Брак и семья в современном обществе
Важнейшим социальным институтом является семья — общность людей, основанная на единой общесемейной деятельности, супружеских узах, осуществляющая воспроизводство населения, преемственность поколений и социализацию детей.
Семья является основной ячейкой общества. Как социальный институт семья определяет правила и нормы, регулирующие поведение человека. В то же время семья является малой группой, объединяющей родственников, связанных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении друг с другом. В семье существуют особые эмоциональные отношения, свои групповые ценности и нормы поведения. Как социальный институт семья обеспечивает воспроизводство рода, как малая группа — занимается воспитанием и социализацией личности, предлагая принятые в обществе нормы поведения и ценности. Главный метод воспитания — метод личного примера, когда дети копируют модели поведения взрослых членов семьи.
Семья выступает главным социальным институтом, с помощью которого регулируются и удовлетворяются сексуальные потребности людей.
Кроме того, семья выполняет статусную функцию, когда каждый член семьи приобретает некоторые наследственные статусы: национальность, принадлежность к определенной культуре, религии, определенному социальному слою.
Семья реализует потребности человека в эмоциональном общении, выполняет эмоционально-психологическую функцию.
Социологи различают специфические и неспецифические функции семьи. К специфическим относят рождение, содержание и социализацию детей, к неспецифическим — функции, которые семья вынуждена выполнять в определенных исторических обстоятельствах: накопление и передача собственности, социальный статус, организация производства и потребления.
Моногамная семья основана на браке одного мужчины с одной женщиной, при полигамии существует брак одного супруга с несколькими лицами противоположного пола:
— полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами;
— полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами. -
В патрилинейных семьях наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцовской линии, в матрилинейных — по материнской.
Патриархальную семью возглавляет отец, матриархальную — мать. Самыми распространенными (в России 63% населения) являются нуклеарные (супружеские) семьи, которые состоят из двух поколений — родители и дети. Нуклеарные семьи могут быть двух типов:
— репродуктивная семья состоит из родителей и несовершеннолетних детей;
— ориентационная семья включает в себя только родителей, из нее вышли взрослые дети, имеющие свои репродуктивные семьи.
В расширенной семье (в России около 25% общего числа семей) живут три и более поколения: прародители, родители, дети, внуки.
Семьи, включающие в себя одного родителя и детей, называются неполными (в России — 15%).
По количеству детей выделяют:
— бездетные семьи, где нет своих или приемных детей;
— малодетные, в которых один-два ребенка;
— среднедетные — три-четыре ребенка;
— многодетные семьи, в которых живут пять и более детей. По характеру распределения домашних обязанностей
выделяют:
— традиционную семью, в которой роль лидера принадлежит мужчине, экономически обеспечивающему семью, с четким разграничением домашних работ на «мужские» и «женские»;
— нетрадиционную, в которой мужчина не в состоянии экономически обеспечить семью, и женщина вынуждена при нимать участие в общественном производстве, в то же время за ней сохраняются домашние обязанности;
— коллективистскую паритетную семью, в которой все виды домашних работ выполняются супругами взаимозаменяемо.
В семейном воспитании выделяют три типа:
— авторитарный, основанный на признании авторитета главы семьи, предполагающий безоговорочное выполнение требований и использующий принудительные меры воздействия;
— либеральный, в котором интересы индивида ставятся выше интересов других людей и общества в целом;
— демократический, основанный на убеждении, самовоспитании, сотрудничестве детей и родителей.
По социальному положению различают:
— гамогамные семьи, в которых члены семьи однородны по национальности, профессии, возрасту, образованию;
— гетерогамные, когда имеются различия в социально-демографических показателях;
— гомогенные, в которых муж и жена являются выходцами из одного социального слоя;
— гетерогенные, когда супруги принадлежат к разным социальным группам.
С институтом семьи тесно связан институт брака. Под браком в социологии понимается санкционированная обществом устойчивая форма половых отношений. В юридическом смысле браком называется свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном законом порядке, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные, а также имущественные права и обязанности супругов.
Брачно-семейные отношения регулируются Семейным кодексом Российской Федерации.
Основания для вступления в брак многообразны:
— любовь является наиболее распространенным основанием для вступления в брак; брак, основанный на любви, является высшей степенью объединения людей;
— исполнение социально-нормативных установок, следование принятым в данном обществе стереотипам;
— брак по расчету, при котором имеется надежда на материальные и иные выгоды после вступления в брак;
— брак на основе частной контрактной системы, при котором в брачном контракте четко оговариваются права и обязанности супругов, супруги обладают максимальной степенью свободы;
— брак по принуждению, при котором нет психологических основ существования семьи.
Брак может быть заключен только при соблюдении установленных законом условий, которые делятся на две группы: позитивные и негативные.
Позитивные условия:
— взаимное добровольное согласие вступающих в брак;
— достижение брачного возраста, т. е. 18 лет. Брачный возраст может быть снижен до 16 лет по причинам, которые устанавливают органы местного самоуправления. Такими причинами могут быть фактические брачные отношения, беременность, рождение ребенка.
Негативные условия (обстоятельства, препятствующие заключению брака):
— состояние в другом зарегистрированном браке лица, вступающего в брак;
— близкое родство; браки запрещены между родителями и детьми; дедушками, бабушками и внуками, полнородными или неполнородными (общий отец или мать) братьями и сестрами;
— существование отношений усыновления или удочерения;
— признание недееспособности по психическому заболеванию судом хотя бы одного из брачующихся.
Со дня государственной регистрации заключения брака в органах загса у супругов возникают права и обязанности. Заключение брака производится в личном присутствии по истечении месяца со дня подачи заявления.
При наличии особых обстоятельств брак может быть заключен в день подачи заявления (в случае рождения ребенка, беременности, наличия угрозы жизни).
Брак, заключенный с нарушением законных условий (или хотя бы одного из них), признается судом недействительным.
Основания для признания брака недействительным:
— отсутствие согласия на вступление в брак;
— недостижение брачного возраста;
— состояние одного из супругов в зарегистрированном браке;
— заключение фиктивного брака, т. е. брака без намерения создать семью;
— наличие близкого родства;
— признание супругов или одного из них судом недееспособным вследствие психического расстройства;
— сокрытие лицом, вступающим в брак, наличия венерической болезни или ВИЧ-инфекции.
Брак считается недействительным с момента его заключения.
В ряде случаев суд может отказать в признании брака недействительным: если отпали те обстоятельства, которые препятствовали его заключению; если несовершеннолетний супруг не дает согласие на признание брака недействительным.
Основанием для прекращения брака является смерть одного из супругов или объявление умершим одного из супругов. Брак прекращается также путем расторжения брака.
Брак может быть расторгнут в органах записи актов гражданского состояния (загсах):
— если в семье нет несовершеннолетних детей;
— в случае признания судом супруга безвестно отсутствующим;
— при признании судом супруга недееспособным;
— при осуждении супруга к лишению свободы на срок свыше трех лет.
Расторжение брака производится по истечении одного месяца со дня подачи заявления.
Расторжение брака в судебном порядке производится:
— при наличии у супругов несовершеннолетних детей;
— при отсутствии согласия на развод одного из супругов;
— если супруг уклоняется от расторжения брака в органах загса.
Муж не имеет права возбуждать дело о расторжении брака без согласия жены во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка. Общим основанием для разво-
да является невозможность дальнейшей совместной жизни супругов, сохранения семьи. Суд может принимать меры по примирению супругов, откладывая дело о расторжении брака на срок до трех месяцев. Суд вправе отказать в расторжении брака, если найдет основания полагать, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи еще возможны. При этом суд принимает во внимание интересы несовершеннолетних детей.
Брак считается прекращенным:
— со дня государственной регистрации расторжения брака в органах загса;
— со дня вступления в силу решения суда о расторжении брака.
Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах загса. Возникающие между супругами отношения подразделяются на личные неимущественные и имущественные.
Личные неимущественные права:
— право выбора фамилии при заключении брака и при его расторжении;
— право на свободу выбора рода занятий, профессии;
— право на совместное решение разнообразных вопросов жизни семьи.
Этим правам каждого из супругов соответствуют обязанности другого супруга личного нематериального характера. К общему имуществу супругов относятся:
— доходы супругов от трудовой деятельности, предпринимательства, результатов интеллектуальной деятельности;
— получаемые ими пенсии, пособия и иные денежные выплаты;
— приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи;
— приобретенные за счет общих доходов ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале.
Семейное законодательство придает юридическое значение только зарегистрированному браку.
В течение своей жизни человек является участником разнообразных социальных групп, но семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Духовная культура и ее виды
Духовная сфера жизни общества включает в себя различные формы и уровни общественного сознания, которые образуют духовную культуру. Духовная культура создается в результате духовного производства, задачей которого является удовлетворение духовных потребностей людей.
Продуктами духовного производства являются:
— идеи, теории, духовные ценности;
— общественные связи индивидов;
— человек как существо духовное.
К видам духовного производства относятся наука, искусство и религия. Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер жизни человека. Продукты духовного производства составляют духовную культуру общества.
Культура — совокупность способов и приемов человеческой деятельности (как материальной, так и духовной), выраженных в предметах, материальных носителях и передаваемых последующим поколениям.
Первоначально культурой называли способы обработки земли. Сегодня под культурой в широком смысле понимают все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты.
В узком смысле под культурой понимают творческую деятельность, связанную с искусством.
Материальная культура создается в процессе материального производства (здания, оборудование и т. д.). Духовная культура возникает в процессе духовного творчества, имеет материальную форму и идеальное содержание. Духовные ценности существуют в виде музыки, картин, научных открытий и т. д. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой. Материальная производственная деятельность человека лежит в основе его деятельности в других областях жизни; вместе с тем результаты мыслительной, духовной деятельности человека материализуются, превращаются в материальные объекты — вещи, технические средства, произведения искусства.
Культура — существенная характеристика жизни общества, и, следовательно, она неотделима от человека как социального существа. В процессе жизнедеятельности человек формируется как культурно-историческое существо. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям. Можно сказать, что культура представляет собой меру человеческого в человеке.
Духовная культура является своеобразной целостностью искусства, науки, нравственности, религии. Накопление культурных ценностей идет по двум направлениям — по вертикали и по горизонтали.
Вертикальное накопление культурных ценностей связано с передачей их от поколения к поколению, т. е. преемственностью в культуре. Наиболее устойчивая сторона культуры — культурные традиции, элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений. Каждое поколение осуществляет отбор тех или иных традиций и в этом смысле выбирает не только будущее, но и прошлое.
Вторая линия (горизонтальная) — накопление культурных ценностей наиболее отчетливо проявляется в художественной культуре. Она выражается в том, что в качестве ценностей наследуются целостные художественные произведения.
Произведения, созданные в XVIII в., оказывают влияние на сознание людей, живущих в XXI в., хотя они воспринимаются совершенно иначе, чем в момент создания, потому что изменились общество, духовный мир человека, его культура.
В таком одновременном существовании и взаимодействии произведений, созданных в разные эпохи, рождается культура современной цивилизации.
Формирование культуры предполагает не только сохранение лучших элементов старого, но и создание нового, приращение культурного богатства в процессе творчества.
В рамках определенной исторической эпохи в мире всегда существовали различные культуры: интернациональная и национальная, светская и религиозная, взрослая и молодежная, западная и восточная.
В современном обществе особое значение приобрели «массовая» и «элитарная» виды культуры. Массовая культура сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления. Ее распространению способствуют средства массовой информации. В социологии массовая культура рассматривается как коммерческая, поскольку произведения искусства, науки, религии выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если они учитывают вкусы и запросы массового зрителя, читателя, любителя музыки.
Неотъемлемой частью массовой культуры является реклама. Значительная часть прибыли тратится на рекламирование продукции, на изучение вкусов ее потребителей. Массовую культуру называют развлекательным искусством, искусством антиусталости.
Элитарная культура сложна по содержанию и трудна для неподготовленного восприятия. Произведения, созданные в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметом оживленных споров среди искусствоведов и критиков. Массовый зритель, читатель, слушатель может не обратить на них никакого внимания. Коммерческая выгода не является целью для создателей «элитарных» произведений искусства, стремящихся к новаторству, самовыражению. Элитарные произведения, получив признание, могут принести их создателям известность и солидный доход.
Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Идеи элитарного искусства через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень.
В последнее время говорят о появлении «экранной культуры», связанной с компьютерной революцией. Появляется возможность свободного выхода личности в мир информации.
Между собой взаимодействуют национальные и интернациональные культуры. Национальная культура имеет глубокие корни, которые отражают особенности общественной жизни той или иной исторической или этнической общности людей.
Культурные различия — один из источников многообразия исторического процесса, придающий ему красочность и многообразность. Каждая национальная культура неповторима и уникальна. Одновременно создаются предпосылки для создания интернациональной культуры как в рамках отдельных многонациональных государств, так и в масштабах всего человечества. Причинами интеграции выступают НТР, общие тенденции в развитии образования, огромная подвижность населения, мировое разделение труда. Это способствует как взаимообогащению культур, так и общему прогрессу мировой культуры. Через культурный обмен осуществляется диалог культур.
- Понятие обществознания
- Обществознание в системе наук
- 1. Точная наука имеет строго очерченный предмет изучения который заранее дан, обнаружен, наука лишь его описывает, познает, стремится вскрыть его взаимосвязи с окружающим миром. Относительно
- 4. Наконец, обществознание, как и наука, несовместимо с суевериями.
- Происхождение человека и общества
- Развитие знаний об обществе в древности
- Мыслители нового времени
- Развитие обществознания в XX веке
- Общество как система
- Цивилизационный и формационный подходы
- Цивилизации античности
- Цивилизация Европы в средние века
- Общественный прогресс и его критерии
- XX в., полный драматических и трагических событий, породил теории, отрицающие прогрессивное развитие человечества.
- Личность и личностные отношения
- Виды человеческой деятельности
- Познавательная деятельность. Истина и ее критерии
- Составные части экономики
- Рынок и рыночные отношения
- Роль государства в экономике
- Человек в системе рыночных отношений
- Мировая экономика
- Политическая система, ее структура и функции
- Политический режим. Типология режимов
- Государство в политической системе общества
- Гражданское общество и правовое государство
- Политический статус личности
- Право, отрасли права
- Права человека
- Конституция Российской Федерации
- Нации и межнациональные отношения
- Социальный статус личности
- Брак и семья в современном обществе
- Наука и образование
- Религия. Мировые религии
- Искусство. Виды искусства
- Мировоззрение и мораль