logo search
Хозяйственное право_Круглова_Уч пос_2-е изд 200

2. Принцип равенства налогообложения:

.налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

.не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. Принцип платежеспособности: при установлении налогов учитывается фактическая способность налогопла­тельщика к уплате налога, то есть сумма взимаемых нало­гов должна определяться в зависимости от величины дохо­дов плательщика.

4. Принцип защиты экономических интересов РФ во внешней торговле: допускается установление особых видов пошлин (например, защитных пошлин — специальных, ан­тидемпинговых, компенсационных) либо дифференцирован­ных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с Налоговым кодексом и Таможенным законодательством РФ.

5. Принцип наличия экономического основания для взимания налогов и сборов: налоги и сборы не могут быть произвольными, они должны взиматься только при усло­вии установления экономически оправданной налоговой базы.

6. Принцип единства экономического пространства России: не допускается устанавливать налоги и сборы, на­рушающие единое экономическое пространство РФ и, в ча­стности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, ус­луг) или финансовых средств либо иначе ограничивающие или создающие препятствия не запрещенной законом эко­номической деятельности физических лиц и организаций.

7. Принцип федерализма и законности в установлении и изменении налогов: федеральные налоги и сборы уста­навливаются, изменяются или отменяются Налоговым ко­дексом. Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ и нор­мативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с Налоговым ко­дексом. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и плате­жи, не предусмотренные Налоговым кодексом либо установ­ленные в ином порядке, чем это определено кодексом.

8. Принцип презумпции правоты налогоплательщика: при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах необходимо формировать таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.