logo search
Konstitutsionnoe_pravo_RF

§ 1. Понятие конституционного строя и основ конституционного строя

Конституция РФ 1993 года ввела понятие конституционного строя и основ конституционного строя в отличие от конституций советского периода, которые оперировали понятием «общественный строй» (См.Конституция (Основной закон) Российской Федерации - России от 12 апреля 1978 г) или понятием «общественное и государственное устройство» (См. Конституция (основной закон) РСФСР от 21.01.1937 г.), или содержали раздел «Общие положения» (См. Конституция (Основной закон) РСФСР от 11.05.1925 г.).

В современной юридической науке понятия конституционного строя и основ конституционного строя толкуются неоднозначно. Конституционный строй понимается и как устройство государственной власти (См. Мархгейм М.В., Смоленский М.Б., Яценко И.С. Конституционное право Российской Федерации. СПб., 2003. С.136.), и как устройство государства и общества (См., Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. М., 2002. Т.1., С.232.) и как совокупность правовых норм, закрепляющих основы государственной и общественной жизни (См. Михалева Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. М.1998. С.108.), и как система отношений, регулируемых конституционным правом (См. Конституционное право. Отв.ред. В.В.Лазарев.М., 2004. С.40.)

Конституционный строй может быть определен, с одной стороны, как система конституционно-правовых норм, закрепляющая определенную юридическую «модель» государственного и общественного устройства, а с другой стороны как реальные общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права.

Оценивая научные позиции по данному вопросу, следует признать, что вряд ли является приемлемым рассмотрение конституционного строя в качестве совокупности правовых норм, т.к. это приводит к отождествлению конституционного строя с конституционным правом как отраслью права. Вызывает возражение и позиция, сводящая конституционный строй к устройству государства. Конституция призвана регулировать отнюдь не только устройство государства. Напротив, целью конституционного регулирования, сутью конституционализма является установление определенных взаимоотношений между личностью, обществом и государством в связи, с чем конституция (и шире – конституционное право) закрепляет, регулирует правовой статус личности, основы общественного устройства, государственный строй и взаимоотношение личности, общества и государства.

Наиболее точным следует признать определение конституционного строя как системы общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права, как реального претворения конституционно-правовых норм в жизни общества и государства.

При определении сущности конституционного строя следует ответить также на вопрос о том, любая ли конституция (независимо от ее содержания) создает конституционный строй или же только конституция, базирующаяся на строго определенных принципах, таких как защита естественных прав и свобод человека, разделение властей, демократия, правовое государство и т.д. Большинство современных российских авторов придерживаются мнения о том, что конституционным может быть признано только такое устройство государства и общества, которое отвечает определенным критериям демократии, правового и социального государства, неприкосновенности прав и свобод личности и т.д.

О.Г.Румянцев, определяя понятие конституционного строя, особо подчеркивает роль правосознания и нравственности: «Конституционный строй – это целостная система социально-правовых отношений и институтов, подчиненная безусловным нравственным и конституционным велениям. Они основаны на совокупности основополагающих регуляторов, которые содействуют закреплению в общественной практике и правосознании стабильных справедливых и, гуманных и правовых связей между человеком, гражданским обществом и государством». (Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России(понятие, содержание, вопросы становления. М.1994. С.2).

Рассматривая конституционный строй как систему сложившихся общественных отношений, урегулированных нормами конституционного права, нельзя не признать, то влияние, которое оказывает нравственность и правосознание на эту систему. Это воздействие проявляется, во-первых, при формировании самих норм конституционного права, также при создании норм других отраслей права в соответствии или в не противоречии с нормами Конституции, а во-вторых, при применении и реализации этих норм в общественной жизни. Влияние нравственности и правосознания, как индивидуального, так и общественного, на конституционный строй весьма значительно еще и в силу того, что многие нормы конституционного права носят характер деклараций, целей и дефиниций. Реальное воздействие на общество они оказывают, в значительной мере, воздействуя на правосознание каждого гражданина и на правосознание лиц, занимающих те или иные посты в политической и общественной структуре российского общества и осуществляющих правотворчество и правоприменение.

Таким образом, конституционный строй может быть определен как система (порядок, строй) общественных отношений, урегулированных нормами конституционного права на основе принципов признания и защиты естественных прав и свобод человека, суверенитета народа, принципов разделения властей, демократического, социального и правового государства.

Глава 1 Конституции РФ носит название «Основы конституционного строя». Она объединяет в себе нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-цели, составляющие фундамент Конституции РФ. В то же время представляется не совсем верной характеристика основ конституционного строя как основных принципов конституционного права. Содержание этой главы значительно шире, чем набор принципов конституционного права. По своей природе и цели создания данная глава должна определять те правовые положения, которые, оставаясь неизменными, гарантируют стабильность конституционного строя России. Столь важная функция основ конституционного строя требовала особо тщательного отбора правовых норм для включения в данную главу. С одной стороны, этих норм должно быть достаточно для того, чтобы гарантировать неизменность природы данного конституционного строя (поэтому совершенно оправданным и необходимым следует признать включение в данную главу таких норм как приоритет прав и свобод человека и гражданина, суверенитет народа, принцип разделения властей и т.д.). С другой стороны, весьма нежелательным является включение в эту главу правовых норм, не являющихся достаточно фундаментальными, изменение которых явно не приводит к изменению сущности конституционного строя. К сожалению, при разработке текста Конституции РФ 1993 года не удалось полностью избежать такого рода неточностей. Вряд ли было целесообразным в 1 главе, в ст.5, приводить полный перечень названий видов субъектов федерации, особенно учитывая, что два из шести видов крайне малочисленны по количеству субъектов: одна автономная область и два города федерального значения. Следовательно, изменение статуса этих субъектов (объединение, например Санкт-Петербурга и Ленинградской области в один субъект федерации) может поставить в повестку дня необходимость изменения ст.5 Конституции РФ, что в соответствии со ст.135 Конституции РФ означает необходимость принятия новой Конституции. В то время как совершенно очевидно, что такого рода изменения, вряд ли, затрагивают сущность конституционного строя России. Более того, сама необходимость изменения Конституции в случае изменения статуса некоторых субъектов федерации ставит их фактически в неравное отношение с другими субъектами федерации, ибо те фактически более свободны в осуществлении права изменить свой статус, объединившись, например, с другим субъектом федерации. (См. федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. N 1-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" (с изм. и доп. от 30 июня 2005 г., 12 апреля 2006 г.)// СЗ РФ. 2004. № 13.Ст.1110; федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 г. N 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа"// СЗ РФ. 2005. № 42.Ст.4212; федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 г. N 2-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа".// СЗ РФ. 2006. № 29. Ст.3119.).

quest1Содержание главы 1 Конституции РФ вполне отвечает своему названию и высокому юридическому статусу. Она действительно объединила в себе основные, фундаментальные принципы и нормы, лежащие в основе конституционного строя России. Важной чертой этой главы Конституции РФ, в отличие от всех других глав, является универсальность ее содержания. Она содержит основополагающие нормы и принципы, устанавливающие и регулирующие все стороны конституционного строя, определяя основы конституционного статуса личности, общества и государства в их взаимосвязи и взаимодействии.

Основы конституционного строя устанавливают фундамент правового статуса человека, определяя его самого, его права и свободы как высшую ценность. Первая глава конституции определяет основы общественного строя – политическое, идеологическое и экономическое многообразие, кратко, но достаточно емко раскрывая эти понятия. Глава первая Конституции РФ определяет форму государства (республиканская форма правления, федеративное государственное устройство, демократический политический режим), устройство государственной власти (источник власти - многонациональный народ России, принцип разделения властей, система органов государственной власти, порядок разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами), статус местного самоуправления, светский характер государства, а также основные принципы построения правовой системы.

Основополагающее значение содержания главы первой Конституции РФ оказывает решающее влияние на ее юридическую форму. Ст. 16 Конституции РФ установила, во-первых, особый (более жесткий) порядок ее изменения (см. ст.135 Конституции РФ), а во-вторых, ее более высокий правовой статус: никакие иные положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Такой технико-юридический прием правового регулирования позволяет достичь двух основных целей. Во-первых, обеспечить стабильность конституционного строя страны за счет юридической сложности изменения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ, не закрывая при этом возможности изменения других норм Конституции в целях адекватного реагирования на изменения соответствующих общественных отношений. Во-вторых, норма, установленная п.2 ст.16 Конституции РФ позволяет добиться непротиворечивости Конституции в целом. Конституция РФ, обладая высшей юридической силой, не должна иметь внутренних противоречий, т.к. отсутствует нормативный акт, сравнение с которым могло бы снять эти противоречия. Отдавать же разрешение теоретически возможных противоречий на усмотрение судебной власти законодатель счел неприемлемым. Официальное толкование Конституции РФ возложено на Конституционный Суд РФ (п.5 ст.125 Конституции РФ). Статья 16 Конституции РФ устанавливает необходимость при осуществлении толкования Конституции и обнаружении противоречия между ее нормами отдавать приоритет нормам главы 1. Следует обратить внимание на то, что универсальность содержания первой главы Конституции позволяет рассматривать ее как внутренний каркас Конституции, как «конституцию в конституции». (См. Конституционное право России. Отв. ред. А.Н.Кокотов,М.И.Кукушкин. М. 2004. С.92.)

Дискуссионным является вопрос о том, обладают ли нормы главы первой более высокой юридической силой, чем другие нормы Конституции РФ. П.1 ст.15 гласит, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, не выделяя каким-либо образом главу первую. В тоже время, раскрывая смысл понятия «высшая юридическая сила» ст.15 Конституция РФ приводит формулу, которая дословно совпадает с формулой ст.16 Конституции РФ: «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ». Исходя из буквального сравнительного толкования ст.15 и 16 Конституции РФ следует, видимо, признать, что правовые нормы первой главы обладают более высокой юридической силой в отношении других норм Конституции РФ, и в случае обнаружения противоречия между конституционно-правовыми нормами подлежат применению нормы главы первой. (Юридическая практика ФРГ признает особый юридический статус конституционных принципов. Подробнее см. работы: Невинский В.В. Немецкие граждане в зеркале основополагающих принципов конституции ФРГ.Барнаул. 1994. С.31., Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М.1981. С.67.)

В научной литературе существует позиция, отрицающая необходимость особого статуса 1 главы Конституции РФ. А.А. Безуглов и С.А. Солдатов считают не целесообразным иметь своеобразную малую конституцию (в виде главы 1) в Конституции РФ со своим особым правовым режимом, особым местом в иерархии источников конституционного права, со своим особым порядком внесения поправок. По их мнению, все нормы Конституции должны иметь равную юридическую силу и одинаковый порядок внесения поправок. Эту позицию они обосновывают тем, что стабильность Конституции не является самоцелью. Конституция в целом и ее отдельные положения не должны быть тормозом в развитии общества и государства (Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. М.2002., Т.1.,С.233-234.).

С этой позицией вряд ли можно согласиться. Принимая на референдуме Конституцию России 1993 года, народ выразил свою волю, прежде всего, в отношении основ конституционного строя, общего направления развития общества. Поэтому и изменение основ, фундамента конституционного строя должно быть строго ограничено жесткими правовыми рамками. Это особенно важно в нашем государстве, переживающем сложный переходный период своего развития. Конституционный строй может и должен изменяться применительно к изменяющимся общественным реалиям (что и происходит на протяжении последнего десятилетия достаточно интенсивно), но сущность его, его основа должны оставаться неизменными и изменяться только по воле народа, выраженной в строгой правовой форме.

Важной составляющей частью основ конституционного строя являются нормы-провозглашения, (Кравец И.А. Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления. СПб. 2005. С.140.), содержащие характеристики российского государства как государства демократического, федеративного, правового (ст. 1 Конституции РФ), суверенного (ст.4 Конституции РФ), социального (ст.7 Конституции РФ), светского (ст.14 Конституции РФ), с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции РФ). Эти нормы не только определяют содержание иных норм конституционного права (Так, например, характеристика России как социального государства определяет содержание ст.ст.7, 37, 38, 39, 40 Конституции РФ и других.), но и являются одновременно нормами-целями, которые ориентируют правотворческую и правоприменительную деятельность органов государства и местного самоуправления. (О природе норм-целей, программных норм в конституционном праве см. подробнее: Рянжин В.А. Соотношение нормативных и программных начал в советской конституции//Известия вузов. Правоведение. 1963. № «. С.27-39., Кравец И.А. Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления. СПб.2006.С.134-143.). В тоже время эти провозглашения (дефиниции), несомненно, несут в себе нормативное начало, т.е. как и все другие нормы Конституции РФ имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории РФ (п.1 ст.15 Конституции РФ). Проявлением этого является достаточно частое и эффективное применение этих правовых норм Конституционным Судом РФ, а также другими судами России при разрешении судебных дел. (См. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.11.2004. № 17-П. СЗ РФ 2004., №49. СТ.4948).