logo search

Понятие государственного аппарата

Определение. Государственный аппарат – это система связанных между собой общими принципами государственных органов, с помощью которых государство выполняет свои задачи и функции.

Значение государственного аппарата. Ценностный смысл государственного аппарата состоит в следующем:

  1. он представляет собой организованную материальную силу, располагая которой государство осуществляет власть;

  2. выступает формой существования государства;

  3. через него реализуются функции государства, это функционирующее выражение государства.

Признаки государственного аппарата. Характерные черты государственного аппарата следующие:

  1. он представляет собой целостную систему государственных органов и учреждений;

  2. его структурным первичным элементом являются государственные органы и учреждения;

  3. он выражен, олицетворен в государственных служащих, чиновниках;

  4. имеет непосредственные орудия принуждения (учреждения);

  5. через него осуществляется государственная власть и выполняются функции государства.

В учебной и научной литературе предлагаются и другие признаки, а именно: сложная структура аппарата, единство принципов его организации и деятельности, наличие материальных средств, властные полномочия его органов.

Соотношение государственного аппарата и механизма государства. Оно представлено двумя позициями:

Механизм государства включает:

  1. или органы государства (государственный аппарат) и государственные организации (учреждения). Данная позиция наиболее распространена;

  2. или органы государства, государственные учреждения и плюс государственные предприятия (С.А. Комаров, Г.В. Назаренко);

  3. или органы государства, государственные учреждения и материальные придатки (армия, полиция, исправительные учреждения) (С.В. Липень).

Государственное учреждение – это аппарат государственного органа, оказывающий содействие его деятельности, но не обладающий властными полномочиями. Учреждения отличаются от органов государства следующим:

К учреждениям относят: либо вспомогательный аппарат, который участвует в подготовке государственных решений – канцелярии, управления делами и т. п.; либо организации, выполняющие те или иные функции государства – почты, телеграфы, вокзалы, учреждения связи и транспорта.

Сущность госаппарата состоит в закреплении интереса государства.

Модели государственного аппарата. С точки зрения господствующей идеологии различают три основных модели систем государственного аппарата:

Централизованно-сегментарная модель. Ее отличия состоят в следующем:

  1. она строится на концепции разделения властей;

  2. относит к органам государства только центральные основные органы, действующие в масштабе всего государства (глава государства, парламент, правительство и др.);

  3. выборные органы на местах рассматриваются лишь как органы самоуправления;

  4. данная система может существовать только в условиях граж­данских режимов плюрализма, высокого уровня политической культуры.

Моноцефальная система государственных органов характеризуется следующим:

  1. строится на концепции единства государственной власти, отрицания принципа разделения властей;

  2. органы соподчинены по вертикали;

  3. роль государства, которое "сверху" наделяет граждан правами, преувеличивается;

  4. преобладает назначаемость при формировании органов государства, как правило, единоличным, а не коллегиальным решением вопроса;

  5. парламент во многих случаях носит декоративный характер;

  6. характеризуется однопартийностью или ограниченной многопартийностью.

Монотеократическая модель. Для данной модели системы государственных органов характерно следующее:

  1. строится на принципе единовластия – духовно-государствен­ного единовластия: совмещением в одном лице поста главы государства и имама (высшего духовного лица страны) или особой роли президента, который выступает как официальный представитель официальной религии (Пакистан, Бангладеш и др.);

  2. сочетает два элемента: единовластие, основанное прежде всего на догмах религии, и сохранение некоторых пережиточных общинных порядков;

  3. парламент имеет консультативный характер, и нередко он распущен;

  4. монарх может быть высшим судьей;

  5. наиболее важные должности занимают члены правящей семьи, принадлежащие к одному и тому же "благородному" племени;

  6. роль монарха на практике может ограничить лишь семья.

Формы деятельности государственного аппарата. Различают непосредственно-управленческие и правовые формы деятельности государственного аппарата.

Виды правовых форм деятельности государственного аппарата. К правовым формам относятся:

  1. правотворческая – деятельность по подготовке проектов нормативных правовых актов, их принятию и изданию;

  2. правоисполнительная – деятельность по реализации юридических норм;

  3. правоохранительная – деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, привлечению виновных к юридической ответственности.

Система государственного аппарата. Аппарат государства подразделяется на следующие крупные подсистемы:

В зависимости от властных полномочий выделяют две части:

В зависимости от содержания деятельности органов государства различают:

Наиболее распространенным является деление государственного аппарата по принципу разделения властей:

Некоторые авторы подразделяют аппарат (механизм) государства на две подсистемы (в зависимости от места органа в государстве):

По мнению А.В. Малько, структура механизма государства включает в себя: государственные органы, государственные учреждения и предприятия, государственных служащих (чиновников), организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Наиболее широко структура государственного аппарата представляется В.М. Сырых. Он выделяет шесть частей: глава государства, органы законодательной власти, органы исполнительной власти, суды, органы государственного принуждения, вооруженные силы.