Раздел 8.1. Политическое консультирование, его сущность и функции.
Цели изучения раздела.
Выявление сущности и роли политического консультирования в политической деятельности.
Одним из лидеров применения политических технологий в ХХ веке стал Э. Бернейс. Для успеха в политической борьбе в ХХ веке потребовались теоретические и практические разработки новых политических технологий. Их родиной стали США. Характерными чертами новых политических технологий является:
- возрастание роли политической рекламы;
- широкое использование возможностей СМИ;
- привлечние различных институтов, изучающих общественное мнение.
Одни из основателей политического консультирования американец М.Риз охарактеризовал тенденции развития политического консультирования и суть профессии: «Консультанты все больше воспринимались как неотъемлемый атрибут всех крупных кампаний, средства массовой информации стали полагаться на нас как на источник информации о политике, включая перспективы и тенденции ее развития.
До настоящего времени не сложилось однозначного мнения в определении понятия «политическое консультирование». Существует множество дефиниций понятия «политический консалтинг». Ситников А.П. и Морозов Е.Г. определяют политическое консультирование как «профессиональную деятельность по интеллектуальному и организационному обеспечению политических кампаний посредством создания и реализации высокоэффективных технологий, способных компенсировать слабость традиционных, т.е. партийно-политических методов реализации лидерства, мобилизации поддержки, осуществления информационно-пропагандистской, индоктринальной и симоволизирующей функций кампаний».
Пушкарева Г.В. под политическим консультированием понимает «процесс оказания профессиональной помощи политикам-практикам в решении ими определенных политических задач».
Соловьев А.И. считает, что политическое консультирование – это «разновидность профессиональной помощи руководителям и персоналу политических организаций (клиенту) в профессиональном решении их специализированных задач на основе снижения рисков их деловой деятельности».
Род политическим консалтингом также понимается профессиональная работа по мониторингу, анализу и аудиту политической ситуации, а также подготовке, реализации и оценке политических проектов и политических решений, - направленная на защиту властных, репутационных (имиджевых) или бизнес-интересов.
Ряд специалистов относят к политическому консалтингу весь комплекс отношений с органами власти. Политический консалтинг не всегда обслуживает интересы действующей власти, а работает и с оппозицией.
Выделяют два вида политического консультирования: внутреннее и внешнее. Внутренне консультирование означает, что помощь политическому или государственному деятелю оказывают штатные работники его аппарата, а также специализированные структуры (пресс-службы, отдел PR и др.). Внешнее консультирование состоит в том, что услуги оказывают на платной основе независимые агентства, к помощи которых прибегают тогда, когда возможностей штатных работников недостаточно. С понятием политический консалтинг вязано понятие политический консультант. Оно предполагает наличие профессионализма, а также владение соответствующими коммуникативными технологиями.
С 70-хх гг. ХХ века использование политконсалтинга на Западе является стандартом проведения любых выборов. Число консультантов растет. Политическое консультирование оформилось в профессиональное сообщество. Один из лидером французсконо консалтинга Мишель Бонгран создал Международную ассоциацию консультантов политических кампаний. Роль политического консалтинга возрастает по мере развития демократии, вовлечения масс в политику и проведения демократических выборов.
На политическом рынке, где политические деятели предлагают свои услуги, программы, стремятся получить доступ во власть во время выборов, возникает необходимость профессионального позиционирования их самих, идей и программ, что под силу лишь профессиональным консультантам. Агентства политконсалтинга, международные организации консультируют политических лидеров по поводу создания привлекательного имиджа, овладения соответствующими технологиями политической деятельности, проводят конференции, учебные и научные семинары, посвященные проблемам консалтинга, законодательному регулированию этой деятельности, социологическому сопровождению, медиапланированию. В се эти направления деятельности повышают роль политконсалтинга в политической борьбе.
- Государственное образовательное учреждение
- Тема 1. Правовое регулирование pr-деятельности в Российской Федерации.
- Раздел 1.1. Информационное право как основа регулирования
- Раздел 1.2. Закон рф «о средствах массовой информации» и его роль
- Тема 2. Правовой аспект взаимоотношений с потребителями в системе связей
- Раздел 1.1. Основы взаимоотношений с потребителями и
- Раздел 2.2. Система государственного контроля и общественной защиты
- Тема 3 Правовое регулирование защиты информации и гарантии
- Раздел 3.1.Законодательство об открытой и конфиденциальной
- Раздел 3.2. Система защиты и ответственность за разглашение
- Тема 4. Международный опыт правового и этического регулирования
- Раздел 4.1. Правовое регулирование pr-деятельности зарубежных стран.
- Раздел 4.2. Международные профессиональные объединения pr
- Раздел 4.3. Основные положения Российского Кодекса этических
- Тема 5. Негосударственная система регулирования рекламной деятельности.
- Раздел 5.1. Этические проблемы рекламной деятельности.
- Раздел 5.2. Саморегулирование рекламной деятельности.
- Раздел 5.3. Саморегулирование рекламной деятельности
- Тема 6. Кодексы рекламной деятельности.
- Раздел 6.1. Международный кодекс рекламной практики.
- Раздел 2. Рекламные кодексы России и Великобритании.
- Тема 7. Правовое регулирование рекламной деятельности.
- Раздел 7.1. Особенности рекламного законодательства в развитых
- Раздел 7.2. Особенности Закона рф «о рекламе»
- Раздел 7.3. Государственное регулирование рекламной деятельности.
- Раздел 7.4. Авторское право в рекламе.
- Тема 8. Политическое консультирование.
- Раздел 8.1. Политическое консультирование, его сущность и функции.
- Раздел 8.2. Национальные модели консалтинга.
- Раздел 12. 3. Особенности политического консультирования в России.
- Тема 9. Модульные технологии в реализации pr-проектов.
- Раздел 9.1. Понятие модульных технологий, содержание и предназначение.
- Раздел 9.2. Базовые материалы как содержательная сторона pr-проекта.
- Тема 10. Интернет-технологии связей с общественностью.
- Раздел 10.1. Интернет как новый коммуникационный канал.
- Раздел 10.2. Специфика построения pr-коммуникации в Интернете.
- Тема 11. Основные направления сотрудничества со сми в pr-деятельности и
- Раздел 11.1. Письменные, устные, визуальные средства pr-коммуникаций
- 1.Наличие точно ориентированной на пр-проект базы данных сми.
- 2.Спланированную на год периодичность проведения пресс-конференций (брифингов), приемов для журналистов.
- 3.Регулярная рассылка пресс-релизов.
- 4. Наличие договоров со сми по поводу освещения деятельности организации.
- 5.Мониторинг сми, отслеживание обратной связи.
- 6.Создание информационных поводов для сми, которые вызовут интерес и будут освещены.
- 7.Учет правовых аспектовобеспечение взаимоотношений со сми (готовность грамотно защитить интересы организации в случае судебных разбирательств).
- 9. Создание и обслуживание Интернет-представительства (сайта).
- Раздел 11.2. Проведение мероприятий с прессой.
- Раздел 11.3. Особенности презентации как распространенного
- Тема 12. Pr-тексты в сми.
- Раздел 12.1. Исследования и планирование в pr-деятельности.
- Раздел 12. 2. Жанровое своеобразие pr-текстов.
- Разновидности и особенности pr-текстов
- 1.1 Основная литература
- 1.2 Дополнительная литература