logo search
Gosy_vse_otvety

41. Формирование и утверждение государственного бюджета рф.

Государственный бюджет – основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим законодательным органом государственной власти. Государственный бюджет – баланс доходов и расходов: а)центрального правительства (Федерального правительства); б) расширенного правительства (правительство федерации и субъектов). Государственный бюджет утверждается законодательным органом власти. В РФ это федеральное собрание и две его палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. В современном обществе государственный бюджет играет существенную экономическую, социальную и политическую роль, является инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:1) Федеральный бюджет; 2) бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты); 3) бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты); 4) бюджеты государственных внебюджетных фондов. Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Основные функции государственного бюджета:

1) перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта (ВВП);

2) государственное регулирование и стимулирование экономики;

3) контроль за образованием и использованием центрального фонда денежных средств.

Сегодня в России механизм государственного бюджета направлен на финансирование структурной перестройки экономики; наращивание модернизации и научно-технического потенциала; ускорение социального развития и социальной защищенности населения. Через расходы и налоги государственный бюджет РФ выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации. Основные источники доходов государственного бюджета:

I. Налоговые доходы: 1) федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;

2) таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

3) государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Неналоговые доходы:

1) доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности (сдача в аренду, дивиденды);

2) доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; 3) доходы от реализации государственных запасов; 4) доходы от продажи земли и нематериальных активов; 5) поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников; 6) административные платежи и сборы; 7) штрафные санкции, возмещение ущерба; 8) доходы от внешнеэкономической деятельности

На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ], в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации - на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:

1. В зависимости от механизма поступления доходов в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие.

2) По социально - экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц;

3) В зависимости от конкретных объектов обложения - взимаемые с имущества или дохода;

4) По признаку источников уплаты - налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);

5) По конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.).

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину. Бюджетные расходы подразделяются:

По целям: 1) расходы на политические цели; 2) расходы на экономические цели (содержание государственного сектора, субсидии частному сектору, развитие инфраструктуры); 3) социальные цели (развитие здравоохранения, образования, человеческий капитал); 4) на развитие (освоение космоса, экологические программы).

По макроэкономическим целям:

1) расходы на государственные закупки товаров и услуг; 2) трансферты – выплата пенсий, пособий; 3) процентные расходы – текущие выплаты по государственному долгу.

Государственные внебюджетные фонды. Особый статус имеют государственные внебюджетные фонды. Являясь частью государственного бюджета, они образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации и предназначены для осуществления важнейших конституционных прав граждан. В России действуют следующие государственные внебюджетные фонды:1)Пенсионный фонд Российской Федерации; 2) Фонд социального страхования Российской Федерации; 3)Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Правительство РФ начинает работу над проектом федерального бюджета не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Проект бюджета опирается на основные направления бюджетно-налоговой политики, бюджетное послание президента РФ, прогноз социально-экономического развития страны, план развития государственного сектора. В советское время составление проекта бюджета начиналось с перечня расходов, сейчас же начинается с расчета возможных доходов, а под них – расходы. Правительство РФ определяет порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета.

Для разработки проекта бюджета финансовым органам необходимы: а)данные о предполагаемых изменениях в налоговом законодательстве; 2) распределение налоговых доходов на собственные и регулирующие ( собственные закреплены за уровнем бюджетной системы на постоянной основе); 3) предполагаемый объем финансовой помощи бюджетам субъектов других уровней; 4) нормативы затрат на предоставление бюджетных услуг (минимально возможная сумма); 5) нормативы минимальной бюджетной обеспеченности

На первом этапе формирования федерального бюджета осуществляется выбор Правительством Российской Федерации плана прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разработка федеральными органами проекта федерального бюджета. Министерство экономического развития и торговли РФ организует и разрабатывает проект прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. Законодательной базой для составления прогноза бюджета является ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития» от 20.07.1995 N 115-ФЗ. Закон выделяет 3 варианта прогнозов: 1) долгосрочный (более 10 лет); 2) среднесрочный (3-5 лет); 3) краткосрочный (текущий) – составляется на предстоящий финансовый год и на его основе разрабатывается проект федерального бюджета.

Процедура прогнозирования носит интерактивный характер и включает 5 этапов:

1 этап: Министерство экономического развития РФ (МЭР РФ) при участии других органов исполнительной власти разрабатывает сценарные условия развития экономики на предстоящий период (условий может быть несколько): а) оптимистический – предполагает, что национальная экономика в предстоящий период не столкнется с экзогенными шоками (не будет внешних факторов, которые помешают реализовать принятые меры);б) пессимистический – предполагает, что произойдут какие-либо процессы, которые замедлят развитие экономики страны; в) наиболее вероятный – страна в целом выйдет на заданный уровень, но часть программ реализовать не удастся. Одновременно с подготовкой сценарных условий Минфин, МЭР РФ и ЦБ готовят свои предложения о внесении изменений в налоговое законодательство и приоритетах бюджетной политики. Завершается этап обсуждением предложенных сценариев на заседании кабинета министров.

2 этап: МЭР РФ доводит до органов исполнительной власти субъектов РФ одобренные сценарные условия. Опираясь на них, федеральные ведомства и службы готовят свои предложения с участием отраслевых сообществ и вносят предложения об объемах финансирования целевых региональных программ. МЭР РФ обобщает предложения.

3 Этап. Обобщенные данные предоставляются в Минфин: а) уточненные данные прогноза социально-экономического развития; б) данные о программах, которые предлагается финансировать в будущем году. На основе этих данных Минфин составляет сводную бюджетную заявку.

4 Этап: Органы исполнительной власти и региональные органы, заказчики федеральных государственных целевых программ предоставляют МЭР РФ уточненные прогнозы развития их территорий. Уточнения делаются на основе одобренного Правительством сценария развития экономики, возможных вариантах ее стабилизации при наступлении макроэкономических шоков и, в зависимости от выделенных расходов федерального бюджета, определяют, какие целевые программы будут финансироваться.

5 Этап: МЭР РФ собирает данные субъектов, обобщает и представляет в кабинет министров проект сводного бюджетного баланса с разбивкой по субъектам, перечень федеральных целевых программ и объектов их финансирования, объектов закупок для федеральных нужд, проект плана развития госсектора экономики. На основании этих данных Правительство выбирает наиболее вероятный прогноз сценария развития экономики и утверждает следующие базовые показатели:

1) объем и темпы роста ВВП – исходя из них определяются доходы бюджета.

2) прогнозные темпы инфляции – наиболее сложный показатель, так как если прогноз не совпадает с фактическими данными, то расходы больше запланированной величины, следовательно, возникают кассовые разрывы в исполнении бюджета и текущий операционный дефицит.

3) объем инвестиций – как государственных, так и частных.

4) экспорт и импорт.

5) среднегодовой обменный расчетный курс рубля – определяется ЦБ по отношению к доллару и евро. Если рубль укрепляется, выгодно покупать импортное, следовательно, производство в стране сокращается и возникает безработица и наоборот.

6) основные параметры сводного финансового баланса – на основе этих данных Минфин разрабатывает проект федерального бюджета, а ЦБ – проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Одновременно с проектом бюджета Минфин разрабатывает:

1) перспективный финансовый план. Он составляется по укрупненным разделам бюджетной классификации. Текущий год – первый, остальные годы – уточняются. Сейчас принято 3-летнее финансовое планирование.

2) баланс финансовых ресурсов, необходимых для оценки степени сбалансированности бюджетных наметок. Составляется как для страны в целом, так и для субъектов. На его основе выделяются субъекты, нуждающиеся в дополнительном финансировании. Также рассчитывается общий размер ФФПР и выделяемых из него трансфертов.

3) план развития госсектора, приоритеты программы приватизации. Затем составляется список казенных и унитарных предприятий, по которым главные распорядители определят бюджетные задания и нормативы финансовых затрат на единицу государственных услуг.

4) долгосрочные федеральные программы. На этапе подготовки бюджета определяются приоритеты финансирования федеральных целевых программ.

К середине июля разработка проекта должна быть завершена. После этого этап – нулевое чтение. На нем кабинет министров проводит консультации с основными думскими фракциями, уточняя базовые бюджетные пропорции и приоритеты налоговой политики, политики бюджетных расходов, перечень федеральных целевых программ.

Одновременно с проектом бюджета представляются следующие документы и материалы:

1) основные направления бюджетной и налоговой политики (Минфин определяет ставку налога и распределение между федерацией и субъектами);

2) прогноз социально-экономического развития;

3) прогноз основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицита (профицита) бюджета) консолидированного бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

4) план развития госсектора; 5) расчеты по межбюджетным отношениям; 6) перечень и проекты ФЦП; 7) проект адресной инвестиционной программы; 8) проект программы приватизации; 9) международные соглашения, содержащие финансовые обязательства РФ на текущий год; 10) верхний предел государственного долга на конец очередного финансового года и конец каждого года планового периода;11) проект программы государственных внутренних заимствований на очередной финансовый год и плановый период; 12) проект программы государственных внешних заимствований на очередной финансовый год и плановый период; 13) проекты программ государственных гарантий на очередной финансовый год и плановый период; 14) проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов.

Банк России предоставляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежной политики. В этом документе Банк России на основе сценария разрабатывает: а) прогноз состояния платежного баланса страны (отражает все требования и обязательства перед другими странами);б) денежные программы – Банк России определяет, каким будет спрос на деньги, и из каких источников он будет формировать предложение денег; в) темпы инфляции и среднегодовой курс рубля; г) процентная политика и инструменты денежно-кредитной политики; д) меры по совершенствованию национальной банковской и платежной системы страны.

Вместе с проектом федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, о бюджетах государственных внебюджетных фондов, законопроектов об увеличении минимального размера пенсий и минимального размера оплаты труда, о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий, а также проектов законодательных актов об отмене правовых актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования.

Рассмотрение и утверждение государственного бюджета. Минфин представляет проект бюджета в Государственную Думу. Проект федерального бюджета и указанные выше документы, полученные Советом Государственной Думы, направляются в Бюджетный комитет для заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям бюджетного законодательства (если заключение отрицательное, необходимо переделать документы в 10 срок). На основании заключения Комитета Совет Думы решает вопрос о принятии проекта федерального закона "О федеральном бюджете" к рассмотрению в Государственной Думе. Все материалы передаются Президенту РФ, Совету Федерации, комитетам Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату на заключение. Если проект соответствует требованиям, то в ГД РФ начинаются бюджетные чтения. Нижняя палата рассматривает проект бюджета в 4 чтениях.

Первое чтение. В ходе первого чтения (длительность 21 день) депутаты обсуждают и утверждают/ не утверждают базовые бюджетные пропорции:

- общий размер доходов, расходов, дефицита и профицита бюджета;

- пределы государственных внешних и внутренних заимствований;

- прогноз социально-экономического развития страны, темпы экономического роста. Если фактические темпы выше, чем утвержденные, то дополнительный доход правительство может распределять без ведома депутатов;

- основные направления бюджетной и налоговой политики;

- принципы и расчеты по межбюджетным отношениям (какой субъект сколько денег из бюджета получит).

Если депутаты ставят под сомнение реальность прогноза или не принимают предложений Правительства по налоговой политике, они могут:

1) передать проект бюджета в Согласительную комиссию. Она будет формироваться из представителей ГД РФ, СФ РФ и Правительства. Основная цель ее работы – найти консенсус в течение недели; 2) вернуть проект бюджета в Правительство: Правительство обязано учесть пожелания депутатов, переработать весь комплект документов и представить в ГД РФ.

Если в первом чтении повторно отклоняется проект бюджета, то недоверие правительству и последующий его роспуск. Если депутаты принимают проект бюджета в первом чтении, то в последующих чтениях они не могут менять основные бюджетные показатели.

Второе чтение. Во втором чтение депутаты ГД рассматривают и утверждают расходы по разделам функциональной классификации расходов, а также размер ФФПР. Во время второго чтения депутаты принимают ФЗ «О бюджетах государственных внебюджетных фондов», «О повышении/ индексации минимального размера пенсии», «О повышении МРОТ», «О пересчете/ индексации государственных пенсий».Все поправки депутатов собирает и обобщает бюджетный комитет. Он готовит окончательный текст проекта бюджета к голосованию.

В первом чтении депутаты утверждают абсолютные показатели, во втором – сколько выделить на национальную безопасность, судебные нужды и т.д. Здесь депутаты решают, сколько выделить и сколько останется, на последующих этапах только более мелкое дробление сумм.

Если депутаты во втором чтении не утверждают проект бюджета или не поддерживают проект бюджетного комитета, то проект направляется в Согласительную комиссию. На этом этапе депутаты могут предложить к рассмотрению альтернативный вариант проекта бюджета.

Третье чтение. В третьем чтении депутаты рассматривают и утверждают расходы будущего бюджета по подразделам функциональной классификации бюджетных расходов, утверждают бюджетополучателей («лоббистский этап»), составляют смету доходов и расходов государственных предприятий, то есть депутаты решают какой субъект получит средства или какие государственные программы будут финансироваться. Депутаты подают свои предложения в Комитет по бюджету. Он проводит экспертизу предложений и согласует их с профильными комитетами. Если профильный комитет принимает предложения, то он решает, у кого эти средства лишние и можно изъять.

Если мнение Бюджетного комитета и профильного совпадают, то поправка считается согласованной и не выносится на голосование. Если нет, Бюджетный комитет смотрит, соответствует ли поправка принятым приоритетам бюджетной политики, готовит сводную таблицу поправок и они по отдельности выносятся на голосование (крайняя стадия – поименное голосование).Суммарная величина поправок не должна превышать количество поправок, принятых во втором чтении (если нет, то предается в Согласительный комитет и он дорабатывает).Принимается голосованием депутатов (если 2/3 «за»).

Четвертое чтение. Депутаты рассматривают бюджет в целом. И в целом выносят его на голосование. Утвержденный депутатами ФЗ «О бюджете» передается в Совет Федерации. Там он рассматривается в одном чтении. Если Совет Федерации отклоняет ФЗ «О бюджете», то он передается в Согласительную комиссию. И она выносит ФЗ «О бюджете» на голосование в ГД РФ.

Если депутаты ГД при повторном рассмотрении не согласны с мнением СФ, то ФЗ «О бюджете» считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 депутатов (квалифицированное большинство).После одобрения ФЗ в СФ, он предается на подпись Президенту. Если Президент отклоняет ФЗ, то он передается в Согласительную комиссию, куда включаются представители Президента. Если ФЗ не был принят и не вступил в силу с 1 января, то бюджетные ассигнования могут выделяться в объеме не более 1/!» расходов прошлого финансового года в расчете на месяц. Если по каким-то причинам прогноз сценария развития национальной экономики не оправдался, то в процессе исполнения бюджета депутаты обязаны внести изменения. Если национальная экономика развивается быстрее, правительство получает дополнительные доходы. Депутаты должны внести изменения, распределяя дополнительные доходы.

Характеристики федерального бюджета на 2012 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 58,683,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 6,0 процента (декабрь 2012 года к декабрю 2011 года):

1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 11 779 855 206,0 тысяч рублей;

2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 12 656 443 993,1 тысяч рублей;

3) верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2013 года в сумме 6 330 854 099,7 тысяч рублей;

4) верхний предел государственного внешнего долга РФ на 1 января 2013 года в сумме 48,4 млрд долларов США или 34,6 млрд. евро;

5) дефицит федерального бюджета в сумме 876 588 787,1 тысяч рублей.

Министр финансов РФ – Силуанов Антон Германович.