logo
Договоры о труде в сфере действия трудового права / Krapivin_O_M__Vlasov_V_I_Kommentariy_k_zakonodatelstvu_ob

3. Реализация результатов наблюдения.

1. По результатам проведенных уполномоченными наблюдений службой охраны труда осуществляется прогнозирование возможных причин травм и путей улучшения состояния условий труда.

Примечание.По нашему мнению, на возможность несчастных случаев должен указать уполномоченный, упираясь на установленные им факты нарушения требований охраны труда. Что же касается "улучшения" состояния условий труда, то это обязанность администрации организации.

2. Мероприятия по устранению нарушений требований охраны труда, связанные с затратами финансовых средств и (или) требующие времени для приведения их в соответствие требованиям охраны труда, вносятся выборным профсоюзным органом в план мероприятий (соглашение) по улучшению условий и охраны труда в организации с указанием сроков, источников финансирования и ответственных лиц.

При этом важно, чтобы рекомендованные мероприятия включались в финансово-хозяйственный план организации на очередной год до его принятия.

Примечание.По нашему мнению, в текст данногопунктаследует внести коррективы. Во-первых, план и соглашение по улучшению условий труда - это не одно и то же. План утверждается работодателем (его представителем). Профком со своей стороны может внести свои предложения по плану. Учтет их работодатель (его представитель) или не учтет, - зависит от указанных лиц. Что же касается соглашения, то оно принимается обеими сторонами - работодателем (его представителем) и профкомом на основе консенсуса. Во-вторых, определение источников финансирования работ по совершенствованию условий и охраны труда относится к компетенции работодателя (его представителя). Профком интересует объем выделяемых работодателем (его представителем) средств с точки зрения, - достаточен ли он для выполнения указанных плана или соглашения.

3. Уполномоченный осуществляет контроль за своевременным выполнением мероприятий, включенных в годовой план по улучшению условий и охраны труда по конкретному подразделению.

4. Служба охраны труда, уполномоченный информируют работников подразделения о состоянии условий и охраны труда в подразделении и на рабочих местах, а также об устранении нарушений требований охраны труда, выявленных на рабочих местах в процессе наблюдений.

Информацию о принятых мерах по результатам наблюдений рекомендуется вывешивать на стенде "Охрана труда" или информационных стендах на участке, в подразделении, организации.

5. Результаты наблюдений могут быть использованы при разработке локальных нормативных актов организации, связанных с выплатой работникам стимулирующих надбавок в зависимости от уровня безопасности в подразделении и организации в целом.

Примечание.Во-первых, речь вп. 5, по нашему мнению, должна идти не о стимулирующих надбавках, а о компенсациях за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. К этим компенсациям относятся: выдача работникам молока или лечебно-профилактического питания, повышенная оплата труда, дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день. Образно говоря, компенсации устанавливаются за определенные в установленном порядке тяжесть, вредность и опасность труда, но не в зависимости от субъективно установленного уполномоченным уровня безопасности труда, тем более, что не дано определение этого понятия.

Во-вторых, в п. 5как бы между делом, мимоходом, затронут весьма важный для многочисленных работников не урегулированный полностью государством вопрос об установлении указанных компенсаций. Поэтому к вопросу об установлении дополнительных компенсаций, тем более отмене их, что может последовать при применении п. 5, следует относиться весьма осмотрительно.

В-третьих, в приведенном в п. 5случае речь может идти только о повышении уже установленных компенсаций или об установлении дополнительных компенсаций согласноч. 2 ст. 219ТК РФ.

Исполком ФНПР постановлениемот 25 июня 2014 г. N 3-5 "Об условиях труда и деятельности технической инспекции труда за отчетный период" отметил позитивные изменения в снижении количества несчастных случаев со смертельным исходом по сравнению с 2000 годом в 2,3 раза, а с 2012 годом - на 13 процентов.

Вместе с тем условия труда работников ухудшаются, наблюдается устойчивая динамика роста доли работников, занятых во вредных и опасных условиях труда во всех видах экономической деятельности. По данным Росстата удельный вес работников, занятых во вредных условиях труда, в период с 2007 по 2013 год вырос с 24,9 до 32,2 процента. Практически каждый третий работник трудится во вредных условиях труда (свыше 22 млн. чел.), около четверти этих работников составляют женщины.

Наибольшее количество занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам, работает под воздействием повышенного уровня шума, ультразвука и инфразвука (17,8%), на тяжелых работах (13,8%), работах, связанных с напряженностью трудового процесса (9,4%).

Почти 75% предприятий в России относятся к неблагоприятным по санитарно-эпидемиологическому состоянию.

Неудовлетворительные условия труда во многом обусловлены отсутствием целенаправленной промышленно-технологической политики. Поэтому производственно-технологическая база обновляется медленно, основные производственные фонды устаревают. По данным Росстата, уровень износа основных производственных фондов оценивается в 48 процентов, а по данным международных экономических организаций, как минимум 60-65 процентов. Наиболее высокий уровень износа основных производственных фондов характерен для электроэнергетики (более 55%), машиностроения (более 60%), агропромышленного комплекса и лесной промышленности (от 55 до 70%), транспорта и связи (около 60%) и т.д.

Обновление основных производственных фондов отстаёт от требуемых темпов ввода реконструируемых и новых производственных мощностей. Коэффициент обновления (4,8%) основных фондов в 1,5 раза ниже по сравнению с 1990 годом.

Неблагоприятные условия труда являются источником профессионального риска нарушения здоровья работников. На начало 2013 года в России зарегистрировано более 170 тыс. больных с впервые установленным диагнозом профзаболевания, причём 97 процентов из них приходится на хронические заболевания, влекущие за собой ограничения профессиональной пригодности и трудоспособности.

Из-за сокращения профилактической деятельности охват работников периодическими медицинскими осмотрами составляет около 25-30 процентов на крупных предприятиях и менее 1 процента - на предприятиях малого и среднего бизнеса. Зачастую медицинские осмотры осуществляются без участия необходимых для этого специалистов и проведения регламентированных исследований. Низкая квалификация врачей, участвующих в осмотрах, приводит к позднему выявлению профессиональных заболеваний. Так, в целом по стране ежегодно в ходе периодических медицинских осмотров выявляется менее 70 процентов профессиональных заболеваний, при этом обращаемость лиц по поводу установления связи заболевания с профессией составляет около 30 процентов.

Из-за отсутствия признания начальных форм профессиональных заболеваний со стороны Фонда социального страхования (далее - ФСС) происходит множество конфликтных ситуаций и затяжных судебных разбирательств.

Широко используемый оценочный инструмент по условиям труда, такой как аттестация рабочих мест, за многие годы её применения не дала нужного результата в части содействия улучшению условий труда, так как её итоговые данные часто не соответствовали фактическим.

В целях реализации прав членов профсоюзов на безопасные условия труда технической инспекцией труда профсоюзов в 2013 году было проведено свыше 97 тыс. проверок выполнения требований норм трудового законодательствав области охраны труда и иных нормативных правовых актов в этой области (форма 19-ТИприлагается). В ходе проверок ими выявлено более 337 тыс. нарушений требований норм и правил по охране труда. По результатам выявленных в ходе контрольной деятельности правонарушений работодателям выдано более 49 тыс. представлений и совместных предписаний.

Из общего числа проведенных проверок 19,5 тыс. составили тематические проверки по вопросам труда женщин и молодёжи (3,8 тыс.), обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (9,2 тыс.), гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда (3,9 тыс.), рабочего времени и времени отдыха (2,6 тыс.). По результатам проведенных тематических проверок выдано 9,7 тыс. представлений, предписаний.

Анализ деятельности инспекции труда за отчетный период времени показывает следующее.

По сравнению с 2012 годом количество проверок, проведенных непосредственно самой технической инспекцией труда, увеличилось на 9,4 процента, а количество выявленных нарушений - на 2,9 процента.

На 6,6 процента увеличилось рассмотрение личных обращений, заявлений и жалоб членов профсоюзов и на 17,4 процента - количество обращений в инспекцию труда о защите прав работников в судах в связи с нарушениями прав членов профсоюзов на безопасные и здоровые условия труда.

Вместе с тем на 15,7 процента снизилось количество требований к приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, на 4,1 процента - количество требований о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, и на 15,2 процента - количество исков, разрешённых в пользу работников.