VIII. Планирование, разработка и применение системы управления охраной труда
8.1 Этапы разработки и применения системы управления охраной труда
8.1.1 Разработка и применение системы управления охраной труда, обеспечения результативного и эффективного ее функционирования, а также улучшения имеющейся системы управления охраной труда состоит из нескольких этапов, включающих:
а) установление требований охраны труда применительно к данной организации;
б) разработку концепции и целей организации в области охраны труда;
в) установление ответственности, необходимой для достижения целей в области охраны труда;
г) выделения необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области охраны труда;
д) определение средств, необходимых для предупреждения аварий и несчастных случаев, устранения их причин.
8.2 Общие требования планирования мероприятий по охране труда
Примечание.ПриказомМинздравсоцразвития РФ от 1 марта 2012 г. N 181н утвержденТиповой переченьежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков.
8.2.1 Целью планирования мероприятий по охране труда в организации является разработка на предстоящий период комплекса мероприятий, направленных на ее обеспечение для различных уровней системы управления охраной труда, включающих:
а) соответствие условий труда требованиям законодательства и иных нормативных правовых актов;
б) основные элементы системы управления охраной труда в организации;
в) непрерывное совершенствование деятельности по охране труда.
8.2.2 Планирование должно включать в себя процессы и виды деятельности, которые связаны с выявленными опасностями и рисками, а также соответствующими ее концепции и целям в области охраны труда, включая техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт оборудования, гарантирующим выполнение соответствующих нормативных требований охраны труда путем:
а) установления и обеспечения выполнения процедур, направленных на устранение отклонений от концепции, целей и задач в области охраны труда;
б) установления и обеспечения использования методов выявления (идентификации) опасностей и оценки рисков, связанных с работой оборудования, используемым сырьем, комплектующими, услугами, получаемыми и используемыми организацией, информирования поставщиков и подрядчиков о соответствующих требованиях;
в) разработки и использования методов проектирования оснащения рабочих мест, производственных процессов, оборудования с учетом требований эргономики, обеспечивая исключение или снижение производственного риска непосредственно в месте его проявления.
8.2.3 Планирование предусматривает также разработку мер по постоянной корректировке документов системы управления охраной труда в соответствие с изменением законодательства и государственных требований. Такие меры предусматривают в соответствующих планах и программах по улучшению условий труда (планирование), учитывают при выполнении функций "организация работ", "обучение и мотивация персонала" и реализуют непосредственно в производственном процессе.
8.2.4 Планирование начинают после доведения информации об условиях труда (о по результатам оценки условий труда) до соответствующих подразделений, которые анализируют ее, разрабатывают необходимые меры, согласовывают их с другими подразделениями и представляют на утверждение руководству организации. Оформляют планирование мероприятий в виде приказов, распоряжений, планов-графиков и программ. Важно, чтобы все планируемые мероприятия были обеспечены необходимыми ресурсами и контролировалось их своевременное исполнение.
8.2.5 Разработку мероприятий осуществляют на основе анализа информации и, как правило, она предусматривает:
а) действия по исключению, снижению и ограничению рисков травматизма и профессиональных заболеваний;
б) профилактические меры, предназначенные для устранения причин потенциальных несоответствий и предотвращения их появления;
в) коррективы, направленные на устранение допущенных несоответствий;
г) предупредительные действия, предусматривающие устранение причин потенциальных несоответствий с целью недопущения их проявления.
В соответствии с принципами обеспечения охраны труда предупредительные (профилактические) мероприятия допускается направлять на улучшение материальной базы, активизацию персонала и совершенствование управления.
8.2.6 Стабильность обеспечения охраны труда может быть достигнута в том случае, если в системе управления охраной труда предусмотрена возможность проведения полного комплекса мероприятий. Однако в зависимости от необходимости, в конкретном случае может потребоваться и выполнение определенной части плановых мероприятий. Например, мероприятия по улучшению материальной базы, по обучению персонала или по изменению организации работ.
8.2.7 Разработку планов принятия рациональных решений осуществляют в процессе последовательного проведения следующих этапов работ:
а) диагностики проблемы, необходимой для принятия решения, предусматривающая сбор достоверной информации и анализ несоответствий для определения причин их появления;
б) формулирования ограничений и критериев для определения их реальных значений, предусматривающих исключение принципиально невозможных и неосуществимых мер из-за ограниченных ресурсов или по другим причинам;
в) определения и оценки вариантов, ограничивающих возможные реальные решения. Это предусматривает сопоставление возможных решений в зависимости, например, от соотношения цены и характеристик закупаемого оборудования. Если позволяет конкретная ситуация и нет жесткого ограничения по времени принятия решения, то не должен исключаться любой вариант, обеспечивающий возможность продолжения сбора и уточнения необходимой информации;
г) выбора варианта или оптимального решения. Выборы могут быть компромиссными, исходя из интересов организации.
8.2.8 Мероприятия по качественному планированию охраны труда основываются на результатах исходного и последующих анализов, других имеющихся данных. Они должны обеспечивать поступательность и беспрерывность действия системы охраны труда и включать в себя:
а) ясное определение, расстановку приоритетности и, где это целесообразно, количественную формулировку целей организации по охране труда;
б) подготовку плана достижения каждой цели с распределением обязанностей и ответственности, сроками выполнения мероприятий по улучшению условий и охраны труда с ясными критериями результативности деятельности для каждого подразделения и уровня управления;
в) отбор критериев результативности мероприятий для подтверждения достигнутой цели;
г) необходимую техническую поддержку, ресурсы, включая человеческие и финансовые.
8.2.9 Мероприятия по планированию охраны труда в организации должны включать в себя разработку, развитие и функционирование всех элементов системы управления охраной труда, описанных в разделе 4.
8.3 Разработка и применение системы управления охраной труда
8.3.1 Реализацию функций управления охраной труда в рамках организации осуществляют при управлении производственным процессом или услугой. Обеспечение охраны труда может быть реализовано только при выполнении всех функций управления.
8.3.2 Для организации работы по охране труда следует определять исполнителей всех мероприятий обеспечения охраны труда, а для их выполнения разработать необходимые регулирующие документы или процедуры.
8.3.3 К элементам системы управления охраной труда следует относить:
а) обязанность руководства организации определять концепцию и цели в области охраны труда, создавать и внедрять систему управления охраной труда, а также руководить ею;
б) разработку, документальное оформление и, при необходимости, внесение изменений в систему управления охраной труда как средство для обеспечения соответствия условий труда государственным требованиям и правил по охране и безопасности труда;
в) анализ государственных требований и правил по охране и безопасности труда, оценку выполнения государственных требований и правил по охране и безопасности труда, а в процессе работ - регулярную проверку и документальное подтверждение достижения государственных требований и правил;
г) выбор квалифицированных поставщиков продукции и входной контроль ее безопасности, а также выбор квалифицированных подрядчиков, предоставляющих безопасные услуги;
д) управление с целью соблюдения требований законодательства, правил по охране и безопасности труда. Для этого необходима разработка соответствующей технологии производства, применения необходимого оборудования, контроля выполнения установленных параметров производственного процесса и достижения требуемых характеристик условий труда;
е) контроль достигнутого уровня охраны и безопасности труда, а также оценку его соответствия плановому уровню. Контроль условий труда следует оформлять соответствующим протоколом;
ж) управление контрольно-измерительным оборудованием для обеспечения объективной оценки условий труда, установление необходимых параметров измерений, в первую очередь, - их точности; определение, калибровку и поверку оборудования, а также обеспечение требуемых условий его сохранности;
и) статус уровня контроля, обеспечивающий достоверность полученных результатов. Например, проведение контроля подготовленными специалистами с применением поверенных и (или) калиброванных средств измерений;
к) корректирующие и предупреждающие действия, необходимые для предупреждения повторения несоответствий путем устранения причин их появления;
л) регистрацию характеристик условий труда, предусматривающую установление порядка сбора, систематизации, ведения, хранения и предоставления данных об условиях труда;
м) внутренние проверки (аудит) охраны и безопасности труда, позволяющие регулярно контролировать применение системы управления в области охраны труда и соблюдения соответствующих государственных требований и нормативных документов. Для обеспечения эффективности проверок следует составлять их планы и оформлять протоколы результатов, а сами проверки следует проводить персоналом, не несущим непосредственную ответственность за проверяемую деятельность;
н) подготовку кадров для обеспечения требуемой квалификации персонала и стимулирование (мотивацию) персонала;
п) техническое обслуживание оборудования и средств защиты;
р) статистические и другие методы оценки характеристик условий труда. При этом следует устанавливать соответствующие процедуры их применения.
Примечание к подпунктам 8.3-8.3.3.По нашему мнению, авторы Стандарта постоянно отвлекаются от решения своей задачи - формулировки мероприятий по созданию, применению, оценке и совершенствованию системы управления охраной труда организации (далее - Система). Вместо этого они обращаются к изложению мероприятий по обеспечению безопасных условий труда, проводимых в повседневной рутинной работе организации, делая, в основном, акцент не на том, что надо делать, а на том как это надо делать.
Указанные выше мероприятия пока никак еще никак не связаны с разработкой системы (подпункты 8.1.1-8.2.9). Система пока еще не разработана, однако из текста8.2.6следует, что она не только создана, но и функционирует, что не следует из всего предыдущего текста Стандарта.
Согласно подпункту 8.2.9мероприятия по планированию охраны труда в организации должны включать в себя разработку, развитие и функционирование всех элементов Системы. Такое утверждение вызывает известные сомнения. Это может показаться парадоксальным авторам Системы, но разработать и создать Систему нужно и возможно независимо от проведения мероприятий по "качественному планированию охраны труда" (подпункт 8.2.8). Нельзя также согласиться с тем, что обязанности, анализ, корректирующие и предупреждающие действия, выбор квалифицированных поставщиков продукции и т.п. (подпункт 8.3.3) относятся к элементам Системы. Элементы Системы материальны, к ним относятся функциональные и линейные подразделения организации, задействованные в ее функционировании.
Действия работодателя по обеспечению безопасных условий труда осуществляются по направлениям, определенным статьями 212,213,215,221,222и рядом других статей ТК РФ. В рамках работы по каждому такому направлению соответствующие подразделения организации осуществляют определенные действия. Рассмотрим в самом общем виде эти действия по их этапам На примере обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ), которые выдаются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (ст. 221 ТК РФ).
1. Проводятся специальная оценка условий труда или выборочные проверки силами организации состояние условий туда на рабочих местах.
2. Фиксируются и характеризуются рабочие места с особыми условиями труда.
3. Фиксируется состав и численность работников, занятых на этих рабочих местах.
4. По типовым нормам обеспечения работников СИЗ определяется состав и количество необходимых СИЗ.
5. Приобретаются СИЗ и сдаются на хранение.
6. Проводится инструктаж работников по правилам применения СИЗ.
7. СИЗ выдаются работникам.
8. Осуществляется контроль за соблюдением работниками правил пользования СИЗ.
9. Осуществляется: хранение, стирка, сушка, ремонт СИЗ.
10. Планируется (по мере истечения сроков использовании) приобретение дополнительных СИЗ.
11. Осуществляется замена СИЗ.
12. Соответствующие обязанности в рамках работы по обеспечению работников СИЗ фиксируются в положениях о структурных подразделениях и должностных инструкциях работников.
13. Постоянно осуществляется контроль за состоянием условий труда на рабочих местах.
14. Осуществляется контроль за выполнением подразделениями организации обязанностей по обеспечению работников СИЗ.
Обязанности по выполнению указанных действий распределяются с установлением при необходимости взаимных связей по различным службам и подразделениям организации в иерархическом порядке (информирование, принятие решений, контроль, ответственность).
Порядок (содержание, распределение и последовательность действий) по обеспечению работников СИЗ фиксируется в Положении (Регламенте, Правилах) об обеспечении работников СИЗ, которое включается в качестве раздела в Положение о Системе управления охраной труда организации. Указанный порядок становится подсистемой Системы управления охраной труда организации.
После проведения работы, аналогичной той, которая выполнена в части выдачи работникам СИЗ, по всем другим направлениям деятельности по обеспечению безопасных условий труда, возникает возможность объединения всех подсистем в единое целое с установлением их взаимной зависимости в рамках Системы управления охраной труда в организации. На этом заканчивается разработка данной Системы, решением руководителя организации она вводится в действие.
8.4 Расследование несчастных случаев, возникновения профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охраны здоровья.
8.4.1 Расследования возникновения и первопричин инцидентов, несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве направлены на выявление любых недостатков в системе управления охраной труда и должны быть документально оформлены.
8.4.2 Порядок расследования несчастных случаев на производстве устанавливается законодательством.
Такие расследования проводят компетентные лица при соответствующем участии работников, а также их представителей.
8.4.3 Результаты расследований доводят до сведения комитета (комиссии) по охране труда (там, где он существует) для формулирования соответствующих рекомендаций.
8.4.4 Результаты расследований и рекомендации комитета (комиссии) по охране труда доводят до сведения соответствующих лиц с целью выполнения корректирующих действий, включают в анализ эффективности системы управления охраной труда руководством и учитывают в деятельности по непрерывному совершенствованию.
8.4.5 По результатам расследования несчастного случая на производстве проводят анализ производственного травматизма и составляют акт о расследовании по установленной форме.
8.4.6 Анализ несчастных случаев осуществляют с помощью:
а) статистических методов, предусматривающих группирование несчастных случаев по различным признакам, оценки показателей и установления зависимостей;
б) топографических методов, при которых наносятся на плане территории обозначения места, где происходили несчастные случаи в течение нескольких лет;
в) монографических исследований длительного анализа отдельных несчастных случаев;
г) экономического анализа оценки материальных последствий травматизма.
8.4.8 Для расследования несчастного случая на производстве в организации работодатель создает комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включают специалиста по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представителей работодателя, представителей профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченного по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченный им представитель. Состав комиссии утверждают приказом (распоряжением) работодателя. Руководителя, непосредственно отвечающего за охрану труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включают.
8.4.9 Расследование несчастного случая на производстве, происшедшего в результате аварии транспортного средства, проводит комиссия, образуемая работодателем с обязательным использованием материалов расследования, проведенного соответствующим государственным органом надзора и контроля.
8.4.10 Для расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом в состав комиссии также включают государственного инспектора по охране труда, представителей органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представителя территориального объединения организаций профессиональных союзов. Работодатель образует комиссию и утверждает ее состав во главе с государственным инспектором по охране труда.
8.4.11 По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего - его родственников) в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо. В случае, если доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель или уполномоченный им его представитель либо председатель комиссии обязан по требованию доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.
8.4.12 В случае острого отравления или радиационного воздействия, превысившего установленные нормы, в состав комиссии включают также представителя органа санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.
8.4.13 При несчастном случае, происшедшем в организациях и на объектах, подконтрольных территориальным органам Ростехнадзора, состав комиссии утверждает руководитель соответствующего территориального органа. Возглавляет комиссию представитель этого органа.
8.4.14 В каждом случае расследования несчастного случая на производстве комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения нормативных требований по охране труда, получает необходимую информацию от работодателя и, по возможности, объяснения от пострадавшего.
8.4.15 При расследовании несчастного случая на производстве в организации по требованию комиссии работодатель за счет собственных средств обеспечивает:
а) выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов-экспертов;
б) фотографирование места происшествия и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем;
в) предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты, необходимых для проведения расследования.
8.4.16 В целях расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом подготавливают следующие документы:
а) приказ (распоряжение) работодателя о создании комиссии по расследованию несчастного случая;
б) планы, эскизы, схемы, а при необходимости, - фото- и видеоматериалы места происшествия;
в) документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;
г) выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знаний пострадавших по охране труда;
д) протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;
е) экспертные заключения специалистов, результаты лабораторных исследований и экспериментов;
ж) медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или о причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
и) копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;
к) выписки из ранее выданных на данном производстве (объекте) предписаний государственных инспекторов по охране труда и должностных лиц территориального органа государственного надзора (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также выписки из представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений нормативных требований по охране труда;
л) другие документы по усмотрению комиссии.
8.4.17 Порядокрасследования несчастных случаев на производстве, учитывающий особенности отдельных отраслей и организаций, а также формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве, утверждают в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Примечание.Вподпунктах 8.4.2-8.4.17в сильно сокращенном изложении приводятся положения статейТКРФ, регламентирующих порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения нормативных правовых актов, определяющих порядок расследования и учета профессиональных заболеваний. Для практического применения - организации расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - сведения, содержащиеся в указанных подпунктах явно недостаточны. В этой связи далее по тексту приводится перечень правовых актов, применяемых в установленном порядке при расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
- Комментарий к законодательству об охране труда Введение
- Глава I. Общие положения законодательства об охране труда § 1. Основные понятия, используемые в законодательстве Российской Федерации об охране труда
- § 2. Государственная политика в области охраны труда
- § 3. Состав государственных органов, осуществляющих управление охраной труда, и исполняемые ими функции
- § 4. Государственные нормативные требования охраны труда
- § 5. Дисциплинарная ответственность работодателей и должностных лиц за нарушение государственных нормативных требований охраны труда
- Мероприятия по реформированию системы предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на рабочих местах с особыми условиями труда, гарантий и компенсаций
- Вопросы введения единого способа исследования условий труда на рабочих местах - специальной оценки условий труда
- Корректировка трудового законодательства
- Определение размера тарифов страховых взносов
- Пенсионные права работников на текущем этапе и в переходный период
- Перевод досрочного пенсионного обеспечения в систему Фонда социального страхования Российской Федерации
- § 2. Классификация вредных и (или) опасных производственных факторов
- § 3. Специальная оценка условий труда
- Глава III. Права работников и обязанности работодателей в области охраны труда § 1. Право работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда
- Компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
- § 2. Обязанности работника в области охраны труда
- § 3. Особенности охраны труда работников в возрасте до 18 лет
- § 4. Особенности охраны труда женщин
- § 5. Охрана труда инвалидов
- § 6. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
- Глава IV. Организация охраны труда в организации, у работодателя-индивидуального предпринимателя § 1. Служба охраны труда
- § 2. Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда организации
- § 3. Комитет (комиссия) по охране труда
- О Типовом положении о комитете (комиссии) по охране труда
- § 4. Кабинет охраны труда и уголок охраны труда в организации
- § 5. Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков
- § 6. Мероприятия по охране труда в коллективном договоре
- § 7. Общие требования к разработке и применению системы управления охраной труда в организации, у работодателя-индивидуального предпринимателя
- I. Национальные стандарты, содержащие требования к созданию и применению систем управления охраной труда
- II. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию система управления охраной труда
- I. Область применения
- III. Термины и определения
- IV. Основы систем управления охраной труда
- V. Организация разработки систем управления охраной труда
- VI. Разработка концепции (политики) охраны труда в организации
- VII Организация работ по обеспечению охраны труда
- VIII. Планирование, разработка и применение системы управления охраной труда
- I. Правовые акты, регламентирующие порядок расследования, регистрации и учета несчастных случаев на производстве
- II. Правовые акты, регламентирующие порядок расследования и учета профессиональных заболеваний
- IX. Оценка состояния охраны труда и эффективности функционирования системы управления охраной труда
- X. Совершенствование управления охраной труда
- III. Требования к разработке, применению, оценке и совершенствованию системы управления охраной труда на малом предприятии
- 1. Область применения
- 2. Нормативные ссылки
- 3. Термины и определения
- 4. Система управления охраной труда малого предприятия
- § 8. Санитарное состояние рабочей как фактор, определяющий состояние охраны труда в организации
- Обязанности работодателей по соблюдению санитарных правил
- Обязанности работодателей по обеспечению безопасности для здоровья человека (ст. 11Закона)
- Санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека
- Санитарно-эпидемиологические требования к потенциально опасным для человека химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции (ст. 14)
- Санитарно-эпидемиологические требования к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалами и изделиям и технологиям их производства (ст. 15)
- Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения (ст. 17)
- Санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению (ст. 19)
- Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления определеныст. 22
- Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта установленыст. 24
- Статьей 25определены санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда
- Статьей 27установлены санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека
- Производственный контроль (ст. 32Закона)
- 1. Область применения и общие положения
- 2. Порядок организации и проведения производственного контроля
- 3. Требования к программе (плану) производственного контроля
- 4. Особенности производственного контроля при осуществлении отдельных видов деятельности
- § 9. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессионального союза в организации
- 1) Подготовка к проведению наблюдений на рабочих местах.
- 2) Проведение наблюдений на рабочих местах.
- § 10. Систематизация правовых актов по охране труда. Положение об охране труда работников организации
- Глава V. Порядок разработки инструкций по охране труда для работников § 1. Порядок разработки и утверждения межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда
- § 2. Разработка и утверждение инструкций по охране труда для работников
- Глава VI. Компенсации работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда
- § 1. Сокращенное рабочее время и дополнительные отпуска для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
- § 2. Особенности организации оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
- § 3. Правила бесплатной выдачи работникам молока или лечебно-профилактического питания
- 1. Бесплатная выдача работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов.
- Нормы бесплатной выдачи равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока
- 2. Бесплатная выдача работникам, занятым на работах с особо вредными условиями труда, лечебно-профилактического питания.
- Глава VII. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты
- § 1. Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты
- § 2. Правила обеспечения работников специальными средствами индивидуальной защиты
- I. Приобретение сиз
- II. Предоставление работникам сиз.
- III. Порядок выдачи и применения сиз.
- IV. Права и обязанности работников.
- V. Порядок организации хранения сиз и ухода за ними.
- VI. Заключительные положения.
- Глава VIII. Обучение работников в области охраны труда
- § 1. Общие для руководителей, специалистов и работников рабочих профессий правила проведения инструктажа по охране труда
- § 2. Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и проверка теоретических знаний и практических навыков безопасной работы рабочих
- § 3 Обучение по охране труда руководителей и специалистов
- § 4. Проверка знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организаций
- Глава IX. Расследование и учет несчастных случаев на производстве
- Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету
- Обязанности работодателя при несчастном случае
- Порядок извещения о несчастных случаях
- Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев
- Сроки расследования несчастных случаев
- Порядок проведения расследования несчастных случаев
- Часть 9 ст. 229.2тк рф утратила силу -Федеральный законот 18 июня 2011 г. N 242-фз.
- Проведение расследования несчастных случаев государственным инспектором труда
- Порядок оформления материалов расследования несчастных случаев
- Порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве
- Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев
- Медицинские заключения о состоянии здоровья лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве
- Глава X. Расследование и учет профессиональных заболеваний
- § 1. Установление диагноза профессионального заболевания
- § 2. Порядок расследования профессиональных заболеваний
- Порядок установления наличия профессионального заболевания
- Порядок расследования обстоятельств и причин возникновения профессионального заболевания
- § 3. Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- I. Общие положения
- II. Освидетельствование пострадавших
- III. Переосвидетельствование пострадавших
- IV. Обжалование решения учреждения медико-социальной экспертизы
- § 4. Порядок оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях
- Глава XI. Обязательные медицинские осмотры работников § 1. Правовая регламентация порядка обязательных медицинских осмотров работников
- § 2. Порядок проведения обязательных медицинских осмотров работников
- § 3. О порядке получения справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну
- Перечень медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну
- Порядок получения справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну
- Глава XII. Право профсоюзов на контроль за соблюдением законодательства об охране труда
- II. Полномочия технической инспекции труда.
- III. Полномочия профессиональной правовой инспекции труда
- IV. Права и обязанности уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза
- Назначение и порядок организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза
- 1. Подготовка к проведению наблюдений на рабочих местах.
- 2. Проведение наблюдений на рабочих местах.
- 3. Реализация результатов наблюдения.
- Глава XIII. Зарубежный опыт по охране труда
- § 1. Общие положения
- § 2. Специальная оценка условий труда
- § 3. Организация проведения специальной оценки условий труда
- I Общие положения
- II. Основные задачи Службы
- III. Функция Службы
- IV. Права работников Службы
- V. Контроль и ответственность
- 1. Общие положения
- 2. Задачи Комитета
- 3. Функции Комитета
- 4. Права Комитета
- Макет Положения об охране труда работников
- 1. Общие положения
- II. Право работников __________________________________ (наименование организации) на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены
- II. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
- IV. Обязанности работодателя и работника в области охраны труда
- V. Организация охраны труда
- Основные задачи Службы
- III. Функции Службы
- Права работников Службы
- V. Контроль и ответственность
- III. Кабинет (уголок) охраны труда.
- VI. Рабочее время
- VII. Отпуска
- VIII. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты
- IX. Медицинские осмотры некоторых категорий работников
- X. Выдача работникам молока и лечебно-профилактического питания
- XI. Санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников
- XII. Обучение в области охраны труда
- XIII. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия работников
- XIV. Общественный контроль за охраной труда
- Макет положения о кабинете (уголке) охраны труда
- I. Общая часть
- II. Основные направления деятельности кабинета (уголка) охраны труда
- III. Тематическая структура кабинета (уголка) охраны труда
- IV. Оснащение кабинета (уголка) охраны труда
- V. Организация работы кабинета (уголка) охраны труда
- Макет раздела "Охрана труда" коллективного договора