logo search
Договоры о труде в сфере действия трудового права / Krapivin_O_M__Vlasov_V_I_Kommentariy_k_zakonodatelstvu_ob

§ 2. Государственная политика в области охраны труда

Любое законодательство может быть достаточно эффективным, если первоначально будут четко определены цель, на достижение которой оно направлено, и стоящие перед обществом задачи, решение которых может обеспечить достижение этой цели.

Цель, стоящая перед законодательством в области охраны труда, известна. Она направлена на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности. Что же касается средств достижения такой цели, - решения определенных ею задач, то для этого необходим механизм, посредством которого будет проводиться в жизнь весь комплекс мероприятий по созданию условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников.

Для того, чтобы создать такой механизм, было необходимо выработать государственную политику (или хотя бы ее основные направления, как это предусмотрено ст. 210ТК РФ) действий в области охраны труда и уполномочить соответствующие государственные и иные органы реализовать эту политику. В указанной статье приводится 20 основных направлений государственной политики в области охраны труда работников:

- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

- принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

- государственное управление охраной труда (ст. 216ТК РФ);

- федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда (глава 57ТК РФ);

- государственная экспертиза условий труда (ст. 216.1ТК РФ);

- установления порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда (Федеральный законот 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда");

- содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда (ст. 370ТК РФ);

- профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

- расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 227-231ТК РФ);

- защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Федеральный законот 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний");

- установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 92,117,147,221,222ТК РФ);

- координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;

- распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

- участие государства в финансировании мероприятий по охране труда (ст. 226ТК РФ);

- подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации (ст. 225ТК РФ);

- организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

- обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

- международное сотрудничество в области охраны труда;

- проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей (ст. 221,223ТК РФ).

Статьей 210ТК РФ установлено, что реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

По нашему мнению, текст ст. 210ТК РФ - скорее декларация о намерениях государства проводить определенную политику в области охраны труда или просто никого ни к чему не обязывающий перечень действий, осуществляемых органами представительной и исполнительной власти. Для того чтобы успешно проводить государственную политику в области охраны труда, необходимо, по нашему мнению, наполнить ее определенным содержанием, - сформулировав цель (задачу) на достижение которой направлена эта политика, иначе она беспредметна. В чем же, конкретно, заключается цель проведения государственной политики в области охраны труда?

Ответ на этот вопрос мы находим в определении понятия "охрана труда": "охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности..." (ст. 209ТК РФ). Отсюда закономерно следует, что цель государственной политики в области охраны труда - обеспечение сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

Сформулировав цель проведения государственной политики в области охраны труда, мы получаем возможность обратиться к "основным направлениям государственной политики в области охраны труда", приведенным в ст. 210ТК РФ, но рассматривая их в качестве направлений деятельности органов государственного управления, - как представительных, так и исполнительных, - подчиненной достижению единой для них цели. Эта деятельность осуществляется в рамках государственного управления охраной труда в стране, - механизма реализации указанной политики. В свете изложенного, в ст. 210 ТК РФ, видимо, можно было изложить текст примерно в следующей редакции:

Государство осуществляет управление охраной труда путем проведения следующих мероприятий:

- нормативно-правового регулирования организации и проведения работы по охране труда - принимает и реализует федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральные целевые, ведомственные целевые и территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда;

- введения государственного надзора и контроля за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;

- введения государственной экспертизы условий труда;

- установления порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда;

- содействия общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда (в этом абзаце, видимо, следовало записать, что содействие оказывается не какому-то абстрактному общественному контролю, но профсоюзным органам работников, осуществляющим такой контроль).

Мы не будем перечислять приведенные далее по тексту комментируемой статьи виды деятельности органов государственного управления в области охраны труда, в этом нет необходимости. Отметим только, что редакция абзацев, в которой изложены некоторые из этих видов деятельности, нуждается, по нашему мнению, в уточнении.

Например. Не дело государства - профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников (абз. 9 ст. 210). Его задача заключается в другом - создать условия для проведения такой профилактики. Поэтому текст абз. 9 можно изложить в такой редакции: создание условий для профилактики несчастных случаев и повреждения здоровья работников.

Точно также не дело государства - расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (абз. 10 ст. 210). Его задача заключается в создании условий для такого расследования и учета.