Раздел 7.2. Особенности Закона рф «о рекламе»
Цели изучения раздела
Ознакомление с основными положениями Закона «О рекламе» и выявление его особенностей, изменений.
Федеральный закон Российской Федерации «О рекламе» был принят Государственной думой 14 июня 1995г. и вступил в действие 25 июля 1995г., в редакции 2006г. он претерпел существенные изменения. Закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, т.е. отношения между субъектами рынка рекламы. (Ст.22, 23, 30 Закона). За нарушение законодательства, касающегося времени, места и средств размещения рекламы субъекты рынка рекламы несут гражданско-правовую, административную ответственность. (Ст. 31).
Цель Закона направлена на развитие рыночных отношений, защиту от недобросовестной конкуренции в области рекламы, от ограничения конкуренции на рынке товаров, а также защиту прав потребителей товаров, работ и услуг. С другой стороны, целью Закона является правовое регулирование рекламной деятельности как специфической сферы бизнеса. В случае указанных в п.1 ст. 1 Закона «О рекламе», т.е. когда потребители рекламы введены в заблуждение или ненадлежащей рекламой нанесе вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству и деловой репутации указанных лиц, а также если эта реклама посягает на общественные интересы, применяются не только нормы этого Закона, но и нормы гражданского законодательства.
Данный Закон осуществляет основные регулирующие функции в сфере рекламы, конкретизирует требования к рекламе и ее воздействию.
Существенным изменениям Закон подвергся в области требований к рекламе. Ранее статья Закона, содержащая общие требования к рекламе, включала ряд ограничений, налагаемых на рекламу, и ряд указаний на необходимость размещения в рекламе определенных сведений. Отдельно приводились перечни признаков, по которым рекламу следует считать недобросовестной, недостоверной, неэтичной, заведомо ложной или скрытой. При этом все перечисленные виды рекламы не допускались.
В настоящее время перечень основных требований состоит из трех частей:
А) признаки, по которым рекламу следует признать недобросовестной;
Б) признаки, по которым рекламу следует признать недостоверной;
В) иные общие ограничения, налагаемые на рекламу.
Из нового закона исчезли требования о необходимости указания в рекламе номера лицензии и органа ее выдавшего, если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, а также указания на обязательность сертификации товаров. Данные требования не приносили никакой практической пользы.
В Законе уделено большое внимание защите этических норм. Содержатся следующие запреты: реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий, призывать к насилию и жестокости, формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами; в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в т.ч. в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка, официальных государственных символов, религиозных символов, объектов культурного наследия народов РФ. Исчезновение в новом Законе статьи, запрещающей заведомо ложную рекламу, объясняется просто: любая заведомо ложная реклама является недостоверной, понятие и признаки которой подробно раскрываются, и, соответственно, не допускается.
Понятие скрытой рекламы, равно как и ее запрет не исчезли полностью из нового закона, а почти в неизменном виде были включены в перечень запретов, содержащихся в основных требованиях к рекламе.
Перечень признаков недобросовестной рекламы в новом законе претерпел ряд изменений:
запрет на введение потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара полностью отнесен Законом к недостоверной рекламе;
появился запрет на нарушение антимонопольного законодательства. Недобросовестной считается та реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством;
впервые в российском законодательстве вводится запрет на использование так называемых «зонтичных» брендов. Их применение представляет собой рекламу товаров, рекламирование которых жестко ограничено тем или иным законом, - посредством другого товара, имеющего с ним тождественные или сходные до степени смешения средства индивидуализации: название, логотип, форму упаковки или тары и тому подобное. Потребитель в большинстве случае, видя или слыша подобную рекламу, относит ее не к тому товару, который формально рекламируется, а к тому, реклама которого данным способом, в данное время или в данном месте запрещена, и прорекламировать который фактически и хотел рекламодатель.
Часть 3 ст. 5 Закона содержит в себе перечень признаков недостоверной рекламы. Часть из них была в прежнем законе и перенесена в новый с небольшой корректировкой формулировок. В тоже время появились новые признаки.
Новый Закон ввел длинный список товаров, запрещенных в рекламе.
Не допускается реклама:
Наркотических средств, психотропных веществ;
Взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий;
Органов и тканей человека в качестве объектов купли-продажи;
Товаров, подлежащих государственной регистрации;
Товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному подтверждению соответствия требования технических регламентов;
Товаров, на производство или реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений.
В новом законе содержится перечень правоотношений, на которые его действия не распространяются. Новый закон, как и прежний, устанавливает, что его действие не распространяется на политическую рекламу и объявления физических или юридических лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Определяя рамки действия Закона, законодатель исключил из сферы его применения ряд понятий:
- информация, раскрытие которой или распространений либо доведение до потребителя является обязательным в соответствии с федеральным законом;
- справочно-информационные и аналитические материалы, не имеющие в качестве цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
- сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;
- вывески и указателт, не содержащие сведений рекламного характера;
-информация о товаре и изготовителе, об импортере или экспортере, размещенная на товаре или его упаковке;
-любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару.
Основные понятия.
Существенным изменениям подверглись основные понятия, используемые в Законе, в т.ч. само понятие рекламы. В новой редакции Закона реклама определяется как информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и продвижение на рынке. Добавлен в определение понятия такой фрагмент как привлечение внимания. В старом законе речь шла о формировании или поддержании интереса к объекту рекламирования. Использован также в этом определении термин маркетологов «продвижение на рынке».
Определены понятия объекта и товара.
Объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мороприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товар – продукт деятельности (в том числе, работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Упрощено понятие ненадлежащая реклама, содержится понятие контрреклама, но оно не расшифровано. В тексте Закона в то же время содержится указание, что контреклама – это публичное опровержение недостоверной рекламы.
Содержатся определения понятий субъектов рынка рекламы.
Внесены изменения в понятие рекламодатель. Это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и содержание рекламы лицо. Ранее рекламодателем признавалось лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения и последующего распространения рекламы.
Понятие рекламопроизводитель осталось прежним.
Понятие рекламораспространитель изменилось в сторону упрощения и включения в него всех лиц, осуществляющих распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Потребитель рекламы. Теперь им считаются лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама, в отличие от лиц, до сведения которых доводилась реклама (старая редакция). Новый Закон ввел понятия субъекта и объекта рекламной деятельности; спонсор и спонсорская реклама.
Спонсор – лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и трансляции теле-или радиопередачи либо создания и использования иного результата творческой деятельности.
Спонсорская реклама – реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как спонсоре. Стары й закон использовал понятие спонсорства (ст. 19), но это понятие не находило никакого применения на практике.
Новый Закон ввел понятие социальной рекламы. В старом Законе оно использовалось, но не раскрывалось. В качестве отличительного признака социальной рекламы признавалось то, что она представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей.
- Государственное образовательное учреждение
- Тема 1. Правовое регулирование pr-деятельности в Российской Федерации.
- Раздел 1.1. Информационное право как основа регулирования
- Раздел 1.2. Закон рф «о средствах массовой информации» и его роль
- Тема 2. Правовой аспект взаимоотношений с потребителями в системе связей
- Раздел 1.1. Основы взаимоотношений с потребителями и
- Раздел 2.2. Система государственного контроля и общественной защиты
- Тема 3 Правовое регулирование защиты информации и гарантии
- Раздел 3.1.Законодательство об открытой и конфиденциальной
- Раздел 3.2. Система защиты и ответственность за разглашение
- Тема 4. Международный опыт правового и этического регулирования
- Раздел 4.1. Правовое регулирование pr-деятельности зарубежных стран.
- Раздел 4.2. Международные профессиональные объединения pr
- Раздел 4.3. Основные положения Российского Кодекса этических
- Тема 5. Негосударственная система регулирования рекламной деятельности.
- Раздел 5.1. Этические проблемы рекламной деятельности.
- Раздел 5.2. Саморегулирование рекламной деятельности.
- Раздел 5.3. Саморегулирование рекламной деятельности
- Тема 6. Кодексы рекламной деятельности.
- Раздел 6.1. Международный кодекс рекламной практики.
- Раздел 2. Рекламные кодексы России и Великобритании.
- Тема 7. Правовое регулирование рекламной деятельности.
- Раздел 7.1. Особенности рекламного законодательства в развитых
- Раздел 7.2. Особенности Закона рф «о рекламе»
- Раздел 7.3. Государственное регулирование рекламной деятельности.
- Раздел 7.4. Авторское право в рекламе.
- Тема 8. Политическое консультирование.
- Раздел 8.1. Политическое консультирование, его сущность и функции.
- Раздел 8.2. Национальные модели консалтинга.
- Раздел 12. 3. Особенности политического консультирования в России.
- Тема 9. Модульные технологии в реализации pr-проектов.
- Раздел 9.1. Понятие модульных технологий, содержание и предназначение.
- Раздел 9.2. Базовые материалы как содержательная сторона pr-проекта.
- Тема 10. Интернет-технологии связей с общественностью.
- Раздел 10.1. Интернет как новый коммуникационный канал.
- Раздел 10.2. Специфика построения pr-коммуникации в Интернете.
- Тема 11. Основные направления сотрудничества со сми в pr-деятельности и
- Раздел 11.1. Письменные, устные, визуальные средства pr-коммуникаций
- 1.Наличие точно ориентированной на пр-проект базы данных сми.
- 2.Спланированную на год периодичность проведения пресс-конференций (брифингов), приемов для журналистов.
- 3.Регулярная рассылка пресс-релизов.
- 4. Наличие договоров со сми по поводу освещения деятельности организации.
- 5.Мониторинг сми, отслеживание обратной связи.
- 6.Создание информационных поводов для сми, которые вызовут интерес и будут освещены.
- 7.Учет правовых аспектовобеспечение взаимоотношений со сми (готовность грамотно защитить интересы организации в случае судебных разбирательств).
- 9. Создание и обслуживание Интернет-представительства (сайта).
- Раздел 11.2. Проведение мероприятий с прессой.
- Раздел 11.3. Особенности презентации как распространенного
- Тема 12. Pr-тексты в сми.
- Раздел 12.1. Исследования и планирование в pr-деятельности.
- Раздел 12. 2. Жанровое своеобразие pr-текстов.
- Разновидности и особенности pr-текстов
- 1.1 Основная литература
- 1.2 Дополнительная литература