logo
Договоры о труде в сфере действия трудового права / Krapivin_O_M__Vlasov_V_I_Kommentariy_k_zakonodatelstvu_ob

VIII. Планирование, разработка и применение системы управления охраной труда

8.1 Этапы разработки и применения системы управления охраной труда

8.1.1 Разработка и применение системы управления охраной труда, обеспечения результативного и эффективного ее функционирования, а также улучшения имеющейся системы управления охраной труда состоит из нескольких этапов, включающих:

а) установление требований охраны труда применительно к данной организации;

б) разработку концепции и целей организации в области охраны труда;

в) установление ответственности, необходимой для достижения целей в области охраны труда;

г) выделения необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области охраны труда;

д) определение средств, необходимых для предупреждения аварий и несчастных случаев, устранения их причин.

8.2 Общие требования планирования мероприятий по охране труда

Примечание.ПриказомМинздравсоцразвития РФ от 1 марта 2012 г. N 181н утвержденТиповой переченьежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков.

8.2.1 Целью планирования мероприятий по охране труда в организации является разработка на предстоящий период комплекса мероприятий, направленных на ее обеспечение для различных уровней системы управления охраной труда, включающих:

а) соответствие условий труда требованиям законодательства и иных нормативных правовых актов;

б) основные элементы системы управления охраной труда в организации;

в) непрерывное совершенствование деятельности по охране труда.

8.2.2 Планирование должно включать в себя процессы и виды деятельности, которые связаны с выявленными опасностями и рисками, а также соответствующими ее концепции и целям в области охраны труда, включая техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт оборудования, гарантирующим выполнение соответствующих нормативных требований охраны труда путем:

а) установления и обеспечения выполнения процедур, направленных на устранение отклонений от концепции, целей и задач в области охраны труда;

б) установления и обеспечения использования методов выявления (идентификации) опасностей и оценки рисков, связанных с работой оборудования, используемым сырьем, комплектующими, услугами, получаемыми и используемыми организацией, информирования поставщиков и подрядчиков о соответствующих требованиях;

в) разработки и использования методов проектирования оснащения рабочих мест, производственных процессов, оборудования с учетом требований эргономики, обеспечивая исключение или снижение производственного риска непосредственно в месте его проявления.

8.2.3 Планирование предусматривает также разработку мер по постоянной корректировке документов системы управления охраной труда в соответствие с изменением законодательства и государственных требований. Такие меры предусматривают в соответствующих планах и программах по улучшению условий труда (планирование), учитывают при выполнении функций "организация работ", "обучение и мотивация персонала" и реализуют непосредственно в производственном процессе.

8.2.4 Планирование начинают после доведения информации об условиях труда (о по результатам оценки условий труда) до соответствующих подразделений, которые анализируют ее, разрабатывают необходимые меры, согласовывают их с другими подразделениями и представляют на утверждение руководству организации. Оформляют планирование мероприятий в виде приказов, распоряжений, планов-графиков и программ. Важно, чтобы все планируемые мероприятия были обеспечены необходимыми ресурсами и контролировалось их своевременное исполнение.

8.2.5 Разработку мероприятий осуществляют на основе анализа информации и, как правило, она предусматривает:

а) действия по исключению, снижению и ограничению рисков травматизма и профессиональных заболеваний;

б) профилактические меры, предназначенные для устранения причин потенциальных несоответствий и предотвращения их появления;

в) коррективы, направленные на устранение допущенных несоответствий;

г) предупредительные действия, предусматривающие устранение причин потенциальных несоответствий с целью недопущения их проявления.

В соответствии с принципами обеспечения охраны труда предупредительные (профилактические) мероприятия допускается направлять на улучшение материальной базы, активизацию персонала и совершенствование управления.

8.2.6 Стабильность обеспечения охраны труда может быть достигнута в том случае, если в системе управления охраной труда предусмотрена возможность проведения полного комплекса мероприятий. Однако в зависимости от необходимости, в конкретном случае может потребоваться и выполнение определенной части плановых мероприятий. Например, мероприятия по улучшению материальной базы, по обучению персонала или по изменению организации работ.

8.2.7 Разработку планов принятия рациональных решений осуществляют в процессе последовательного проведения следующих этапов работ:

а) диагностики проблемы, необходимой для принятия решения, предусматривающая сбор достоверной информации и анализ несоответствий для определения причин их появления;

б) формулирования ограничений и критериев для определения их реальных значений, предусматривающих исключение принципиально невозможных и неосуществимых мер из-за ограниченных ресурсов или по другим причинам;

в) определения и оценки вариантов, ограничивающих возможные реальные решения. Это предусматривает сопоставление возможных решений в зависимости, например, от соотношения цены и характеристик закупаемого оборудования. Если позволяет конкретная ситуация и нет жесткого ограничения по времени принятия решения, то не должен исключаться любой вариант, обеспечивающий возможность продолжения сбора и уточнения необходимой информации;

г) выбора варианта или оптимального решения. Выборы могут быть компромиссными, исходя из интересов организации.

8.2.8 Мероприятия по качественному планированию охраны труда основываются на результатах исходного и последующих анализов, других имеющихся данных. Они должны обеспечивать поступательность и беспрерывность действия системы охраны труда и включать в себя:

а) ясное определение, расстановку приоритетности и, где это целесообразно, количественную формулировку целей организации по охране труда;

б) подготовку плана достижения каждой цели с распределением обязанностей и ответственности, сроками выполнения мероприятий по улучшению условий и охраны труда с ясными критериями результативности деятельности для каждого подразделения и уровня управления;

в) отбор критериев результативности мероприятий для подтверждения достигнутой цели;

г) необходимую техническую поддержку, ресурсы, включая человеческие и финансовые.

8.2.9 Мероприятия по планированию охраны труда в организации должны включать в себя разработку, развитие и функционирование всех элементов системы управления охраной труда, описанных в разделе 4.

8.3 Разработка и применение системы управления охраной труда

8.3.1 Реализацию функций управления охраной труда в рамках организации осуществляют при управлении производственным процессом или услугой. Обеспечение охраны труда может быть реализовано только при выполнении всех функций управления.

8.3.2 Для организации работы по охране труда следует определять исполнителей всех мероприятий обеспечения охраны труда, а для их выполнения разработать необходимые регулирующие документы или процедуры.

8.3.3 К элементам системы управления охраной труда следует относить:

а) обязанность руководства организации определять концепцию и цели в области охраны труда, создавать и внедрять систему управления охраной труда, а также руководить ею;

б) разработку, документальное оформление и, при необходимости, внесение изменений в систему управления охраной труда как средство для обеспечения соответствия условий труда государственным требованиям и правил по охране и безопасности труда;

в) анализ государственных требований и правил по охране и безопасности труда, оценку выполнения государственных требований и правил по охране и безопасности труда, а в процессе работ - регулярную проверку и документальное подтверждение достижения государственных требований и правил;

г) выбор квалифицированных поставщиков продукции и входной контроль ее безопасности, а также выбор квалифицированных подрядчиков, предоставляющих безопасные услуги;

д) управление с целью соблюдения требований законодательства, правил по охране и безопасности труда. Для этого необходима разработка соответствующей технологии производства, применения необходимого оборудования, контроля выполнения установленных параметров производственного процесса и достижения требуемых характеристик условий труда;

е) контроль достигнутого уровня охраны и безопасности труда, а также оценку его соответствия плановому уровню. Контроль условий труда следует оформлять соответствующим протоколом;

ж) управление контрольно-измерительным оборудованием для обеспечения объективной оценки условий труда, установление необходимых параметров измерений, в первую очередь, - их точности; определение, калибровку и поверку оборудования, а также обеспечение требуемых условий его сохранности;

и) статус уровня контроля, обеспечивающий достоверность полученных результатов. Например, проведение контроля подготовленными специалистами с применением поверенных и (или) калиброванных средств измерений;

к) корректирующие и предупреждающие действия, необходимые для предупреждения повторения несоответствий путем устранения причин их появления;

л) регистрацию характеристик условий труда, предусматривающую установление порядка сбора, систематизации, ведения, хранения и предоставления данных об условиях труда;

м) внутренние проверки (аудит) охраны и безопасности труда, позволяющие регулярно контролировать применение системы управления в области охраны труда и соблюдения соответствующих государственных требований и нормативных документов. Для обеспечения эффективности проверок следует составлять их планы и оформлять протоколы результатов, а сами проверки следует проводить персоналом, не несущим непосредственную ответственность за проверяемую деятельность;

н) подготовку кадров для обеспечения требуемой квалификации персонала и стимулирование (мотивацию) персонала;

п) техническое обслуживание оборудования и средств защиты;

р) статистические и другие методы оценки характеристик условий труда. При этом следует устанавливать соответствующие процедуры их применения.

Примечание к подпунктам 8.3-8.3.3.По нашему мнению, авторы Стандарта постоянно отвлекаются от решения своей задачи - формулировки мероприятий по созданию, применению, оценке и совершенствованию системы управления охраной труда организации (далее - Система). Вместо этого они обращаются к изложению мероприятий по обеспечению безопасных условий труда, проводимых в повседневной рутинной работе организации, делая, в основном, акцент не на том, что надо делать, а на том как это надо делать.

Указанные выше мероприятия пока никак еще никак не связаны с разработкой системы (подпункты 8.1.1-8.2.9). Система пока еще не разработана, однако из текста8.2.6следует, что она не только создана, но и функционирует, что не следует из всего предыдущего текста Стандарта.

Согласно подпункту 8.2.9мероприятия по планированию охраны труда в организации должны включать в себя разработку, развитие и функционирование всех элементов Системы. Такое утверждение вызывает известные сомнения. Это может показаться парадоксальным авторам Системы, но разработать и создать Систему нужно и возможно независимо от проведения мероприятий по "качественному планированию охраны труда" (подпункт 8.2.8). Нельзя также согласиться с тем, что обязанности, анализ, корректирующие и предупреждающие действия, выбор квалифицированных поставщиков продукции и т.п. (подпункт 8.3.3) относятся к элементам Системы. Элементы Системы материальны, к ним относятся функциональные и линейные подразделения организации, задействованные в ее функционировании.

Действия работодателя по обеспечению безопасных условий труда осуществляются по направлениям, определенным статьями 212,213,215,221,222и рядом других статей ТК РФ. В рамках работы по каждому такому направлению соответствующие подразделения организации осуществляют определенные действия. Рассмотрим в самом общем виде эти действия по их этапам На примере обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ), которые выдаются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (ст. 221 ТК РФ).

1. Проводятся специальная оценка условий труда или выборочные проверки силами организации состояние условий туда на рабочих местах.

2. Фиксируются и характеризуются рабочие места с особыми условиями труда.

3. Фиксируется состав и численность работников, занятых на этих рабочих местах.

4. По типовым нормам обеспечения работников СИЗ определяется состав и количество необходимых СИЗ.

5. Приобретаются СИЗ и сдаются на хранение.

6. Проводится инструктаж работников по правилам применения СИЗ.

7. СИЗ выдаются работникам.

8. Осуществляется контроль за соблюдением работниками правил пользования СИЗ.

9. Осуществляется: хранение, стирка, сушка, ремонт СИЗ.

10. Планируется (по мере истечения сроков использовании) приобретение дополнительных СИЗ.

11. Осуществляется замена СИЗ.

12. Соответствующие обязанности в рамках работы по обеспечению работников СИЗ фиксируются в положениях о структурных подразделениях и должностных инструкциях работников.

13. Постоянно осуществляется контроль за состоянием условий труда на рабочих местах.

14. Осуществляется контроль за выполнением подразделениями организации обязанностей по обеспечению работников СИЗ.

Обязанности по выполнению указанных действий распределяются с установлением при необходимости взаимных связей по различным службам и подразделениям организации в иерархическом порядке (информирование, принятие решений, контроль, ответственность).

Порядок (содержание, распределение и последовательность действий) по обеспечению работников СИЗ фиксируется в Положении (Регламенте, Правилах) об обеспечении работников СИЗ, которое включается в качестве раздела в Положение о Системе управления охраной труда организации. Указанный порядок становится подсистемой Системы управления охраной труда организации.

После проведения работы, аналогичной той, которая выполнена в части выдачи работникам СИЗ, по всем другим направлениям деятельности по обеспечению безопасных условий труда, возникает возможность объединения всех подсистем в единое целое с установлением их взаимной зависимости в рамках Системы управления охраной труда в организации. На этом заканчивается разработка данной Системы, решением руководителя организации она вводится в действие.

8.4 Расследование несчастных случаев, возникновения профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охраны здоровья.

8.4.1 Расследования возникновения и первопричин инцидентов, несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве направлены на выявление любых недостатков в системе управления охраной труда и должны быть документально оформлены.

8.4.2 Порядок расследования несчастных случаев на производстве устанавливается законодательством.

Такие расследования проводят компетентные лица при соответствующем участии работников, а также их представителей.

8.4.3 Результаты расследований доводят до сведения комитета (комиссии) по охране труда (там, где он существует) для формулирования соответствующих рекомендаций.

8.4.4 Результаты расследований и рекомендации комитета (комиссии) по охране труда доводят до сведения соответствующих лиц с целью выполнения корректирующих действий, включают в анализ эффективности системы управления охраной труда руководством и учитывают в деятельности по непрерывному совершенствованию.

8.4.5 По результатам расследования несчастного случая на производстве проводят анализ производственного травматизма и составляют акт о расследовании по установленной форме.

8.4.6 Анализ несчастных случаев осуществляют с помощью:

а) статистических методов, предусматривающих группирование несчастных случаев по различным признакам, оценки показателей и установления зависимостей;

б) топографических методов, при которых наносятся на плане территории обозначения места, где происходили несчастные случаи в течение нескольких лет;

в) монографических исследований длительного анализа отдельных несчастных случаев;

г) экономического анализа оценки материальных последствий травматизма.

8.4.8 Для расследования несчастного случая на производстве в организации работодатель создает комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включают специалиста по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представителей работодателя, представителей профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченного по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченный им представитель. Состав комиссии утверждают приказом (распоряжением) работодателя. Руководителя, непосредственно отвечающего за охрану труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включают.

8.4.9 Расследование несчастного случая на производстве, происшедшего в результате аварии транспортного средства, проводит комиссия, образуемая работодателем с обязательным использованием материалов расследования, проведенного соответствующим государственным органом надзора и контроля.

8.4.10 Для расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом в состав комиссии также включают государственного инспектора по охране труда, представителей органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представителя территориального объединения организаций профессиональных союзов. Работодатель образует комиссию и утверждает ее состав во главе с государственным инспектором по охране труда.

8.4.11 По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего - его родственников) в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо. В случае, если доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель или уполномоченный им его представитель либо председатель комиссии обязан по требованию доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.

8.4.12 В случае острого отравления или радиационного воздействия, превысившего установленные нормы, в состав комиссии включают также представителя органа санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

8.4.13 При несчастном случае, происшедшем в организациях и на объектах, подконтрольных территориальным органам Ростехнадзора, состав комиссии утверждает руководитель соответствующего территориального органа. Возглавляет комиссию представитель этого органа.

8.4.14 В каждом случае расследования несчастного случая на производстве комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения нормативных требований по охране труда, получает необходимую информацию от работодателя и, по возможности, объяснения от пострадавшего.

8.4.15 При расследовании несчастного случая на производстве в организации по требованию комиссии работодатель за счет собственных средств обеспечивает:

а) выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов-экспертов;

б) фотографирование места происшествия и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем;

в) предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты, необходимых для проведения расследования.

8.4.16 В целях расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом подготавливают следующие документы:

а) приказ (распоряжение) работодателя о создании комиссии по расследованию несчастного случая;

б) планы, эскизы, схемы, а при необходимости, - фото- и видеоматериалы места происшествия;

в) документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;

г) выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знаний пострадавших по охране труда;

д) протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;

е) экспертные заключения специалистов, результаты лабораторных исследований и экспериментов;

ж) медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или о причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

и) копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;

к) выписки из ранее выданных на данном производстве (объекте) предписаний государственных инспекторов по охране труда и должностных лиц территориального органа государственного надзора (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также выписки из представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений нормативных требований по охране труда;

л) другие документы по усмотрению комиссии.

8.4.17 Порядокрасследования несчастных случаев на производстве, учитывающий особенности отдельных отраслей и организаций, а также формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве, утверждают в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Примечание.Вподпунктах 8.4.2-8.4.17в сильно сокращенном изложении приводятся положения статейТКРФ, регламентирующих порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения нормативных правовых актов, определяющих порядок расследования и учета профессиональных заболеваний. Для практического применения - организации расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - сведения, содержащиеся в указанных подпунктах явно недостаточны. В этой связи далее по тексту приводится перечень правовых актов, применяемых в установленном порядке при расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.