Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев
Он определен ст. 229 ТК РФ. Согласно её ч. 1для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель (его представитель), а в случаях, предусмотренных ТК РФ - должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 229ТК РФ в состав комиссии по расследованию несчастного случая включаются, в том числе, специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя. Однако таких лиц в организации, у работодателя индивидуального предпринимателя может не быть.
Дело в том, что согласно ст. 217ТК РФ:
1. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Таким образом, если создана служба охраны труда, то должность специалиста по охране труда взамен этой службы не вводится (ч. 1 ст. 229ТК РФ).
2. Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 217ТК РФ).
3. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору (ч. 3 ст. 217ТК РФ).
Как следует из приведенного текста:
Во-первых. Согласно ч. 1 ст. 217ТК РФ работодатель обязан создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда. Если он создаст службу охраны труда, то ему следует определить лицо, ответственное за организацию работы по охране труда. Скорее таким лицом будет руководитель службы охраны труда, наделенный соответствующими должностными полномочиями.
Во-вторых. Согласно ч. 2 ст. 217ТК РФ работодатель принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда. Практически такая редакцияч. 2 ст. 229ТК РФ означает, что работодатель может не сделать ни того, ни другого. Тогда он не сможет сформировать комиссию по расследованию несчастного случая, если не возложит ответственность за организацию работы по охране труда на какого-либо своего работника либо на организацию или специалиста, оказывающих услуги по охране труда по гражданско-правовому договору (ч. 3 ст. 229ТК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 229ТК РФ в тех случаях, когда расследуется несчастный случай (в том числе групповой), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастный случай (в том числе групповой) со смертельным исходом в состав комиссии наряду с лицами, указанными вч. 1комментируемой статьи, также включаются:
- государственный инспектор труда;
- представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию);
- представитель территориального объединения организаций профсоюзов;
- представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя) - при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными лицами.
Такую комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (т.е. федеральной инспекции труда).
Отметим, что словосочетание "как правило" означает, что комиссию может возглавлять и какое-либо иное должностное лицо.
Лицо, утверждающее состав комиссии по расследованию несчастного случая, определяется в соответствии с ч. 3 ст. 229: если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (см.ч. 13комментируемой статьи), то состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя. Здесь же говорится о том, что лица, на которых непосредственно возложено обеспечение соблюдения требований охраны труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включаются.
Состав лиц, принимающих участие в расследовании несчастного случая, происшедшего у работодателя - физического лица определен ч. 4 ст. 229. В расследовании несчастного случая у работодателя - физического лица принимают участие указанный работодатель или его полномочный представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе.
Этот текст вызывает вопросы. Создает ли согласно ч. 1 ст. 229работодатель - физическое лицо комиссию по расследованию несчастного случая или расследование проводится указанной вч. 4 ст. 229группой лиц без образования комиссии?
По нашему мнению, действие ч. 1 ст. 229распространяется на работодателя - физическое лицо. Он обязан создать комиссию. Если комиссия работодателем - физическим лицом создана, то возникает очередной вопрос: указанные вч. 4 ст. 229лица образуют ее состав или же являются в обязательном порядке членами комиссии наряду с другими ее членами?
Неизбежно возникают и другие вопросы. Например, кем расследуется несчастный случай (в том числе групповой) в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастный случай (в том числе групповой) со смертельным исходом (ч. 2 ст. 229)?
Ответа на эти и другие вопросы, возникающие по поводу применения ч. 4 ст. 229нет. По нашему мнению, если ее авторы считали, что работодатель - физическое лицо или его представитель, доверенное лицо пострадавшего и специалист по охране труда в обязательном порядке должны участвовать в расследовании несчастного случая, то регламентировать это следовало бы иначе.
Представляется, что в ч. 1 ст. 229следовало включить дополнительный абзац примерно следующего содержания:
"В состав комиссии по расследованию несчастного случая, происшедшего у работодателя - физического лица, в обязательном порядке включаются сам работодатель - физическое лицо или его представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию на договорной основе".
Как следует из текста ч. 3комментируемой статьи, состав такой комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя у которого произошел несчастный случай.
Из кого состоит указанная комиссия, кто является ее членами помимо указанных выше лиц?
1. Согласно ч. 1комментируемой статьи в нее включаются:
- специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя;
- представители работодателя;
- представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников;
- уполномоченный по охране труда.
2. Согласно ч. 2комментируемой статьи в состав комиссии также включаются:
- государственный инспектор труда;
- представители органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления (по согласованию);
- представитель территориального объединения организаций профсоюзов;
- представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя) - при расследовании несчастного случая с застрахованными.
Не следует так же забывать и о ч. 12 ст. 229, согласно которой в случае, если несчастный случай явился следствием нарушений в работе, влияющих на обеспечение ядерной, радиационной и технической безопасности на объектах использования атомной энергии, то в состав комиссии включается также представитель территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по федеральному государственному надзору в области использования атомной энергии.
В ч. 13 ст. 229приводятся обстоятельства, при которых состав комиссии утверждает не работодатель, у которого произошел несчастный случай: при несчастном случае, происшедшем в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, состав комиссии утверждается руководителем соответствующего территориального органа. Возглавляет комиссию представитель этого органа.
Такая редакция ч. 13 ст. 229означает, что предложения по составу комиссии вносятся в указанный территориальный орган работодателем, у которого произошел несчастный случай, в соответствии сч. 1и2 ст. 229. Это, в частности, требует согласования работодателя с указанными в ч. 2 ст. 229 органами государственной власти, профсоюзами, исполнительным органом страховщика по кандидатурам их представителей в состав комиссии.
Согласно частям 5-8 ст. 229ТК РФ несчастный случай, происшедший с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности, расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай. В состав комиссии входит представитель работодателя, направившего это лицо. Неприбытие или несвоевременное прибытие указанного представителя не является основанием для изменения сроков расследования (ч. 5). То есть, работодатель, к которому направлено для работы пострадавшее лицо, расследует несчастный случай, если это лицо участвовало в производственной деятельности указанного работодателя.
Несчастный случай, происшедший с лицом, выполнявшим работу на территории другого работодателя, расследуется комиссией, образованной работодателем (его представителем), по поручению которого выполнялась работа, с участием при необходимости работодателя (его представителя), за которым закреплена данная территория на правах собственности, владения, пользования (в том числе аренды) и на иных основаниях (ч. 6).
Как следует из приведенного текста, в отличие от ч. 5здесь речь идет о пострадавших от несчастного случая лицах, не имеющих отношения к производственной деятельности организации, индивидуального предпринимателя, на территории которых эти лица выполняли ту или иную работу по поручению своего работодателя. Например, ремонтные и пусконаладочные работы.
Несчастный случай, происшедший с лицом, выполнявшим по поручению работодателя (его представителя) работу на выделенном в установленном порядке участке другого работодателя, расследуется комиссией, образованной работодателем, производящим эту работу, с обязательным участием представителя работодателя, на территории которого она проводилась (ч. 7).
Представляется, что определить грань, различающую положения ч. 6и7, не просто. Дело в том, что участки (места) для работы на территории другой организации, индивидуального предпринимателя привлеченным работникам выделяются, как общее правило, всегда. Что же касается вопроса, - выделен данный участок в установленном или не в установленном порядке, - придется решать особо.
Несчастный случай, происшедший с работником при выполнении работы по совместительству, расследуется и учитывается по месту работы по совместительству. В этом случае работодатель (его представитель), проводивший расследование, с письменного согласия работника может информировать о результатах расследования работодателя по месту основной работы пострадавшего (ч. 8).
Отметим, что согласно главе 44ТК РФ согласия работодателя на работу его работника по совместительству в другой организации, у индивидуального предпринимателя не требуется. Работник не обязан извещать своего работодателя о том, что он работает где-то по совместительству, это личное дело работника. Именно поэтому работодатель вправе проинформировать о результатах расследования несчастного случая, происшедшего с работником-совместителем, по месту его основной работы исключительно с письменного согласия пострадавшего.
Частью 9 ст. 229установлено, что расследование несчастного случая, происшедшего в результате катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проводится комиссией, образуемой и возглавляемой работодателем (его представителем), с обязательным использованием материалов расследования катастрофы, аварии и иного повреждения транспортного средства, проведенного соответствующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органами дознания, органами следствия и владельцем транспортного средства.
Частями 10и11 ст. 229декларируется право пострадавшего в результате несчастного случая, а также других заинтересованных лиц с его стороны на личное участие в расследовании несчастного случая.
Каждый пострадавший, а также его законный представитель или иное доверенное лицо имеют право на личное участие в расследовании несчастного случая, происшедшего с пострадавшим (ч. 10).
Практически это означает, что указанные лица вправе лично участвовать в работе комиссии по расследованию несчастного случая, иметь доступ ко всем материалам комиссии.
По требованию пострадавшего или в случае смерти пострадавшего по требованию лиц, состоявших на иждивении пострадавшего, состоявших с ним в близком родстве или свойстве, в расследовании несчастного случая может также принимать участие их законный представитель или иное доверенное лицо. В случае, когда законный представитель или иное доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель (его представитель) либо председатель комиссии обязан по требованию законного представителя или иного доверенного лица ознакомить его с материалами расследования (ч. 11).
По нашему мнению, редакция второго предложения ч. 11не учитывает интересы указанных в нем лиц. В обыденном сознании ознакомить с материалами расследования несчастного случая на деле означает дать прочитать им данные материалы. Этого для законного представителя, иного доверенного лица бывает явно недостаточно в случаях, когда прочитав тот или иной документ комиссии, у них возникает сомнение в достоверности изложенных в нем фактов.
Поэтому законному представителю, иному доверенному лицу следовало бы предоставить право делать выписки из заинтересовавших их документов комиссии, получать копии этих документов. Сведения из документов необходимы им для обоснования их жалобы (заявления) государственному инспектору труда о несогласии с выводами комиссии по расследованию несчастного случая и с просьбой о проведении дополнительного расследования несчастного случая согласно ст. 229.3ТК РФ. К сожалению, указанное выше право законному представителю, иному доверенному лицу пострадавшего от несчастного случая не предоставлено.
В ч. 14 ст. 229регламентируются особенности формирования комиссии по расследованию несчастного случая, в результате которого погибло пять и более человек.
При групповом несчастном случае с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители:
- федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- общероссийского объединения профессиональных союзов.
Возглавляет комиссию руководитель государственной инспекции труда - главный государственный инспектор труда соответствующей государственной инспекции труда или его заместитель по охране труда.
Если же несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, то возглавляет комиссию руководитель этого территориального органа.
Отметим, что государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах осуществляется федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)), уполномоченным на осуществление государственного надзора в области промышленной безопасности, который проверяет соблюдение государственных нормативных требований охраны труда на объектах угольной, горно-рудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности (ст. 366ТК РФ).
- Комментарий к законодательству об охране труда Введение
- Глава I. Общие положения законодательства об охране труда § 1. Основные понятия, используемые в законодательстве Российской Федерации об охране труда
- § 2. Государственная политика в области охраны труда
- § 3. Состав государственных органов, осуществляющих управление охраной труда, и исполняемые ими функции
- § 4. Государственные нормативные требования охраны труда
- § 5. Дисциплинарная ответственность работодателей и должностных лиц за нарушение государственных нормативных требований охраны труда
- Мероприятия по реформированию системы предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на рабочих местах с особыми условиями труда, гарантий и компенсаций
- Вопросы введения единого способа исследования условий труда на рабочих местах - специальной оценки условий труда
- Корректировка трудового законодательства
- Определение размера тарифов страховых взносов
- Пенсионные права работников на текущем этапе и в переходный период
- Перевод досрочного пенсионного обеспечения в систему Фонда социального страхования Российской Федерации
- § 2. Классификация вредных и (или) опасных производственных факторов
- § 3. Специальная оценка условий труда
- Глава III. Права работников и обязанности работодателей в области охраны труда § 1. Право работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда
- Компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
- § 2. Обязанности работника в области охраны труда
- § 3. Особенности охраны труда работников в возрасте до 18 лет
- § 4. Особенности охраны труда женщин
- § 5. Охрана труда инвалидов
- § 6. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
- Глава IV. Организация охраны труда в организации, у работодателя-индивидуального предпринимателя § 1. Служба охраны труда
- § 2. Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда организации
- § 3. Комитет (комиссия) по охране труда
- О Типовом положении о комитете (комиссии) по охране труда
- § 4. Кабинет охраны труда и уголок охраны труда в организации
- § 5. Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков
- § 6. Мероприятия по охране труда в коллективном договоре
- § 7. Общие требования к разработке и применению системы управления охраной труда в организации, у работодателя-индивидуального предпринимателя
- I. Национальные стандарты, содержащие требования к созданию и применению систем управления охраной труда
- II. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию система управления охраной труда
- I. Область применения
- III. Термины и определения
- IV. Основы систем управления охраной труда
- V. Организация разработки систем управления охраной труда
- VI. Разработка концепции (политики) охраны труда в организации
- VII Организация работ по обеспечению охраны труда
- VIII. Планирование, разработка и применение системы управления охраной труда
- I. Правовые акты, регламентирующие порядок расследования, регистрации и учета несчастных случаев на производстве
- II. Правовые акты, регламентирующие порядок расследования и учета профессиональных заболеваний
- IX. Оценка состояния охраны труда и эффективности функционирования системы управления охраной труда
- X. Совершенствование управления охраной труда
- III. Требования к разработке, применению, оценке и совершенствованию системы управления охраной труда на малом предприятии
- 1. Область применения
- 2. Нормативные ссылки
- 3. Термины и определения
- 4. Система управления охраной труда малого предприятия
- § 8. Санитарное состояние рабочей как фактор, определяющий состояние охраны труда в организации
- Обязанности работодателей по соблюдению санитарных правил
- Обязанности работодателей по обеспечению безопасности для здоровья человека (ст. 11Закона)
- Санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека
- Санитарно-эпидемиологические требования к потенциально опасным для человека химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции (ст. 14)
- Санитарно-эпидемиологические требования к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалами и изделиям и технологиям их производства (ст. 15)
- Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения (ст. 17)
- Санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению (ст. 19)
- Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления определеныст. 22
- Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта установленыст. 24
- Статьей 25определены санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда
- Статьей 27установлены санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека
- Производственный контроль (ст. 32Закона)
- 1. Область применения и общие положения
- 2. Порядок организации и проведения производственного контроля
- 3. Требования к программе (плану) производственного контроля
- 4. Особенности производственного контроля при осуществлении отдельных видов деятельности
- § 9. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессионального союза в организации
- 1) Подготовка к проведению наблюдений на рабочих местах.
- 2) Проведение наблюдений на рабочих местах.
- § 10. Систематизация правовых актов по охране труда. Положение об охране труда работников организации
- Глава V. Порядок разработки инструкций по охране труда для работников § 1. Порядок разработки и утверждения межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда
- § 2. Разработка и утверждение инструкций по охране труда для работников
- Глава VI. Компенсации работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда
- § 1. Сокращенное рабочее время и дополнительные отпуска для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
- § 2. Особенности организации оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
- § 3. Правила бесплатной выдачи работникам молока или лечебно-профилактического питания
- 1. Бесплатная выдача работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов.
- Нормы бесплатной выдачи равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока
- 2. Бесплатная выдача работникам, занятым на работах с особо вредными условиями труда, лечебно-профилактического питания.
- Глава VII. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты
- § 1. Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты
- § 2. Правила обеспечения работников специальными средствами индивидуальной защиты
- I. Приобретение сиз
- II. Предоставление работникам сиз.
- III. Порядок выдачи и применения сиз.
- IV. Права и обязанности работников.
- V. Порядок организации хранения сиз и ухода за ними.
- VI. Заключительные положения.
- Глава VIII. Обучение работников в области охраны труда
- § 1. Общие для руководителей, специалистов и работников рабочих профессий правила проведения инструктажа по охране труда
- § 2. Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и проверка теоретических знаний и практических навыков безопасной работы рабочих
- § 3 Обучение по охране труда руководителей и специалистов
- § 4. Проверка знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организаций
- Глава IX. Расследование и учет несчастных случаев на производстве
- Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету
- Обязанности работодателя при несчастном случае
- Порядок извещения о несчастных случаях
- Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев
- Сроки расследования несчастных случаев
- Порядок проведения расследования несчастных случаев
- Часть 9 ст. 229.2тк рф утратила силу -Федеральный законот 18 июня 2011 г. N 242-фз.
- Проведение расследования несчастных случаев государственным инспектором труда
- Порядок оформления материалов расследования несчастных случаев
- Порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве
- Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев
- Медицинские заключения о состоянии здоровья лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве
- Глава X. Расследование и учет профессиональных заболеваний
- § 1. Установление диагноза профессионального заболевания
- § 2. Порядок расследования профессиональных заболеваний
- Порядок установления наличия профессионального заболевания
- Порядок расследования обстоятельств и причин возникновения профессионального заболевания
- § 3. Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- I. Общие положения
- II. Освидетельствование пострадавших
- III. Переосвидетельствование пострадавших
- IV. Обжалование решения учреждения медико-социальной экспертизы
- § 4. Порядок оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях
- Глава XI. Обязательные медицинские осмотры работников § 1. Правовая регламентация порядка обязательных медицинских осмотров работников
- § 2. Порядок проведения обязательных медицинских осмотров работников
- § 3. О порядке получения справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну
- Перечень медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну
- Порядок получения справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну
- Глава XII. Право профсоюзов на контроль за соблюдением законодательства об охране труда
- II. Полномочия технической инспекции труда.
- III. Полномочия профессиональной правовой инспекции труда
- IV. Права и обязанности уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза
- Назначение и порядок организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза
- 1. Подготовка к проведению наблюдений на рабочих местах.
- 2. Проведение наблюдений на рабочих местах.
- 3. Реализация результатов наблюдения.
- Глава XIII. Зарубежный опыт по охране труда
- § 1. Общие положения
- § 2. Специальная оценка условий труда
- § 3. Организация проведения специальной оценки условий труда
- I Общие положения
- II. Основные задачи Службы
- III. Функция Службы
- IV. Права работников Службы
- V. Контроль и ответственность
- 1. Общие положения
- 2. Задачи Комитета
- 3. Функции Комитета
- 4. Права Комитета
- Макет Положения об охране труда работников
- 1. Общие положения
- II. Право работников __________________________________ (наименование организации) на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены
- II. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
- IV. Обязанности работодателя и работника в области охраны труда
- V. Организация охраны труда
- Основные задачи Службы
- III. Функции Службы
- Права работников Службы
- V. Контроль и ответственность
- III. Кабинет (уголок) охраны труда.
- VI. Рабочее время
- VII. Отпуска
- VIII. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты
- IX. Медицинские осмотры некоторых категорий работников
- X. Выдача работникам молока и лечебно-профилактического питания
- XI. Санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников
- XII. Обучение в области охраны труда
- XIII. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия работников
- XIV. Общественный контроль за охраной труда
- Макет положения о кабинете (уголке) охраны труда
- I. Общая часть
- II. Основные направления деятельности кабинета (уголка) охраны труда
- III. Тематическая структура кабинета (уголка) охраны труда
- IV. Оснащение кабинета (уголка) охраны труда
- V. Организация работы кабинета (уголка) охраны труда
- Макет раздела "Охрана труда" коллективного договора