§ 3. Организация проведения специальной оценки условий труда
1. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
2. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
3. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
4. Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Примечание.При проведении у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства, специальной оценки условий труда в состав комиссии включаются работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).
5. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.
6. Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.
6. Для целей настоящего Федерального законааналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
7. Особенности проведения специальной оценки условий труда на отдельных рабочих местах
1. При выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
2. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда.
3. В отношении аналогичных рабочих мест разрабатывается единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.
4. Специальная оценка условий труда на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами, где рабочей зоной считается оснащенная необходимыми средствами производства часть рабочего места, в которой один работник или несколько работников выполняют схожие работы или технологические операции, проводится путем предварительного определения типичных технологических операций, характеризующихся наличием одинаковых вредных и (или) опасных производственных факторов, и последующей оценки воздействия на работников этих факторов при выполнении таких работ или операций. Время выполнения каждой технологической операции определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, на основании локальных нормативных актов, путем опроса работников и их непосредственных руководителей, а также путем хронометрирования.
5. В случае выявления в ходе проведения специальной оценки условий труда хотя бы одного рабочего места, не соответствующего признакам аналогичности, установленным статьей 9настоящего Федерального закона, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, специальная оценка условий труда проводится на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.
8. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда
1. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:
1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона;
3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
2. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных в части первойнастоящего раздела случаев.
9. Результаты проведения специальной оценки условий труда
1. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:
1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным статьей 19настоящего Федерального закона требованиям;
2) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
3) карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
5) протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12настоящего Федерального закона (при наличии такого решения);
7) сводная ведомость специальной оценки условий труда;
8) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;
9) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.
2. Отчето проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.
3. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы, в отчете о проведении специальной оценки условий труда указываются сведения, предусмотренные пунктами 1,2и9 части 1 статьи 15настоящего Федерального закона.
4. Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
5. Работодатель с учетом требований законодательстваРоссийской Федерации о персональных данных изаконодательстваРоссийской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
10. Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
1. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Формаипорядокподачи указанной декларации регламентируютсяприказомМинтруда РФ от 7 февраля 2014 г. N 80н "О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда".
2. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
3. В случае, если в период действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.
4. Решение о прекращении действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о чем в срок не позднее чем в течение десяти календарных дней со дня наступления указанных в части 5настоящей статьи обстоятельств делается соответствующая запись в реестре деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
5. По истечении срока действия декларациисоответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных вчасти 5 статьи 11настоящего Федерального закона, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.
11. Рассмотрение разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда
1. Разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке.
2. Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.
Приложение N 2
Макет положения о службе охраны труда
_____________________________________
(наименование работодателя)
- Комментарий к законодательству об охране труда Введение
- Глава I. Общие положения законодательства об охране труда § 1. Основные понятия, используемые в законодательстве Российской Федерации об охране труда
- § 2. Государственная политика в области охраны труда
- § 3. Состав государственных органов, осуществляющих управление охраной труда, и исполняемые ими функции
- § 4. Государственные нормативные требования охраны труда
- § 5. Дисциплинарная ответственность работодателей и должностных лиц за нарушение государственных нормативных требований охраны труда
- Мероприятия по реформированию системы предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на рабочих местах с особыми условиями труда, гарантий и компенсаций
- Вопросы введения единого способа исследования условий труда на рабочих местах - специальной оценки условий труда
- Корректировка трудового законодательства
- Определение размера тарифов страховых взносов
- Пенсионные права работников на текущем этапе и в переходный период
- Перевод досрочного пенсионного обеспечения в систему Фонда социального страхования Российской Федерации
- § 2. Классификация вредных и (или) опасных производственных факторов
- § 3. Специальная оценка условий труда
- Глава III. Права работников и обязанности работодателей в области охраны труда § 1. Право работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда
- Компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
- § 2. Обязанности работника в области охраны труда
- § 3. Особенности охраны труда работников в возрасте до 18 лет
- § 4. Особенности охраны труда женщин
- § 5. Охрана труда инвалидов
- § 6. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
- Глава IV. Организация охраны труда в организации, у работодателя-индивидуального предпринимателя § 1. Служба охраны труда
- § 2. Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда организации
- § 3. Комитет (комиссия) по охране труда
- О Типовом положении о комитете (комиссии) по охране труда
- § 4. Кабинет охраны труда и уголок охраны труда в организации
- § 5. Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков
- § 6. Мероприятия по охране труда в коллективном договоре
- § 7. Общие требования к разработке и применению системы управления охраной труда в организации, у работодателя-индивидуального предпринимателя
- I. Национальные стандарты, содержащие требования к созданию и применению систем управления охраной труда
- II. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию система управления охраной труда
- I. Область применения
- III. Термины и определения
- IV. Основы систем управления охраной труда
- V. Организация разработки систем управления охраной труда
- VI. Разработка концепции (политики) охраны труда в организации
- VII Организация работ по обеспечению охраны труда
- VIII. Планирование, разработка и применение системы управления охраной труда
- I. Правовые акты, регламентирующие порядок расследования, регистрации и учета несчастных случаев на производстве
- II. Правовые акты, регламентирующие порядок расследования и учета профессиональных заболеваний
- IX. Оценка состояния охраны труда и эффективности функционирования системы управления охраной труда
- X. Совершенствование управления охраной труда
- III. Требования к разработке, применению, оценке и совершенствованию системы управления охраной труда на малом предприятии
- 1. Область применения
- 2. Нормативные ссылки
- 3. Термины и определения
- 4. Система управления охраной труда малого предприятия
- § 8. Санитарное состояние рабочей как фактор, определяющий состояние охраны труда в организации
- Обязанности работодателей по соблюдению санитарных правил
- Обязанности работодателей по обеспечению безопасности для здоровья человека (ст. 11Закона)
- Санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека
- Санитарно-эпидемиологические требования к потенциально опасным для человека химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции (ст. 14)
- Санитарно-эпидемиологические требования к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалами и изделиям и технологиям их производства (ст. 15)
- Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения (ст. 17)
- Санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению (ст. 19)
- Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления определеныст. 22
- Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта установленыст. 24
- Статьей 25определены санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда
- Статьей 27установлены санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека
- Производственный контроль (ст. 32Закона)
- 1. Область применения и общие положения
- 2. Порядок организации и проведения производственного контроля
- 3. Требования к программе (плану) производственного контроля
- 4. Особенности производственного контроля при осуществлении отдельных видов деятельности
- § 9. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессионального союза в организации
- 1) Подготовка к проведению наблюдений на рабочих местах.
- 2) Проведение наблюдений на рабочих местах.
- § 10. Систематизация правовых актов по охране труда. Положение об охране труда работников организации
- Глава V. Порядок разработки инструкций по охране труда для работников § 1. Порядок разработки и утверждения межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда
- § 2. Разработка и утверждение инструкций по охране труда для работников
- Глава VI. Компенсации работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда
- § 1. Сокращенное рабочее время и дополнительные отпуска для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
- § 2. Особенности организации оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
- § 3. Правила бесплатной выдачи работникам молока или лечебно-профилактического питания
- 1. Бесплатная выдача работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов.
- Нормы бесплатной выдачи равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока
- 2. Бесплатная выдача работникам, занятым на работах с особо вредными условиями труда, лечебно-профилактического питания.
- Глава VII. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты
- § 1. Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты
- § 2. Правила обеспечения работников специальными средствами индивидуальной защиты
- I. Приобретение сиз
- II. Предоставление работникам сиз.
- III. Порядок выдачи и применения сиз.
- IV. Права и обязанности работников.
- V. Порядок организации хранения сиз и ухода за ними.
- VI. Заключительные положения.
- Глава VIII. Обучение работников в области охраны труда
- § 1. Общие для руководителей, специалистов и работников рабочих профессий правила проведения инструктажа по охране труда
- § 2. Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и проверка теоретических знаний и практических навыков безопасной работы рабочих
- § 3 Обучение по охране труда руководителей и специалистов
- § 4. Проверка знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организаций
- Глава IX. Расследование и учет несчастных случаев на производстве
- Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету
- Обязанности работодателя при несчастном случае
- Порядок извещения о несчастных случаях
- Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев
- Сроки расследования несчастных случаев
- Порядок проведения расследования несчастных случаев
- Часть 9 ст. 229.2тк рф утратила силу -Федеральный законот 18 июня 2011 г. N 242-фз.
- Проведение расследования несчастных случаев государственным инспектором труда
- Порядок оформления материалов расследования несчастных случаев
- Порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве
- Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев
- Медицинские заключения о состоянии здоровья лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве
- Глава X. Расследование и учет профессиональных заболеваний
- § 1. Установление диагноза профессионального заболевания
- § 2. Порядок расследования профессиональных заболеваний
- Порядок установления наличия профессионального заболевания
- Порядок расследования обстоятельств и причин возникновения профессионального заболевания
- § 3. Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- I. Общие положения
- II. Освидетельствование пострадавших
- III. Переосвидетельствование пострадавших
- IV. Обжалование решения учреждения медико-социальной экспертизы
- § 4. Порядок оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях
- Глава XI. Обязательные медицинские осмотры работников § 1. Правовая регламентация порядка обязательных медицинских осмотров работников
- § 2. Порядок проведения обязательных медицинских осмотров работников
- § 3. О порядке получения справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну
- Перечень медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну
- Порядок получения справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну
- Глава XII. Право профсоюзов на контроль за соблюдением законодательства об охране труда
- II. Полномочия технической инспекции труда.
- III. Полномочия профессиональной правовой инспекции труда
- IV. Права и обязанности уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза
- Назначение и порядок организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза
- 1. Подготовка к проведению наблюдений на рабочих местах.
- 2. Проведение наблюдений на рабочих местах.
- 3. Реализация результатов наблюдения.
- Глава XIII. Зарубежный опыт по охране труда
- § 1. Общие положения
- § 2. Специальная оценка условий труда
- § 3. Организация проведения специальной оценки условий труда
- I Общие положения
- II. Основные задачи Службы
- III. Функция Службы
- IV. Права работников Службы
- V. Контроль и ответственность
- 1. Общие положения
- 2. Задачи Комитета
- 3. Функции Комитета
- 4. Права Комитета
- Макет Положения об охране труда работников
- 1. Общие положения
- II. Право работников __________________________________ (наименование организации) на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены
- II. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
- IV. Обязанности работодателя и работника в области охраны труда
- V. Организация охраны труда
- Основные задачи Службы
- III. Функции Службы
- Права работников Службы
- V. Контроль и ответственность
- III. Кабинет (уголок) охраны труда.
- VI. Рабочее время
- VII. Отпуска
- VIII. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты
- IX. Медицинские осмотры некоторых категорий работников
- X. Выдача работникам молока и лечебно-профилактического питания
- XI. Санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников
- XII. Обучение в области охраны труда
- XIII. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия работников
- XIV. Общественный контроль за охраной труда
- Макет положения о кабинете (уголке) охраны труда
- I. Общая часть
- II. Основные направления деятельности кабинета (уголка) охраны труда
- III. Тематическая структура кабинета (уголка) охраны труда
- IV. Оснащение кабинета (уголка) охраны труда
- V. Организация работы кабинета (уголка) охраны труда
- Макет раздела "Охрана труда" коллективного договора