logo search
Kudryavtsev_V_N_Korobeynikov_B_V_i_dr_Kurs_sovetskoy_kriminolog

§ 4. Координация предупреждения преступности

Многообразие субъектов, осуществляющих деятельность по предупреждению преступности, и многогранность этой деятельно-

44

сти ставят на повестку дня проблему координации .

Она приобретает особое значение еще в связи и с тем, что в системе субъектов предупреждения преступности участвуют государственные органы и общественные организации, не связанные управленческой подчиненностью.

Осуществление координационных мер среди субъектов профилактической деятельности, не связанных подчиненностью, возможно на основе взаимосогласованных действий, без применения административных мер со стороны как одного, так и другого органа, при строгом соблюдении своих функциональных задач. Это обеспечивается большой разъяснительной работой, высокой сознательностью и пониманием важности борьбы с преступностью.

В процессе координации действий субъектов вырабатывается система взаимосогласованных, строго упорядоченных мер, направленных на достижение определенной цели. Согласованные меры 'олжны быть логически связаны в единое целое, а каждое меро-риятие, осуществляемое тем или иным координируемым учрежде-ием, — являться звеном единого действия. Согласованность дей-твии позволяет подчинить управление профилактикой единой це-~ борьбе за сокращение преступности. Пропорции участия оъектов во время взаимных действий определяются характером

125

объекта воздействия, задачами, стоящими перед субъектами пр филактики.

Виды и субъекты координационной деятельности. Сложност системы субъектов профилактики, многообразие проблем, рещ^ мых в процессе предупреждения преступности, порождают сло>к ные координационные связи. С учетом характера, функциональ ных задач, условий действия субъектов профилактики формы координации делятся на следующие группы.

Комплексная административно-территориальная координации Этот вид охватывает всю систему субъектов профилактической деятельности, функционирующую в условиях района, города, области, края, республики и в целом по стране, что позволяет комплексно осуществить совокупность социально-экономических, правовых, идейно-воспитательных, культурно-бытовых и других мер в целях координации мер по предупреждению преступлений и иных правонарушений.

В условиях административно-территориальных единиц вся деятельность по предупреждению преступности осуществляется под руководством партийных комитетов и Советов народных депутатов. Партийные комитеты объединяют и координируют в борьбе с правонарушениями усилия государственных, общественных организаций, трудовых коллективов, идеологических учреждений, семьи и школы50. Советы народных депутатов в соответствии с Конституцией СССР призваны обеспечивать соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, а также координировать на своей территории работу всех государственных и общественных органов по предупреждению правонарушений6 .

При исполкомах Советов народных депутатов создаются советы профилактики, которые координируют работу государственных органов и общественных организаций, осуществляющих профилактическую деятельность на подведомственных территориях.

Предметно-целевая координация охватывает собою координационную деятельность определенного круга субъектов для достижения поставленной цели в системе предупреждения преступности.

В этом виде координаторами выступают:

комиссии по делам несовершеннолетних — по отношению деятельности всех государственных органов и общественных организаций, трудовых коллективов, призванных вести воспитательную работу среди несовершеннолетних;

комиссии по борьбе с пьянством, осуществляющие в соответствии с положением об этих комиссиях координацию деятельності государственных органов и общественных организаций по борьбе с пьянством52;

наблюдательные комиссии исполкомов Советов народных депу' татов, осуществляя контроль за воспитательной работой с лицам», отбывающими наказание, переданными на поруки, освобожденнь ми из мест лишения свободы, а также оказывая помощь в труД вом устройстве лицам, вернувшимся из мест лишения свобод6 '

126

самым проводят работу по предупреждению рецидивной преступности;

оординационные советы по правовой пропаганде осуществля-координацию соответствующей деятельности государственных * ганов и общественных организаций.

За последнее время в отдельных отраслях народного хозяйства здаются специальные формирования, призванные осуществлять ординацию по предупреждению хищений государственного и общественного имущества.

Координация субъектов с одинаковой компетенцией охватывает обою деятельность общественных организаций, имеющих разветвленную сеть. Так, общественные советы по работе товарищеских судов создаются при исполкомах местных Советов народных депутатов для оказания товарищеским судам методической помощи, координации их деятельности, организации учебы и обмена опытом работы; штабы добровольных народных дружин координируют работу дружин, действующих в условиях административно-территориальных единиц.

В силу того, что руководство работой Советов общественных пунктов охраны порядка осуществляют местные Советы, которые призваны обеспечивать их взаимодействие с государственными и общественными органами, в ряде городов и районов при исполкомах Советов народных депутатов создаются в этих целях координационные органы.

Внутриотраслевую и внутриобъектную координацию осуществляют:

отдельные ведомства, организации на местах, в функциональную задачу которых входит осуществление профилактики правонарушений. Сюда относятся органы внутренних дел, прокуратура, суды и др.;

советы профилактики правонарушений в трудовых коллективах;

советы общественных пунктов охраны порядка координируют работу представленных в общественном пункте органов обществен-и самодеятельности населения и трудовых коллективов по предупреждению правонарушений. В состав совета входят представители головной партийной организации, товарищеских судов, добро-|льных народных дружин, домовых комитетов и других органов 'Щественной самодеятельности населения, участковые инспектора милиции и др.53.

Межведомственная координация — охватывает собою деятель-•ть двух и более субъектов профилактики. Например, существу-1°°Рдинационный совет правоохранительных органов (прокура-> органы внутренних дел, юстиции, суд). В соответствии с •°ном о прокуратуре СССР (ст. 3) координационную деятель-ь правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и ІМи правонарушениями осуществляет Прокуратура СССР (и на местах).

127

В этом виде возможна координация как между государственными органами, так и между государственными органами и общественными организациями. Такого рода координация получила правовое закрепление для отдельных субъектов профилактической деятельности. Так, в ст. 23 Закона о государственном арбитраже указывается, что органы государственного арбитража координируют свою деятельность по предупреждению нарушений законности с деятельностью других государственных органов.

Формы координации предупреждения преступности. Практикой выработаны многочисленные формы координации предупреждения преступности. Они во многом обусловливаются характером деятельности координируемых субъектов, возможностями, которыми они располагают, а также характером работы, требующей координации.

К числу основных форм относятся:

совместная разработка мер по предупреждению преступлений и иных правонарушений;

принятие скоординированных мер по нейтрализации отрицательных явлений, способствующих совершению преступлений;

оказание практической помощи в координации профилактики нижестоящим органам в условиях одной административно-территориальной единицы;

совместный анализ состояния правонарушений и изучение причин и условий, способствующих их совершению;

участие в разработке планов профилактики правонарушений;

подготовка совместных информации для партийных комитетов о состоянии преступности и мерах ее предупреждения;

организация обмена опытом предупреждения правонарушений:

взаимный обмен информацией, обеспечивающей профилактиче скую деятельность.

Раздел второй

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ

ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ

И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ