным лицом взятки, составляет примерно седьмую часть всех преступлений, совершаемых с использованием служебного положения.

Наименьшую долю в общей совокупности рассматриваемых преступлений составляют по убывающей степени распространенности: превышение власти или служебных полномочий, должностной подлог, выпуск недоброкачественной, нестандартной или некомплектной продукции. В общей массе рассматриваемых преступлений, совершаемых с использованием служебного положения, они составляют в среднем немногим более 10%.

Особое место занимают приписки и искажения отчетности. Этот способ очковтирательства распространен в различных отраслях промышленности. В одних случаях приписки связаны с хищениями, в других — эти действия совершаются по иным мотивам (скажем, ради приукрашивания действительности), — т.е. они носят иногда открыто корыстный характер, а иногда как бы смешанный, где корысть просматривается наряду с иными мотивами. Следует при этом подчеркнуть, что небольшое количество дел данной категории не отражает действительной картины распространенности приписок разного рода, что свидетельствует о значительной общественной опасности и вредности этого явления для народного хозяйства.

Выборочные данные о распределении преступлений, совершаемых с использованием служебного положения, в отдельных отраслях народного хозяйства свидетельствуют о том, что на протяжении последних лет эти преступления преобладают в таких сферах хозяйственной деятельности, как торговля и потребительская кооперация, где они составляют третью часть всех преступлений данного рода. Эти преступления занимают шестую часть всех преступлений, совершаемых с использованием служебного положения в сфере сельскохозяйственного производства. В различных отраслях промышленности совершается примерно восьмая часть всех престу-

158

плении данной категории, в строительстве — шестнадцатая часть, примерно столько же — на транспорте.

Рассматривая распределение отдельных видов анализируемых преступлений по отраслям хозяйства, можно констатировать, что самое распространенное из них — халатность чаще всего совершается в торговле и потребительской кооперации. В этих отраслях хозяйственной деятельности совершается, по данным выборочных исследований, от 50 до 60% таких преступлений2. Примерно четвертая часть — в промышленности, немногим менее четверти — в сельском хозяйстве.

Приписки и иные искажения отчетности о выполнении государственных планов имеют наибольшую распространенность в двух сферах народнохозяйственной деятельности: сельском хозяйстве и строительстве. Примерно каждое третье преступление, предусмотренное ст. 152 УК, совершается в сельском хозяйстве, а также в строительстве.

По данным выборочных криминологических исследований, получение взяток наиболее распространено среди должностных лиц административного аппарата (примерно третья часть всех взяткополучателей), а также среди должностных лиц сфер торговли и бытового обслуживания (более одной четверти).

Большинство преступлений, совершаемых с использованием служебного положения (около 60%), происходит в городской местности.

В криминологической характеристике этих преступлений существенное значение приобретают мотивы, которыми руководствовались должностные лица при совершении рассматриваемых преступлений.

Анализ мотивов преступлений, совершаемых с использованием служебного положения, показывает, что они связаны с двумя видами побуждений: корыстью и иной личной заинтересованностью.

По данным выборочных исследований, в преступлениях, совершенных должностными лицами с использованием служебного положения, корыстные мотивы преобладают (более 60%). Они заключаются в стремлении виновного лица получить выгоды материального порядка (незаконное использование государственного или общественного имущества, временное позаимствование материальных или денежных средств организации или предприятия, уклонение от возмещения причиненного ущерба, незаконное получение премии, квартиры, дефицитных предметов потребления и благ и т.д. ). Корыстные мотивы характерны и для получения взяток. Часто из корыстных побуждений совершаются злоупотребления по службе, должностные подлоги. Реже корыстные побуждения являются мотивами таких преступлений, как превышение власти или служебных полномочий, выпуск недоброкачественной продукции, приписки и иные искажения отчетности о выполнении государственных планов (без совокупности с хищениями).

Личная заинтересованность должностных лиц наблюдается в

159

I!

случаях совершения должностными лицами преступных деяний из соображений ложно понятых интересов предприятия, учреждения, карьеризма, тщеславия (стремление приукрасить результаты деятельности руководимых ими предприятий, создать видимость благополучия в работе, показ своих якобы высоких организаторских способностей и т. п.)- Наличие иной личной заинтересованности, как правило, характерно для совершения таких преступлений, как: превышение власти и служебных полномочий, приписки и иные искажения отчетности о выполнении государственных планов, выпуск недоброкачественной продукции. Так, например, по данным изучения уголовных дел о приписках, в 78,5% случаев мотивами противоправного поведения были карьеристские соображения, ложно понимаемые интересы производства и т. п.

Для криминологической характеристики преступлений, совершаемых с использованием служебного положения, важное значение имеют последствия этих преступных деяний. Криминологические исследования показывают, что последствия этих преступлений могут быть разделены на три вида: 1) материальный ущерб; 2) нарушения нормальной деятельности органов управления; 3) моральный вред.

Материальный ущерб, причиняемый государственным или общественным организациям, — наиболее распространенное последствие преступлений, совершаемых должностными лицами с использованием служебного положения. Как правило, он выражается в прямом уменьшении социалистических фондов (незаконное начисление зарплаты, премий, необоснованное списание различных товарно-материальных ценностей, недостача их, приведение имущества в негодное состояние и т. п.); в недополучении государством материальных ценностей, которые обязательно должны были поступить в фонды государственных или общественных организаций при условии добросовестного исполнения своих функций должностным лицом; незаконном использовании средств или материалов не по назначению; во временном изъятии из оборота государственных или общественных средств; получении лично или предоставлении без законных оснований другим гражданам различного рода выгод имущественного характера (получение или выдача путевок, получение или предоставление земельных участков, жилплощади) и т. п.

Конкретные виды имущественного ущерба, наступающего вследствие преступлений, совершаемых с использованием служебного положения, могут быть проиллюстрированы на примере последствий преступной халатности. По изученным уголовным делам о халатности в сфере хозяйственной деятельности материальный ущерб, причиняемый отдельным хозяйством, характеризовался следующим образом: 1) порча различного рода материальных ценностей— 22,9%; 2) образование крупных недостач материальных ценностей — 25,7%; 3) падеж скота — 48,6%; 4) выплата штра-

160

фов вследствие сверхнормативного простоя железнодорожных вагонов — 2,8%.

Для криминологической характеристики преступлений рассматриваемой категории важное значение имеет продолжительность преступной деятельности. По данным изучения уголовных дел о преступной халатности 2/3 преступлений продолжалось свыше 6 месяцев, почти пятая часть — свыше одного года. И только совсем незначительная часть этих деяний была совершена в течение периода, не превышающего полугодовой срок.

Приписки и иные искажения отчетности о выполнении государственных планов, как правило, совершаются систематически, порой продолжительное время. Так, по данным изучения уголовных дел о приписках, в течение года преступные искажения отчетности допускались в 26,4% случаев, от одного года до 2 лет — в 18,9%, от 2 до 3 — в 17,0% случаев.

Все это свидетельствует как об общественной опасности указанных преступных проявлений, так и о наличии такой обстановки на предприятиях, которая благоприятствовала совершению преступлений, ибо за столь продолжительный период времени при надлежащей постановке текущего и финансового контроля факты преступных нарушений государственной дисциплины, ненадлежащего ведения хозяйства были бы вскрыты либо вышестоящими должностными лицами, либо контролирующими органами. По данным А. Кирпичникова, проводившего исследование взяточничества, совершаемого, в основном, в системе торговли и общественного питания, более трети осужденных взяткополучателей совершали преступление свыше одного года, а каждый восьмой — свыше трех лет. При этом более 85% осужденных за получение взяток совершили преступление в среднем каждый более 20 раз, прежде чем были разоблачены3.

Для лиц, совершивших преступления с использованием служебного положения, характерен более высокий по сравнению с многими другими категориями преступников возраст. При совершении этих преступлений наибольшая «активность» наблюдается среди должностных лиц в возрасте от 30 до 49 лет. Преобладание лиц этого возраста в структуре должностных преступников объясняется общей демографической характеристикой работающих в сфере управления. На должности, связанные с осуществлением функций по руководству хозяйственной и иной деятельностью, как правило, назначаются лица, имеющие определенный трудовой стаж, жизненный опыт, общеобразовательную и специальную профессиональную подготовку.

Лиц молодого возраста (от 18 до 30 лет) среди совершивших преступления с использованием служебного положения, по данным выборочных исследований, было менее 25%. Если же рассматривать соотношение возрастных групп среди совершивших отдельные виды рассматриваемых преступлений, обращает на себя внимание то, что среди осужденных за получение взяток моложе 30 лет бы-

6 Криминология

161

ло всего немногим более 9%, среди осужденных за приписки и иные искажения отчетности— 12%. Что же касается лиц этого возраста среди осужденных за халатность, доля их значительно выше и составляет почти третью часть.

По данным выборочных исследований, среди должностных лиц, совершивших рассматриваемые преступления, свыше 70% имели среднее, среднее специальное и высшее образование.

Ранее судимых среди осужденных за злоупотребления служебным положением, по данным выборочного исследования, оказалось 2,5%, среди осужденных за получение взяток — около 3%4, за приписки— 1,2%, за халатность в сфере хозяйственной деятельности— 12%, причем подавляющее большинство из них ранее были судимыми за совершение корыстных преступлений. Среди осужденных за выпуск недоброкачественной продукции, уголовные дела которых были изучены, ранее судимых не оказалось.

Для криминологической характеристики лиц, совершивших преступления с использованием должностного положения, существенное значение имеет характер их трудовой деятельности.

Примерно 90% лиц этой категории — представители среднего и низшего управленческого звена. Среди них первое место занимают работники, имеющие непосредственный доступ к материальным ценностям и несущие материальную ответственность за вверенное имущество (заведующие складами, базами, отделами предприятий, начальники цехов, старшие продавцы, старшие чабаны и т. п.). Распространенной категорией должностных лиц, совершающих эти преступления, являются старшие товароведы, агрономы, старшие, главные зоотехники (зоотехники), главные ветврачи (ветврачи), а также счетные работники, несущие ответственность за постановку учета и отчетности (работники бухгалтерского аппарата), работники, осуществляющие функции контроля за движением и расходованием социалистического имущества (ревизоры, инвентаризаторы).

Руководители предприятий (по данным выборочных криминологических исследований) в числе совершивших рассматриваемые преступления составляют примерно 10%. В подавляющем большинстве — это лица, совершившие приписки и иные искажения отчетности, допустившие выпуск недоброкачественной продукции, взяткополучатели, а также должностные лица, совершившие злоупотребления по службе либо допустившие халатность.

Выборочные исследования показывают, как это ни парадоксально, что для многих должностных лиц, совершающих рассматриваемые преступления, характерно отсутствие необходимой специальной подготовки для осуществления управленческой деятельности.

Профессиональная неподготовленность зачастую сочеталась с отсутствием опыта работы. Большинство осужденных должностных лиц (свыше 70%) имели общий стаж работы свыше 10 лет,

162

но значительное число из них имели небольшой опыт по продол-жительности работы на том участке хозяйственной деятельности, где они совершили преступления: стаж до 3 лет имели 58 ^ осужденных; от 3 до 5 лет—13%; от 5 до 10 лет — 21%; свыше 10 лет-8%.