Глава XIII. Зарубежный опыт по охране труда
Вопросы охраны труда и здоровья работников являются неотъемлемой частью деятельности правительств стран Евросоюза, США и Великобритании, которые вопросам охраны труда и здоровья работников уделяют пристальное внимание. Так, Великобритания в 2004 году приняла Стратегию безопасности здоровья на рабочих местах на период до 2010 года и более. Стратегия основана на том, что безопасный труд и здоровье работника являются краеугольным камнем цивилизованного общества и ставит целью снижение к 2010 году уровня смертности и тяжелых травм на производстве на 10%, уровня профессиональной заболеваемости на 20%; потерь рабочего времени по причине заболеваемости на 30%.
Стратегия исходит из понимания того, что со времени принятия в 1974 году Закона об охране здоровья работников и безопасности труда в мире произошли серьезные изменения, соответственно которым необходимо модернизировать систему управления рисками. В Великобритании стало меньше крупных фирм (менее половины рабочей силы страны заняты в больших организациях) и значительно увеличилось число мелких предприятий - на более чем 90% из предприятий численность занятых составляет менее 10 человек; увеличилось численность работников, занятых неполное рабочее время; женщины сейчас составляют половину рабочей силы. Сфера услуг стала более значительной, индустриальный сектор подвергается влиянию сильной международной конкуренции и сужает область своего присутствия в стране. Традиционные интервенции в сфере охраны труда не достигают желаемого эффекта в изменившейся экономике и структуре занятости, поскольку уделяют мало внимания здоровью работников на рабочих местах.
В этой связи правительством Великобритании ставится стратегическая задача разработать новые пути достижения культуры безопасного и здорового труда в меняющейся экономике с тем, чтобы все работодатели всерьез осознали свою ответственность и работники были полностью вовлечены в управление рисками на рабочих местах. Стратегия направлена на достижение высокого уровня понимания того, что здоровье работников и безопасность рабочих мест является системным элементом современного конкурентоспособного бизнеса. Особенное место уделено бюджетному сектору, который по замыслу Стратегии должен стать образцом безопасного и здорового труда для частного сектора.
Исполнение стратегии возложено на Комиссию по охране и безопасности труда, подведомственной Министерству труда и пенсий Великобритании. Большое внимание Стратегия уделяет развитию социального диалога, социального партнерства (с профсоюзами, деловыми ассоциациями, некоммерческими организациями), а также установлению тесного сотрудничества и партнерских отношений с регионами и местной властью.
В Стратегии отмечено, что ее целью не является достижения общества без рисков, но достижение общества, в котором риски правильно оцениваются, осознаются и управляются. Управление здоровьем и безопасностью является коллективной ответственностью, в которой самому работнику отводится значительная роль.
Интересен практический опыт Комиссии по охране и безопасности труда по доведению до каждого работодателя и работника знаний в области охраны труда и здоровья на рабочем месте. Этим органом выпущено большое количество специальных материалов, рассчитанных на разные аудитории, которые в наглядной, простой и удобной форме доводят до работодателей и их работников основные требования Закона об охране здоровья работников и безопасности труда. Процедура оценки рисков расписана просто и понятно ("пять шагов оценки рисков"), результаты оценки рисков заносятся в специальную регистрационную карту для анализа и контроля путем составления плана мероприятий по снижению и ликвидации угроз повреждению здоровья работника. Обязательно требование возобновления процедуры оценки профессиональных рисков с определенной периодичностью (не реже раза в год). Таким образом, достигается требуемая степень контроля за факторами, несущими риск угрозы здоровья на рабочем месте.
На сайте Комиссии (http://www.hse.gov.uk) содержится огромный массив экспертной информации, методик, рекомендаций, законодательных норм, правил, примеров лучшей практики в сфере охраны труда, популярных брошюр, специальных форм и прочих материалов, детально структурированных по разделам, подразделам и отраслям с целью удобства пользования в расчете на аудиторию любого уровня.
В центре особого внимания - малый бизнес, для которого разработаны специальные упрощенные формы и методики оценки рисков, информационные и нормативно-методические материалы, облегчающие восприятие и усвоение правил техники безопасности и основных обязанностей работодателя и работника по управлению рисками, определенные Законом об охране здоровья работников и безопасности труда.
Интересен также богатый опыт Великобритании в целенаправленном культивировании среди бизнес-сообщества политики корпоративной социальной ответственности. Руководителям предприятий, членам совета директоров и правлений посвящены специальные материалы правительственного офиса Объединенного Королевства, в лаконичной форме излагающие их обязанности в сфере охраны труда и здоровья персонала и преимущества конкурентоспособных здоровых условий труда для ведения успешного бизнеса.
В США стратегия охраны труда и безопасности рабочих мест является частью Стратегического Плана Министерства труда Соединенных штатов на финансовый период 2006-2011 гг. В указанном документе отражены основные направления работы федерального ведомства, отвечающего за политику в сфере труда. План составлен по классическим правилам стратегического менеджмента, т.е. отражает миссию, видение, организацию исполнения стратегии, четыре кратко и четко сформулированные стратегические цели, блоки основных индикаторов результативности, привязанных к каждой цели (2-3, максимум 6 показателей в каждом блоке), и принципы оценки целевых программ.
Содействие безопасным, здоровым и защищенным рабочим местам является третьей из четырех стратегических целей правительства США в сфере труда. Для достижения этой цели Минтруд США намерен разработать новые, инновационные подходы исполнения законов и программ, направленных на защиту здоровья и трудовых прав работников.
В документе отмечается, что со времени принятия в 1970 году федерального Закона об охране труда и профессионального здоровья работников Америка в части достижения третьей стратегической цели встречает новые вызовы, связанные с демографическими изменениями, терроризмом и спросом на природные ресурсы. Последнее обстоятельство представляет для России особый интерес, так как связан с охраной труда в наиболее проблемном секторе - добыче полезных ископаемых. Американцы прогнозируют рост спроса на каменный уголь в ближайшие два десятилетия как один из основных источников энергобезопасности страны. По их прогнозам горнодобывающая промышленность, связанная с растущим спросом со стороны энергетики, металлургии, транспорта, строительства, химической промышленности т.д., будет расти, соответственно Минтруд США разрабатывает долгосрочные стратегии, направленные на охрану труда 300 тыс. работников непосредственно занятых в этом секторе.
Необходимо отметить, что горнодобывающая промышленность традиционно находится в зоне особого внимания правительства США: в 1977 году был принят федеральный Закона об охране здоровья и труда на шахтах, в 2006 году назад принят новый закон, являющийся за последние 30 лет самым значительным нормативным актом в области охраны труда в этом секторе промышленности. За финансовый период 2000-2005 годы американцам удалось снизить уровень производственного травматизма в горнодобывающей промышленности на 35%, в то время как в целом по промышленности этот показатель снизился на 23%. Взят курс на нулевой травматизм и ликвидацию профзаболеваний в горнодобывающем секторе.
Для реализации упомянутого федерального закона об охране здоровья и труда на шахтах с 1977 действует специальная отраслевая администрация по охране труда. В этой Администрации действует круглосуточная "горячая линия", по которой собираются жалобы на нарушения в сфере охраны труда. Вне зависимости от кого и как была получена жалоба (телефон, интернет, письменно и т.д.), она является основанием для немедленной проверки инспекторами; достаточно, чтобы информация содержала сведения о месте и факте угрозы здоровью людей. Показателем результативности работы Администрации является ежегодное снижение на 15% несчастных случаев на производстве и сокращение за пять лет на 50% потерь рабочих дней по причине аварий.
Наряду с жесткими санкциями за нарушение трудового законодательства по охране труда (штрафы за первое нарушение 250 тыс. долл., за повторное - до 500 тыс. долл.), в стране действуют специальные федеральные программы в сфере охраны труда и здоровья работников (отраслевые программы в опасных секторах, программы стратегического партнерства, программы консультаций, образовательные, тренинговые, грантовые программы и т.д.).
Финляндия имеет многолетний опыт успешной работы в области охраны труда, который на сегодняшний день наряду с Великобританией служит образцом для многих стран Евросоюза. Особенно проработан вопрос организации управления охраной труда и механизмы внедрения системы контроля профессиональных рисков с помощью профсоюзов - Программа "нулевого травматизма". На каждом рабочем месте ведется профсоюзный учет всех возможных факторов (как физических, так и морально-психологических), потенциально опасных для здоровья работника, налажена формализованная и стандартизированная система учета профессиональных рисков, степени их вероятности и характер влияния на здоровье. Важно, что работнику вместе с профсоюзами отводится активная роль в оценке профрисков и мерах по их снижению путем соблюдения требований безопасного труда.
Особый интерес представляет также специальное исследование, проведенное по заказу Министерства социальных дел и здравоохранения этой страны "Здоровье и мир труда: содействие здоровью на рабочем месте как инструмент улучшения и продления трудовой жизни". Исследование было проведено в 2006 г. в странах Евросоюза во время президентства Финляндии в ЕС. По итогам данного исследования были сформулированы рекомендации, которые должны найти отражение в директивах ЕС.
В Еврокомиссии реализацией политики в области охраны труда занимается Европейское агентство по охране и безопасности труда (European Agency for Safety and Health at Work). Приоритетным направлением работы Агентства является содействие глобальному партнерству и усиление трехстороннего сотрудничества в сфере защиты здоровья работников и охраны труда. На втором месте - установление коммуникаций и распространение знаний в области охраны труда. Третье направление - поддержка политики в сфере охраны труда, проведение исследований опасности новых профессиональных рисков.
В фокусе особого внимания - молодежь, среди которой в активной форме культивируются ответственное отношение к своему труду и здоровью. В процесс воспитания и культивирования у молодого поколения основ управления профессиональными рисками вовлечены молодежные организации, профсоюзы, школы, университеты и другие учебные заведения.
Большой массив информации по охране труда расположен в открытом доступе на сайте этого Агентства (http://osha.europa.eu/OSHA/), которое ежемесячно посещает порядка 25-30 тысяч пользователей Интернет по всему миру. С точки зрения практического применения интересен раздел этого ресурса, посвященный оценке профессиональных рисков. В простой, доступной и удобной для восприятия форме дана базовая информация о природе рисков и методах их оценки. Путем однозначных ("да-нет") ответов на ясно сформулированные вопросы каждый работник может самостоятельно провести оценку рисков на своем рабочем месте и, следуя стандартным, не сложным в применении рекомендациям составить персональный план действий по снижению рисков на работе и сохранению своего здоровья.
Приложение N 1
Макет Положения об организации проведения специальной оценки условий труда________________________________________________
(наименование организации, работодателя-индивидуального
предпринимателя)
- Комментарий к законодательству об охране труда Введение
- Глава I. Общие положения законодательства об охране труда § 1. Основные понятия, используемые в законодательстве Российской Федерации об охране труда
- § 2. Государственная политика в области охраны труда
- § 3. Состав государственных органов, осуществляющих управление охраной труда, и исполняемые ими функции
- § 4. Государственные нормативные требования охраны труда
- § 5. Дисциплинарная ответственность работодателей и должностных лиц за нарушение государственных нормативных требований охраны труда
- Мероприятия по реформированию системы предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на рабочих местах с особыми условиями труда, гарантий и компенсаций
- Вопросы введения единого способа исследования условий труда на рабочих местах - специальной оценки условий труда
- Корректировка трудового законодательства
- Определение размера тарифов страховых взносов
- Пенсионные права работников на текущем этапе и в переходный период
- Перевод досрочного пенсионного обеспечения в систему Фонда социального страхования Российской Федерации
- § 2. Классификация вредных и (или) опасных производственных факторов
- § 3. Специальная оценка условий труда
- Глава III. Права работников и обязанности работодателей в области охраны труда § 1. Право работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда
- Компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
- § 2. Обязанности работника в области охраны труда
- § 3. Особенности охраны труда работников в возрасте до 18 лет
- § 4. Особенности охраны труда женщин
- § 5. Охрана труда инвалидов
- § 6. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
- Глава IV. Организация охраны труда в организации, у работодателя-индивидуального предпринимателя § 1. Служба охраны труда
- § 2. Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда организации
- § 3. Комитет (комиссия) по охране труда
- О Типовом положении о комитете (комиссии) по охране труда
- § 4. Кабинет охраны труда и уголок охраны труда в организации
- § 5. Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков
- § 6. Мероприятия по охране труда в коллективном договоре
- § 7. Общие требования к разработке и применению системы управления охраной труда в организации, у работодателя-индивидуального предпринимателя
- I. Национальные стандарты, содержащие требования к созданию и применению систем управления охраной труда
- II. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию система управления охраной труда
- I. Область применения
- III. Термины и определения
- IV. Основы систем управления охраной труда
- V. Организация разработки систем управления охраной труда
- VI. Разработка концепции (политики) охраны труда в организации
- VII Организация работ по обеспечению охраны труда
- VIII. Планирование, разработка и применение системы управления охраной труда
- I. Правовые акты, регламентирующие порядок расследования, регистрации и учета несчастных случаев на производстве
- II. Правовые акты, регламентирующие порядок расследования и учета профессиональных заболеваний
- IX. Оценка состояния охраны труда и эффективности функционирования системы управления охраной труда
- X. Совершенствование управления охраной труда
- III. Требования к разработке, применению, оценке и совершенствованию системы управления охраной труда на малом предприятии
- 1. Область применения
- 2. Нормативные ссылки
- 3. Термины и определения
- 4. Система управления охраной труда малого предприятия
- § 8. Санитарное состояние рабочей как фактор, определяющий состояние охраны труда в организации
- Обязанности работодателей по соблюдению санитарных правил
- Обязанности работодателей по обеспечению безопасности для здоровья человека (ст. 11Закона)
- Санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека
- Санитарно-эпидемиологические требования к потенциально опасным для человека химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции (ст. 14)
- Санитарно-эпидемиологические требования к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалами и изделиям и технологиям их производства (ст. 15)
- Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения (ст. 17)
- Санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению (ст. 19)
- Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления определеныст. 22
- Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта установленыст. 24
- Статьей 25определены санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда
- Статьей 27установлены санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека
- Производственный контроль (ст. 32Закона)
- 1. Область применения и общие положения
- 2. Порядок организации и проведения производственного контроля
- 3. Требования к программе (плану) производственного контроля
- 4. Особенности производственного контроля при осуществлении отдельных видов деятельности
- § 9. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессионального союза в организации
- 1) Подготовка к проведению наблюдений на рабочих местах.
- 2) Проведение наблюдений на рабочих местах.
- § 10. Систематизация правовых актов по охране труда. Положение об охране труда работников организации
- Глава V. Порядок разработки инструкций по охране труда для работников § 1. Порядок разработки и утверждения межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда
- § 2. Разработка и утверждение инструкций по охране труда для работников
- Глава VI. Компенсации работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда
- § 1. Сокращенное рабочее время и дополнительные отпуска для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
- § 2. Особенности организации оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
- § 3. Правила бесплатной выдачи работникам молока или лечебно-профилактического питания
- 1. Бесплатная выдача работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов.
- Нормы бесплатной выдачи равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока
- 2. Бесплатная выдача работникам, занятым на работах с особо вредными условиями труда, лечебно-профилактического питания.
- Глава VII. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты
- § 1. Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты
- § 2. Правила обеспечения работников специальными средствами индивидуальной защиты
- I. Приобретение сиз
- II. Предоставление работникам сиз.
- III. Порядок выдачи и применения сиз.
- IV. Права и обязанности работников.
- V. Порядок организации хранения сиз и ухода за ними.
- VI. Заключительные положения.
- Глава VIII. Обучение работников в области охраны труда
- § 1. Общие для руководителей, специалистов и работников рабочих профессий правила проведения инструктажа по охране труда
- § 2. Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и проверка теоретических знаний и практических навыков безопасной работы рабочих
- § 3 Обучение по охране труда руководителей и специалистов
- § 4. Проверка знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организаций
- Глава IX. Расследование и учет несчастных случаев на производстве
- Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету
- Обязанности работодателя при несчастном случае
- Порядок извещения о несчастных случаях
- Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев
- Сроки расследования несчастных случаев
- Порядок проведения расследования несчастных случаев
- Часть 9 ст. 229.2тк рф утратила силу -Федеральный законот 18 июня 2011 г. N 242-фз.
- Проведение расследования несчастных случаев государственным инспектором труда
- Порядок оформления материалов расследования несчастных случаев
- Порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве
- Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев
- Медицинские заключения о состоянии здоровья лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве
- Глава X. Расследование и учет профессиональных заболеваний
- § 1. Установление диагноза профессионального заболевания
- § 2. Порядок расследования профессиональных заболеваний
- Порядок установления наличия профессионального заболевания
- Порядок расследования обстоятельств и причин возникновения профессионального заболевания
- § 3. Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- I. Общие положения
- II. Освидетельствование пострадавших
- III. Переосвидетельствование пострадавших
- IV. Обжалование решения учреждения медико-социальной экспертизы
- § 4. Порядок оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях
- Глава XI. Обязательные медицинские осмотры работников § 1. Правовая регламентация порядка обязательных медицинских осмотров работников
- § 2. Порядок проведения обязательных медицинских осмотров работников
- § 3. О порядке получения справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну
- Перечень медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну
- Порядок получения справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну
- Глава XII. Право профсоюзов на контроль за соблюдением законодательства об охране труда
- II. Полномочия технической инспекции труда.
- III. Полномочия профессиональной правовой инспекции труда
- IV. Права и обязанности уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза
- Назначение и порядок организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза
- 1. Подготовка к проведению наблюдений на рабочих местах.
- 2. Проведение наблюдений на рабочих местах.
- 3. Реализация результатов наблюдения.
- Глава XIII. Зарубежный опыт по охране труда
- § 1. Общие положения
- § 2. Специальная оценка условий труда
- § 3. Организация проведения специальной оценки условий труда
- I Общие положения
- II. Основные задачи Службы
- III. Функция Службы
- IV. Права работников Службы
- V. Контроль и ответственность
- 1. Общие положения
- 2. Задачи Комитета
- 3. Функции Комитета
- 4. Права Комитета
- Макет Положения об охране труда работников
- 1. Общие положения
- II. Право работников __________________________________ (наименование организации) на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены
- II. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
- IV. Обязанности работодателя и работника в области охраны труда
- V. Организация охраны труда
- Основные задачи Службы
- III. Функции Службы
- Права работников Службы
- V. Контроль и ответственность
- III. Кабинет (уголок) охраны труда.
- VI. Рабочее время
- VII. Отпуска
- VIII. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты
- IX. Медицинские осмотры некоторых категорий работников
- X. Выдача работникам молока и лечебно-профилактического питания
- XI. Санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников
- XII. Обучение в области охраны труда
- XIII. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия работников
- XIV. Общественный контроль за охраной труда
- Макет положения о кабинете (уголке) охраны труда
- I. Общая часть
- II. Основные направления деятельности кабинета (уголка) охраны труда
- III. Тематическая структура кабинета (уголка) охраны труда
- IV. Оснащение кабинета (уголка) охраны труда
- V. Организация работы кабинета (уголка) охраны труда
- Макет раздела "Охрана труда" коллективного договора