III. Требования к разработке, применению, оценке и совершенствованию системы управления охраной труда на малом предприятии
Правовое положение малых предприятий определяется Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", который регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки (ст. 1Закона).
Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на КонституцииРоссийской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 2Закона).
Субъекты малого предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям (ст. 3Закона).
Согласно ст. 4Закона:
1. К субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства.
2. К малым предприятиям относятся хозяйствующие субъекты, средняя численность работников которых за предшествовавший календарный год не превышает ста человек. Среди м алых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек.
3. Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия.
Малая численность работников таких предприятий, ограниченные объемы реализуемой ими продукции и, соответственно, незначительные объемы финансовых средств, выделяемых на охрану труда, имели следствием утверждение Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Национального стандарта Российской Федерации. ГОСТ Р 12.0.009-2009"Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению". (приказот 10 августа 2009 г. N 283-ст.). Данный стандарт определяет характерные для малых предприятий требования к разработке, применению, оценке и совершенствованию системы управления охраной труда. Обратимся к его основным положениям.
Введение
Система управления охраной труда дает малому предприятию возможность разработать свою концепцию (политику) по охране труда, установить цели (целевые показатели) охраны труда, организовать трудовые процессы с принятием необходимых мер повышения результативности охраны труда, а также создать социально-ориентированное производство, исключить ущерб в результате аварий, инцидентов и несчастных случаев.
Примечание.
1. По нашему мнению, применение системы управления охраной труда - не сама система - не дает малому предприятию возможность разработать свою концепцию (политику) в области охраны труда. Как раз наоборот. Первоначально разрабатывается концепция и (или) политика в области охраны труда, а затем в соответствии с этой концепцией и (или) политикой малое предприятие получает возможность спроектировать и создать систему управления охраной труда.
2. Малому предприятию нет необходимости определять цели (целевые показатели) охраны труда: согласно ст. 22"Основные права и обязанности работодателя" ТК РФ работодатель (в данном случае им является малое предприятие в лице его руководителя) обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Конкретные обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда приводятся вст. 212ТК РФ. О государственных нормативных требованиях охраны труда см.ст. 211ТК РФ.
В основе настоящего стандарта лежит методология, применяемая в соответствии с ГОСТ 12.0.230-2007"Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования".
Примечание.
1. Настоящий Стандартпредназначен для практического применения в качестве рекомендаций (руководства) предпринимателям по созданию системы управления охраной труда при образовании и функционировании малых предприятий. Этим предпринимателям фраза о том, что в основе настоящего Стандарта лежит методология, применяемая в соответствии сГОСТ 12.0.230-2007, ни о чем не говорит, практического значения для них не имеет.
Поэтому здесь следовало раскрыть, хотя бы в общем виде, содержание методологии как совокупности методов, способов, приемов формирования системы управления охраной труда и ее применения или же сослаться на соответствующий текст в стандарте ГОСТ 12.0.230-2007.
2. Полное название указанного стандарта - Межгосударственный стандарт "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования" ГОСТ 12.0.230-2007. Он был принят Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации - региональным объединением национальных органов по стандартизации государств, входящих в Содружество Независимых Государств (протокол N 28 от 23 марта 2007 г.).
ПриказомФедерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июля 2007 г. N 169-ст Межгосударственный стандартГОСТ 12.0.230-2007с 1 июля 2009 г. введен в действие непосредственно (т.е. без каких-либо изменений) в качестве Национального стандарта Российской Федерации.
Практические рекомендации, содержащиеся в этом стандарте, не являются обязательными и не направлены на замену национального законодательства, действующих правил и утвержденных стандартов.
ПриказомФедерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 апреля 2009 г. N 138-ст утвержден Национальный стандарт Российской ФедерацииГОСТ Р 12.0.007-2009"Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию". Введен впервые. Введен в действие с 1 июля 2010 г.
Данный стандартсодержит более подробные рекомендации по разработке и применению системы управления охраной труда в организации, чем стандартГОСТ 12.0.230-2007. Поэтому, по нашему мнению, именно им следует руководствоваться при разработке и применению указанных систем малых предприятий.
Степень детализации и сложность системы управления охраной труда, объем документации и выделяемые на систему ресурсы зависят от целого ряда факторов, таких как область применения системы, размер малого предприятия и вида его деятельности, выпускаемой продукции (оказываемой услуги).
Примечание.
Текст приведенного выше абзаца, возражений, в принципе, не вызывает. Однако в контексте комментируемого Стандартаон вряд ли уместен:
Независимо от области применения системы управления охраной труда, размера малого предприятия, вида его деятельности, выпускаемой продукции (оказываемой услуги) работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (о государственных нормативных требованиях охраны труда и обязанности юридических и физических лиц исполнять их при осуществлении ими любых видов деятельности см. ст. 211ТК РФ).
- Комментарий к законодательству об охране труда Введение
- Глава I. Общие положения законодательства об охране труда § 1. Основные понятия, используемые в законодательстве Российской Федерации об охране труда
- § 2. Государственная политика в области охраны труда
- § 3. Состав государственных органов, осуществляющих управление охраной труда, и исполняемые ими функции
- § 4. Государственные нормативные требования охраны труда
- § 5. Дисциплинарная ответственность работодателей и должностных лиц за нарушение государственных нормативных требований охраны труда
- Мероприятия по реформированию системы предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на рабочих местах с особыми условиями труда, гарантий и компенсаций
- Вопросы введения единого способа исследования условий труда на рабочих местах - специальной оценки условий труда
- Корректировка трудового законодательства
- Определение размера тарифов страховых взносов
- Пенсионные права работников на текущем этапе и в переходный период
- Перевод досрочного пенсионного обеспечения в систему Фонда социального страхования Российской Федерации
- § 2. Классификация вредных и (или) опасных производственных факторов
- § 3. Специальная оценка условий труда
- Глава III. Права работников и обязанности работодателей в области охраны труда § 1. Право работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда
- Компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
- § 2. Обязанности работника в области охраны труда
- § 3. Особенности охраны труда работников в возрасте до 18 лет
- § 4. Особенности охраны труда женщин
- § 5. Охрана труда инвалидов
- § 6. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
- Глава IV. Организация охраны труда в организации, у работодателя-индивидуального предпринимателя § 1. Служба охраны труда
- § 2. Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда организации
- § 3. Комитет (комиссия) по охране труда
- О Типовом положении о комитете (комиссии) по охране труда
- § 4. Кабинет охраны труда и уголок охраны труда в организации
- § 5. Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков
- § 6. Мероприятия по охране труда в коллективном договоре
- § 7. Общие требования к разработке и применению системы управления охраной труда в организации, у работодателя-индивидуального предпринимателя
- I. Национальные стандарты, содержащие требования к созданию и применению систем управления охраной труда
- II. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию система управления охраной труда
- I. Область применения
- III. Термины и определения
- IV. Основы систем управления охраной труда
- V. Организация разработки систем управления охраной труда
- VI. Разработка концепции (политики) охраны труда в организации
- VII Организация работ по обеспечению охраны труда
- VIII. Планирование, разработка и применение системы управления охраной труда
- I. Правовые акты, регламентирующие порядок расследования, регистрации и учета несчастных случаев на производстве
- II. Правовые акты, регламентирующие порядок расследования и учета профессиональных заболеваний
- IX. Оценка состояния охраны труда и эффективности функционирования системы управления охраной труда
- X. Совершенствование управления охраной труда
- III. Требования к разработке, применению, оценке и совершенствованию системы управления охраной труда на малом предприятии
- 1. Область применения
- 2. Нормативные ссылки
- 3. Термины и определения
- 4. Система управления охраной труда малого предприятия
- § 8. Санитарное состояние рабочей как фактор, определяющий состояние охраны труда в организации
- Обязанности работодателей по соблюдению санитарных правил
- Обязанности работодателей по обеспечению безопасности для здоровья человека (ст. 11Закона)
- Санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека
- Санитарно-эпидемиологические требования к потенциально опасным для человека химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции (ст. 14)
- Санитарно-эпидемиологические требования к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалами и изделиям и технологиям их производства (ст. 15)
- Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения (ст. 17)
- Санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению (ст. 19)
- Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления определеныст. 22
- Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта установленыст. 24
- Статьей 25определены санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда
- Статьей 27установлены санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека
- Производственный контроль (ст. 32Закона)
- 1. Область применения и общие положения
- 2. Порядок организации и проведения производственного контроля
- 3. Требования к программе (плану) производственного контроля
- 4. Особенности производственного контроля при осуществлении отдельных видов деятельности
- § 9. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессионального союза в организации
- 1) Подготовка к проведению наблюдений на рабочих местах.
- 2) Проведение наблюдений на рабочих местах.
- § 10. Систематизация правовых актов по охране труда. Положение об охране труда работников организации
- Глава V. Порядок разработки инструкций по охране труда для работников § 1. Порядок разработки и утверждения межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда
- § 2. Разработка и утверждение инструкций по охране труда для работников
- Глава VI. Компенсации работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда
- § 1. Сокращенное рабочее время и дополнительные отпуска для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
- § 2. Особенности организации оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
- § 3. Правила бесплатной выдачи работникам молока или лечебно-профилактического питания
- 1. Бесплатная выдача работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов.
- Нормы бесплатной выдачи равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока
- 2. Бесплатная выдача работникам, занятым на работах с особо вредными условиями труда, лечебно-профилактического питания.
- Глава VII. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты
- § 1. Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты
- § 2. Правила обеспечения работников специальными средствами индивидуальной защиты
- I. Приобретение сиз
- II. Предоставление работникам сиз.
- III. Порядок выдачи и применения сиз.
- IV. Права и обязанности работников.
- V. Порядок организации хранения сиз и ухода за ними.
- VI. Заключительные положения.
- Глава VIII. Обучение работников в области охраны труда
- § 1. Общие для руководителей, специалистов и работников рабочих профессий правила проведения инструктажа по охране труда
- § 2. Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и проверка теоретических знаний и практических навыков безопасной работы рабочих
- § 3 Обучение по охране труда руководителей и специалистов
- § 4. Проверка знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организаций
- Глава IX. Расследование и учет несчастных случаев на производстве
- Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету
- Обязанности работодателя при несчастном случае
- Порядок извещения о несчастных случаях
- Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев
- Сроки расследования несчастных случаев
- Порядок проведения расследования несчастных случаев
- Часть 9 ст. 229.2тк рф утратила силу -Федеральный законот 18 июня 2011 г. N 242-фз.
- Проведение расследования несчастных случаев государственным инспектором труда
- Порядок оформления материалов расследования несчастных случаев
- Порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве
- Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев
- Медицинские заключения о состоянии здоровья лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве
- Глава X. Расследование и учет профессиональных заболеваний
- § 1. Установление диагноза профессионального заболевания
- § 2. Порядок расследования профессиональных заболеваний
- Порядок установления наличия профессионального заболевания
- Порядок расследования обстоятельств и причин возникновения профессионального заболевания
- § 3. Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- I. Общие положения
- II. Освидетельствование пострадавших
- III. Переосвидетельствование пострадавших
- IV. Обжалование решения учреждения медико-социальной экспертизы
- § 4. Порядок оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях
- Глава XI. Обязательные медицинские осмотры работников § 1. Правовая регламентация порядка обязательных медицинских осмотров работников
- § 2. Порядок проведения обязательных медицинских осмотров работников
- § 3. О порядке получения справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну
- Перечень медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну
- Порядок получения справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну
- Глава XII. Право профсоюзов на контроль за соблюдением законодательства об охране труда
- II. Полномочия технической инспекции труда.
- III. Полномочия профессиональной правовой инспекции труда
- IV. Права и обязанности уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза
- Назначение и порядок организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза
- 1. Подготовка к проведению наблюдений на рабочих местах.
- 2. Проведение наблюдений на рабочих местах.
- 3. Реализация результатов наблюдения.
- Глава XIII. Зарубежный опыт по охране труда
- § 1. Общие положения
- § 2. Специальная оценка условий труда
- § 3. Организация проведения специальной оценки условий труда
- I Общие положения
- II. Основные задачи Службы
- III. Функция Службы
- IV. Права работников Службы
- V. Контроль и ответственность
- 1. Общие положения
- 2. Задачи Комитета
- 3. Функции Комитета
- 4. Права Комитета
- Макет Положения об охране труда работников
- 1. Общие положения
- II. Право работников __________________________________ (наименование организации) на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены
- II. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
- IV. Обязанности работодателя и работника в области охраны труда
- V. Организация охраны труда
- Основные задачи Службы
- III. Функции Службы
- Права работников Службы
- V. Контроль и ответственность
- III. Кабинет (уголок) охраны труда.
- VI. Рабочее время
- VII. Отпуска
- VIII. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты
- IX. Медицинские осмотры некоторых категорий работников
- X. Выдача работникам молока и лечебно-профилактического питания
- XI. Санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников
- XII. Обучение в области охраны труда
- XIII. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия работников
- XIV. Общественный контроль за охраной труда
- Макет положения о кабинете (уголке) охраны труда
- I. Общая часть
- II. Основные направления деятельности кабинета (уголка) охраны труда
- III. Тематическая структура кабинета (уголка) охраны труда
- IV. Оснащение кабинета (уголка) охраны труда
- V. Организация работы кабинета (уголка) охраны труда
- Макет раздела "Охрана труда" коллективного договора