VI. Разработка концепции (политики) охраны труда в организации
6.1 Предварительный анализ состояния охраны труда в организации
6.1.1 Разработку или совершенствование системы управления безопасностью труда начинают с анализа законодательства и правил по охране и безопасности труда, на основании которого определяют требования, распространяющиеся на организацию. Результаты этого анализа позволяют работодателю оценивать свои возможности и определять концепцию (политику) охраны труда в организации, а также требования к своим поставщикам и подрядчикам.
Примечание.
1. Подпункт 6.1озаглавлен: "Предварительный анализ состояния охраны труда в организации", а речь в нем идет о другом, - об анализе законодательства и правил по охране и безопасности труда. Анализ состояния охраны труда в организации осуществляется путем специальной оценки условий труда (Федеральный законот 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда",приказМинтруда от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, Формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению", "Руководствопо гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда" Р 2.2.2006-05).
2. Утверждение о том, что результаты анализа законодательства и правил по охране труда позволяют работодателю оценить свои возможности и определить концепцию (политику) охраны труда, по нашему мнению, двусмысленно в том плане, что оно ориентирует работодателя проводить работу по охране труда исходя из возможностей, но не обязанности (ст. 22ТК РФ) обеспечить безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 211ТК РФ).
6.1.2 Результаты предварительного анализа состояния охраны труда в организации документально оформляют и согласовывают с руководителем организации или иным уполномоченным им лицом и профсоюзной организацией.
6.1.3 При принятии решения об организации работ по разработке (совершенствованию) системы управления охраной труда распорядительным документом организации формируют рабочую группу и назначают администратора системы (руководителя рабочей группы). В рабочую группу целесообразно привлекать работников различных подразделений и представителей профсоюзных организаций. Для обеспечения эффективной работы членов рабочей группы следует проводить их обучение в области управления охраной труда.
6.1.4 Организация работы рабочей группы предусматривает:
а) разработку подробного плана действий и форм регистрации выполнения мероприятий с указанием ответственных лиц. Информация по выполнению мероприятий может быть представлена в виде настенных стендов, записей или другим наглядным способом. Примерная форма плана действий приведена в приложении Б;
б) определение методов оценки результативности внедрения. Например, данные о выполнении мероприятий (принятие концепции или программы подготовки);
в) установление формы обмена информацией между членами рабочей группы, периодичности ее обновления, а также составление перечня всех документов и записей;
г) организацию встреч руководителей организации с работниками и представителями профсоюзных организаций с целью обсуждения возможностей улучшения деятельности в области охраны, а также определения их ожидаемой роли в развитии и внедрении системы управления.
6.1.5 Для определения цели, ожидаемого результата и выбора способа достижения целей рабочая группа по созданию системы управления охраной труда проводит предварительный анализ деятельности по охране труда в организации, в процессе которого определяют:
а) законы, правила, стандарты, программы по охране труда и другие требования, распространяемые на деятельность организации;
б) опасности и проводят оценку рисков, вытекающих из существующей или предполагаемой производственной среды и организации труда;
в) планируемые или действующие меры защиты по безопасности труда для устранения, предупреждения и снижения рисков;
г) соответствующие мероприятия по управлению охраной труда.
Примечание.При отсутствии на предприятии системы управления охраной труда исходный анализ служит основой для создания такой системы.
д) возможность обеспечения совместимости или объединения системы управления охраной труда с другими системами управления в организации.
6.1.6 Проведение предварительного анализа состояния охраны труда в организации может основываться на результатах определения (идентификации) опасностей и оценке рисков, специальной оценки условий труда или на результатах других видов анализа.
6.1.7 Результаты предварительного анализа состояния охраны труда в организации документально оформляют и согласовывают с профсоюзной организацией и руководством организации.
6.1.8 Материалы предварительного анализа охраны труда используют для:
а) принятия решения о применении или совершенствовании системы управления охраной труда;
б) определения базового уровня сравнения и оценки непрерывного совершенствования системы управления охраной труда;
в) разработки и согласования плана-графика выполнения соответствующих целей работ.
6.2 Концепция (политика) охраны труда
6.2.1 Концепция охраны труда в организации представляет собой документ руководителя организации, содержащий основные направления деятельности и обязательства руководства по обеспечению охраны труда. Допускается концепцию охраны труда организации не оформлять в виде отдельного документа, а включать в локальный акт организации (раздел "Охрана труда" коллективного договора, соглашения), устанавливающий требования к управлению охраной труда, в виде самостоятельного раздела.
6.2.2 Результаты предварительного анализа охраны труда используют для разработки концепции охраны труда в организации, которая должна быть краткой, четко изложенной, соответствовать специфике организации, ее размеру и структуре, характеру деятельности и масштабам рисков.
6.2.3 Концепция охраны труда включает в себя, как минимум, следующие принципы и обязательства, которые руководство организации принимает на себя:
а) соответствие основным принципам и направлениям государственной политики в области охраны труда;
б) обеспечение безопасности и охраны здоровья всех работников организации путем предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;
в) соблюдение соответствующих законов и иных нормативных правовых актов, программ по охране труда, коллективных договоров (соглашений) по охране труда и других требований, которые организация обязалась выполнять;
г) обязательства по обсуждению с работниками и их представителями вопросов улучшения охраны труда и привлечению их к активному участию в реализации положений системы управления охраной труда;
д) осуществление мер поощрения работников и их представителей за активное участие в обеспечении охраны и безопасности труда;
е) непрерывное содействие совершенствованию функционирования системы управления охраной труда.
Примечание.Вподпункте 6.2.1декларируется, что концепция охраны труда представляет собой документ, содержащий основные направления деятельности и обязательства руководства по обеспечению охраны труда. Согласно жеподпункту 6.2.3концепция охраны труда включает в себя, как минимум, излагаемые далее принципы и обязательства. О том, что концепция содержит основные направления деятельности по обеспечению безопасности труда здесь не говорится, тогда как направления деятельности, ее содержание является главным в концепции охраны труда. Принять словосочетание "концепция охраны труда" в данном контексте, по нашему мнению, методологически неправильно: речь должна идти о концепции деятельности по обеспечению безопасных условий труда. Для этого необходимо изложить в концепции направления деятельности по обеспечению безопасных условий труда в данной организации, руководствуясь при этомТКРФ, - федеральным законом, которым обязан руководствоваться работодатель. При этом отметим, что из Стандарта следует исключить фразу о том, что руководство организации "принимает на себя" какие-либо принципы и обязательства: работодатель обязан руководствоваться принципами и обязанностями, возложенными на него законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, соглашениями, коллективными договорами.
Обратимся к тексту раздела X"Охрана труда" ТК РФ, которым определены принципы и основные направления деятельности работодателя по обеспечению безопасных условий труда:
- государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда (ст. 211ТК РФ);
- перечень обязанностей работодателя (направления деятельности по обеспечению безопасных условий и охраны труда) изложен в ст. 212ТК РФ.
Положения ст. 212. ТК РФ конкретизированы вст. 213"Медицинские осмотры некоторых категорий работников",ст. 215"Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда",ст. 217"Служба охраны труда в организации",ст. 218"Комитеты (комиссии) по охране труда",ст. 219"Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда",ст. 220"Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда",ст. 221"Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты",ст. 222"Выдача молока и лечебно-профилактического питания",ст. 225"Обучение в области охраны труда", Минтруд РФпостановлениемот 8 февраля 2000 г. N 14 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации"*(4)утвердил указанныеРекомендации. Минтруд РФ и Минобразования РФпостановлениемот 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации" утвердили указанныйпорядок.
Зная направления работы по обеспечению безопасности труда и ее содержание, можно приступить к проектированию системы управления охраной труда. Во-первых, изложить ее содержание по направлениям деятельности в проекте Положения о системе управления охраной труда в организации. Во-вторых, распределить работу между специализированными службами и подразделениями в виде их обязанностей, функций, закрепить эти обязанности в положениях о службах, структурных подразделениях, а в дальнейшем - в должностных инструкциях работников.
6.2.4 Разработанный проект концепции охраны труда организации доводят до сведения работников для обсуждения.
6.2.5 Согласованный проект концепции охраны труда с указанием даты введения его в действие подписывает работодатель либо лицо, уполномоченное им в соответствии с действующим законодательством.
6.2.6 Концепция охраны труда в организации должна:
а) находиться в легкодоступных местах для ознакомления всех работников организации;
б) подлежать анализу для возможности корректировки с целью обеспечения ее постоянного соответствия изменяющимся условиям охраны труда;
в) быть доступной в установленном порядке внешним заинтересованным организациям и уполномоченным на то организациям.
6.3 Цели в области охраны труда
6.3.1 В соответствии с концепцией охраны труда и на основе исходного и последующих анализов следует устанавливать измеримые цели охраны труда подразделения и уровня управления организацией, которые:
а) специфичны и приемлемы для организации, а также соответствуют ее размеру и характеру деятельности;
б) соответствуют требованиям законодательства и иных нормативных правовых актов, технических и коммерческих обязательств организации в области охраны труда;
в) направлены на непрерывное совершенствование профилактических и защитных мероприятий по охране труда работников для достижения наилучшей результативности деятельности в этой области;
г) обеспечены реальными и необходимыми ресурсами;
д) оформлены в виде документа на определенный период времени и доведены до всех ответственных функциональных структур и уровней управления организацией;
е) периодически проверяют и, в случае необходимости, корректируют.
Примечание.Впервом абзаце подпункта 6.3.1декларируется, что в соответствии с концепцией охраны труда и на основе исходного и последующих анализов следует устанавливать:
- измеримые цели охраны труда подразделения;
- измеримые цели охраны труда уровня управления организацией.
Текст этого абзацаизложен весьма витиевато, можно лишь догадываться, что речь идет о характеристике целей охраны труда в подразделении, на каком-либо уровне организации.
В этой связи нельзя не отметить, что цели охраны труда не должны, во-первых, как приемлемые и неприемлемые, они определены законодательно: должны быть обеспечены безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 22ТК РФ).
Во-вторых, эти цели не могут быть направлены на непрерывное совершенствование профилактических и защитных мероприятий. Указанные мероприятия направлены на достижение цели охраны труда.
В-третьих, ни при каких обстоятельствах цель охраны труда не может зависеть от технических и коммерческих обязательствах организации в области охраны труда.
- Комментарий к законодательству об охране труда Введение
- Глава I. Общие положения законодательства об охране труда § 1. Основные понятия, используемые в законодательстве Российской Федерации об охране труда
- § 2. Государственная политика в области охраны труда
- § 3. Состав государственных органов, осуществляющих управление охраной труда, и исполняемые ими функции
- § 4. Государственные нормативные требования охраны труда
- § 5. Дисциплинарная ответственность работодателей и должностных лиц за нарушение государственных нормативных требований охраны труда
- Мероприятия по реформированию системы предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на рабочих местах с особыми условиями труда, гарантий и компенсаций
- Вопросы введения единого способа исследования условий труда на рабочих местах - специальной оценки условий труда
- Корректировка трудового законодательства
- Определение размера тарифов страховых взносов
- Пенсионные права работников на текущем этапе и в переходный период
- Перевод досрочного пенсионного обеспечения в систему Фонда социального страхования Российской Федерации
- § 2. Классификация вредных и (или) опасных производственных факторов
- § 3. Специальная оценка условий труда
- Глава III. Права работников и обязанности работодателей в области охраны труда § 1. Право работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда
- Компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
- § 2. Обязанности работника в области охраны труда
- § 3. Особенности охраны труда работников в возрасте до 18 лет
- § 4. Особенности охраны труда женщин
- § 5. Охрана труда инвалидов
- § 6. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
- Глава IV. Организация охраны труда в организации, у работодателя-индивидуального предпринимателя § 1. Служба охраны труда
- § 2. Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда организации
- § 3. Комитет (комиссия) по охране труда
- О Типовом положении о комитете (комиссии) по охране труда
- § 4. Кабинет охраны труда и уголок охраны труда в организации
- § 5. Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков
- § 6. Мероприятия по охране труда в коллективном договоре
- § 7. Общие требования к разработке и применению системы управления охраной труда в организации, у работодателя-индивидуального предпринимателя
- I. Национальные стандарты, содержащие требования к созданию и применению систем управления охраной труда
- II. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию система управления охраной труда
- I. Область применения
- III. Термины и определения
- IV. Основы систем управления охраной труда
- V. Организация разработки систем управления охраной труда
- VI. Разработка концепции (политики) охраны труда в организации
- VII Организация работ по обеспечению охраны труда
- VIII. Планирование, разработка и применение системы управления охраной труда
- I. Правовые акты, регламентирующие порядок расследования, регистрации и учета несчастных случаев на производстве
- II. Правовые акты, регламентирующие порядок расследования и учета профессиональных заболеваний
- IX. Оценка состояния охраны труда и эффективности функционирования системы управления охраной труда
- X. Совершенствование управления охраной труда
- III. Требования к разработке, применению, оценке и совершенствованию системы управления охраной труда на малом предприятии
- 1. Область применения
- 2. Нормативные ссылки
- 3. Термины и определения
- 4. Система управления охраной труда малого предприятия
- § 8. Санитарное состояние рабочей как фактор, определяющий состояние охраны труда в организации
- Обязанности работодателей по соблюдению санитарных правил
- Обязанности работодателей по обеспечению безопасности для здоровья человека (ст. 11Закона)
- Санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека
- Санитарно-эпидемиологические требования к потенциально опасным для человека химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции (ст. 14)
- Санитарно-эпидемиологические требования к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалами и изделиям и технологиям их производства (ст. 15)
- Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения (ст. 17)
- Санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению (ст. 19)
- Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления определеныст. 22
- Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта установленыст. 24
- Статьей 25определены санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда
- Статьей 27установлены санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека
- Производственный контроль (ст. 32Закона)
- 1. Область применения и общие положения
- 2. Порядок организации и проведения производственного контроля
- 3. Требования к программе (плану) производственного контроля
- 4. Особенности производственного контроля при осуществлении отдельных видов деятельности
- § 9. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессионального союза в организации
- 1) Подготовка к проведению наблюдений на рабочих местах.
- 2) Проведение наблюдений на рабочих местах.
- § 10. Систематизация правовых актов по охране труда. Положение об охране труда работников организации
- Глава V. Порядок разработки инструкций по охране труда для работников § 1. Порядок разработки и утверждения межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда
- § 2. Разработка и утверждение инструкций по охране труда для работников
- Глава VI. Компенсации работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда
- § 1. Сокращенное рабочее время и дополнительные отпуска для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
- § 2. Особенности организации оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
- § 3. Правила бесплатной выдачи работникам молока или лечебно-профилактического питания
- 1. Бесплатная выдача работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов.
- Нормы бесплатной выдачи равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока
- 2. Бесплатная выдача работникам, занятым на работах с особо вредными условиями труда, лечебно-профилактического питания.
- Глава VII. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты
- § 1. Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты
- § 2. Правила обеспечения работников специальными средствами индивидуальной защиты
- I. Приобретение сиз
- II. Предоставление работникам сиз.
- III. Порядок выдачи и применения сиз.
- IV. Права и обязанности работников.
- V. Порядок организации хранения сиз и ухода за ними.
- VI. Заключительные положения.
- Глава VIII. Обучение работников в области охраны труда
- § 1. Общие для руководителей, специалистов и работников рабочих профессий правила проведения инструктажа по охране труда
- § 2. Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и проверка теоретических знаний и практических навыков безопасной работы рабочих
- § 3 Обучение по охране труда руководителей и специалистов
- § 4. Проверка знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организаций
- Глава IX. Расследование и учет несчастных случаев на производстве
- Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету
- Обязанности работодателя при несчастном случае
- Порядок извещения о несчастных случаях
- Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев
- Сроки расследования несчастных случаев
- Порядок проведения расследования несчастных случаев
- Часть 9 ст. 229.2тк рф утратила силу -Федеральный законот 18 июня 2011 г. N 242-фз.
- Проведение расследования несчастных случаев государственным инспектором труда
- Порядок оформления материалов расследования несчастных случаев
- Порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве
- Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев
- Медицинские заключения о состоянии здоровья лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве
- Глава X. Расследование и учет профессиональных заболеваний
- § 1. Установление диагноза профессионального заболевания
- § 2. Порядок расследования профессиональных заболеваний
- Порядок установления наличия профессионального заболевания
- Порядок расследования обстоятельств и причин возникновения профессионального заболевания
- § 3. Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- I. Общие положения
- II. Освидетельствование пострадавших
- III. Переосвидетельствование пострадавших
- IV. Обжалование решения учреждения медико-социальной экспертизы
- § 4. Порядок оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях
- Глава XI. Обязательные медицинские осмотры работников § 1. Правовая регламентация порядка обязательных медицинских осмотров работников
- § 2. Порядок проведения обязательных медицинских осмотров работников
- § 3. О порядке получения справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну
- Перечень медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну
- Порядок получения справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну
- Глава XII. Право профсоюзов на контроль за соблюдением законодательства об охране труда
- II. Полномочия технической инспекции труда.
- III. Полномочия профессиональной правовой инспекции труда
- IV. Права и обязанности уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза
- Назначение и порядок организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза
- 1. Подготовка к проведению наблюдений на рабочих местах.
- 2. Проведение наблюдений на рабочих местах.
- 3. Реализация результатов наблюдения.
- Глава XIII. Зарубежный опыт по охране труда
- § 1. Общие положения
- § 2. Специальная оценка условий труда
- § 3. Организация проведения специальной оценки условий труда
- I Общие положения
- II. Основные задачи Службы
- III. Функция Службы
- IV. Права работников Службы
- V. Контроль и ответственность
- 1. Общие положения
- 2. Задачи Комитета
- 3. Функции Комитета
- 4. Права Комитета
- Макет Положения об охране труда работников
- 1. Общие положения
- II. Право работников __________________________________ (наименование организации) на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены
- II. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
- IV. Обязанности работодателя и работника в области охраны труда
- V. Организация охраны труда
- Основные задачи Службы
- III. Функции Службы
- Права работников Службы
- V. Контроль и ответственность
- III. Кабинет (уголок) охраны труда.
- VI. Рабочее время
- VII. Отпуска
- VIII. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты
- IX. Медицинские осмотры некоторых категорий работников
- X. Выдача работникам молока и лечебно-профилактического питания
- XI. Санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников
- XII. Обучение в области охраны труда
- XIII. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия работников
- XIV. Общественный контроль за охраной труда
- Макет положения о кабинете (уголке) охраны труда
- I. Общая часть
- II. Основные направления деятельности кабинета (уголка) охраны труда
- III. Тематическая структура кабинета (уголка) охраны труда
- IV. Оснащение кабинета (уголка) охраны труда
- V. Организация работы кабинета (уголка) охраны труда
- Макет раздела "Охрана труда" коллективного договора