logo
Договоры о труде в сфере действия трудового права / Krapivin_O_M__Vlasov_V_I_Kommentariy_k_zakonodatelstvu_ob

VII Организация работ по обеспечению охраны труда

7.1 Организационные мероприятия

7.1.1 Для эффективной организации работы необходимо определять цель организации по обеспечению в ней охраны труда, описывать структуру организации, определять обязанности для каждого подразделения и конкретного исполнителя, предусматривать необходимые между подразделениями связи, обеспечивающие функционирование всей структуры, излагать в документах системы управления установленные требования и меры по обеспечению их выполнения. Организация работ по охране труда предусматривает:

а) распределение обязанностей и ответственности по охране труда между руководством высшего звена и специалистами организации, подразделениями и работниками;

б) участие работников и их представителей в управлении охраной труда.

Право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями (ст. 52ТК РФ). Основные формы участия работников в управлении организацией приводятся вст. 53ТК РФ.

При организации контроля за состоянием условий труда не следует забывать о том, что согласно ст. 370ТК РФ профсоюзам, включая профсоюзные комитеты первичных профсоюзных организаций, предоставлены широкие права для осуществления контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

К сожалению, в рассматриваемом п. 7.1Стандарта не говорится о необходимости создания (ст. 218"Комитета (комиссии) по охране труда" ТК РФ) комитета (комиссии) по охране труда, в состав которого на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

Типовое положениео комитете (комиссии) по охране труда утвержденоприказомМинтруда РФ от 29 мая 2006 г. N 413. В настоящее время этот приказ действует в редакцииприказаМинтруда от 12 февраля 2014 г. N 96.

в) обучение и подготовку работников;

г) организацию службы охраны труда;

д) разработку процедур по формированию документации системы управления охраной труда;

е) разработку процесса сбора и передачи информации по охране труда.

7.1.2 Завершение организации работ по обеспечению охраны труда на основании принятой концепции позволяет:

а) разрабатывать цели организации по обеспечению в ней охраны труда;

б) осуществлять планирование работ по обеспечению охраны труда;

в) организовывать работы по обеспечению требуемой охраны труда с выделением необходимых ресурсов, а также осуществлять необходимую подготовку персонала;

г) осуществлять контроль условий труда и анализ полученной информации при управлении производством;

д) по результатам анализа полученной информации разрабатывать соответствующие мероприятия по устранению выявленных отклонений от требований безопасных условий труда и принимать необходимые решения;

е) реализовывать мероприятия по устранению выявленных отклонений от требуемых безопасных условий труда, а также осуществлять корректировку ранее принятых планов, изменять организацию работ, улучшать подготовку и повышать мотивацию персонала, выбрать других, более квалифицированных поставщиков и подрядчиков.

7.3 Распределение обязанностей и ответственности по охране труда

7.3.1 Руководящая роль работодателя в управлении охраной труда

7.3.1.1 Законодательство возлагает на работодателя ответственность за обеспечение охраны труда в организации. Он организует работу и своими действиями вовлекает работников в эту работу.

Работодатель и руководители высшего звена добиваются единства цели организации и путей достижения этой цели, соблюдения общих для работников организации ценностей, убеждений и норм, поддержания социально-психологического климата в организации, при котором работники полностью вовлекаются в решение задач организации. Руководящая роль работодателя направлена на создание результативной системы управления охраной труда. Она позволяет ему:

а) определять цели;

б) выделять приоритетные цели/задачи и необходимые ресурсы;

в) содействовать планированию работ;

г) повышать ответственность руководителей всех уровней за результаты деятельности;

д) обеспечивать работника всей необходимой информацией об опасностях, с которыми он может столкнуться во время работы. Если работник на своем рабочем месте может соприкасаться с опасными веществами и материалами, в его распоряжении должна быть информация (в объеме и формате установленном соответствующими международными организациями) обо всех опасных свойствах данных веществ и мерах по безопасному обращению с ними;

е) организовывать работу по обеспечению безопасности труда;

ж) повышать мотивацию персонала на выполнение единых целей и задач по обеспечению охраны труда;

и) сводить к минимуму действие субъективных факторов.

Примечание.

1. Настоящий стандартрегламентирует порядок разработки системы управления охраной труда организации, которая сама будучи юридическим лицом является работодателем. Поэтому применительно к организации законодательство возлагает ответственность за обеспечение охраны труда не на работодателя-организацию, а на представителя работодателя - руководителя организации.

2. Руководитель организации не "добивается" чего-либо и не содействует "чему-либо". Располагая властными полномочиями, он осуществляет в директивном порядке ведущую, направляющую, организующую, регулирующую и контрольную деятельность. Эта деятельность осуществляется как в процессе его текущей работы, так и в процессе выбора, использования и совершенствования определенных организационных форм управления организацией.

С позиций процесса управления это означает:

а) анализировать складывающиеся ситуацию, тенденции и перспективы развития; б) формулировать и определять в каждом случае цель деятельности; в) подразделять цель на составные подцели и ставить их достижение в качестве задач перед подчиненными; г) разрабатывать планы и программы, необходимые для достижения цели и подцелей, решения задач; д) определять свою роль и степень личного участия в решении тех или иных задач; е) наделять подчиненных определенными полномочиями, правами, в том числе правами самостоятельного решения тех или иных вопросов; ж) рассматривать, согласовывать, обсуждать и утверждать подготовленные подчиненными проекты решений; з) принимать меры, обеспечивающие реализацию принятых решений; и) активизировать работу подчиненных методами мотивирования и стимулирования; к) осуществлять контроль за деятельностью подчиненных, за достижением поставленных целей, подцелей, задач.

Те же самые функции руководитель организации выполняет в процессе разработки, применения, оценки и совершенствования системы управления охраной труда организации, - не только те, которые перечислены в подпункте 7.3.1.

7.3.1.2 Структура организации представляет собой совокупность подразделений, между которыми существуют взаимосвязи, обеспечивающие достижение целей организации. Структура организации зависит от:

а) целей и задач организации;

б) видов экономической деятельности и размеров организации;

в) характера производственных и управленческих функций;

г) факторов внутренней и внешней среды.

Разработка структуры необходима для обеспечения деятельности организации. От структуры организации зависит эффективность ее деятельности и достижение высоких результатов. Организационные структуры имеют большое разнообразие видов и форм.

7.3.1.3 При формировании системы управления охраной труда следует устанавливать структуру организации и процессы обеспечения охраны труда, а также учитывать принятые на начальных этапах решения по:

а) управлению охраной труда, признанной на всех уровнях;

б) определению и доведению до работников обязанностей, ответственности и полномочий лиц, которые определяют, оценивают или оптимизируют опасности и риски;

в) проведению, при необходимости, эффективного и оперативного контроля за охраной труда работников;

г) сотрудничеству, обмену информацией между работниками, включая их представителей;

д) соблюдению принципов построения систем управления охраной труда, содержащихся в ГОСТ 12.0.230-2007, в стандартах или в программах по охране труда, за выполнение которых отвечает руководство организации;

е) определению и выполнению концепции и целей по обеспечению охраны труда в организации;

ж) установлению эффективных мероприятий по определению, устранению или ограничению опасностей и рисков для обеспечения повышения безопасности работников в течение всего трудового процесса;

и) разработке программ улучшения и оздоровления условий труда в организации;

к) обеспечению эффективных мер по вовлечению всех работников, их представителей, а также комитета (комиссии) по охране труда (при его наличии) в работу по обеспечению охраны труда в организации;

л) предоставлению необходимых условий и ресурсов для лиц, ответственных за обеспечение охраны труда, включая членов комитета (комиссии) и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов.

7.3.2 Обязанности работника

Работник в соответствии с законодательными требованиями обязан:

а) использовать безопасные методы проведения работ;

б) ознакомиться с предоставленной в его распоряжение информацией о возможных рисках и опасностях;

в) соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты, выполнять другие обязанности, предусмотренные действующим законодательством.

г) проходить обучение безопасным методам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

д) извещать руководителя о ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья;

е) проходить обязательные медицинские осмотры (обследования);

ж) активно участвовать в деятельности организации по обеспечению охраной труда.

Примечание.Законодательно - согласност. 214"Обязанности работника в области охраны труда" ТК РФ на работника возлагаются следующие обязанности в области охраны труда, которые должны быть приведены вСтандартебез каких-либо изменений:

Работник обязан:

соблюдать требования охраны труда;

правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Указанные обязанности работника в области охраны труда изложены в ст. 214ТК РФ в общем виде. Они детализируются и конкретизируются в ряде других статей ТК РФ, в других федеральных законах, нормативных правовых актах, например, в приказах Минздравсоцразвития РФ, соглашениях, коллективных договорах, локальных нормативных актах организаций, должностных и производственных инструкциях, технической документации, трудовых договорах.

7.3.3 Служба охраны труда

7.3.3.1 Служба охраны труда в организации предназначена для:

а) организации профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;

б) организации работы по обеспечению охраны труда и улучшению условий и охраны труда;

в) организации работ по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;

г) контроля соблюдения работниками требований охраны труда, содержащихся в законах, и иных нормативных правовых актах, коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах;

д) информирования и консультирования работников организации, в том числе ее руководителей, по вопросам охраны труда;

е) изучения и распространения передового опыта по охране труда, пропаганде перспективных направлений обеспечения охраны труда.

7.3.3.2 Службу охраны труда, как правило, создают в форме самостоятельного структурного подразделения организации.

7.3.3.3 Работодатель организует деятельность службы охраны труда, устанавливает структуру и численность ее работников в соответствии с требованиями законодательства и рекомендациями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

7.3.3.4 При отсутствии в организации службы охраны труда (или специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, уполномоченными оказывать услуги в области охраны труда.

Примечание.Правовое положение службы охраны труда в организации регламентируетсяст. 217"Служба охраны труда в организации" ТК РФ,Рекомендациямипо организации работы службы охраны труда в организации, утвержденнымипостановлениемМинтруда РФ от 8 февраля 2000 г. N 14,Межотраслевыми нормативамичисленности работников службы охраны труда в организации, утвержденнымипостановлениемМинтруда РФ от 22 января 2001 г. N 10*(5).

Содержание положений подпункта 7.3.3.1Стандарта существенно отличается от содержания положений указанных выше правовых актов. В частности, назначение (цель создания) службы охраны труда в организации заключается не только в выполнении отдельных функций, приведенных в указанном подпункте. Согласност. 217ТК РФ служба охраны труда создается в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда и осуществления контроля за их выполнением.

По нашему мнению, в данном подпунктеСтандарта не следовало излагать, тем более в существенно усеченном виде, полномочия службы охраны труда в организации. Достаточно было сослаться на правовые акты, регламентирующие ее деятельность. Здесь было целесообразно изложить задачи и функции службы, выполняемые ею в процессах разработки, применения, оценки и совершенствования систем управления охраной труда в организации.

7.4 Участие работников и выбранных ими представителей

7.4.1 Работники всех уровней реализуют все производственные процессы, и их активное участие является необходимым условием обеспечения охраны труда. Поэтому работодателю следует привлекать работников, а также их представителей по охране труда к управлению охраной труда, включая управление аварийными мероприятиями.

7.4.2 Вовлечение всего коллектива организации в деятельность по обеспечению охраны труда (в том числе профилактическую) дает возможность ему выполнять осознанные действия по осуществлению их трудовых функций, использовать способности каждого с максимальной эффективностью. Управление охраной труда является коллективной деятельностью, требующей совместных усилий. Поэтому сотрудникам, занимающимся планированием, исследованием, проектированием, постановкой продукции на производство, работникам, непосредственно занятым в производстве, а также сотрудникам экономических служб, отделов сбыта и кадров следует участвовать в деятельности по управлению охраной труда. Это достигается определением во всех службах и на всех организационных уровнях обязанностей и полномочий в отношении безопасности всех видов работ, их объема и технологии (методы, правила). В должностных инструкциях следует определять степень свободы действий членов персонала в рамках их должностной компетенции, обеспечивающей творчество и активное участие работников в управлении охраной труда.

7.4.3 Участие работников в управлении охраной труда обеспечивает:

а) повышение ответственности каждого за результаты своей деятельности;

б) рост заинтересованности каждого в успехах организации и своей причастности к решению общих задач;

в) переход от разобщенных действий к солидарным и осознанным, работе в коллективе, сотрудничеству и социальному партнерству;

г) мотивацию всех и каждого в отдельности к участию в постоянном улучшении деятельности организации.

7.4.4 Активное участие работников в управлении охраной труда обеспечивается:

а) привлечением работников, а также их представителей по охране труда к консультациям, информированию и повышению их квалификации по всем аспектам охраны труда, связанным с их работой, включая мероприятия по ликвидации возможных аварий;

б) выделением времени и возможностей для активного участия работников, а также их представителей в процессах организационного характера, планирования и реализации действий по совершенствованию системы управления охраной труда, оценке ее эффективности;

в) созданием, формированием и эффективным функционированием комитета (комиссии) по охране труда, признанием и повышением авторитета представителей работников по охране труда;

г) определением требований к необходимой компетентности работников в области охраны труда.

Комитеты (комиссии) по охране труда

7.5.1 Комитет (комиссия) является составной частью системы управления охраной труда в организации, а также одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда. Его работа строится на принципах социального партнерства.

7.5.2 Комитет (комиссия) взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, органами федеральной инспекции труда, другими государственными органами надзора и контроля, а также с технической инспекцией труда профсоюзов.

7.5.3 Задачами комитета (комиссии) являются:

а) разработка на основе предложений членов комитета (комиссии) программы совместных действий работодателя, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

б) организация проведения проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка соответствующих предложений работодателю по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

в) информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.

7.5.4 Комитеты (комиссии) по охране труда создаются по инициативе работников либо их представительного органа на паритетной основе (каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей сторон) из представителей работодателя, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. Состав комитета (комиссии) утверждают приказом (распоряжением) работодателя.

7.5.5 Комитет (комиссия) избирает из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Председателем комитета (комиссии), как правило, является работодатель или его ответственный представитель, одним из заместителей председателя - представитель выборного профсоюзного органа и (или) иного уполномоченного работниками представительного органа, секретарем - работник службы охраны труда.

7.5.6 Комитет (комиссия) осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемыми им регламентом и планом работы.

7.5.7 Члены комитета (комиссии) проходят обучение по охране труда по направлению работодателя на специализированные курсы не реже одного раза в три года за счет средств работодателя, а также средств Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика) в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

7.5.8 Обеспечение деятельности комитета (комиссии), его членов (освобождение от основной работы на время исполнения обязанностей, прохождения обучения и т.п.) устанавливают коллективный договор, локальные нормативные правовые акты организации.

7.5.9 Комитеты (комиссии) в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области охраны труда, генеральными, региональными, отраслевыми (межотраслевыми), территориальными соглашениями, коллективным договором (соглашением по охране труда), локальными нормативными правовыми актами организации.

Примечание.Правовое положение комитета (комиссии) по охране труда организации определеност. 218"Комитеты (комиссии) по охране труда" ТК РФ иТиповым положениемо комитете (комиссии) по охране труда", утвержденнымприказомМинздравсоцразвития РФ от 29 мая 2006 г. N 413 (в ред.приказаМинтруда РФ от 12 февраля 2014 г. N 96).

Согласно ст. 218ТК РФ:

По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Типовое положениео комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (в настоящее время Минздравсоцразвития РФ).

Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

Этим текстом исчерпываются нормы, регулирующие деятельность комитета (комиссии) по охране труда (далее - комитет), сформулированные федеральным законом. Они в несколько измененном виде нашли отражение в комментируемом пункте VIIСтандарта. Остальной текст этого пункта представляет собой сокращенное изложение текста упомянутого вышеТипового положенияо комитете (комиссии) по охране труда. Обратимся к тексту этого пункта VII.

Во-первых, обращает на себя внимание тот факт, что текст подпунктов 7.5.2,7.5.4,7.5.5,7.5.7и7.5.8не имеет отношения к разработке, применению, оценке и совершенствованию системы управления охраной труда организации, является в данном контексте излишним.

Во-вторых, в подпункте 7.5.1провозглашается, что комитет является одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда (повторяется фрагмент текстап. 3упомянутого выше Типового положения о комитете). В этой связи отметим, что не сам комитет является одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда, а их деятельность в комитете.

Принципиально важно другое: право работников на участие в управлении организацией декларируется не нормативными правовыми актами, одним из которых является упомянутый приказМинздравсоцразвития РФ от 29 мая 2006 г. N 413, а ТК РФ согласно егост. 52право работников на участие в управлении организацией работники непосредственно или через свои представительные органы регулируются настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором. Не более того. Исходя из изложенного, вподпункте 7.5.1нецелесообразно упоминать о том, что члены комитета со стороны работников участвуют в управлении организацией в области охраны труда.

В-третьих. В подпункте 7.5.1перечислены в интерпретации авторов Стандарта - не учтены полностью положенияст. 218ТК РФ иприказаМинздравсоцразвития РФ от 29 мая 2006 г. N 413 - задачи комитета, которые он должен решать в процессе своей обычной деятельности. В то же время ничего не сказано о том, какие задачи должен он решать и что конкретно делать в процессе разработки, применения, оценки и совершенствования системы управления охраной труда организации. Специалистам, руководствующимся Стандартом, придется самостоятельно формулировать задачи комитета и определять содержание его работы в указанном процессе.

7.6 Уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда профессионального союза

7.6.1 Уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда профессионального союза (далее - уполномоченный) осуществляет профсоюзный контроль соблюдения требований охраны труда в организациях, в которых работают члены профсоюзов.

7.6.2 Задачами уполномоченного являются:

а) содействие созданию в организации (структурном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям инструкций, норм и правил по охране труда;

б) осуществление в организации (структурном подразделении) контроля состояния условий и охраны труда на рабочих местах;

в) подготовка предложений работодателю (руководящему должностному лицу) по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах на основе проводимого анализа;

г) представление интересов работников при рассмотрении трудовых споров по вопросам, связанным с обязанностями работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда и правами работника на труд, в условиях, отвечающих требованиям охраны труда;

д) информирование и консультирование работников структурных подразделений по вопросам их прав и гарантий на безопасный и здоровый труд.

7.6.3 Уполномоченный в своей деятельности руководствуется требованиями охраны труда, постановлениями (решениями) первичной профсоюзной организации и ее выборных органов, коллективным договором и (или) соглашением, локальными нормативными актами по охране труда. Осуществляет свою деятельность во взаимодействии с руководителями и иными должностными лицами организации (структурного подразделения), со службой охраны труда, с технической инспекцией труда профсоюзов, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими проведение надзора и контроля. Руководство деятельностью уполномоченного осуществляет выборный орган первичной профсоюзной организацией.

7.6.4 Уполномоченного избирают открытым голосованием на общем профсоюзном собрании (конференции) работников организации на срок полномочий выборного органа первичной профсоюзной организации. Уполномоченным не может быть избран работник (должностное лицо), в функциональные обязанности которого входит обеспечение безопасных условий и охраны труда в организации или ее структурном подразделении.

Примечание.Согласност. 5"Независимость профсоюзов" федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности":

1. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.

2. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности.

В связи с изложенным, регламентация в государственном Стандартезадач и функций уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюза представляется некорректным.

Исполком ФНПР постановлениемот 18 октября 2006 г. N 4-3 утвердил "Типовое положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профсоюза", которым и следует руководствоваться об определении правового положения указанного уполномоченного лица: авторы Стандарта извлекли из текстаТипового положениялишь ее незначительную часть.

7.7 Подготовка и обучение персонала по охране труда

7.7.1 Обучение и проверка знаний требований охраны труда

Примечание.Законодательно порядок обучения и профессиональной подготовки работников в области охраны труда регламентируетсяст. 225"Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда" ТК РФ:

- Все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

- Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

- Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. Государство обеспечивает профессиональную подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Положения ст. 225ТК РФ конкретизированы впостановленииМинтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2001 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций". Указаннымпорядком, в частности, предусмотрено:

1. На основе Порядкафедеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные требования к организации и проведению обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников подведомственных им организаций, не противоречащие требованиям Порядка.

2. Порядокне заменяет специальных требований к проведению обучения, инструктажа и проверки знаний работников, установленных органами государственного надзора и контроля.

3. Одновременно с обучением по охране труда и проверкой знаний требований охраны труда, осуществляемыми в соответствии с Порядком, может проводиться обучение и аттестация работников организаций по другим направлениям безопасности труда, организуемые органами государственного надзора и контроля и федеральными органами исполнительной власти в порядке, утверждаемом ими по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.

Текст Порядкаструктурирован в зависимости от категорий работников, проходящих обучения и проверку знаний в области охраны труда.

Порядоквключает в себя следующие разделы и приложения.

I. Общие положения.

II. Порядок обучения по охране труда.

2.1. Проведение инструктажа по охране труда.

2.2. Обучение работников рабочих профессий.

2.3. Обучение руководителей и специалистов.

III. Проверка знаний требований охраны труда.

IV. Заключительные положения.

Приложение 1. Протокол заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников.

Приложение 2. Удостоверение о проверке знаний требований охраны труда.

Текст подпункта 7.7"Подготовка и обучение персонала" Стандарта приводится в сокращенном и, по нашему мнению, недостаточно последовательном изложенииПорядка, в связи с чем при организации и проведении обучения работников в рамках системы управления охраны труда организации целесообразно руководствоваться непосредственно Порядком.

7.7.1.1 Обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда всех работников осуществляют с целью обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников организаций устанавливает Федеральный органа исполнительной власти по труду и образованию. Ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников организаций несет работодатель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7.7.1.2 Обучение по охране труда предусматривает:

а) вводный инструктаж;

б) инструктаж на рабочем месте: первичный, повторный, внеплановый и целевой;

в) обучение работников рабочих профессий;

г) обучение руководителей и специалистов, а также обучение иных отдельных категорий застрахованных в рамках системы обязательного социального страхования.

7.7.1.3 Все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда.

7.7.1.4 Вводный инструктаж по охране труда проводят по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом специфики деятельности организации и утвержденной в установленном порядке работодателем (или уполномоченным им лицом).

7.7.1.5 Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи на рабочем месте проводит непосредственный руководитель работ (мастер, прораб, преподаватель), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

7.7.1.6 Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.

7.7.1.7 Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.

7.7.1.8 Проведение всех видов инструктажей регистрируют в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписей инструктируемого и инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.

7.7.1.9 Первичный инструктаж на рабочем месте проводят до начала самостоятельной работы:

а) со всеми вновь принятыми в организацию работниками;

б) с работниками организации, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения, либо работниками, которым поручается выполнение новой для них работы;

в) с командированными работниками сторонних организаций, обучающимися в образовательных учреждениях соответствующих уровней, проходящими производственную практику.

7.7.1.10 Первичный инструктаж на рабочем месте проводят руководители структурных подразделений организации по программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации.

Примечание.Текстподпункта 7.7.1.10противоречитподпункту 7.7.1.5, согласно которому первичный инструктаж проводит непосредственный руководитель работ (мастер, прораб, преподаватель), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. Это не вина авторов Стандарта: они повторили противоречие, содержащееся в Порядке. Со своей стороны отметим, что при разработке локальных нормативных актов, регламентирующих правила обучения и проверки знаний требований охраны труда, в качестве вспомогательного материала может быть использован Межгосударственный стандарт "Организация обучения безопасности труда"ГОСТ 12.0.004-90.

7.7.1.11 Работников, не связанных с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, допускается освобождать от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, утверждает работодатель.

7.7.1.12 Повторный инструктаж проходят все работники не реже одного раза в 6 мес. по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте.

7.7.1.13 Внеплановый инструктаж проводят:

а) при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;

б) при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений и других факторов, влияющих на безопасность труда;

в) при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т.п.);

г) по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;

д) при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями - более 30 календарных дней, а для остальных работ - более 2 мес.);

е) по решению работодателя.

7.7.1.14 Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляют наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий.

7.7.2 Обучение работников рабочих профессий

7.7.2.1 Работодатель в течение месяца после приема на работу организует обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.

Обучение по охране труда проводят при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям.

7.7.2.2 Работодатель обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. Работники рабочих профессий, впервые поступившие на указанные работы либо имеющие перерыв в работе по профессии (виду работ) более года, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы.

7.7.2.3 Порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливает работодатель в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.

7.7.2.4 Работодатель организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий по оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем, но не позднее одного месяца после приема на работу.

7.7.3 Обучение руководителей и специалистов

7.7.3.1 Руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Вновь назначенных на должность руководителей и специалистов организации допускают к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации).

7.7.3.2 Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводит по соответствующим программам по охране труда непосредственно сама организация или образовательные учреждения профессионального образования при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

Обучение по охране труда проходят:

а) руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений профессионального образования (преподаватели дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств"), а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

б) специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

в) члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.

7.7.3.3 Требования к условиям осуществления обучения по охране труда по соответствующим программам обучающими организациями разрабатываются и утверждают федеральные органы по труду по согласованию с Министерством образования Российской Федерации.

7.7.3.4 В процессе обучения по охране труда руководителей и специалистов проводят лекции, семинары, собеседования, индивидуальные или групповые консультации, деловые игры и т.д., допускаются использовать элементы самостоятельного изучения программы по охране труда, компьютерные программы, а также дистанционное обучение.

7.7.4 Проверка знаний требований охраны труда

7.7.4.1 Проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости - в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.

7.7.4.2 Руководители и специалисты организаций проходят очередную проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года.

7.7.4.3 Внеочередную проверку знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводят:

а) при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. При этом осуществляют проверку знаний только этих законодательных и нормативных правовых актов;

б) при вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний по охране труда работников. В этом случае осуществляют проверку знаний требований охраны труда, связанных с соответствующими изменениями;

в) при назначении или переводе работников на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по охране труда (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей);

г) по требованию должностных лиц федеральной инспекции труда, других органов государственного надзора и контроля, а также федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов местного самоуправления, а также работодателя (или уполномоченного им лица) при установлении нарушений требований охраны труда и недостаточных знаний требований безопасности и охраны труда;

д) после происшедших аварий и несчастных случаев, а также при выявлении неоднократных нарушений работниками организации требований нормативных правовых актов по охране труда;

е) при перерыве в работе в данной должности более одного года.

Объем и порядок процедуры внеочередной проверки знаний требований охраны труда определяет сторона, инициирующая ее проведение.

7.7.4.4 Для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.

В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций включают руководителей организаций и их структурных подразделений, специалистов служб охраны труда, главных специалистов (технолога, механика, энергетика и т.д.). В работе комиссии могут принимать участие представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов.

7.7.4.5 Проверку знаний требований охраны труда работников, в том числе руководителей, организаций проводят в соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда, обеспечение и соблюдение требований которых входит в их обязанности, с учетом их должностных обязанностей, характера производственной деятельности.

7.7.4.6 Результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляют протоколом по форме установленного образца.

7.7.4.7 Работнику, успешно прошедшему проверку знаний требований охраны труда, выдают удостоверение за подписью председателя комиссии по проверке знаний требований охраны труда, заверенное печатью организации, проводившей обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, по форме установленного образца.

7.7.4.8 Работник, не прошедший проверки знаний требований охраны труда при обучении, обязан после этого пройти повторную проверку знаний в срок не позднее одного месяца.

7.7.4.9 Обучающие организации могут осуществлять проверку знаний требований охраны труда только тех работников, которые проходили в них обучение по охране труда.

Примечание.

1. Здесь оканчивается изложение постановленияМинтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29.

2. В подпунктах 7.7.5-7.7.5.6в самом общем виде, лаконично даются рекомендации по проведению в организации профессиональной подготовки и переподготовке работников. В этой связи отметим, что подготовка переподготовка и повышение квалификации непосредственно в организации - это самостоятельная область деятельности, регламентируемая локальными нормативными актами, часто основанных на отраслевых стандартах.

Например, порядок профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала организаций электроэнергетики, ранее входивших в состав ОАО РАО "ЕЭС России", регламентируется отраслевым "Стандартом организации подготовки, переподготовки, повышения квалификации персонала" СО-ЕЭС-ПП-1-2005. Данный стандарт определяет нормы и процедуры непрерывного профессионального образования - одного из основных направлений работы по развитию персонала.

Во всех отраслях экономики программы и учебные планы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников непосредственно в организациях предусматривают, в том числе обучение правилам охраны труда. По вопросам обучения правилам охраны труда система управления охраной труда организации должна кооперироваться с ее самостоятельно функционирующей системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала.

7.7.5 Профессиональная подготовка и переподготовка работников

7.7.5.1 Обеспечение охраны и безопасности труда является наиболее эффективным, когда работники организации (в том числе рабочие) имеют хорошее образование и специальную подготовку, приобретаемые в период обучения и постоянного повышения квалификации и переподготовке всего персонала.

7.7.5.2 Необходимая квалификация работника зависит от характера организации и определяется ее руководителем. Работодателям следует устанавливать и своевременно корректировать мероприятия, обеспечивающие необходимую компетентность и квалификацию у всех работников для выполнения своих служебных обязанностей и обязательств по обеспечению и выполнению требований охраны труда. Для обеспечения компетентности и квалификации работников для выполнения своих служебных обязанностей следует организовывать непрерывное обучение.

7.7.5.3 Программы подготовки и переподготовки работников должны:

а) включать в себя содержание и объем подготовки, соответствующие размеру и характеру деятельности организации;

б) охватывать всех работников организации;

в) иметь различные уровни требуемых знаний и ответственности для различных категорий обучаемых;

г) содержать оценку доступности и прочности усвоения материала подготовки;

д) предусматривать своевременную с соответствующей периодичностью эффективную как первоначальную, так и повторную подготовку;

е) периодически анализироваться и, по мере необходимости, корректироваться с целью обеспечения их соответствия законодательству, современному уровню и эффективности;

ж) содержать требования по оформлению результатов проверки знаний;

и) быть документально оформлены.

7.7.5.4 Повышение профессиональной подготовки и переподготовки следует проводить с использованием следующих принципов:

а) ориентации на конкретные результаты обучения;

б) гибкости для обеспечения возможности регулирования объема и содержания обучения в зависимости от потребностей обучающихся;

в) оптимального соотношения теоретических знаний с практическим освоением и формированием навыков;

г) равных возможностей для обучения с помощью преподавателей и (или) самообучения;

д) оперативности в развитии и обновлении программ обучения в результате изменения состава персонала;

е) относительно небольших затрат времени и средств на обучение при высокой отдаче.

7.7.5.5 При обучении слушатели получают знания, необходимые для организации. В процессе обучения слушателей вовлекают в решение реальных проблем организации.

7.7.5.6 Подготовку следует предоставлять всем слушателям бесплатно и осуществлять, по возможности, в рабочее время.

7.8 Документация системы управления охраной труда

7.8.1 Разработка системы управления охраной труда включает в себя создание комплекса взаимоувязанных локальных нормативных документов, содержащих структуру системы, обязанности и права для каждого подразделения и конкретного исполнителя, процессы обеспечения охраны труда и контроля, необходимые связи между подразделениями, обеспечивающие функционирование всей структуры.

7.8.2 Документы системы управления допускается разрабатывать в виде стандартов организации, руководства или других видов документов (приложения к распорядительному документу организации).

7.8.3 Установленные в документах системы - организация работ, содержание управленческих функций (или процессов) и процессы обеспечения охраны труда в их взаимодействии - позволяют выполнять их, а в дальнейшем оценивать результаты применения и, если необходимо, осуществлять сертификацию системы управления.

7.8.4 Комплект документов системы управления охраной труда должен быть минимальным. Он зависит от:

а) характера, вида деятельности организации и ее размера;

б) требований национальных законов, правил и иных нормативных правовых актов по охране труд, и соответствующих обязательных требований;

в) компетентности и способности работников.

7.8.5 Обязательными самостоятельными документами системы являются концепция охраны труда и положение о системе управления охраной труда. Эти документы предназначены для внутреннего и внешнего пользования.

7.8.6 Документы системы управления охраной труда включают в себя:

а) концепцию (политику) охраны труда;

б) программы охраны труда;

в) распределение ключевых управленческих обязанностей по охране труда и по обеспечению функционирования системы управления;

г) перечень основных опасностей и рисков, вытекающих из деятельности организации, мероприятия по их предотвращению, снижению и уменьшению;

д) положения, процедуры, методики, инструкции или другие внутренние документы, используемые в рамках системы управления;

е) записи (журналы, протоколы, акты, отчеты), выполняемые при проверках, контроле и анализах, акты проверок и расследований, протоколы совещаний и измерений, журналы осмотров и инструктажей.

7.8.7 Копии всех документов учитывают и располагают в местах, доступных для ознакомления с ними работников организации. Отмененные документы изымают из обращения с принятием мер, исключающих их непреднамеренное использование в дальнейшем.

7.8.8 Документация системы управления охраной труда должна:

а) быть понятна пользователям;

б) периодически анализироваться и, при необходимости, своевременно корректироваться;

в) быть доступной для работников, которых она касается и кому предназначена.

7.8.9 Записи по охране труда (журналы, протоколы, акты, отчеты) следует:

а) систематически вести и оптимизировать;

б) оформлять так, чтобы можно было их легко определить;

в) хранить в соответствии с установленным определенным сроком;

г) располагать в местах, удобных для пользования.

7.8.10 Работники должны иметь право доступа к записям, относящимся к их производственной деятельности и здоровью.

7.8.11 Допускается в записи по охране труда (журналы, протоколы, акты, отчеты) включать:

а) сведения, вытекающие из практики применения системы управления охраной труда;

б) сведения о травмах, об ухудшении здоровья, о болезнях и инцидентах, связанных с работой;

в) данные о воздействиях вредных производственных факторов на работников и о наблюдениях за производственной средой и за состоянием здоровья работников;

г) информацию в виде установленного на международном уровне формата (паспорта безопасности) об опасных свойствах, находящихся в обращении на производстве веществ и материалов и мерах по их безопасному обращению;

д) результаты наблюдений за функционированием системы управления охраной труда.

Примечание.По нашему мнению, не следует связывать действия специалистов многочисленными общими, иногда произвольными требованиями, предъявляемыми к обособленной, по мнению авторовСтандарта, документации системы управления охраной труда организации. При определении состава документации системы управления охраной труда следует исходить из того что она является подсистемой, органической частью общей системы управления организацией, в которой действует единый, установленный по определенным правилам порядок ведения документации. Значительная часть этой документации уже существует и повседневно применяется в практике организации охраны труда.

Эта часть документации группируется по службам и подразделениям, специализирующимся по определенным направлениям работы по охране туда, обращается между ними. Как мы уже отмечали выше, указанные направления определены ТКРФ. К ним относятся:

- обеспечение соответствия производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, травмобезопасности государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 212ТК РФ);

- проведение медицинских осмотров (обследований) работников (ст. 213ТК РФ);

- обеспечение соответствия производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 215ТК РФ);

- выдача молока и лечебно-профилактического питания (ст. 222ТК РФ);

- санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников (ст. 223ТК РФ);

- обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда (ст. 225ТК РФ) и т.д.

Состав и содержание документации, применяемой в процессе работы по этим направлениям охраны труда в подавляющем большинстве своем регламентируется локальными нормативными актами, принятыми руководителем организации во исполнение нормативных правовых актов различных министерств и ведомств, в первую очередь - Минздравсоцразвития РФ.

Документация, применяемая и как бы закрепленная за службами и подразделениями, специализирующимся по отдельным направлениям работы по охране труда, будет по-прежнему применяться в том же составе именно этими службами и подразделениями также в процессе функционирования системы охраны труда. Дополнительная документация будет формироваться в части создания и организации функционирования систем управления охраной труда.

7.9 Передача и обмен информацией об охране труда

7.9.1 Обеспечение сбора, обработки передачи, обмена, использование информации по охране труда, а также своевременное внесение необходимых изменений позволит проводить ее анализ и принимать решение по улучшению охраны труда в организации.

7.9.2 Процедуры информационного обеспечения по охране труда должны содержать порядок:

а) получения и рассмотрения внешних и внутренних сообщений (запросов, идей и предложений), связанных с охраной труда, их документального оформления, а также подготовки и выдачи ответов на них;

б) обеспечения внутренней передачи и обмена информацией по охране труда между соответствующими уровнями и функциональными структурами организации;

в) получения, гарантированного рассмотрения и подготовки ответов на запросы, идеи и предложения работников, а также их представителей по охране труда.