logo search
Kudryavtsev_V_N_Korobeynikov_B_V_i_dr_Kurs_sovetskoy_kriminolog

§1. Информационное обеспечение предупреждения преступности

Среди факторов, влияющих на познание происходящих в обществе процессов, явлений и управления ими, особое место отводите социальной информации. На важную роль, которую она играет

106

правлении социальными процессами, указывал В. И. Ленин: сякая работа управления требует особых свойств... Чтобы упра-ять, нужно быть компетентным, нужно полностью и до точности нать все условия производства, нужно знать технику этого про-зводства на ее современной высоте, нужно иметь известное науч-ое образование. Вот те условия, которым мы должны удовлетво-зять во что бы то ни стало»1.

Социальная информация имеет огромное значение для органи-ции борьбы с преступностью и предупреждения преступлений и ных правонарушений. Она является составным элементом управления профилактикой.

Информационное обеспечение предупреждения преступности позволяет связывать многочисленные субъекты профилактики, наделенные функцией управления, в единую действующую систему. При этом решающим моментом в достижении этой цели являются прямые и обратные связи между субъектами профилактики, в том числе и между субъектами, не связанными между собой подчинением (на горизонтальных управленческих отношениях). Функционирующая в системе предупреждения преступности информация служит одним из условий, обеспечивающим комплексность в осуществлении профилактики, вовлечение широких слоев населения в дело борьбы с преступностью. Объем ее возрастает в условиях развитого социалистического общества, когда особую актуальность приобретают проблемы укрепления социалистической законности, предупреждения преступлений и иных правонарушений.

Государственные органы, общественные организации, принимающие участие в предупреждении преступности, испытывают острую потребность в информационном обеспечении, ибо принятие ими любого управленческого решения, направленного на предупреждение преступности, обязательно основывается на соответствующей информации. Усложнение системы предупреждения преступности в свою очередь усложняет информацию и увеличивает •е объем. Это происходит в связи с тем, что организация преду-редительной деятельности все больше сопровождается широким привлечением научных методов, выработанных криминологией и Другими науками. Данное обстоятельство ставит в повестку дня проблему совершенствования ее системы информации, с учетом

особенностей ее потребителей.

3

„ а последние годы сложный процесс предупреждения преступ-

ости реализуется при активном использовании информации, содержащейся в статистической отчетности, материалах научных '°бщений, нормативных актах, ведомственных и межведомствен-ых анализах и т. д.

Поднятию уровня информационного обеспечения предупреди-рльной деятельности способствовали постановления ЦК КПСС и овета Министров СССР по вопросам борьбы с преступностью, в °торых содержались требования к правоохранительным органам

107

систематически и глубоко анализировать положение дел с преступ ностью в республике, крае, области, городе и районе.

Какие же требования предъявляются к информации? Одним из основных требований является ее оптимальность. Принятие обоснованных решений возможно при условии, если они основываются на достаточно полной по объему информации. Как избыточность, так и недостаточность ее не способствуют правильному принятию решения. В первом случае излишняя информация, на сбор и обработку которой, как правило, затрачивается много времени и

усилий, может лишь затруднить принятие решения. Во втором

недостаток информации делает управленческое решение необоснованным, принятым без учета реально складывающейся обстановки и возможностей, которыми располагают субъекты предупреждения преступности.

Второе требование к информации — это ее достоверность. Информация, не отражающая реальное состояние преступности в регионе, на отдельном объекте, содержащая недостаточно обоснованные данные о причинах и условиях, способствующих совершению преступлений, дезориентирует субъектов предупреждения преступности, лишает их возможности проводить предупредительную работу целенаправленно с использованием всех имеющихся средств. Искажение информации наносит серьезный ущерб делу предупреждения преступности.

Существенным требованием к информации является своевременность ее получения субъектами предупреждения преступности. Она является своевременной в том случае, если поступила к моменту принятия решения или к началу ее обработки. Запоздалая информация не способствует своевременному, а следовательно, и эффективному проведению предупредительных мер. Несвоевременное представление информации субъектам предупреждения преступности влечет за собой рассогласованность в действиях, неприменение надлежащих мер предупреждения преступлений.

Источники информации, необходимой для предупреждения преступности, — разнообразны и многочисленны. Особое место среди них занимают личные наблюдения исследователя — лица (органа), осуществляющего профилактику, — в процессе предупредительной деятельности. Аичные наблюдения в значительной мере расширяют объем информации, полученной из других источников. Информация, полученная при личном общении с трудящимися в трудовых коллективах, беседах, в ходе проверок и контроля за исполнением законов, при участии в различного рода заседаниях, собраниях имеет большое значение для организации всего процесса предупредительной деятельности.

Официальная документация государственных и общественных организаций имеет важное значение как источник информации е системе предупреждения преступности. Она накапливается за длительные периоды времени, а поэтому позволяет получить предст; вление о динамике преступности, о деятельности отдельных субъ-

108

тов по ее предупреждению, ретроспективно проследить влияние или иных событий и явлений. А это важно для совершенство-

ия деятельности по предупреждению преступности.

Особый вид представляет устная информация, поступающая повседневно на всех уровнях предупредительной деятельности — от организаторов последней — до отдельных граждан, участвующих в охране порядка, перевоспитании и исправлении правонарушителей. Значительный объем информации, необходимой для предупреждения преступности, представляется возможным получить должностным лицам при приеме ими граждан, а также во время проведения различных встреч с населением. Для четкой организации предупреждения преступности особое значение имеют письма и предложения трудящихся. «Это — один из наиболее достоверных и ценных источников информации о запросах и чаяниях тружеников города и деревни, о положении дел в различных областях социально-экономической, политической и духовной жизни нашего общества, одно из средств реализации конституционных прав советских граждан»2.

К числу источников информации, обеспечивающей эффективность предупреждения преступности, следует отнести результаты конкретных социологических и криминологических исследований. В ходе исследований получается информация о правонарушениях на отдельных предприятиях, о состоянии сохранности социалистической собственности, эффективности предупредительной деятельности государственных органов и общественных организаций и т. д. Информация, полученная с использованием научных методов (анкетного наблюдения, анализа уголовных дел и др.), позволяет выработать систему мер предупреждения отдельных видов преступлений, совершаемых среди отдельных групп населения, и т. д.

Социальная информация классифицируется по ряду признаков: по той роли, которую она выполняет в системе управления, по источникам ее получения, по видам информирующих органов. Имеются классификации по типу носителя информации, по ее актуальности и т. дЛ

При предупреждении преступности используются многие виды информации. К их числу относятся: экономическая, политическая, правовая, демографическая, культурно-бытовая, социально-политическая, научно-техническая, социально-психологическая, криминологическая, педагогическая, спортивная и т. д.

По видам информирующих организаций информация подразде-нется на информацию, исходящую из директивных, государствен-Ь1Х и общественных органов и организаций.

Но характеру она делится на официальную и неофициальную.

Официальная информация делится на обязывающую, запре-

, управомочивающую и удостоверяющую, ответную и уве-)Мительную. Эти виды информации обслуживают управленче--КУК> функцию соответствующих органов и организаций в системе

109

^

предупреждения преступности. В первых трех видах выделяютс„ еще два подвида — нормативная и индивидуальная. Первый под вид включает в себя: акты государственных и общественных орга нов, положения об органах, осуществляющих профилактику, пра вила поведения и т. д. Второй подвид — акты, решающие те иди иные индивидуальные, конкретные дела.

Применительно к управлению в системе предупреждения преступности информация делится на внутреннюю и внешнюю. /£ внутренней относится информация, функционирующая в пределах субъекта, осуществляющего предупредительную деятельность (учреждение, организация, предприятие). К внешней — формирующаяся вне данного субъекта и поступающая к нему для использования. Это, как правило, информация, идущая от вышестоящих и нижестоящих органов, а также органов, не связанных между собой подчиненностью, но с которыми поддерживаются связи в форме координации или взаимодействия.

Информация подразделяется на первичную и вторичную (переработанную). Первичная информация отражает сведения о единичных фактах, событиях и явлениях; во вторичной — выделяются и группируются существенные факты, систематизируются события, делаются выводы о характере и эффективности мер предупреждения преступности.

Анализ практики предупреждения преступности, осуществляемой на различных уровнях, свидетельствует о том, что недостатки в организации предупредительной деятельности во многом объясняются ненадлежащим информационным обеспечением. Анализы преступности и содержащаяся в них информация, как правило, обращены в прошлое. Между тем как для управления профилактической деятельностью необходима «опережающая» (прогностическая) информация , которая бы обеспечивала эффективное функционирование профилактической системы.

Следует заметить, что до последнего времени проблемы информационного обеспечения разрабатывались применительно к некоторым отдельным субъектам профилактической деятельности. За пределами научных исследований все еще остаются вопросы объема и содержания информации, необходимой для управления профилактикой, информационных связей и потоков информации во всей системе профилактики; правового регулирования информационного обеспечения и др. Эти проблемы ждут своего исследования. При их разработке следует особо обратить внимание на необходимость постановки экспериментов на базе конкретных регионов, объектов и отдельных субъектов профилактической деятельности.