logo search
УМК по Уголовному праву

Советы по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины «Уголовное право»

Объем изучаемого курса определяется содержанием государственного образовательного стандарта, учебным планом и рабочей программой по уголовному праву.

В соответствии с учебным планом по изучению Общей части уголовного права проводятся: лекции (в 1 – м семестре – 36 часов, во 2 – м – 34 часа) семинарские занятия (в 1 – м семестре 36 часов, во 2 –м - 34 часа).

В первом семестрестуденты выполняют 3 контрольные работы и сдают зачет по первому разделу изученного курса.

Во втором семестревыполняют еще 3 контрольные работы и сдают экзамен в целом по курсу.

В соответствии с учебным планом по изучению Особенной части уголовного права проводятся: лекции (в 1 – м семестре – 36 часов, во 2 – м – 34 часа) семинарские занятия (в 1 – м семестре 36 часов, во 2 –м - 34 часа), В первом семестрестуденты выполняют 3 контрольные работы и сдают зачет по первому разделу изученного курса.

Во втором семестревыполняют еще 3 контрольные работы и сдают экзамен в целом по курсу.

Планирование времени, отводимого на изучение дисциплины «Уголовное право», является важным этапом организации учебной и самостоятельной работы каждого студента, поскольку от равномерности распределения учебной нагрузки будут, в конечном итоге, зависеть результаты его итоговой аттестации. Активизация учебной деятельности лишь в период сессии, при отсутствии текущей деятельности в течение учебного семестра, увеличивает нагрузку на студента в несколько раз. Объём изучаемого материала, рассчитанный на весь семестр, труднее освоить за короткий промежуток времени, что, безусловно, снижает качество полученных знаний.

Основные рекомендации по организации учебной деятельности студента в течение семестра и в период сессии можно обозначить следующим образом:

  1. Каждому студенту необходимо стремиться к равномерному распределению времени при изучении тем дисциплины.

  2. В процессе обучения студент не должен ограничиваться лишь посещением лекционных и семинарских занятий. На лекциях следует активно воспринимать предлагаемую лектором информацию, участвуя в дискуссиях, задавая вопросы лектору, особенно в случае, если новый материал достаточно сложен для понимания. Посещение семинаров является отличной возможностью для студента продемонстрировать свои знания и повысить, тем самым, свой рейтинг по данной дисциплине. Поэтому важно помнить, что занятия по дисциплине нужно не только посещать, но и использовать весь потенциал имеющихся возможностей с целью получения знаний, обладания навыками исследователя, упрощения итоговой аттестации по дисциплине.

  3. Важно реально оценивать свои возможности при подготовке творческих работ – рефератов, докладов, рецензий. Как правило, качество этих работ напрямую зависит от времени, которое студент тратит на сбор необходимой информации для их написания. Поэтому начинать процесс работы над рефератом нужно заранее, не менее чем за 3-5 дней до предполагаемой даты его сдачи. Для оформления работы также следует отвести достаточное время (не менее 1-2 дней), так как от правильности представления информации и полноты раскрытия содержания зависит итоговая оценка данной творческой работы.

  4. Публичное выступление по реферату следует также подготовить заранее или накануне, это поможет магистранту представить доклад в оптимальном виде. Важно помнить, что чётко выверенный, отрепетированный доклад повысит уверенность магистранта и снизит моральную нагрузку на него при публичном выступлении перед группой.

  5. Для полноценного изучения дисциплины следует выделить не менее одного дня в неделю, помимо аудиторных занятий, для самостоятельной работы магистранта по освоению тематики данного курса.

Подготовка современного специалиста предполагает, что в стенах вуза он овладеет методологией самообразования, самовоспитания, самосовершенствования. Это определяет важность активизации его самостоятельной работы. С целью организации данного вида учебных занятий необходимо в первую очередь использовать материал лекций и семинаров. Лекционный материал создает проблемный фон с обозначением ориентиров, наполнение которых содержанием производится студентами на семинарских занятиях после работы с учебными пособиями, монографиями и периодическими изданиями. Самостоятельная работа формирует творческую активность студентов, представление о своих научных и социальных возможностях, способность вычленять главное, совершенствует приемы обобщенного мышления. Самостоятельно изучается рекомендуемая литература, проводится работа с библиотечными фондами и электронными источниками информации, историко-психологической литературой, статьями из научных юридических журналов. Реферируя и конспектируя наиболее важные вопросы, имеющие научно-практическую значимость, новизну, актуальность, делая выводы, заключения, высказывая практические замечания, выдвигая различные положения, студенты глубже понимают вопросы курса.

Примерное распределение времени по различным видам деятельности студентов:

п/п

Вид самостоятельной работы студента

Единица измерения

Норма времени, час

Выполнение и оформление:

 

 

– индивидуального задания

1 задание

10-20

– курсовой работы

1 работа

50-80

– расчетно–графических заданий

1 задание

3-12

Решение задач по курсу

1 задача

0,3-0,5

Проработка конспекта лекций

1 час

0,5-1,0

Прочтение учебников, учебных пособий и обязательной литературы:

– по темам, изложенным на лекциях

1 п. л.1

0,9-1,0

– по тематике, не рассматриваемой на лекциях

1 п. л.

1,5-2,0

Освоение специальной методической литературы по дисциплине

1 п. л.

15-20

Изучение первоисточников по дисциплине:

 

 

– с составлением плана

1 п. л.

0,9-1,0

– с составлением конспекта

1 п. л.

1,5-2,0

Написание реферата по курсу

1 реферат

15-20

Составление обзора литературы

обзор, 15-20 с.

15-20

Подготовка:

– к семинарским занятиям

1 занятие

2-2,5

– к коллоквиуму по дисциплине

1 коллоквиум

5

– к модульной контрольной работе

1 работа

2-3

Перевод текста с иностранного языка

1000 знаков

0,5-1,0

Таким образом, в процессе изучения учебного курса очень важно правильно распределить временные и другие ресурсы, что позволит закрепить теоретические знания, полученные в ходе прослушивания лекционного материала, ознакомления с учебной и научной литературой.