logo search
Kudryavtsev_V_N_Korobeynikov_B_V_i_dr_Kurs_sovetskoy_kriminolog

§ 3. Предупреждение должностных и хозяйственных преступлений, совершаемых с использованием служебного положения

Представляя собой специфическую область социального управления (так же как и предупреждение преступности в целом), предупреждение рассматриваемых преступлений обладает рядом признаков, отражающих особенности этого вида социальной деятельности. В частности, при ее характеристике следует учитывать, что предупреждение иных преступлений, совершаемых с использованием служебного положения, возможно лишь на основе согласованных действий всех субъектов профилактики, среди которых особая роль принадлежит органам управления.

Важнейшее значение для предупреждения анализируемых преступлений имеют меры по совершенствованию управления народным хозяйством. Естественно, что они не напрямую связаны с предупреждением преступлений, а влияют на преступность опосредованно.

Эти меры в качестве основной цели ставят повышение эффективности и качества работы, достижение высоких конечных народнохозяйственных результатов, более полное удовлетворение растущих общественных и личных потребностей. В качестве средств достижения данной цели на первый план выдвигаются мероприятия по повышению роли государственного плана как важного инструмента реализации экономической политики партии, концентрация ресурсов на выполнение общегосударственных целевых программ, усиление действенности экономических рычагов и стимулов, дальнейшее улучшение организационной структуры управления и др.

Обширный комплекс мер по совершенствованию управления сельским хозяйством намечен в решениях майского (1982г.) Пленума ЦК КПСС. Их реализация позволит обеспечить пропорциональное и сбалансированное развитие всех отраслей агропромышленного комплекса и высокие темпы сельскохозяйственного производства, эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения, укрепление режима экономии и бережливости, сокращение потерь и повышение качества сельскохозяйственной продукции, усиление организованности работы управленческого аппарата. Достижение указанных целей имеет важное значение для устранения условий ненадлежащего исполнения служебных обязанностей должностными лицами.

Крупным шагом в поднятии уровня хозяйствования являются решения апрельского и октябрьского (1985 года) Пленумов ЦК КПСС и меры, принимаемые партией по поднятию экономики на базе научно-технического прогресса, укрепления организованности и дисциплины, меры по совершенствованию управления в области агропрома.

Предусматриваемые в сфере экономики мероприятия по совершенствованию хозяйственного механизма имеют большое значение для упорядочения исполнения всех функций управления. Последо-

172

дательное утверждение повсеместной практики принятия продуманных, реальных планов, их неуклонное исполнение является важным фактором успешного искоренения явлений, дезорганизующих хозяйство, разлагающих кадры, приучающих их к бесхозяйственности. Они образуют надежный заслон нарушениям государственной дисциплины, в том числе и преступного характера, должностной халатности, разного рода злоупотреблениям служебным положением.

Существенное значение для утверждения ответственного отношения должностных лиц к использованию предоставленных им полномочий, а следовательно, и для предупреждения рассматриваемых преступлений, имеют меры по совершенствованию организационной структуры управления. Они позволяют добиваться оптимальной конкретизации компетенции работников, выполняющих организационно-хозяйственные и административно-управленческие функции, усиления контроля за их деятельностью, превращения системы управления в более совершенный работающий механизм, который в состоянии обеспечить высокую эффективность работы каждого управленческого звена, всех лиц, участвующих в разработке и реализации управленческих решений.

Предупреждение преступлений, совершаемых с использованием ужебного положения, неотделимо от осуществления в нашей

Іане мероприятий по ускорению научно-технического прогресса.

Научно-технический прогресс, наиболее ярким выражением которого является органическое соединение достижений науки и техники, требует не только повышенного уровня знаний, но и новых методов работы, как говорил М. С. Горбачев, изменение психологии всех — от рядового работника, до руководителя — характеризующихся повышенной четкостью, точностью исполнения служебных обязанностей. Автоматизация производственных и управленческих процессов, активный процесс кооперации производства, характерные для научно-технического прогресса, интенсификация производства не только предъявляют повышенные требования к точности исполнения участниками производства возложенных на них служебных обязанностей, но и активно прививают, воспитывают их, формируют новое отношение к труду, образованию, ко всей системе общественных взаимосвязей. Нетрудно убедиться, что рождаемые этим процессЪм навыки и привычки пунктуального, точного исполнения любого порученного дела являются основой столь же точного соблюдения прав и обязанностей, составляющих компетенцию должностных лиц.

В плане предупреждения рассматриваемых преступлений особое место принадлежит устранению дефицита товаров и услуг. Во-первых, оно способно коренным образом подорвать базу, на которой формируются мотивы использования служебного положения в личных целях. Во-вторых, общедоступность получения населением благ создает объективные предпосылки, в значительной мере исключающие возможность использования служебного положения

173

в личных целях. Наконец, в-третьих, ликвидация дефицита ведет к устранению основной части ситуаций, в которых происходит совершение преступлений, связанных с использованием служебного положения.

С учетом комплекса предупредительных мер, обозначенных в § 3 предыдущей главы, и вышеназванных ключевых предпосылок предупреждения рассматриваемых преступлений выделим некоторые конкретные направления профилактической деятельности:

1.       Организационные. К ним относится широкий круг мер, направленных на совершенствование и устранение недостат ков в работе предприятий, хозяйственных организаций, органов управления народным хозяйством, органов государственного и об щественного контроля, внедрения систем бездефектного выпуска продукции, совершенствование системы кооперации поставщиков и потребителей продукции, подбор и расстановка кадров, повышение квалификации, совершенствование системы учета и отчетности, ук репление организованности и дисциплины.

2.   Экономические. В их числе — меры по повышению материальной заинтересованности подразделений системы народ ного хозяйства, органов государственного и общественного управле ния и отдельных работников, меры повышения материальной от ветственности лиц, выполняющих организационно-хозяйственные и административно-распорядительные функции, за использование служебных полномочий в личных целях, меры по улучшению пла нирования и плановой дисциплины, распределительных отношений, интенсификация производства на базе новой техники и т. п.

3.       Технические. Этот вид составляют меры по разработке и внедрению наиболее совершенных технических средств контроля за работой должностных лиц, введению электронно-счетных си стем учета и отчетности; совершенствованию технологии производ ства продукции; совершенствованию оборудования.

4.       Идеологические. Среди мер идеологического характе ра следует прежде всего выделить воспитательную работу, связан ную с привитием чувства ответственности за порученное дело, то, что связано с психологической перестройкой мышления прежде всего руководителей и должностных лиц. Сюда же следует отне сти и правовую пропаганду в ее общем виде.

5.       Правовые. Эти меры заключаются прежде всего в совер шенствовании законодательства на основе выявления его недостат ков, в частности: 1 ) об ответственности за должностные престу пления и нарушения государственной дисциплины; 2) технических норм; 3) норм, регулирующих деятельность правоохранительных и контрольных органов по борьбе с преступлениями рассматривае мых категорий.

К первому из названных видов относятся меры по устранению имеющихся в диспозициях недостатков и совершенствованию санкций ст. ст. 170—175, 152 и 152' УК РСФСР, а также совершенствованию текста Указа от 24 апреля 1958 г. «Об ответственности

174

за невыполнение планов и задании по поставкам продукции», издание специальных норм о дисциплинарной и материальной ответственности должностных лиц за нарушения государственной дисциплины, совершенствование законодательства об имущественной ответственности предприятий и организаций за вред, причиненный другим организациям и предприятиям, государственным или общественным интересам.

В частности, ощущается большая потребность в уточнении понятия должностного лица, определении критериев сущственности вреда в нормах, предусматривающих ответственность за должностные преступления. Нуждается в единообразном подходе решение вопросов ответственности за нарушения государственной дисциплины, в настоящее время неодинаковое в различных республиках. Требуется усиление личной материальной ответственности должностных лиц за причиненный ими ущерб, возмещение которого в настоящее время осуществляется, как правило, за счет предприятия (организации).

В плане предупреждения преступлений должностных лиц важное значение имеет обеспечение реальной ответственности за правонарушения, которые им способствуют. В частности, существенную роль в решении задач профилактики взяточничества, разного рода злоупотреблений по службе призваны сыграть принятые в 1981 году правовые акты об уголовной ответственности за получение незаконного вознаграждения от граждан (ст. 1562 УК РСФСР), нарушение правил торговли (ст. 156d УК РСФСР).

Ко второму виду относятся меры по совершенствованию ГОСТов и технических условий, норм, регулирующих основные технологические процессы, расход сырья и материалов, систему учета и отчетности, порядок составления и представления отчетных данных, поставку продукции и др.

Третий вид составляют меры по совершенствованию должностных инструкций, положений и иных нормативных актов, определяющих компетенцию должностных лиц и регулирующих работу ведомственного контроля, органов Госстандарта СССР, Госснаба СССР, Госплана СССР, министерств и ведомств, организаций общественного контроля. Среди мер по совершенствованию норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием служебного положения, особое место занимают меры по совершенствованию законодательства, регулирующего общенадзорную деятельность органов прокуратуры. В целом, как говорил на сессии Верховного Совета СССР в июле 1985 года Генеральный прокурор СССР А. М. Рекунков, надзор Прокуратуры за законностью в сфере экономики — одна из главных задач Прокуратуры СССР, имеющая огромное предупредительное значение.

Серьезное значение в решении задач профилактики преступлений, совершаемых с использованием служебного положения, имеют меры по совершенствованию практики применения законода-

175

тельства, регулирующего борьбу с ними. В их числе совершенствование деятельности правоохранительных органов по выявлению и раскрытию должностных преступлений, повышение эффективности общенадзорной практики, работы следственных аппаратов, меры по устранению недостатков в практике привлечения должностных лиц к ответственности.