logo
Договоры о труде в сфере действия трудового права / Krapivin_O_M__Vlasov_V_I_Kommentariy_k_zakonodatelstvu_ob

§ 4. Государственные нормативные требования охраны труда

Содержание и порядок утверждения государственных нормативных требований охраны труда раскрывается в ст. 211ТК РФ "Государственные нормативные требования охраны труда".

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности (ч. 1 ст. 211).

Таким образом, государственные нормативные требования охраны труда устанавливают правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Указанные требования устанавливаются:

- федеральными законами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации, действующими на территории всей страны;

- законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, действующими в пределах их территорий.

При применении положений ч. 1 ст. 211ТК РФ следует иметь в виду порядок разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, приведенный вст. 6ТК РФ.

Согласно указанной ч. 1 ст. 6к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Здесь же приводится исчерпывающий перечень отношений, которые регламентируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

- основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

- основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности);

- обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

- порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров (раздел IIIТК РФ);

- основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений (раздел IIТК РФ)

- порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров (главы 60и61ТК РФ);

- порядок осуществления государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (глава 57ТК РФ);

- порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 227-231ТК РФ);

- систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организация контроля качества проведения специальной оценки условий труда (Федеральный законот 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда",ст. 216.1ТК РФ);

- порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей (раздел ХIТК РФ,Федеральный законот 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний");

- виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения (глава 30ТК РФ);

Систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

- особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (раздел ХIIТК РФ).

Что касается органов государственной власти субъектов РФ, то они принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, только по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового нормативного акта РФ по этим вопросам закон или иной нормативный акт субъекта РФ приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ.

Если же закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ, содержащий нормы трудового права, противоречит ТКРФ или иным федеральным законам, либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный ТК РФ или иными федеральными законами, применяется ТК РФ или иной федеральный закон.

Согласно ч. 2 ст. 211государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Вернемся к тексту ст. 211 ТК РФ. В развитие положений ч. 1 ст. 211еечастью 3установлено, чтоПорядокразработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В развитие положений ч. 1 ст. 211, еечастью 3установлено, что порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в т.ч. стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Правительство Российской Федерации постановлениемот 27 декабря 2010 года N 1160 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда":

1. Утвердило Положениео разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (далее - Положение).

2. Признало утратившим силу ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда".

1) Положениеопределяет перечень нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, порядок их разработки, утверждения и изменения. В частности, к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса) (далее - акты, содержащие требования охраны труда).