logo
Конспект лекций по дисц

Раздел 8.1. Политическое консультирование, его сущность и функции.

Цели изучения раздела.

Выявление сущности и роли политического консультирования в политической деятельности.

Одним из лидеров применения политических технологий в ХХ веке стал Э. Бернейс. Для успеха в политической борьбе в ХХ веке потребовались теоретические и практические разработки новых политических технологий. Их родиной стали США. Характерными чертами новых политических технологий является:

- возрастание роли политической рекламы;

- широкое использование возможностей СМИ;

- привлечние различных институтов, изучающих общественное мнение.

Одни из основателей политического консультирования американец М.Риз охарактеризовал тенденции развития политического консультирования и суть профессии: «Консультанты все больше воспринимались как неотъемлемый атрибут всех крупных кампаний, средства массовой информации стали полагаться на нас как на источник информации о политике, включая перспективы и тенденции ее развития.

До настоящего времени не сложилось однозначного мнения в определении понятия «политическое консультирование». Существует множество дефиниций понятия «политический консалтинг». Ситников А.П. и Морозов Е.Г. определяют политическое консультирование как «профессиональную деятельность по интеллектуальному и организационному обеспечению политических кампаний посредством создания и реализации высокоэффективных технологий, способных компенсировать слабость традиционных, т.е. партийно-политических методов реализации лидерства, мобилизации поддержки, осуществления информационно-пропагандистской, индоктринальной и симоволизирующей функций кампаний».

Пушкарева Г.В. под политическим консультированием понимает «процесс оказания профессиональной помощи политикам-практикам в решении ими определенных политических задач».

Соловьев А.И. считает, что политическое консультирование – это «разновидность профессиональной помощи руководителям и персоналу политических организаций (клиенту) в профессиональном решении их специализированных задач на основе снижения рисков их деловой деятельности».

Род политическим консалтингом также понимается профессиональная работа по мониторингу, анализу и аудиту политической ситуации, а также подготовке, реализации и оценке политических проектов и политических решений, - направленная на защиту властных, репутационных (имиджевых) или бизнес-интересов.

Ряд специалистов относят к политическому консалтингу весь комплекс отношений с органами власти. Политический консалтинг не всегда обслуживает интересы действующей власти, а работает и с оппозицией.

Выделяют два вида политического консультирования: внутреннее и внешнее. Внутренне консультирование означает, что помощь политическому или государственному деятелю оказывают штатные работники его аппарата, а также специализированные структуры (пресс-службы, отдел PR и др.). Внешнее консультирование состоит в том, что услуги оказывают на платной основе независимые агентства, к помощи которых прибегают тогда, когда возможностей штатных работников недостаточно. С понятием политический консалтинг вязано понятие политический консультант. Оно предполагает наличие профессионализма, а также владение соответствующими коммуникативными технологиями.

С 70-хх гг. ХХ века использование политконсалтинга на Западе является стандартом проведения любых выборов. Число консультантов растет. Политическое консультирование оформилось в профессиональное сообщество. Один из лидером французсконо консалтинга Мишель Бонгран создал Международную ассоциацию консультантов политических кампаний. Роль политического консалтинга возрастает по мере развития демократии, вовлечения масс в политику и проведения демократических выборов.

На политическом рынке, где политические деятели предлагают свои услуги, программы, стремятся получить доступ во власть во время выборов, возникает необходимость профессионального позиционирования их самих, идей и программ, что под силу лишь профессиональным консультантам. Агентства политконсалтинга, международные организации консультируют политических лидеров по поводу создания привлекательного имиджа, овладения соответствующими технологиями политической деятельности, проводят конференции, учебные и научные семинары, посвященные проблемам консалтинга, законодательному регулированию этой деятельности, социологическому сопровождению, медиапланированию. В се эти направления деятельности повышают роль политконсалтинга в политической борьбе.