logo
Договоры о труде в сфере действия трудового права / Krapivin_O_M__Vlasov_V_I_Kommentariy_k_zakonodatelstvu_ob

Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев

Он определен ст. 229 ТК РФ. Согласно её ч. 1для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель (его представитель), а в случаях, предусмотренных ТК РФ - должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 229ТК РФ в состав комиссии по расследованию несчастного случая включаются, в том числе, специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя. Однако таких лиц в организации, у работодателя индивидуального предпринимателя может не быть.

Дело в том, что согласно ст. 217ТК РФ:

1. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Таким образом, если создана служба охраны труда, то должность специалиста по охране труда взамен этой службы не вводится (ч. 1 ст. 229ТК РФ).

2. Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 217ТК РФ).

3. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору (ч. 3 ст. 217ТК РФ).

Как следует из приведенного текста:

Во-первых. Согласно ч. 1 ст. 217ТК РФ работодатель обязан создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда. Если он создаст службу охраны труда, то ему следует определить лицо, ответственное за организацию работы по охране труда. Скорее таким лицом будет руководитель службы охраны труда, наделенный соответствующими должностными полномочиями.

Во-вторых. Согласно ч. 2 ст. 217ТК РФ работодатель принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда. Практически такая редакцияч. 2 ст. 229ТК РФ означает, что работодатель может не сделать ни того, ни другого. Тогда он не сможет сформировать комиссию по расследованию несчастного случая, если не возложит ответственность за организацию работы по охране труда на какого-либо своего работника либо на организацию или специалиста, оказывающих услуги по охране труда по гражданско-правовому договору (ч. 3 ст. 229ТК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 229ТК РФ в тех случаях, когда расследуется несчастный случай (в том числе групповой), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастный случай (в том числе групповой) со смертельным исходом в состав комиссии наряду с лицами, указанными вч. 1комментируемой статьи, также включаются:

- государственный инспектор труда;

- представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию);

- представитель территориального объединения организаций профсоюзов;

- представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя) - при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными лицами.

Такую комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (т.е. федеральной инспекции труда).

Отметим, что словосочетание "как правило" означает, что комиссию может возглавлять и какое-либо иное должностное лицо.

Лицо, утверждающее состав комиссии по расследованию несчастного случая, определяется в соответствии с ч. 3 ст. 229: если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (см.ч. 13комментируемой статьи), то состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя. Здесь же говорится о том, что лица, на которых непосредственно возложено обеспечение соблюдения требований охраны труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включаются.

Состав лиц, принимающих участие в расследовании несчастного случая, происшедшего у работодателя - физического лица определен ч. 4 ст. 229. В расследовании несчастного случая у работодателя - физического лица принимают участие указанный работодатель или его полномочный представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе.

Этот текст вызывает вопросы. Создает ли согласно ч. 1 ст. 229работодатель - физическое лицо комиссию по расследованию несчастного случая или расследование проводится указанной вч. 4 ст. 229группой лиц без образования комиссии?

По нашему мнению, действие ч. 1 ст. 229распространяется на работодателя - физическое лицо. Он обязан создать комиссию. Если комиссия работодателем - физическим лицом создана, то возникает очередной вопрос: указанные вч. 4 ст. 229лица образуют ее состав или же являются в обязательном порядке членами комиссии наряду с другими ее членами?

Неизбежно возникают и другие вопросы. Например, кем расследуется несчастный случай (в том числе групповой) в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастный случай (в том числе групповой) со смертельным исходом (ч. 2 ст. 229)?

Ответа на эти и другие вопросы, возникающие по поводу применения ч. 4 ст. 229нет. По нашему мнению, если ее авторы считали, что работодатель - физическое лицо или его представитель, доверенное лицо пострадавшего и специалист по охране труда в обязательном порядке должны участвовать в расследовании несчастного случая, то регламентировать это следовало бы иначе.

Представляется, что в ч. 1 ст. 229следовало включить дополнительный абзац примерно следующего содержания:

"В состав комиссии по расследованию несчастного случая, происшедшего у работодателя - физического лица, в обязательном порядке включаются сам работодатель - физическое лицо или его представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию на договорной основе".

Как следует из текста ч. 3комментируемой статьи, состав такой комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя у которого произошел несчастный случай.

Из кого состоит указанная комиссия, кто является ее членами помимо указанных выше лиц?

1. Согласно ч. 1комментируемой статьи в нее включаются:

- специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя;

- представители работодателя;

- представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников;

- уполномоченный по охране труда.

2. Согласно ч. 2комментируемой статьи в состав комиссии также включаются:

- государственный инспектор труда;

- представители органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления (по согласованию);

- представитель территориального объединения организаций профсоюзов;

- представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя) - при расследовании несчастного случая с застрахованными.

Не следует так же забывать и о ч. 12 ст. 229, согласно которой в случае, если несчастный случай явился следствием нарушений в работе, влияющих на обеспечение ядерной, радиационной и технической безопасности на объектах использования атомной энергии, то в состав комиссии включается также представитель территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по федеральному государственному надзору в области использования атомной энергии.

В ч. 13 ст. 229приводятся обстоятельства, при которых состав комиссии утверждает не работодатель, у которого произошел несчастный случай: при несчастном случае, происшедшем в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, состав комиссии утверждается руководителем соответствующего территориального органа. Возглавляет комиссию представитель этого органа.

Такая редакция ч. 13 ст. 229означает, что предложения по составу комиссии вносятся в указанный территориальный орган работодателем, у которого произошел несчастный случай, в соответствии сч. 1и2 ст. 229. Это, в частности, требует согласования работодателя с указанными в ч. 2 ст. 229 органами государственной власти, профсоюзами, исполнительным органом страховщика по кандидатурам их представителей в состав комиссии.

Согласно частям 5-8 ст. 229ТК РФ несчастный случай, происшедший с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности, расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай. В состав комиссии входит представитель работодателя, направившего это лицо. Неприбытие или несвоевременное прибытие указанного представителя не является основанием для изменения сроков расследования (ч. 5). То есть, работодатель, к которому направлено для работы пострадавшее лицо, расследует несчастный случай, если это лицо участвовало в производственной деятельности указанного работодателя.

Несчастный случай, происшедший с лицом, выполнявшим работу на территории другого работодателя, расследуется комиссией, образованной работодателем (его представителем), по поручению которого выполнялась работа, с участием при необходимости работодателя (его представителя), за которым закреплена данная территория на правах собственности, владения, пользования (в том числе аренды) и на иных основаниях (ч. 6).

Как следует из приведенного текста, в отличие от ч. 5здесь речь идет о пострадавших от несчастного случая лицах, не имеющих отношения к производственной деятельности организации, индивидуального предпринимателя, на территории которых эти лица выполняли ту или иную работу по поручению своего работодателя. Например, ремонтные и пусконаладочные работы.

Несчастный случай, происшедший с лицом, выполнявшим по поручению работодателя (его представителя) работу на выделенном в установленном порядке участке другого работодателя, расследуется комиссией, образованной работодателем, производящим эту работу, с обязательным участием представителя работодателя, на территории которого она проводилась (ч. 7).

Представляется, что определить грань, различающую положения ч. 6и7, не просто. Дело в том, что участки (места) для работы на территории другой организации, индивидуального предпринимателя привлеченным работникам выделяются, как общее правило, всегда. Что же касается вопроса, - выделен данный участок в установленном или не в установленном порядке, - придется решать особо.

Несчастный случай, происшедший с работником при выполнении работы по совместительству, расследуется и учитывается по месту работы по совместительству. В этом случае работодатель (его представитель), проводивший расследование, с письменного согласия работника может информировать о результатах расследования работодателя по месту основной работы пострадавшего (ч. 8).

Отметим, что согласно главе 44ТК РФ согласия работодателя на работу его работника по совместительству в другой организации, у индивидуального предпринимателя не требуется. Работник не обязан извещать своего работодателя о том, что он работает где-то по совместительству, это личное дело работника. Именно поэтому работодатель вправе проинформировать о результатах расследования несчастного случая, происшедшего с работником-совместителем, по месту его основной работы исключительно с письменного согласия пострадавшего.

Частью 9 ст. 229установлено, что расследование несчастного случая, происшедшего в результате катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проводится комиссией, образуемой и возглавляемой работодателем (его представителем), с обязательным использованием материалов расследования катастрофы, аварии и иного повреждения транспортного средства, проведенного соответствующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органами дознания, органами следствия и владельцем транспортного средства.

Частями 10и11 ст. 229декларируется право пострадавшего в результате несчастного случая, а также других заинтересованных лиц с его стороны на личное участие в расследовании несчастного случая.

Каждый пострадавший, а также его законный представитель или иное доверенное лицо имеют право на личное участие в расследовании несчастного случая, происшедшего с пострадавшим (ч. 10).

Практически это означает, что указанные лица вправе лично участвовать в работе комиссии по расследованию несчастного случая, иметь доступ ко всем материалам комиссии.

По требованию пострадавшего или в случае смерти пострадавшего по требованию лиц, состоявших на иждивении пострадавшего, состоявших с ним в близком родстве или свойстве, в расследовании несчастного случая может также принимать участие их законный представитель или иное доверенное лицо. В случае, когда законный представитель или иное доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель (его представитель) либо председатель комиссии обязан по требованию законного представителя или иного доверенного лица ознакомить его с материалами расследования (ч. 11).

По нашему мнению, редакция второго предложения ч. 11не учитывает интересы указанных в нем лиц. В обыденном сознании ознакомить с материалами расследования несчастного случая на деле означает дать прочитать им данные материалы. Этого для законного представителя, иного доверенного лица бывает явно недостаточно в случаях, когда прочитав тот или иной документ комиссии, у них возникает сомнение в достоверности изложенных в нем фактов.

Поэтому законному представителю, иному доверенному лицу следовало бы предоставить право делать выписки из заинтересовавших их документов комиссии, получать копии этих документов. Сведения из документов необходимы им для обоснования их жалобы (заявления) государственному инспектору труда о несогласии с выводами комиссии по расследованию несчастного случая и с просьбой о проведении дополнительного расследования несчастного случая согласно ст. 229.3ТК РФ. К сожалению, указанное выше право законному представителю, иному доверенному лицу пострадавшего от несчастного случая не предоставлено.

В ч. 14 ст. 229регламентируются особенности формирования комиссии по расследованию несчастного случая, в результате которого погибло пять и более человек.

При групповом несчастном случае с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители:

- федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- общероссийского объединения профессиональных союзов.

Возглавляет комиссию руководитель государственной инспекции труда - главный государственный инспектор труда соответствующей государственной инспекции труда или его заместитель по охране труда.

Если же несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, то возглавляет комиссию руководитель этого территориального органа.

Отметим, что государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах осуществляется федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)), уполномоченным на осуществление государственного надзора в области промышленной безопасности, который проверяет соблюдение государственных нормативных требований охраны труда на объектах угольной, горно-рудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности (ст. 366ТК РФ).