logo search
мегашпора

39.Цены и тарифы на продукцию (услуги) государственных и муниципальных предприятий. Ценовые стратегии. Государственное регулирование цен, антимонопольная политика.

Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара.

Цены: предприятия (издержки+норма прибыли); промышленности (предприятия+торговые наценки); розничная (цена промышленности+торговые наценки). Так цены могут быть: мировыми, залоговыми и закупочными.

Цены могут быть регулируемыми (находятся под контролем государства, которое может воздействовать на них различными способами. Например, установление фиксированных цен на товары, имеющие социальную значимость - предметы первой необходимости) и свободными (складываются на рынке под влиянием спроса и предложения).

Государственное регулирование рынка и цен - это совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений и направленных на осуществление регулирования цен в различных сферах народного хозяйства и контроля за ними. Таким образом, государственное регулирование цен можно представить как попытку государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на рынок и цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономики в целом. Оно проявляется в следующем: 1)поддержание на рынке конкурентной среды и предотвращение монополизации; 2)борьба с инфляцией и обеспечение стабильности цен; 3) проведение социально ориентированной политики цен; 4) обеспечение оптимального соотношения внешнеторговых и внутренних цен. К методам прямого вмешательства государства в процесс ценообразования можно отнести следующие. 1. Замораживание цен, временный или частичный запрет на изменение цен.(при сильной инфляции для стабилизации уровня цен.)2. Установление фиксированных цен и тарифов (Такие цены в основном применяются при заключении государственных контрактов). Фиксированные цены устанавливаются также на продукцию или услуги предприятий - естественных монополистов. 3. Установление предельных цен или коэффициентов, пределов возможного изменения (роста) цены за определенный период времени или предельного уровня цены, т. е. максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. 4. Установление предельного норматива рентабельности. 5. Установление фиксированных цен(наценок, скидок).6) Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Если цена превышает рекомендуемый уровень, то может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации продукции по завышенным ценам.

Антимонопольная политика государства - экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.