logo
Договоры о труде в сфере действия трудового права / Krapivin_O_M__Vlasov_V_I_Kommentariy_k_zakonodatelstvu_ob

IX. Оценка состояния охраны труда и эффективности функционирования системы управления охраной труда

9.1 Общие положения

9.1.1 В зависимости от целей оценки функционирования системы управления охраной труда выполняют различные виды контроля требуемых критериев охраны труда, анализируют и оценивают результаты проверки, разрабатывают мероприятия по улучшению значений соответствующих критериев охраны труда.

Выполняемые процедуры контроля и оценка эффективности системы управлении охраной труда, а также ее элементов являются основой разработки соответствующих мероприятии по улучшению условий труда.

Процедуры контроля следует выполнять, привлекая персонал, прошедший обучение в области охраны труда.

Применяют следующие виды контроля:

а) текущий контроль выполнения плановых мероприятий по охране труда;

б) постоянный контроль состояния производственной среды;

в) многоступенчатый контроль состояния условий труда на рабочем месте;

г) проверку готовности организации к работе в осенне-зимнем периоде;

д) реагирующий контроль;

е) внутреннюю проверку (аудит) системы управления;

ж) внешняя проверка (аудит) органом по сертификации с выдачей сертификата соответствия.

Примечание.Руководящие указания по проведению внутренних или внешних аудитов системы управления охраной труда организации, а также по компетенции и оценке аудиторов (экспертов) приводятся в Национальном стандартеГОСТ Р 12.0.010-2009"Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Проверка (аудит)", утвержденнымприказомРостехрегулирования от 10 августа 2009 г. N 284-ст. Дата введения 1 июля 2010 г. Введен впервые.

9.1.2 Основными видами оценок являются:

а) статистическая отчетность о состоянии условий труда работников (форма N 1-Т) - сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда и о состоянии травматизма (форма 7);

б) расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охраны здоровья;

в) анализ производственного травматизма;

г) оценка результативности системы управления охраной труда и ее элементов.

9.1.3 В результате контроля, оценок и проверок определяют достигнутый уровень охраны труда и его соответствие запланированным показателям. Результаты контроля, оценок и проверок условий труда оформляют соответствующими протоколами.

9.1.4 Показатели результатов деятельности по обеспечению охраны труда зависят от размеров и характера (вида) деятельности организации и целей охраны труда.

Примечание.Непонятно, каким образом показатели результатов деятельности по обеспечению охраны труда зависят от размеров и характера (вида) деятельности организации и целей охраны труда, тем более, что:

- цель охраны труда одна - обеспечения безопасности труда;

- характер деятельности и вид деятельности организации - это не синонимы.

9.1.5 Объективную оценку показателей безопасности труда получают с помощью контрольно-измерительного оборудования. В процедурах измерений и оценок показателей охраны труда следует устанавливать перечень необходимых измерений параметров, методы и точность их измерения; требования к калибровке и поверке средств измерений, а также обеспечение требуемых условий их сохранности.

Достоверность и сопоставимость результатов измерений достигается проведением измерений подготовленными специалистами с помощью аттестованных средств, их своевременной поверкой и калибровкой.

9.1.6 Процедуры контроля и измерения по охране труда следует разрабатывать, устанавливать и периодически анализировать. Обязанности, ответственность и полномочия по контролю должны быть распределены на различных уровнях управленческой структуры.

9.1.7 Регистрацию данных об условиях труда, ее передачу обеспечивают установлением порядка сбора, систематизации, ведения, хранения и передачи требуемых данных об условиях труда, ее соответствие законам и правилам по охране и безопасности труда и эффективности системы управления охраной труда.

9.1.8 Оценка показателей охраны труда может быть как качественная, так и количественная.

Оценка (качественная и количественная) должна:

а) базироваться на выявленных в организации опасных и вредных производственных факторах и рисках, принятых обязательствах, связанных с концепцией и целями обеспечения охраны труда;

б) обеспечивать процесс оценки деятельности организации, включая анализ эффективности управления руководством.

9.1.9 Контроль и измерения результатов деятельности следует:

а) использовать для определения степени, с которой концепция и цели обеспечения охраны труда выполняются, а опасности и риски оптимизируются;

Примечание.Опасности и риски не должны оптимизироваться, - они должны устраняться, нейтрализоваться.

б) включать все виды текущего (предупреждающего) контроля, а не основываться только на статистических данных инцидентов, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

в) оформлять записями.

9.1.10 Контроль должен обеспечивать:

а) обратную связь по результатам деятельности в области охраны труда;

б) информацию для определения, результативности и эффективности текущих мероприятий по определению, предотвращению и ограничению опасных и вредных производственных факторов и рисков;

в) основу принятия решений о совершенствовании определения опасностей и ограничения рисков, а также самой системы управления охраной труда.

9.2 Текущий контроль

9.2.1 Текущий контроль выполнения плановых мероприятий по охране труда представляет собой непрерывную деятельность по проверке выполнения мероприятий коллективных договоров, планов мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, направленных на обеспечение охраны труда, профилактику опасностей, рисков и мероприятий по внедрению системы управления охраной труда.

9.2.2 Текущий контроль должен содержать элементы, необходимые для обеспечения профилактических мероприятий по охране труда, и включать:

а) контроль выполнения мероприятий конкретных планов, установленных критериев результатов деятельности и целей;

б) систематическую проверку производственных систем, помещений, цехов и оборудования;

в) контроль производственной среды, включая организацию труда;

г) контроль состояния здоровья работников, где это целесообразно, путем соответствующих медицинских осмотров, в том числе периодических, для раннего выявления признаков и симптомов нарушения здоровья с целью определения эффективности профилактических и контрольных мер;

д) оценку соответствия национальным законам и иным нормативным правовым актам, коллективным соглашениям и другим обязательствам по охране труда, принятыми на себя организацией.

9.3 Наблюдение за состоянием здоровья работников

9.3.1 Наблюдение за состоянием здоровья работников представляет собой процедуру обследования состояния здоровья работников для обнаружения и определения отклонений от нормы.

9.3.2 Результаты наблюдения за состоянием здоровья работников следует использовать для защиты и оздоровления как отдельных работников, так и группы работников на рабочем месте, а также работников, подвергаемых воздействию вредных и опасных производственных факторов. Процедуры наблюдения за состоянием здоровья работников могут включать медицинские осмотры, биологический контроль, рентгенологические обследования, опрос или анализ данных о состоянии здоровья работников и другие процедуры.

9.3.3 Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят за счет средств работодателя обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

9.3.4 Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

9.3.5 В случае необходимости по решению органов местного самоуправления в отдельных организациях допускается вводить дополнительные условия и показания к проведению медицинских осмотров (обследований).

9.3.6 Целью предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу является определение соответствия состояния здоровья работников (освидетельствуемых) поручаемой им работе. Целью периодических медицинских осмотров является динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников в условиях воздействия профессиональных вредностей, профилактика и своевременное установление начальных признаков профессиональных заболеваний; выявление общих заболеваний, препятствующих продолжению работы с вредными, опасными веществами и производственными факторами, а также предупреждение несчастных случаев.

9.3.7 При уклонении работника от прохождения медицинских осмотров или невыполнении рекомендаций по результатам проведенных обследований работодатель не должен допускать работника к выполнению трудовых обязанностей, а обязан отстранить его от работы.

9.3.8 Предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников проводят медицинские организации, имеющие лицензию на указанный вид деятельности. Осмотр психиатром проводят в психоневрологическом диспансере (отделении, кабинете) по месту постоянной регистрации обследуемого.

9.3.9 По желанию и на средства работодателя предварительные и периодические медицинские осмотры допускается проводить по расширенной программе по договору с лечебно-профилактической организацией (учреждением).

Примечание.При применении положенийподпункта 9.3следует руководствоватьсяТКРФ и иными нормативными правовыми актам, регламентирующими правила проведения медицинских осмотров работников: текст подпункта 9.3 представляет собой фрагментарное, недостаточно последовательное и полное изложение указанных правовых актов.

1. Согласно ст. 212"Обязанности работодателя по обеспечению условий и охраны труда" ТК РФ работодатель обязан обеспечить:

- в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований;

- недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.

2. Перечень категорий работников, которые проходят обязательные медицинские осмотры, приводится в частях 1и2 ст. 213"Медицинские осмотры некоторых категорий работников" ТК РФ.Частью 3и4 ст. 213ТК РФ предусмотрено, что в случае необходимости по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров (обследований).

Согласно части 6 ст. 213ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет впорядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. В соответствии со ст. 76"Отстранение от работы" ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. С 1 января 2012 г. вступил в силу приказМинздравсоцразвития России N 302н от 12 апреля 2011 г. "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".

Одновременно утратил силу приказМинистерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых поводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)".

9.4 Постоянный контроль состояния производственной среды

9.4.1 Постоянный контроль состояния производственной среды предусматривает измерение (определение) и оценку опасных и вредных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочем месте. Этот процесс предусматривает оценку воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов; санитарно-гигиенических и социально-психологических условий труда, организации труда на рабочем месте, которые могут представлять риск для здоровья работников, а также наличие и состояние системы защиты от них, разработанных для их устранения и (или) снижения.

9.4.2 Такой контроль включает в себя аттестацию рабочих мест по условиям труда*(7), определение опасностей и оценку рисков, опрос или анализ данных о состоянии здоровья работников, анкетирование и т.п.

9.4.3 Наиболее полную характеристику состояния условий труда на рабочем месте получают при аттестации рабочих мест по условиям труда. Эта процедура предусматривает оценку условий труда на рабочих местах, выявление вредных и (или) опасных производственных факторов, оценку применяемых средств защиты, а также разработку мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями. Аттестацию рабочих мест по условиям труда проводят через определенные промежутки времени или исходя из изменения условий труда на рабочем месте. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

9.4.4 Измерения опасных и вредных производственных факторов, определение показателей тяжести и напряженности трудового процесса на рабочих местах, а также оценку травмобезопасности рабочих мест осуществляют организации или лабораторные подразделения организаций, аккредитованные в установленном порядке на проведение соответствующих измерений

9.4.5 Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используют при:

а) планировании мероприятий в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда;

б) решении вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональные заболевания, в том числе при решении споров, разногласий в судебном порядке;

в) рассмотрении вопроса о прекращении (приостановлении) эксплуатации цеха, участка, производственного оборудования, изменении технологий, представляющих непосредственную угрозу для жизни или здоровья работника;

г) включении в трудовой договор условий труда работника;

д) ознакомлении работников с условиями труда на рабочем месте;

е) составлении статистической отчетности о состоянии условий труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (форма N 1-Т);

ж) рассмотрение вопроса о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда;

и) обосновании предоставления в предусмотренном законодательством порядке компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Компенсации за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда устанавливают для условий не устранимых при современном техническом уровне производства и существующей организации труда.

9.5 Многоступенчатый контроль состояния условий труда на рабочем месте

9.5.1 Текущий административно-общественный контроль состояния условий труда на рабочих местах осуществляют с помощью многоступенчатого механизма контроля. Данный вид контроля применяют в крупных организациях с многоуровневой структурой.

9.5.2 Для большинства организаций применим следующий трехступенчатый контроль:

- I ступень. Мастер и уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда профессионального союза обходят все рабочие места ежедневно. Обнаруженные неполадки устраняют немедленно. Наиболее квалифицированным работникам I ступень контроля условий труда на своем рабочем месте допускается разрешить выполнять самостоятельно путем самоконтроля с устранением всех обнаруженных отклонений до начала работы;

- II ступень. Начальник цеха (большого участка) и уполномоченный по охране труда с инженером по охране труда совершают обход один раз в неделю. Результаты проверки заносят в журнал с назначением исполнителей и установлением срока устранения несоответствия;

- III ступень. Комиссия организации изучает состояние охраны труда в подразделении один раз в месяц. По итогам проверки оформляет акт о нарушениях и издают приказ об их устранении.

9.5.3 Организации с незначительной численностью работников применяют двухступенчатый контроль:

- I ступень. Ежедневный осмотр руководителем всех рабочих мест. Наиболее квалифицированным работникам I ступень контроля условий труда на своем рабочем месте допускается разрешить выполнять самостоятельно, путем самоконтроля с устранением всех обнаруженных отклонений до начала работы;

- II ступень. Ежемесячное углубленное обследование комитетом (комиссией) по охране труда с участием ведущих специалистов малого предприятия, уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива. По результатам проверки комиссии в специальный журнал заносят отмеченные недостатки, предложения по их устранению, сроки выполнения и исполнителя. Исполнитель, ответственный за выполнение намеченного мероприятия, ставит свою подпись.

9.6 Проверка (аудит)

9.6.1 Проверка (аудит) представляет собой систематический, независимый и оформленный в виде документа процесс (процедура) получения и объективной оценки данных степени соблюдения установленных требований.

Примечание.Проверка (аудит) необязательно означает независимую внешнюю проверку (проводимую проверяющим или проверяющими со стороны).

9.6.2 Внутренняя проверка (аудит) безопасности труда позволяет регулярно контролировать выполнение функций (элементов) системы управления охраной труда и соблюдения соответствующих нормативных документов. Для обеспечения систематической проверки (аудита) составляют планы проверок и контролируют их результаты. Проверку (аудит) следует проводить персоналом, который не несет ответственность за деятельность, подвергаемую проверке.

9.6.3 В методику проверки следует включать мероприятия по определению эффективности и результативности системы управления охраной труда и ее элементов по обеспечению безопасности и охраны здоровья работников и предотвращению инцидентов.

Программа проверок (аудита) должна содержать требования к компетенции проверяющего, масштаб, частоту и методологию проведения проверки, а также формы отчетности.

9.6.4 В зависимости от целесообразности проверка (аудит) включает оценку всех или части элементов системы управления охраной труда в организации или ее подсистемах. Проверка должна включать в себя:

а) концепцию охраны труда;

б) участие работников и (или) их представителей;

в) обязанности и ответственность работников;

г) компетентность и подготовку работников;

д) документацию системы управления охраной труда;

е) передачу и обмен информацией;

ж) планирование, развитие и функционирование системы управления охраной труда;

и) предупреждающие и корректирующие действия;

к) приведение документов системы управления в соответствие с изменениями;

л) предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и к ликвидация их последствий;

м) материально-техническое снабжение безопасной продукцией;

н) обеспечение безопасности подрядных работ;

п) наблюдение за результатами деятельности и их измерение;

р) расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве, их воздействия на деятельность по обеспечению безопасности и охраны здоровья;

с) документы, устанавливающие процедуру проверок;

т) анализ эффективности управления охраной труда руководством;

у) процедуру непрерывного совершенствования;

ф) любые другие критерии проверки и элементы в зависимости от необходимости.

9.6.5 В выводах проверки (аудита) должно быть определено, являются ли функционирующие элементы системы управления охраной труда или их подсистем:

а) эффективными для реализации концепции и целей организации по охране труда;

б) эффективными для содействия полному участию в этой работников;

в) соответствующими результатам оценки результативности деятельности по охране труда и предыдущих проверок;

г) обеспечивающими соответствие требованиям национальных законов и правил, относящихся к деятельности организаций;

д) обеспечивающими непрерывное совершенствование и применение передового опыта по охране труда.

9.6.6 Проверку (аудит) проводят компетентные, не связанные с проверяемой деятельностью лица, работающие или не работающие в организации.

Согласование назначения проверяющего и все этапы проверки (аудита) на рабочем месте, включая анализ результатов проверки (аудита), осуществляют с участием работников в установленном порядке.

9.6.7 Результаты проверки (аудита) и ее выводы доводят до лиц, ответственных за корректирующие мероприятия.

Примечание.НастоящийСтандартбыл утвержден Ростехрегулированияприказомот 21 апреля 2009 г. N 138-ст, а его жеприказомот 10 августа 2009 г. N 284-ст был утвержден Национальный стандарт РФГОСТ Р 12.0.008-2009"Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организациях. Проверка (аудит)", которым и следует руководствоваться при проведении проверки (аудита) безопасности труда в организации.

9.7 Анализ эффективности системы управления охраной труда, проводимый руководством организации

9.7.1 При анализе эффективности системы управления охраной труда, проводимый руководством, оценивают:

а) концепцию охраны труда для определения достижения запланированных целей по обеспечению охраны труда;

б) способность системы управления охраной труда удовлетворять общим потребностям организации и ее заинтересованных сторон, включая работников и органы управления, надзора и контроля;

в) необходимость изменения системы управления охраной труда, включая концепцию и цели по охране труда;

г) необходимые действия для своевременного устранения недостатков в области охраны труда, включая изменение критериев оценки эффективности системы и других сторон управленческой структуры организации;

д) выбор приоритетов в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования;

е) степень достижения целей организации по охране труда и своевременность применения корректирующих действий;

ж) эффективность действий, намеченных руководством по результатам предыдущих анализов результативности системы управления охраной труда.

9.7.2 Частоту и масштаб периодических анализов эффективности системы управления охраной труда работодателем или лицом, обладающим наибольшей ответственностью, следует определять в соответствии с необходимостью и условиями деятельности организации.

9.7.3 Анализ эффективности системы управления охраной труда, проводимый руководством, должен учитывать:

а) результаты расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве, наблюдения и измерения результатов деятельности и проверок;

б) дополнительные внутренние и внешние факторы, а также изменения, включая организационные, которые могут влиять на систему управления охраной труда.

9.7.4 Выводы из анализа эффективности системы управления охраной труда руководством должны быть документально зафиксированы и официально доведены до сведения:

а) лиц, ответственных за конкретный элемент(ы) системы управления охраной труда для принятия соответствующих мер;

б) комитета (комиссии) по охране труда, работников, а также их представителей.

Примечание.В данном контексте анализ - это совокупность методов формирования и обработки данных о функционировании системы управления охраной труда, обеспечивающая объективную оценку результатов функционирования данной системы, определение тенденций ее развития, стоящих перед ней задач по совершенствованию, выявление резервов повышения эффективности работы по обеспечению безопасных условий труда.

Анализ функционирования системы проводится по следующим стадиям: определение системы показателей, характеризующих систему, их качественный и количественный анализ, формирование выводов и рекомендаций.

Отсюда следует, что прежде чем что-то оценивать, необходимо определить показатели, которые характеризуют систему, что, по нашему мнению, к сожалению, не было сделано авторами Стандарта. В частности, если показателем, одним из показателей, характеризующих систему, является ее эффективность, то следует дать определение понятия "эффективность" и показатель (показатели) ее характеризующие.

По нашему мнению, для определения эффективности и результативности системы управления охраной труда следует использовать упомянутый выше, специально предназначенный для этого, Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.008-2009"Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Проверка (аудит)".